Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж
великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес
погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем
в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях
человека и природы.
В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию
детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это
единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано,
должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что
успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к
каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей
право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является
одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная
деятельность приводит к осознанному пониманию современных задач экологии
потребности личного участия в решении экологических проблем. В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития» (№ 236 от 04.02.1994 г.) и современной экологической доктриной
Российской Федерации – экологическое обучение, воспитание, просвещение
признано одним из важнейших направлений государственной политике в области
экологии. Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в
дошкольных,
дополнительного образования.
общеобразовательных учреждениях и учреждениях
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны
видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба,листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не
развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого
желания познавать.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому
воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека
нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в относительной гармонии с природой.
В процессе работы видно, что дети без особых усилий усваивают
комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной
увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным
явлениям.
В своей работе использую многообразные формы по воспитанию
экологической культуры:
экологические беседы: «Мы – друзья природы», «»Как мы помогаем
природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;
конкурс загадок о природе;
экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;
экскурсии;
составление и отгадывание ребусов о природе;
играпутешествие «По заповедным уголкам мира».В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми,
птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и
рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.
И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране
природных богатств родного края
Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой
посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того,
что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и
закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными
растениями.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не
только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её
понимание и познание.