Влияние
использования ИКТ
на развитие интереса
на уроках математики
через личностно-ориентированный подход
Люманова Марина Владимировна
учитель математики МБОУ СОШ №2 им.Н.И.Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
В настоящее время современное общество предъявляет новые требования к образованию граждан. Поэтому в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса идут существенные изменения. Так в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится, что модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Перед школой стоят важнейшие задачи: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Математика является одной из ведущих школьных дисциплин и это не случайно. Во все времена общество двигалось вперед благодаря людям, которые умели независимо мыслить; людям, которые умели видеть задачи. требующие нестандартных решений в различных областях жизни. Поэтому одной из главных задач школы является задача развития навыков мышления. Перед учителем стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик приобрел навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Для этого надо хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому уроку. Не бояться думать, постоянно находиться в поиске новых педагогических методов и приемов, хорошо знать психологию ученика. Поэтому первостепенные задачи деятельности учителя математики вижу в совершенствовании процесса преподавания в системе личностно-ориентированного обучения; интенсификации и модернизации процесса обучения в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся; формирование всесторонне развитой личности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационно-коммуникационным технологиям, так как в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования.
За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. такой социальный заказ отрабатывается и у нас в школе, причём освоение компьютера ведётся как принципиально нового инструмента познания окружающего мира. Для того, чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. В школе, как правило, применяются в основном классно-урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержен влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 5-6 классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Традиционное объяснение нового материала, подробное и доступное для обучающихся, не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А цель, стоящая перед современной школой, воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, или был бы пассивен и ждал бы , когда же наконец учитель обратит своё внимание на него. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
В данной работе даются характеристики основных подходов к оптимальному решению внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, методические указания по содержанию и организации педагогического процесса, рассматриваются примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности, описываются результаты предложенных способов деятельности.
Работа адресована учителям математики, внедряющим в учебный процесс современные компьютерные технологии.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ПОДХОДА
Под термином «личностно-ориентированный подход» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждым учеником и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Именно через личностно-ориентированный подход учитель способен не только донести до каждого ученика определенный объем знаний, умений и навыков, но и подготовить школьников к жизни, а также способствовать становлению человека, обретения им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого накала. Цель его – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой.
Реализовать личностно-ориентированный подход мне помогают информационно-коммуникационные технологии, позволяющие:
Ø Сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.
Ø Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях.
Ø Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
Ø Раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.
Ø Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
Ø Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Ø Повысить эффективность урока, сделать урок более динамичным, увлекательным. Интерактивная доска улучшает восприятие материала. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии, а также преподносить новую информацию, стимулировать обсуждение темы и процесс выдвижения новых идей.
Ø Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность, в их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности, они позволяют достичь свободы творчества участников образовательного процесса.
Таким образом, использование ИКТ на уроках математики позволит:
Ø усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
Ø развить логическое мышление и пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления;
Ø привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Ø повысить познавательный интерес к предмету;
Ø создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
Ø способствовать формированию ИКТ компетентности.
Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач. По результатам педагогических исследований можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:
· новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;
· цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
· компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
· с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
· компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
· намного расширяются наборы применяемых учебных задач;
· благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Особенность организации учебного процесса – ориентация на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки.
Может показаться, что некоторые задачи обязательного уровня достаточно просты и поэтому не требуют к себе особого внимания. Однако добиться того, чтобы каждый ученик свободно справлялся с такими заданиями не так просто. Практика показывает, что значительная часть учащихся не владеет в необходимой степени опорными знаниями, умениями и навыками. Порой не только ученики, стабильно имеющие оценку «3» не справляются с заданиями уровня обязательных результатов обучения, но и «хорошисты» допускают грубейшие ошибки, которые свидетельствуют о существенных пробелах в знаниях учащихся. Эти пробелы могут сказаться и не сегодня и не завтра, а в следующем классе, и тогда хорошо успевающий ученик станет испытывать трудности в выполнении заданий и переходит в разряд слабоуспевающих.
Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке – вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них – использование информационно-коммуникационных технологий. Исследования показали, что применение современных компьютерных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. Наряду с иллюстративно-объяснительными методами обучения, используется широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.
Многое зависит от мастерства учителя, от его умения владеть и эффективно применять богатый арсенал имеющихся приемов и методов обучения. В то же время при организации учебного процесса на основе личностно-ориентированного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий существует ряд требований:
1. Овладение основными теоретическими фактами, является необходимым условием для формирования умения решать задания обязательного уровня.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы.
5. Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
6. Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.
7. Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
8. Уделять внимание мотивации учения.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ученики глубже поняли тему урока и творчески проявили себя.
В результате работы над проблемой сложилась методическая система:
Плюсы обучения с использованием компьютера:
• обучающийся может вернуться к предыдущему компоненту
• индивидуализация обучения
• увеличение скорости и качества усвоения материала
• увеличение практической ценности получаемых знаний
Новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, электронные таблицы, текстовые, графические редакторы, мультимедиа, модули ОМС, Интернет) способствуют развитию творческой познавательной деятельности учащихся.
Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Тем не менее информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.
Использование компьютера на уроках математики наиболее эффективно
• При проведении устного счета
• При изучении нового материала
• При проверке фронтальных самостоятельных работ
• При решении задач обучающего характера
• При организации исследовательской деятельности учащихся
• При проведении практических и лабораторных работ в виртуальных лабораториях.
При изучении новой темы наиболее часто используются уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока учитель сопровождает демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Презентации к урокам создает не только учитель, ученики охотно выполняют задание создания презентации, проявляя самостоятельность и творчество.
Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы-тренажеры, контролирующие, информационно-справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые и другие виды программ.
Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий необходимо использовать ИКТ. Уроки-исследования с использованием обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно добывать знания в ходе исследовательской деятельности.
Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства учащихся не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Открытая математика. Стереометрия» (ФИЗИКОН). Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры, дает видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием. Данная программа применяется на уроках, как вариант индивидуального задания, особенно при изучении одной из трудных тем: «Комбинация геометрических фигур» и для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание.
Обучающиеся программы этой же серии «Открытая математика. Алгебра» и «Открытая математика. Функции и графики» помогают учителю в организации учебного процесса. Интерактивные модели этих программ дают возможность учащимся нагляднее представить математические задачи и соотнести их с реальными жизненными ситуациями. Кроме того, имеется возможность изменения параметров, входящих в ту или иную модель, что позволяет глубже понять механизм решения стоящей задачи.
Программа «Живая геометрия» является электронным аналогом готовальни с дополнительными динамическими возможностями и со стандартными компьютерными функциями типа редактирования, позволяет создавать красочные варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также производить все необходимые изменения. Программа позволяет производить все необходимые измерения, а также вычисления над ними. Работать с данной программой учащимся очень нравится, они с большим интересом выполняют практические работы в школьном курсе геометрии.
Живые чертежи можно сохранять в отдельном файле, сохраняя динамичность. Данные файлы можно использовать автономно, но при условии, что на компьютере установлен программный модуль «Живая геомерия».
Эти программы позволяют учащимся наглядно ознакомиться с новым материалом, увидеть и услышать ответы на поставленные учителем вопросы, самим активно участвовать в учебном процессе. При работе с программой ученику приходится неоднократно переходить с одного уровня геометрического мышления на другой, например, от зрительного к описательному, либо наоборот. При этих переходах ученик проявляет и развивает свое понимание и геометрическое «видение».
Обучающие программы можно использовать и в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся целесообразно использовать тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
Применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. Программу для тестирования составить можно по любой теме с помощью универсального программного обеспечения Microsoft Excel. При этом следует установить такие варианты, как задание вопросов в случайном порядке, перемешивание вариантов ответов на вопросы. Такая установка дает возможность каждому ученику работать самостоятельно, не отвлекая соседа, спрашивая ответ на тот или иной вопрос, так как подача вопросов и ответ у всех идет по-разному. После выполнения теста высвечивается оценка.
Упражнение: Наибольшее, наименьшее значение функции
|
Тест с множественным выбором
Для
каждого из следующих вопросов есть только один правильный ответ. Вы можете
кликнуть на любом значке вопроса, он раскроется и покажет - верный ответ или
нет.
|
Такой вид работы повышает активность обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.
Не следует забывать и о методе проектов, позволяющем повысить активность познавательной деятельности. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их интерес к предмету, а как следствие повышает познавательную активность.
Еще одна важная черта метода в том, что осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
При использовании метода проектов в образовательном процессе, следует придерживаться следующих этапов.
Основные этапы метода проекта.
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовка. |
Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. |
Сбор информации. Обсуждение задания. |
Мотивация деятельности учащихся. Объяснение целей проекта. Наблюдение. |
2. Планирование. |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формулировка задач. Уточнение информации (источников). Выбор и обоснование критериев успеха. |
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдение. |
3. Принятие решения. |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Проведение анализа и синтеза идей. Исследование. |
Наблюдение. Консультирование. |
4. Выполнение. |
Работа над проектом. Оформление. |
Исследование. Работа над проектом. Оформление проекта. |
Наблюдение. Консультирование. |
5. Оценка результатов. |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели. |
Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке. |
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта. |
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
При работе над проектами учащимся целесообразно пользоваться следующими памятками:
«Как написать отчет о выполнении проекта»
Памятка для учащихся 5-7 классов.
1. Опиши желаемую ситуацию и обоснуй ее выбор.
2. Укажи, что надо изменить в реальной ситуации.
3. Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.
4. Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.
5. Опиши свой планируемый результат, опираясь на заданные учителем критерии оценки.
6. Дай оценку полученному результату в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.
7. Укажите причины успехов и неудач, пути их преодоления.
8. Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?
9. Укажи источник новой информации. Какие из них нашел самостоятельно?
10. Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?
Памятка для учащихся 8-9 классов.
1. Укажи проблему и причину ее возникновения.
2. назови цель работы, связанную с проблемой.
3. Перечисли задачи работы.
4. Представь план работы.
5. Опиши предполагаемый результат.
6. Назови критерии, по которым можно оценить результат.
7. Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.
8. Укажи источники информации.
9. Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).
10. Обоснуй выбор формы презентации.
11. Сравни полученный результат с предполагаемым.
12. Назови тех, кому результат твоего исследования будет интересен и полезен.
Памятка для учащихся 10-11 классов.
1. Обоснуй свой выбор данной проблемы.
2. Каковы причины и последствия ее существования?
3. Кого волнует эта проблема и почему?
4. Каким образом можно решить данную проблему?
5. Что необходимо для этого сделать?
6. В чем состоит предполагаемая ценность данного результата исследования?
7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?
8. Зачем тебе нужно было выступление?
9. Как ты готовился к выступлению?
10. Доволен ли ты результатом?
11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?
Учащиеся довольно легко включаются в новую для них форму деятельности. В результате они намного быстрее осваивают компьютер, у них появляется устойчивый интерес к изучаемому предмету, многим удается проявить свои ранее неизвестные способности.
Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, часто встречаются мультимедийные учебные пособия по математике, которое не в полной мере соответствуют школьной программе (используется нетипичная терминология, другие отличные от школы, системы аксиом, громоздкая система ввода информации).
В настоящее время эта проблема решается, идет разработка и создание новых электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Они представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Другими словами это электронные учебные продукты, позволяющие решить 3 основные проблемы современных ЭОР.
1 проблема:
ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими, что вызвано сложностями распространения в глобальной сети интерактивного мультимедийного контента
2 проблема:
До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.
3 проблема:
ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные траектории учащихся.
Принцип организации ОМС
· По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.
· В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
q модуль получения информации (И-тип);
q модуль практических занятий (П-тип);
q модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является ее открытость.
Совокупный контент ОМС открыт для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или появилась более современная мультимедиа технология для представления учебных объектов)
Каждый ЭУМ открыт для изменений, дополнений, полной модернизации.
Для воспроизведения электронных учебных модулей на компьютере пользователя должен быть установлен ОМС-плеер. Для его установки используют диск 56 из СБППО «Первая помощь».
Электронные учебные модули могут быть загружены из Интернет, или распространяться на дисках и других носителях
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
q http://fcior.edu.ru
q http://eor.edu.ru
Учитель использует ЭОР:
· во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекции;
· для закрепления в процессе выполнения самостоятельной работы с интерактивным модулем;
· для проведения демонстрационных, лабораторных, практических работ;
· для быстрого и своевременного контроля знаний с последующей проверкой, анализом и коррекцией;
· для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности;
· для организации широкого доступа учащихся к информационным источникам.
Ученик использует ЭОР:
· проведения опытов в виртуальной лаборатории
· получения дополнительной информации, удовлетворения своей любознательности, своего интереса к изучению предмета
· подготовки к выполнению практической или лабораторной работы (повторить правила ТБ, проверить ту ли методику проведения опыта он использует, провести виртуальные эксперименты...);
· проверки своих знаний, например, при подготовке к контрольной работе;
· создания своих творческих работ (сайты, рефераты и т.д.);
· просто из любопытства, что само по себе может вызвать определённый интерес к изучению предмета;
· построения индивидуальных образовательных траекторий.
Уроки с использование ОМС целесообразнее проводить в кабинете информационных технологий, где каждый ученик получает возможность работать в индивидуальном режиме за компьютером, выбирать свой темп работы и уровень сложности заданий.
Применение интерактивной доски на уроках математики педагогически оправдано, так как предоставляет уникальную возможность для работы и творчества и легка в управлении (достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере).Урок с использованием интерактивной доски имеет ряд преимуществ:
Ø Обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Ø Развитие мотивации благодаря разнообразному увлекательному использованию ресурсов.
Ø Возможность для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Ø Обеспечение хорошего темпа урока.
Ø Возможность сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала.
Ø Упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов.
Ø Многократное использование разработанных материалов.
Ø Стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Практика применения интерактивной доски позволяетвыделить следующие направления ее использования в учебном процессе:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать в слух, коментируясвои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать свои идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.
2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамические ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет учащимся лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.
3. Улучшение темпа урока. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавляя комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для следующих уроков. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранять и использовать в следующий раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть и повторить ключевые моменты предыдущей темы.
В результате: учебное время урока организуется рационально; расширяется возможность в выборе средств и методов обучения; повышается мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.
Не стоит забывать и о вопросе обучения школьников работе с информацией, поступающей по телекоммуникационным каналам, так как подросткам предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных компьютерных клубах, в Интернет-кафе. С использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. Как лучше использовать ресурс Интернет школе? В чем преимущества Интернет-технологий в обучении? При помощи готовых разработок можно быстрее готовиться к урокам, сделать их более интересными и наглядными. Ученики по достоинству оценят современный способ подачи информации, что будет способствовать повышению их мотивации и уважения к авторитету учителя. Это позволит реализовать личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников, обеспечить каждому из них индивидуальную образовательную траекторию. В классно-урочной системе ресурсы
Интернет помогают сделать уроки более интересными и наглядными. Интернет-ресурсы, используемые в работе: федеральные образовательные порталы (www.school.edu.ru, www.ege.edu.ru, www.edu.ru), методические разработки (www.math.ru, www.problems.ru, www.it-n.ru), электронные библиотеки для подготовки к ЕГЭ, творческих и исследовательских работ (www.edu.ru., www.pedlib.ru, kvant.mccme.ru) и многие другие.
Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru. Где представлены задания КИМов всех уровней. А также агенство «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru предоставляет такую возможность. На уроке и вне его при подготовке к ЕГЭ можно использовать интернет-ресурсы www.gotovkege.ru, www.egehelp.ru.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а)в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г)в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований;
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Планируя работу на уроке необходимо не только чередовать виды деятельности на уроке, но и выполнять упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.
Упражнения для глаз.
Ø Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Ø Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Ø Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (4-5 раз)
Ø
Упражнения для укрепления осанки.
1. Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
2. Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперед. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
3. Выполнить наклоны вправо, влево, положив руки на пояс.
4. Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
5. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Для реализации использования ИКТ в учебном процессе необходимо следующее техническое оснащение:
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная доска
Желательно наличие кабинета информационных технологий с локальной сетью и подключением к сети Интернет.
Для определения результатов и их дальнейшего анализа необходимо использовать следующие методы исследования:
Ø Изучение психолого-педагогической характеристики обучающихся (совместно с психологом) данный вид работы помогает ориентироваться на каждого ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, а также создать условия, облегчающие процесс обучения).
Ø Диагностика результативности умений и навыков каждого обучающегося и класса в целом по каждой изученной теме (анализ результатов и планирование дальнейшей деятельности с каждым учеником и классом в целом, что позволяет своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу).
Ø Анкетирование обучающихся и их родителей (с целью выявления потребности в использовании новых информационных технологий).
ЛИТЕРАТУРА
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.
3. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
4. Безруких М. Психофизические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения// Здоровье детей, 2005. №24
5. Бондаренко Е.А., Журин А.А.. Аналитический доклад о состоянии медиаобразования в России. М.: Лаборатория ТСО и медиаобразования Российской Академии образования - Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/sl.htm
6. Брыскина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов//Информатика и образование, 2004. №5
7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2001.
8. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения //Рос. Центр информатизации образования. М., 1992.
9. Методические материалы к урокам математики с компьютерной поддержкой. М: Кудиц, 2002.- Режим доступа: http :// education . kudits . ru / homeandschool .
10. Саввинов Т.Т., Данилов Д.А., Барасханова Е.А. Информационные технологии в сфере образования. Учебное пособие. М.: Academia , 2003.
11. http://www.int-edu.ru
12. http://vschool.km
13. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.