«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»

  • Научные работы
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в статье мои размышления по поводу оценивания обучающихся на уроках химии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо каждому учителю изменить подход к уроку. В статье делюсь своими взглядами на процесс оценивания. Возможно кто -нибудь прочитает и захочет ответить, с удовольствием бы послушала мнения других учителей.мысли по поводу оценивания на уроках химии.
Иконка файла материала статья по оцениванию.docx
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся» Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает  усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.  В психологии  различают понимаемые и реально действующие мотивы.  Обучающиеся  в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их  заниматься учебной деятельностью. Как отмечают исследователи, в мотивации  школьников отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся  хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями  устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что  отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей.  Не все школьники  понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на  нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить  задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности,  рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку.  Отметка  выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому  школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего  престижа.  В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей.  За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать  сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания  важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь  на отметках в дневнике и классном журнале. Отметки будут тормозить процесс  развития учащихся до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости в  решении вопроса о сортировке учащихся на «хороших» и «плохих», пока родители не  откажутся видеть своих детей через призму отметок, пока не поймут, что усилия и  старания каждого ребенка в учебном труде достойны большего внимания, чем  результат. Многие старшеклассники относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в  8­ 9  классах обычно снижается.  Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным  предметам в зависимости от их профессио­нальных намерений.  Оценка значимых  взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и  учебному предме­ту и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального  пути. Самое главное в моей деятельности — это поворот ребенка на самого себя: оценка  того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть».  Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные  составляющие результата оценивания учебной деятельности . В этом случае оценка не  уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.Над данной темой работаю 2 год. На протяжении первого  года сама обучалась и  собирала информацию  по теме своей работы. Ходила на уроки коллегам,  обменивалась опытом. Неоднократно получала советы, рекомендации от учителя 2  категории Ратке Н.А. по данной теме. Первый год было очень сложно, потому что  теоретического материала было достаточно, а как применить на практике – это было  довольно не просто. На первых уроках, как мне кажется, было трудно в том плане, что я сама еще не совсем ясно представляла, что и как должно быть. Методом проб и  ошибок постепенно стал появляться результат. Оценочные листы приходилось часто  переделывать, очень много времени занимает разработка критериев. На уроках не  достаточно времени для этого, да и дети еще не совсем привыкли к такой работе. Не  всегда получается так, как задумывался урок. Порой я не достаточно четко  формулировала задания, что приходилось пояснять и дополнять информацию. А это  тоже время урока. Поэтому оптимально на данный момент, разрабатываю критерии  сама для урока, а в ходе урока мы можем их принять или доработать, либо что – то  изменить. На это уходит не так много времени. Но я считаю, что в дальнейшем ­ когда  обучающиеся будут работать в таком стиле на всех уроках, этой проблемы уже не  будет. Либо она не будет такой острой. Выручает то, что урок химии относится к  естественно математическому направлению, ближе к точным наукам. Поэтому иногда  критерии конкретно для тестовых заданий, для решения упражнений ­ ясные и  прозрачные. Огорчает в работе, что ребята не достаточно объективно относятся к  самооцениванию и взаимооцениванию. То есть их надо обучать честному оцениванию,  доверительным отношениям. Короче еще много проблем, которые надо решать.  Работать самой над разнообразными формами и методами, работать с детьми в данном направлении. И очень важно всем вместе работать над решением проблем. Тогда и  будет результат.  Ведь цель оценивания – создание обратной связи между учеником и учителем,  возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление  учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою  деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать  как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой  как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает  справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на  мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценивание – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.  Следовательно, оно  влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с  окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценивания становится  благотворным при наличии доверия к учителю, где решающую роль играет личность  учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность  создавать атмосферу психологического комфорта.На сегодня повышение мотивации обучающихся очень важная тема и работы  предстоит еще много, каждый урок маленький шажок, маленькое изменение­ если так  будет, потом можно похвастаться какими то достижениями. А пока – это просто труд, ежедневный, всеобъемлющий !

Посмотрите также