в статье мои размышления по поводу оценивания обучающихся на уроках химии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо каждому учителю изменить подход к уроку. В статье делюсь своими взглядами на процесс оценивания. Возможно кто -нибудь прочитает и захочет ответить, с удовольствием бы послушала мнения других учителей.мысли по поводу оценивания на уроках химии.
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает
усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. Обучающиеся
в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их
заниматься учебной деятельностью. Как отмечают исследователи, в мотивации
школьников отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся хорошо понимают
объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями
устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что
отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все школьники
понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на
нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить
задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности,
рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку. Отметка
выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому
школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего
престижа.
В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей.
За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать
сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания
важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь
на отметках в дневнике и классном журнале. Отметки будут тормозить процесс
развития учащихся до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости в
решении вопроса о сортировке учащихся на «хороших» и «плохих», пока родители не
откажутся видеть своих детей через призму отметок, пока не поймут, что усилия и
старания каждого ребенка в учебном труде достойны большего внимания, чем
результат.
Многие старшеклассники относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в
8 9 классах обычно снижается.
Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным
предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Оценка значимых
взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и
учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального
пути.
Самое главное в моей деятельности — это поворот ребенка на самого себя: оценка
того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть».
Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные
составляющие результата оценивания учебной деятельности . В этом случае оценка не
уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.Над данной темой работаю 2 год. На протяжении первого года сама обучалась и
собирала информацию по теме своей работы. Ходила на уроки коллегам,
обменивалась опытом. Неоднократно получала советы, рекомендации от учителя 2
категории Ратке Н.А. по данной теме. Первый год было очень сложно, потому что
теоретического материала было достаточно, а как применить на практике – это было
довольно не просто. На первых уроках, как мне кажется, было трудно в том плане, что
я сама еще не совсем ясно представляла, что и как должно быть. Методом проб и
ошибок постепенно стал появляться результат. Оценочные листы приходилось часто
переделывать, очень много времени занимает разработка критериев. На уроках не
достаточно времени для этого, да и дети еще не совсем привыкли к такой работе. Не
всегда получается так, как задумывался урок. Порой я не достаточно четко
формулировала задания, что приходилось пояснять и дополнять информацию. А это
тоже время урока. Поэтому оптимально на данный момент, разрабатываю критерии
сама для урока, а в ходе урока мы можем их принять или доработать, либо что – то
изменить. На это уходит не так много времени. Но я считаю, что в дальнейшем когда
обучающиеся будут работать в таком стиле на всех уроках, этой проблемы уже не
будет. Либо она не будет такой острой. Выручает то, что урок химии относится к
естественно математическому направлению, ближе к точным наукам. Поэтому иногда
критерии конкретно для тестовых заданий, для решения упражнений ясные и
прозрачные. Огорчает в работе, что ребята не достаточно объективно относятся к
самооцениванию и взаимооцениванию. То есть их надо обучать честному оцениванию,
доверительным отношениям. Короче еще много проблем, которые надо решать.
Работать самой над разнообразными формами и методами, работать с детьми в данном
направлении. И очень важно всем вместе работать над решением проблем. Тогда и
будет результат.
Ведь цель оценивания – создание обратной связи между учеником и учителем,
возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление
учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою
деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать
как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой
как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает
справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на
мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценивание –
мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.
Следовательно, оно влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с
окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценивания становится
благотворным при наличии доверия к учителю, где решающую роль играет личность
учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность
создавать атмосферу психологического комфорта.На сегодня повышение мотивации обучающихся очень важная тема и работы
предстоит еще много, каждый урок маленький шажок, маленькое изменение если так
будет, потом можно похвастаться какими то достижениями. А пока – это просто труд,
ежедневный, всеобъемлющий !