«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
химия
Взрослым
02.04.2017
в статье мои размышления по поводу оценивания обучающихся на уроках химии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо каждому учителю изменить подход к уроку. В статье делюсь своими взглядами на процесс оценивания. Возможно кто -нибудь прочитает и захочет ответить, с удовольствием бы послушала мнения других учителей.мысли по поводу оценивания на уроках химии.
статья по оцениванию.docx
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает
усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
В психологии различают понимаемые и реально действующие мотивы. Обучающиеся
в большинстве своем понимают, для чего надо учиться, но это не побуждает их
заниматься учебной деятельностью. Как отмечают исследователи, в мотивации
школьников отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся хорошо понимают
объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями
устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что
отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все школьники
понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на
нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить
задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности,
рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку. Отметка
выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому
школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего
престижа.
В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей.
За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать
сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания
важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь
на отметках в дневнике и классном журнале. Отметки будут тормозить процесс
развития учащихся до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости в
решении вопроса о сортировке учащихся на «хороших» и «плохих», пока родители не
откажутся видеть своих детей через призму отметок, пока не поймут, что усилия и
старания каждого ребенка в учебном труде достойны большего внимания, чем
результат.
Многие старшеклассники относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в
8 9 классах обычно снижается.
Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным
предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Оценка значимых
взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и
учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального
пути.
Самое главное в моей деятельности — это поворот ребенка на самого себя: оценка
того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть».
Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные
составляющие результата оценивания учебной деятельности . В этом случае оценка не
уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям. Над данной темой работаю 2 год. На протяжении первого года сама обучалась и
собирала информацию по теме своей работы. Ходила на уроки коллегам,
обменивалась опытом. Неоднократно получала советы, рекомендации от учителя 2
категории Ратке Н.А. по данной теме. Первый год было очень сложно, потому что
теоретического материала было достаточно, а как применить на практике – это было
довольно не просто. На первых уроках, как мне кажется, было трудно в том плане, что
я сама еще не совсем ясно представляла, что и как должно быть. Методом проб и
ошибок постепенно стал появляться результат. Оценочные листы приходилось часто
переделывать, очень много времени занимает разработка критериев. На уроках не
достаточно времени для этого, да и дети еще не совсем привыкли к такой работе. Не
всегда получается так, как задумывался урок. Порой я не достаточно четко
формулировала задания, что приходилось пояснять и дополнять информацию. А это
тоже время урока. Поэтому оптимально на данный момент, разрабатываю критерии
сама для урока, а в ходе урока мы можем их принять или доработать, либо что – то
изменить. На это уходит не так много времени. Но я считаю, что в дальнейшем когда
обучающиеся будут работать в таком стиле на всех уроках, этой проблемы уже не
будет. Либо она не будет такой острой. Выручает то, что урок химии относится к
естественно математическому направлению, ближе к точным наукам. Поэтому иногда
критерии конкретно для тестовых заданий, для решения упражнений ясные и
прозрачные. Огорчает в работе, что ребята не достаточно объективно относятся к
самооцениванию и взаимооцениванию. То есть их надо обучать честному оцениванию,
доверительным отношениям. Короче еще много проблем, которые надо решать.
Работать самой над разнообразными формами и методами, работать с детьми в данном
направлении. И очень важно всем вместе работать над решением проблем. Тогда и
будет результат.
Ведь цель оценивания – создание обратной связи между учеником и учителем,
возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление
учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою
деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать
как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой
как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает
справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на
мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценивание –
мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.
Следовательно, оно влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с
окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценивания становится
благотворным при наличии доверия к учителю, где решающую роль играет личность
учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность
создавать атмосферу психологического комфорта. На сегодня повышение мотивации обучающихся очень важная тема и работы
предстоит еще много, каждый урок маленький шажок, маленькое изменение если так
будет, потом можно похвастаться какими то достижениями. А пока – это просто труд,
ежедневный, всеобъемлющий !
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
«Влияние оценивания на повышение учебной мотивации обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.