Цель: Знакомство с произведением, отработка навыков быстрого выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, познание новых слов. Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.
Оборудование: иллюстрации с изображением лягушки, уток, осенней природы; диск Чайковского “Времена года”.
Ход урока
I. Оранизационный момент
На доске – пословица.
Учитель. Как понимаете смысл пословицы: “Хвастовство само себя наказывает”.
Дети отвечают.
II. Сообщение темы урока
(Звучит отрывок из Чайковского “Времена года”.)
Учитель. Какое настроение создает музыка? Почему? Какие картины природы вы представили? Сегодня мы знакомимся с литературной сказкой Гаршина В.М. “Лягушка-путешественница”.
III. Викторина по прочитанным произведениям
(Ребята должны узнать ранее прочитанные произведения и назвать автора. К каждому отрывку подобрать музыку Чайковского.)
В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница"
Цель: Знакомство с произведением, отработка навыков быстрого выразительного чтения, умение
анализировать прочитанное, познание новых слов. Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.
Оборудование: иллюстрации с изображением лягушки, уток, осенней природы; диск Чайковского “Времена
года”.
Ход урока
I. Оранизационный момент
На доске – пословица.
Учитель. Как понимаете смысл пословицы: “Хвастовство само себя наказывает”.
Дети отвечают.
II. Сообщение темы урока
(Звучит отрывок из Чайковского “Времена года”.)
Учитель. Какое настроение создает музыка? Почему? Какие картины природы вы представили? Сегодня мы
знакомимся с литературной сказкой Гаршина В.М. “Лягушкапутешественница”.
III. Викторина по прочитанным произведениям
(Ребята должны узнать ранее прочитанные произведения и назвать автора. К каждому отрывку подобрать
музыку Чайковского.)
Первый вариант
1. Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь…
(Плещеев “Весна”)
2. Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно…
(Иван Суриков “Зима”)
3. Мама! Глянька из окошка
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос…
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
(А.А. Фет “Мама! Глянька из окошка”)
4. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьями
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Некрасов “Не ветер бушует над бором”)Второй вариант
Учитель зачитывает текст ребята выполняют работу по карточкам.
Карточка для работы в парах.
Задание: Соотнести название произведения и автора.
Плещеев
Иван
Суриков
А.А. Фет
Некрасов
“Мама! Глянька из
окошка”
“Весна”
“Не ветер бушует над
бором”
“Зима”
Взаимопроверка (на доске – правильно выполненное задание).
IV. Чтение сказки “по цепочке”
1. Проблема: как вы думаете можно ли эту пословицу применить к сказке?
2. Чтение сказки и словарная работа.
Объясните смысл выражения “захватило дух”, “присутствие духа”.
Вопросы для проверки восприятия сказки:
Какое время года?
Какой видим лягушку? (внешний вид)
Как летели утки? и т.д.
4. Применима ли пословица к данной сказке.
5. Какие пословицы вы еще знаете?
V. Физкультминутка
VI. Анализ почитанного
Учитель: Подтверждаем отрывками из текста:
1. Как жилось лягушки в болоте? “Наслаждалась теплым, мелким дождиком”
2. Почему она решилась отправиться в дальние края? “Что такое юг?”
3. Удалось ли путешествие?
4. Когда лягушка забыла об осторожности? Почему?
VII. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов
На доске:
Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, находчивая, болтливая, любопытная,
решительная, жизнерадостная, осторожная
VIII. Музыкальная загадка
Слушая музыку Чайковского, дети воспроизводят зрительные ассоциации.
IX. Итог урока
С каким произведением познакомились?
Что узнали нового?
К чему приводит хвастовство?X. Домашнее задание
Читать, пересказ понравившегося эпизода сказки.