В.М. Тушнова "Стихи о дочери"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века; • Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим произведением; • Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому. Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки. Ход урока: 1. Орг. момент. I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой. Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу познакомить вас с ее биографией. Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о родных волжских просторах.
Иконка файла материала В.М. Тушнова Стихи о дочери.doc
В.М. Тушнова "Стихи о дочери" Цель:  Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века;  Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим  произведением; Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.  Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки. Ход урока: 1. Орг. момент. I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой. Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу познакомить вас с ее биографией. Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по  родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о  родных волжских просторах. Волга, Волга моя, Всюду – ты, вечно ­ ты, Сколько в жизни тобою Расставленных вех. Отец Вероники, Михаил Павлович, работал в Ветеринарном институте в Казани. Мать Вероники, Александра  Георгиевна, родом из Самары была художницей­любительницей. В Веронике Михайловне много как отцовских, так и материнских черт. Высокий интеллект отца и страстное  увлечение живописью. Жила семья рядом с цирком. Спустя много лет Вероника нарисует своих друзей: клоуна, зверей, птиц. Поэтический дар открылся у Вероники еще в школьные годы. Ее стихи часто появляются в школьной стенгазете,  ее шутки и пародии знала вся школа. Кроме того Вероника обладала исключительной восприимчивостью к  иностранным языкам: немецкому и французскому. После школы в 1928 году она поступает в Казанский  университет на медицинский факультет. В годы войны Вероника Тушнова работает в Казани, врачом, в госпитале. В годы войны она не пишет стихи. И  только и в 1944 году в “Комсомольской правде” печатается цикл “Стихи о дочери”, получивший широкий  читательский отклик. ...Есть еще одна важная сторона творчества В. Тушновой ­ это ее неустанная переводническая деятельность.  Она переводила поэтов Прибалтики. Кавказа и Средней Азии, попов Польши и Румынии, Югославии и Индии... Вероника Тушнова скончалась 7 июля 1965 года после тяжелой болезни. ­ Что вам запомнилось из биографии Вероники Тушновой. II. Работа над стихотворением “Стихи о дочери”. Фотографии В.М. Тушновой с дочерью Наташей. Первое­стихотворение с которым мы познакомимся “Стихи о дочери”. Оно рассказывает о детстве не самой  поэтессы, а ее маленькой дочери Наташи, на долю которой выпали тяжелые годы войны. В наших учебниках  часть этого стихотворения. Мне хотелось познакомить вас с полным произведением. Выразительное чтение стихотворения учителем.­ Кто является героем этого произведения? ­ Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? ­ Почему оно грустное? ­ С каким чувством его нужно читать? ­ Прочитайте стихотворение про себя. Чтение стихотворения учащимися про себя. ­ Какой вам показалась автор стихотворения? (мужественная, сильная духом) ­ Какие строчки говорят о силе ее характера, мужестве? Прочитайте их. (Есть девочка при ней нельзя  заплакать, при ней нельзя о горьком рассказать.) ­ Кто помогает ей перенести все невзгоды? (ее маленькая дочка) ­ Это любовь к дочери. Эта маленькая девочка может понять ее тяготы, поэтому Вероника старается уберечь ее от этого. ­ Какие слова показывают на то, что девочка все понимает о войне? (Она поймет. С недетской теплотой ладошки  мягкие ко мне на плечи лягут.) ­ Какие слова показались вам особенно страшными? (Она меня спросила как­то “Мама, а было так. Что не было  войны?” ­ Как старалась Вероника Тушнова скрасить жизнь дочери? ­ Чему учит это стихотворение? О чем заставляет задуматься? (Что нужно относится к друг другу осторожно,  бережно. Как мы с вами оберегаем своих близких?) ­ Как по ­ вашему, следует читать это стихотворение? Выразительное чтение стихотворения учениками. Обсуждение. III. Физминутка. IV. Работа над стихотворением “Синицы”. Другое стихотворение Вероники Тушновой называется “Синицы”. Выразительное чтение стихотворения ученицей. V. Работа над стихотворением. ­ О чем это стихотворение? ­ Какая главная мысль этого стихотворения? ­ Какие чувства испытывает автор в этом произведении? Чтение про себя Работа над незнакомыми словами (Вскорости ­ В недалеком будущем, всемогущество ­ обладающий неограниченной силой, могуществом). ­ О каком периоде своей жизни рассказывает автор? ­ Какие качества присущи автору в этом произведении? ­ Чему вас научило это стихотворение? Выразительное чтение вслух. VI. Домашнее задание: стр. 153­155. Выразительное чтение стихотворений, по желанию одно наизусть. VII. Итог урока.­ Какие чувства, мысли пробудил в вас этот урок? ­ Чему научились, познакомились с этими произведениями? ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ 1911 27 марта родилась в Казани в семье Михаила Павловича Тушнова, профессора, впоследствии академика  ВАСХНИЛ 1919 ­ Поступила в школу №l4 г. Казани. 1928 ­ Поступила на медицинский факультет Казанского университета. 1931 ­ Переехала с родителями в Ленинград, где закончила 1­й Ленинградский медицинский институт. 1934 ­ Проходит аспирантуру в г. Москве. Вышла замуж за Ю.Б. Розинского, врача ­ психиатра. Первое  появление стихов в печати; рождение дочери Наташи. Принята в Литературный институт. 1941­1945 ­ Работает врачом в эвакогоспиталях Казани и Москвы. 1947 ­ Участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей. 1954­1965 ­ Работа над переводами стихов Г. Тукая, М. Джалиля, Р. Тагора, Е. Багряны и многих других. 1965 7 июля ­ В. Тушнова скончалась после тяжелой болезни. Список литературы 1. Методическое пособие. Чтение 4 класс/ сост. С.В. Савинова – Волгоград, 2003. 2. Тушнова В.М. Лирика – М: Эксмо, 2003.

Посмотрите также