Цель:
• Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века;
• Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим произведением;
• Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.
Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки.
Ход урока:
1. Орг. момент.
I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой.
Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу познакомить вас с ее биографией.
Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о родных волжских просторах.
В.М. Тушнова "Стихи о дочери"
Цель:
Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века;
Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим
произведением;
Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.
Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки.
Ход урока:
1. Орг. момент.
I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой.
Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу
познакомить вас с ее биографией.
Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по
родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о
родных волжских просторах.
Волга, Волга моя,
Всюду – ты, вечно ты,
Сколько в жизни тобою
Расставленных вех.
Отец Вероники, Михаил Павлович, работал в Ветеринарном институте в Казани. Мать Вероники, Александра
Георгиевна, родом из Самары была художницейлюбительницей.
В Веронике Михайловне много как отцовских, так и материнских черт. Высокий интеллект отца и страстное
увлечение живописью.
Жила семья рядом с цирком. Спустя много лет Вероника нарисует своих друзей: клоуна, зверей, птиц.
Поэтический дар открылся у Вероники еще в школьные годы. Ее стихи часто появляются в школьной стенгазете,
ее шутки и пародии знала вся школа. Кроме того Вероника обладала исключительной восприимчивостью к
иностранным языкам: немецкому и французскому. После школы в 1928 году она поступает в Казанский
университет на медицинский факультет.
В годы войны Вероника Тушнова работает в Казани, врачом, в госпитале. В годы войны она не пишет стихи. И
только и в 1944 году в “Комсомольской правде” печатается цикл “Стихи о дочери”, получивший широкий
читательский отклик.
...Есть еще одна важная сторона творчества В. Тушновой это ее неустанная переводническая деятельность.
Она переводила поэтов Прибалтики. Кавказа и Средней Азии, попов Польши и Румынии, Югославии и Индии...
Вероника Тушнова скончалась 7 июля 1965 года после тяжелой болезни.
Что вам запомнилось из биографии Вероники Тушновой.
II. Работа над стихотворением “Стихи о дочери”.
Фотографии В.М. Тушновой с дочерью Наташей.
Первоестихотворение с которым мы познакомимся “Стихи о дочери”. Оно рассказывает о детстве не самой
поэтессы, а ее маленькой дочери Наташи, на долю которой выпали тяжелые годы войны. В наших учебниках
часть этого стихотворения. Мне хотелось познакомить вас с полным произведением.
Выразительное чтение стихотворения учителем. Кто является героем этого произведения?
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Почему оно грустное?
С каким чувством его нужно читать?
Прочитайте стихотворение про себя.
Чтение стихотворения учащимися про себя.
Какой вам показалась автор стихотворения? (мужественная, сильная духом)
Какие строчки говорят о силе ее характера, мужестве? Прочитайте их. (Есть девочка при ней нельзя
заплакать, при ней нельзя о горьком рассказать.)
Кто помогает ей перенести все невзгоды? (ее маленькая дочка)
Это любовь к дочери. Эта маленькая девочка может понять ее тяготы, поэтому Вероника старается уберечь ее
от этого.
Какие слова показывают на то, что девочка все понимает о войне? (Она поймет. С недетской теплотой ладошки
мягкие ко мне на плечи лягут.)
Какие слова показались вам особенно страшными? (Она меня спросила както “Мама, а было так. Что не было
войны?”
Как старалась Вероника Тушнова скрасить жизнь дочери?
Чему учит это стихотворение? О чем заставляет задуматься? (Что нужно относится к друг другу осторожно,
бережно. Как мы с вами оберегаем своих близких?)
Как по вашему, следует читать это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения учениками. Обсуждение.
III. Физминутка.
IV. Работа над стихотворением “Синицы”.
Другое стихотворение Вероники Тушновой называется “Синицы”.
Выразительное чтение стихотворения ученицей.
V. Работа над стихотворением.
О чем это стихотворение?
Какая главная мысль этого стихотворения?
Какие чувства испытывает автор в этом произведении?
Чтение про себя
Работа над незнакомыми словами
(Вскорости В недалеком будущем, всемогущество обладающий неограниченной силой, могуществом).
О каком периоде своей жизни рассказывает автор?
Какие качества присущи автору в этом произведении?
Чему вас научило это стихотворение?
Выразительное чтение вслух.
VI. Домашнее задание: стр. 153155.
Выразительное чтение стихотворений, по желанию одно наизусть.
VII. Итог урока. Какие чувства, мысли пробудил в вас этот урок?
Чему научились, познакомились с этими произведениями?
ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ
1911 27 марта родилась в Казани в семье Михаила Павловича Тушнова, профессора, впоследствии академика
ВАСХНИЛ
1919 Поступила в школу №l4 г. Казани.
1928 Поступила на медицинский факультет Казанского университета.
1931 Переехала с родителями в Ленинград, где закончила 1й Ленинградский медицинский институт.
1934 Проходит аспирантуру в г. Москве. Вышла замуж за Ю.Б. Розинского, врача психиатра. Первое
появление стихов в печати; рождение дочери Наташи. Принята в Литературный институт.
19411945 Работает врачом в эвакогоспиталях Казани и Москвы.
1947 Участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей.
19541965 Работа над переводами стихов Г. Тукая, М. Джалиля, Р. Тагора, Е. Багряны и многих других.
1965 7 июля В. Тушнова скончалась после тяжелой болезни.
Список литературы
1. Методическое пособие. Чтение 4 класс/ сост. С.В. Савинова – Волгоград, 2003.
2. Тушнова В.М. Лирика – М: Эксмо, 2003.