В.М.ШУКШИН – ПИСАТЕЛЬ, АКТЁР, РЕЖИССЁР. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок позволяет учителю познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, актера, режиссера В.М.Шукшина; раскрыть направления Шукшина именно как деревенского писателя; развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся по опережающим заданиям, навыки монологической устной речи учащихся, умения выступать перед аудиторией, умения слушать выступающего, конспектировать лекционный материал; развивать интеллектуальные способности учащихся; на примере жизни и творчества Шукшина воспитывать любовь к родине, патриотические чувства, нравственные качества, гуманное отношение к людям; прививать интерес к творчеству Шукшина, направленный на изучение советской литературы писателей деревенской прозы.
Иконка файла материала Литература_11 класс_В.М.Шукшин.doc

Урок литературы в 11 классе                                        

Учитель русского языка и литературы  Бутримова Наталья Александровна

 

 

Тема урока: В.М.ШУКШИН – ПИСАТЕЛЬ, АКТЁР, РЕЖИССЁР.  ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ.

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, актера, режиссера В.М.Шукшина; раскрыть направления Шукшина именно как деревенского писателя; развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся по опережающим заданиям, навыки монологической устной речи учащихся, умения выступать перед аудиторией, умения слушать выступающего, конспектировать лекционный материал; развивать интеллектуальные способности учащихся; на примере жизни и творчества Шукшина воспитывать любовь к родине, патриотические чувства, нравственные качества, гуманное отношение к людям; прививать интерес к творчеству Шукшина, направленный на изучение советской литературы писателей деревенской прозы.

 

Тип урока: формирование новых знаний. Урок изучения истории и теории литературы.

Форма организации: урок изучения биографии писателя.

Оборудование: использование слайдовой презентации с помощью ресурсов мультимедийного кабинета; книги с произведениями В.М.Шукшина; музыкальное сопровождение (песни на слова С.А.Есенина), использование видеоролика-кадров из фильма «Калина красная».    

  

 Проект урока  с использованием ИКТ по предмету «Литература»

 

Предмет, класс

Литература, 11 класс

Тема урока

«В.М.ШУКШИН – писатель, актер, режиссер. Хронология жизни и творчества писателя»

Актуальность использования средств ИКТ

Обогащение учебного материала визуальным представлением через демонстрацию.

Цели урока:

Создать условия для…

обучающие

развивающие

воспитательные

 - знакомства с творчеством В.М. Шукшина - писателя, актера, режиссера;

- привития интереса к его творчеству, желания познакомиться с произведениями писателя деревенской прозы.

 

учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
- классифицировать материал;
-  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров);

- развивать культуру грамотного и выразительного построения монологической речи

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу.

- на примере жизни и творчества Шукшина воспитывать любовь к родине, патриотические чувства, нравственные качества, гуманное отношение к людям; прививать интерес к творчеству Шукшина, направленный на изучение советской литературы писателей деревенской прозы.

 

Используемые ресурсы ИКТ

1)      мультимедийный проектор;

2)       доска;

3)      компьютер

Тип урока

Формирование новых знаний  на основе ИКТ. Урок изучения истории и теории литературы.

                      Организационная структура

Длительность этапа

Обычный урок (45 минут).

 

Актуализация прежних знаний, умений и навыков.

Форма организации деятельности учащихся

Промежуточный контроль.

- Вопросы классу.

- Индивидуальная работа по карточкам

 

 

Получение новых знаний, умений и навыков

Основной вид деятельности с ресурсами ИКТ

Демонстрация (мультимедийная коллекция):

1. Презентация

2. Вопросы для обсуждения.

Форма организации деятельности учащихся

- погружение в новую тему,

- постановка проблемного задания,

- просмотр демонстрируемой коллекции,

- работа по опережающим заданиям,

- составление тезисного конспекта.

Функции преподавателя

- организующая, инструктивная.

Основные виды деятельности преподавателя и учащихся

- определение темы урока; постановка целей и задач,

- постановка проблемного задания;

- демонстрация  презентации (наличие слайдов – фотографий, необходимой учебной информации, кадров из фильма «Калина красная», музыкального сопровождения).

Закрепление знаний, умений и навыков.

Составление опорной таблицы:

1) Тематическая связь деревенской прозы с творчеством Шукшина.

-2) Образный мир писателя.

- Работа с учебником «Русская литература»

- Презентация книг В.М.Шукшина из школьной библиотеки.

Домашнее задание

По учебнику стр. 254-261, прочитать рассказы Шукшина «Чудик», «До третьих петухов», «Материнское сердце», «Стенька Разин» и др.

Подведение итогов

Ø Каким открылись для вас личность и творческий мир В.М.Шукшина сегодня?

               

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

Определение целей и задач урока. (Слайдовая презентация по ходу урока).

- Сегодня у нас необычный урок. Урок- встреча с знаменитым писателем, своеобразным драматургом, удивительно талантливым актером В. М. Шукшиным. Сегодня мы постараемся понять, почему его называет «деревенским писателем, как глубоко этот человек любил свою родину, был верен памяти предков, ценил труд; откуда в этом человеке ростки такой высокой нравственности, чести, достоинства и добра, которые он сумел вложить в своих литературных героев.

Записать тему урока: «В.М.Шукшин – писатель, актер, режиссер. Хронология жизни и творчества Шукшина. Знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина будет построено по следующим направлениям:

1. Детство

2. Юность.

3. «Его университеты».

- Шукшин-писатель.

- Шукшин – актер и режиссер.

Вместе со мной урок будете вести вы, мои помощники. Задача каждого учащегося – в течение урока составить тезисный конспект с указанием важных событий, дат, произведений В.Шукшина, для того, чтобы мы смогли  сформулировать основные темы его произведений, определить образы-персонажи.

Но чтобы лучше понять особенности его творчества, необходимо вспомнить, в каких условиях развивалась вообще советская литература III периода.

 

II. Актуализация прежних знаний.

 

1. Повторение теоретического материала по теме «Советская литература III периода»

1) Общий вопрос классу: В каких условиях развивалась советская литература III периода «Приспособление советских ценностей к общечеловеческим»? (связать литературу с историей (литература периода хрущевской «оттепели», литература эпохи застоя; легальная и нелегальная литература). (слайд).

 

2) Работа по карточкам. (После ответа каждого ученика – визуальное повторение данного вопроса через показ слайдов).

 

КАРТОЧКА 1. Назвать основные жанры советской литературы III периода «Приспособление советских ценностей к общечеловеческим».

КАРТОЧКА 2. Дать краткую характеристику деревенской прозы (основные темы, герои, писатели деревенской прозы)

 

III. Получение новых знаний, умений и навыков.

 

1. Вступительное слово учителя. (На фоне показа отрывков из фильма «Калина красная». Музыкальное сопровождение «Моя деревня»)

В.М.Шукшин – яркий представитель деревенской прозы. Начать знакомство с биографией и творчеством Шукшина хочется словами советского писателя П.Л.Проскурина, ярко раскрывающими уникальность В.М.Шукшина (эпиграф записан на доске). Вдумайтесь в эти строчки:

«Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье».

(П. Проскурин)

О какой россыпи дарований идет речь? Почему миллионы сердец замирали в едином порыве? В чем секрет современности творчества Шукшина? Василию Шукшину было дано такое счастье…

(Чтение стихотворения наизусть учителем)

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

«Мое ли это - моя Родина, где я родился и вырос? Мое! Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю ее, живу ею, она придает мне силы. Как где скажут: «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное чувство»,- вспоминал В.Шукшин.

Прекрасная Алтайская земля рождает талантливых людей, имена которых знает вся страна: поэт Р. Рождественский, талантливая актриса Екатерина Савина; актер, губернатор Алтайского края М.Евдокимов  и, конечно, В.М. Шукшин.

 «Малая родина» Шукшина, село Сростки, стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Шукшин в душе до последнего часа своей жизни.

Итак мы открываем завесу жизни Шукшина и окунемся в его детство. Каким оно было у писателя.

 

2. Выступления учащихся по опережающим заданиям.(выступления сопровождаются показом слайдовой презентации по каждому направлению)

1 ДЕТСТВО В.М.Шукшина.

Ученик. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в деревне Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов – колхозники. Предки писателя были переселенцами из Самарской Губернии. Маленькая речушка Шукша была притоком Волги, деревня называлась Шукша, все жители этой деревни были Шукшины. Вся деревня сгорела, и люди от голодной смерти двинулись на земли вольные. На Алтай добирались по 2-3 года. Прадед Василия Макаровича пришел на Алтай в 1867 году.

Шукшины были работающие, мудрые, изобретательные люди. Дед часто говорил матери Шукшина: «Береги Васю, он шибко умный, не по годам».

Василий Макарович вырос без отца, т.к. отец Макар Леонтьевич в возрасте 21 года был арестован в 1933 году и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Из деревни в тот год забрали  105   человек. В   1956   году   дело   было   прекращено,   отца реабилитировали …посмертно.

Мать Мария Сергеевна, опасаясь репрессий, записала сына на свою фамилию Попов. Позже, при получении паспорта, он вернул свою фамилию Шукшин. Василий Шукшин очень любил свою мать, заботился о ней, во всем помогал, жалел, часто называл ее: «Седенькая моя, седушечка моя». Всегда ждал мать с работы на крыльце.

В.М.Шукшин очень много читал, и мать боялась, что он сойдет с ума. Все школьные учебники у него были без обложки и корочек. В эти корочки вкладывал художественную литературу и читал. Читал днем и ночью, даже при лунном свете читал. Он говорил всегда: «Дорог тот, кто находит время читать, вдвойне дорог тот, кто читает и думает».

 

Слово учителя (дополнительно). Еще мальчишкой работал водовозом. Воду возил из реки Катунь на быке. Иногда давали лошадь. Хорошо играл на гармошке, свистел. Был очень доброжелательным! Много работал: косил, копал землю, пилил лес на дрова. Много ходил пешком, для еды собирал мороженую картошку, пшеницу на полосе по зернышку. Поговорить любил.

ВЫВОД: любовь к родине, матери, к чтению были заложены с самого детства.

 

2. ЮНОСТЬ В.М.Шукшина.

Учитель. Юные годы писателя были насыщены бурной трудовой деятельность и желанием найти себя.

Ученик.  В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут нам очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский 17-летний подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший и уже очень много понимавший в этой жизни.

Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробовал поступить в военное авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось.

 

3. «ЕГО  УНИВЕРСИТЕТЫ».

Учитель. Через какие жизненные школы пришлось пройти писателю? Для любого советского юноши первым главным университетом была армия. 

 

Ученик. У Шукшина была флотская закваска. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на Черноморском флоте, в Севастополе,  был старшим матросом, по специальности – радистом. Был очень серьезным, ответственным. Человек слова и дела. В армии служил четыре года. Сразу записался в офицерскую библиотеку. На флоте начал писать рассказы. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин сказал, уже став известным писателем.

После демобилизации по состоянию здоровья он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

 

4. Шукшин-писатель.

Учитель. Самым главным университетом его жизни явилось литературное творчество, потому что именно литературу можно считать дорогой к писательскому и актерскому таланту Шукшина.

Ученик. Привязанность к литературе была очень велика Не имея специального образования, работал, как было сказано, директором вечерней школы в Сростках. «Литература есть правда», - говорил Шукшин.

В 25 лет поехал поступать в Литературный институт в Москве, но не поступил, так как не имел ни одной печатной работы, но поступил в Московский историко-архивный институт и в институт кинематографии (ВГИК).

Литературный путь Шукшина продолжался 15 лет. В своих произведениях он поднимает извечные проблемы о смысле жизни, духовных ценностях. Весь его творческий путь  непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села.

С третьего курса он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.

Но уже в 60-х годах одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них:  "Правда", "Светлые души", "Степкина любовь" были напечатаны в журнале "Октябрь" - в 1961 году.

В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни"). На основе  этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень".

Интерес Шукшина к крупным народным характерам по-разному отразился в историко-революционном романе "Любавины" (1965; фильм "Конец Любавиных", 1972), в киноромане о Степане Разине "Я пришел дать вам волю" (1971), в циклах рассказов (сборник "Характеры", 1973; фильмы "Ваш сын и брат", 1966, "Странные люди", 1971).

            Обратить внимание, что произведения Шукшина были напечатаны в ведущих советских журналах «Молодая гвардия», «Юность», «Октябрь», «Новый мир».

 

Слово учителя. Ведущее место в произведениях Шукшина занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков, стремящихся постичь смысл жизни. За время своей писательской деятельности Василий Макарович создал 5 киноповестей:  «Два Федора» - 1959 г., «Живет такой парень» - 1964 г., «Ваш сын и брат» -1966 г.,  «Печки-лавочки» - 1973 г., «Калина красная» - 1974 г.  Его актерская и писательская деятельность слиты воедино.

 

4. Шукшин-актер и режиссер. (Нацелить учащихся на пристальное внимание к основным темам и героям произведений Шукшина, напомнить о поисковой задаче урока – составление тезисного конспекта по творчеству писателя)

 

Ученик. Весной 1954 года Шукшин поступил в Институт кинематографии.

О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд.

Именно на вступительных экзаменах во ВГИК произошло  знакомство с Михаилом Ильичом Роммом- председателем комиссии, ведущим советским режиссером. Говорят, что на экзамене М.И. Ромм попросил Шукшина: — Расскажите мне о Пьере Безухове. — Я "Войну и мир" не читал, — простодушно сказал Шукшин. — Толстая книжка, времени не было. — Вы, что же, толстых книг никогда не читали? — удивился Ромм. — Одну прочел, — сказал Шукшин. — "Мартин Иден". Хорошая книжка. Ромм возмутился: — Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!

И тут Шукшин взорвался: — А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне — на четырех копытах и с хвостом... А то и на собственном горбу... Куда уж тут книжки толстые читать..

ВГИКовские члены комиссии были счастливы — нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А мудрый Ромм заявил: "Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку". Как потом вспоминал Шукшин: « На меня смотрели бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей”.

В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Но при этом, актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова "Тихий Дон" (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.

Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме "Два Федора", после чего  приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин (с 1959 г. по 1963 г.): "Золотой эшелон" "Простая история", "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я", "Мы, двое мужчин" и др. Всего В.М.Шукшиным было сыграно в кино около 20 ролей.

 

Учитель. Так началась его актерская слава. Что же было сделано им как режиссером?

 

 Ученик. Режиссерскую деятельность Шукшин  начал на киностудии им.Горького, снял  фильм «Живет такой парень», при этом являясь его сценаристом. И в дальнейшем по своим киноповестям он снял еще 4 фильма (см.слайд). Снимая фильм «Печки-лавочки» он задействовал много своих земляков, так как создавать этот фильм он приехал на свою родину в Сростки.

Последние фильмы «Печки-лавочки» и «Калина красная»-крупнейшие победы режиссера, завоевавшие огромный успех у зрителя. Поставлены они по специально написанным сценариям - киноповестями, как называл их Василий Макарович.

Последний фильм «Калина красная» (1974 г)  снимался в окрестностях Белоозерска. В нем показана острейшая нравственная трагедия человека, нарушившего связи с отчим домом, преступившего законы жизни общества. Этот фильм получил главную премию VII Всесоюзного кинофестиваля.

 

3. Обобщающее слово учителя.

Большой мастер слова, глубокий знаток народной жизни, Шукшин был предан крестьянской теме, но никогда не сводил её к чисто сельской проблематике. Его интересовали большие социально-нравственные и гуманистические проблемы. В его книгах мы видим многообразие типов народных характеров. За  внешне нескладными, как говорят в народе, непутёвыми судьбами многих героев Шукшина скрыта их неутомлённая жажда прекрасного, добра, справедливости;  бесприютность  человека, потерявшего естественный для него образ жизни;  обида за человека, сломавшегося обстоятельствами.

Шукшин - драматург людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; он  болел душой за человека, за наших современников, особенно людей «с мятежной душой».

 

4. ВЫВОД: прав ли был Проскурин, говоря о Шукшине как о сказочной россыпи дарований? (вернуться к высказыванию П.Л.Проскурина- на слайде)

 

IV. Закрепление полученных знаний.

  1. Работа по определению тематики творчества Шукшина. Связать с темами произведений деревенской прозы (см.предыдущий урок). (Темы поэтапно проецируются на слайдах).

 

Тематика произведений

1.Тема ломки традиционного деревенского уклада и его нравственных ценностей под воздействием города.

2.Поиск истины и познания окружающего мира.

3.Тема человеческой индивидуальности, добра, гуманного отношения к человеку.

4.Смысл жизни и назначения человека.

5.Сложные взаимоотношения жителей города и деревни.

6.Человек и прошлое.

7.Нравственная трагедия человека, преступившего законы жизни. (добавить)

                                   

2. Работа с учебником «Русская литература. 11 класс».

- В.Шукшина называют деревенским писателем. Кто же его героические жители? (механизаторы, шоферы, деревенские мужики и бабы и т.д.). Очень сложно выделить типичного героя произведений Шукшина. Попробуем определить образный мир писателя, проработав по учебнику рубрику «Художественный мир В. Шукшина»,  стр.255.

- Вписать образный мир в слайдовую презентацию.

 

Образный мир произведений В.Шукшина

1.Образный мир произведений Шукшина многолюдный, «многошумящий», динамичный, живописный.

2.Образ Земли (родной дом, деревня, пашня, степь, мать-сыра-земля)

3.Герои- «чудики»- правдоискатели, люди с беспокойной душой, открыты, бесхитростны.

4.Деляги, пролазы,  «умеющие жить».

 

 

ВЫВОД: сердце Шукшина принадлежало сельским жителям, его герои - люди открытые, мудрые, бескорыстные. «Они - соль земли»,- говорил Шукшин. Своих героев он противопоставлял делягам, пролазам, «умеющим жить»..

 

3. Заключительное слово учителя.

Его произведения - о смысле жизни, назначении человека, о нравственности. В.Шукшин - в одном ряду с А.Толстым, А.П.Чеховым и, конечно, с С.Есениным – деревенским поэтом. Он, как и С.Есенин, был мастером деревенских пейзажей: ковыльная степь, ширь сибирских рек, дым ночного костра, сенокос.

Деревня для Шукшина, как и для С.А.Есенина – это вся Россия. 

Есенин и Шукшин. Что можно найти между ними общего? Какую можно провести параллель? (тезисно записать общее) (показ слайдов, музыкальное сопровождение песни на слова С.Есенина «Отговорила роща золотая»: окунуться в деревенский колорит Алтайской земли, взрастившей Шукшина + портреты Есенина и Шукшина свести на фоне берез). 

 

Чтение стихотворения о Шукшине учителем наизусть.

 

Душа и Совесть русского народа. Был он кристально чистым родником, Что возвышал усталый дух в невзгоды,,

Что очищал и исцелял добром.

Со злом, бедой запущенною нашей

Боролся сердцем, рьяно...

Но невмочь...

И, надорвавшись непосильной ношей,

Ушел безвременно в глухую ночь...

И как березкой белою кудрявой,

Сергей Есенин виден в дали лет,

Окрасил имя Шукшина багряный

Калины красной безутешный цвет.

Грустит Пикет. Катунь раздольно льется.

Шумит окрест студеная волна...

И едут люди в Сростки поклонится

Святой земле, взрастившей Шукшина.

 

В центре его произведений такие нравственные понятия, как совесть, добро, жалость. Для него самая страшная смерть - моральное удушье. Он говорил: «Ни разу в своей жизни не позволил себе пожить, развалившись». Литература — это чтобы тебя поняли и сказали: «Спасибо». Пусть всегда, ребята, вам слышится голос Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножечко добрее быть». Шукшин нужен нам, людям, как глоток свежего воздуха, как живитель, родник. Однажды он упал на землю и закричал: «Не могу больше! Ведь это мать моя, мать!». Это были слова о родной русской земле, о России.

 

4. РЕФЛЕКСИЯ: Что общего между Есениным и Шукшиным? (та же любовь к березам, к деревне – родине, земля-мать, нежная любовь к матери, хаты, золотая рожь, ранняя гибель, народная любовь, посмертная слава).

 

5. Обобщающее слово учителя: (показ слайдов-последних кадров из фильма «Они сражались за Родину» под музыкальное сопровождение «Клён ты мой опавший»

- Умер 2.10.1974 г. от «сердечной недостаточности». Шукшин просто «сгорел на работе»... Его сердце перестало биться на съемках фильма «Они сражались за Родину». Тогда ему исполнилось всего 45 лет.

 Ежегодно 25 июля на горе Пикет в селе Сростки собираются писатели, художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Шукшина. Едут со всех концов страны, едут самые разные люди, едут группами, едут по одному. Едут, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его взрастила.

Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни. (Презентация книг из библиотеки).

 

6. Домашнее задание, выставление оценок: работа с учебником стр. 254-261, прочитать рассказы Шукшина «Чудик», «До третьих петухов», «Материнское сердце», «Стенька Разин» и др. (Акцентировать внимание на то, что предстоит  творческая работа по произведениям Шукшина).

 

7. Слово учителя.

- Осталась память об этом удивительном человеке. Не случайно родное село Василия Макаровича Сростки объявлено с 2008 года заповедной зоной.

-Память о В.М.Шукшине (на слайде).

1964 год - фильм «Живет такой парень» получил премию «Золотой

лев».

1967 год  -  Государственная   премия   РСФСР  за   вклад  в  развитие

литературы.

/969 год — звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1971  год -  Государственная  премия  СССР  за  исполнение  роли  в

фильме «У озера».

1974 год - главная премия VII Всесоюзного кинофестиваля за фильм

«Калина красная».

1976 год - получил Ленинскую премию ПОСМЕРТНО.

 

Поставил 5 киноповестей, сыграл в кино около 20 ролей;

издано 37  книг, многие  переведены  на другие языки.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени;

 

8. Итоговая рефлексия: (резерв)

- Каким открылись для вас личность и творческий мир В.М.Шукшина сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также