Внеклассная работа: "Листая прошлого страницы. Античный театр"
1. ДЕЙСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТАНЦА СЕМИ МУЗ
Презентация «Начало»
Мельпомена. Слайд 1
- Нас было 9 сестер, и жили мы на горе Олимп вместе с другими богами, но очень любили бывать на горе Парнас в Дельфах и горе Геликон в Беотии.
Талия
- Нашими родителями были Зевс и Мнемосина, богиня воспоминаний.
Терпсихора
- Вообще же, слово «муза» означает «размышляющая», «мыслящая».
Мельпомена
- На горе Парнас нашим любимым местом был Кастальский источник, в котором черпали свое вдохновение поэты.
Терпсихора
- Мы покровительствовали разным видам искусств и знаний:
Талия: Слайд 2
- Но главным и самым любимым для нас был прекрасный бог, Аполлон.
Мельпомена
- Когда он родился, на этого божественного младенца взглянул светлым оком Гелиос, бог солнца. Поэтому красавца Аполлона стали называть Фебом, то есть «пламенеющим», «ярким».
Терпсихора. Слайд 3
- Однажды, гуляя по скалистому Делосу, Аполлон взглянул на изгиб неба, похожий на лук, и воображение бога превратило этот изгиб неба в кифару, а солнечные лучи – в струны.
Внеклассная работа: "Листая прошлого страницы.
Античный театр"
1. ДЕЙСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТАНЦА СЕМИ МУЗ
Презентация «Начало»
Мельпомена. Слайд 1
Нас было 9 сестер, и жили мы на горе Олимп вместе с другими богами, но очень любили бывать на горе Парнас
в Дельфах и горе Геликон в Беотии.
Талия
Нашими родителями были Зевс и Мнемосина, богиня воспоминаний.
Терпсихора
Вообще же, слово «муза» означает «размышляющая», «мыслящая».
Мельпомена
На горе Парнас нашим любимым местом был Кастальский источник, в котором черпали свое вдохновение поэты.
Терпсихора
Мы покровительствовали разным видам искусств и знаний:
Талия: Слайд 2
Но главным и самым любимым для нас был прекрасный бог, Аполлон.
Мельпомена
Когда он родился, на этого божественного младенца взглянул светлым оком Гелиос, бог солнца. Поэтому
красавца Аполлона стали называть Фебом, то есть «пламенеющим», «ярким».
Терпсихора. Слайд 3
Однажды, гуляя по скалистому Делосу, Аполлон взглянул на изгиб неба, похожий на лук, и воображение бога
превратило этот изгиб неба в кифару, а солнечные лучи – в струны.
Талия. Слайды 45
Так появился этот удивительный музыкальный инструменткифара ПОКАЗЫВАЕТ
Терпсихора:
Своим взглядом Аполлон мог пронизывать мрак, освещая прошлое и будущее. Он был прорицателем.
Мельпомена. Слайд 6
Я Мельпомена, и, как вы уже, наверное, догадались, мы будем говорить о театре, который был завещан
человечеству античной Грецией.
Талия:
Театральное искусство бессмертно, это любимое детище античной культуры, а гигантские греческие
амфитеатры были не только чудом акустики, но и чудом сопереживания зрителей и актеров.
Терпсихора: Обычно греческая трагедия начиналась с пролога, в котором излагался миф, положенный в основу
произведения. Какой же миф мог бы стать прологом к спектаклю об истории греческого театра?
Терпсихора
Конечно, это миф о Дионисе. С него и начнем.
Мельпомена: Слайд 7
Что такое театр? Это зрелище, на котором вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и
богами, смеяться над ничтожными и неумными.
Талия
Зрелище, очищающее сердце, подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец,
увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, Дионис
Терпсихора:
Его называли также Вакхом и Бахусом. Все это имена одного божества.
Мельпомена. Слайд 8
Он был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы.
Талия:
Когда Дионис родился, ревнивая жена Зевса, богиня Гера, решила его погубить и посоветовала матери
Диониса попросить Зевса прийти посмотреть на сына во всем своем величии.
Мельпомена:
Сверкающие молнии были непременным атрибутом Зевса, и они испепелили несчастную царевну и ее дом.
Только сына успел выхватить Зевс из пламени.
Терпсихора. Слайд 9.
Воспитанный нимфами юный бог нашел и подарил людям виноградную лозу, дарующую солнечную радость.
Мельпомена:
Но ревнивая Гера вселила в Диониса безумие и заставила скитаться по свету.
Талия:
Только пройдя Египет, Сирию, он оказался во Фригии, где могучая богиня Рея исцелила несчастного
страдальца.
Мельпомена. Слайд 1011
А странствия и приключения продолжались. Морские разбойники захватили Диониса в плен, но были
потрясены его умением менять облик: на их глазах он превратился в льва, в медведицу.
Терпсихора. Слайд 12
Движения его руки было достаточно, чтобы виноградные лозы и плющ оплели мачту и парус корабля. В страхе
мучители бога бросились в море и превратились в дельфинов.
Талия. Слайд 13
Счастье ожидало Диониса на острове Лемнос, там он нашел Ариадну и вступил с ней в брак.
Мельпомена:
«Бог веселый винограда» чувствовал себя тем счастливее, чем больше людей было с ним рядом, участвуя в
плясках, пении, в вечном и бурном танце жизненных сил.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Торжество Вакха». Слайд 14
Талия: Дионис освобождал человека от мирских забот, но иногда насылал и безумие на неугодных., он считался богом
творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, потом богом поэзии и театра.
Терпсихора
Дважды в год проходили праздники в честь Диониса. В это время рушились социальные перегородки:
аристократы и ремесленники, крестьяне и полководцы с одинаковым восторгом смотрели представления
сатиров, которые пели ТРАГЕДИИ – «песни козлов».
Талия. Слайд 15
Почему «козлов»? Да потому что сатиры надевали на себя козлиные шкуры и исполняли хоровые партии,
которые назывались «дифирамбы».
Мельпомена. Слайд 16
Театр и родился из этих дифирамбов. Как же он был устроен, этот древнегреческий театр?
Итак, мы в Афинах.
Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и
зрительских мест: зрители размещались по склону холма, амфитеатром, а само действие происходило у
подножия холма.
Терпсихора. Слайд 17
Театральное представление в Афинах давалось только два раза в году – на больших и малых Дионисовых
праздниках; только на одном месте – в театре Диониса под открытым небом.
Талия:
Представление проходили не вечером, а четыре дня напролет, показывали 15 пьес подряд.
Мельпомена:
Зрители не знали заранее названий пьес. Пьесы ставились впервые и больше обычно уже не повторялись.
Терписихора:
Театр Диониса вмещал 15 тысяч человек, и государство выплачивало зрителям (не актерам, а зрителям!) их
дневной заработок, чтобы они могли эти 4 дня спокойно сидеть в театре, потому что театр не был развлечением,
а священным делом: это был способ чтить бога Диониса.
Мельпомена:
Сначала театральные представления в Афинах были только хоровые: хор мерно двигался то в одну, то в
другую сторону перед алтарем в честь Диониса и пел воззвание к богу, затем какойнибудь поучительный миф,
а затем молитву о милости.
Корифей. Слайд 18
Хором руководил КОРИФЕЙ.
Первый актер:
Но потом рядом с хором поставили одного человека, который, надев маску, сам уже говорил от лица одного из
участников мифа (так же делал архонтжрец, который на празднике надевал маску и изображал бога Диониса).
Я, единственный актер, мог изображать то одно действующее лицо, то другое. В этом мне помогали маски.
Корифей. Слайд 19
Они были больше головы.
Первый актер:
Были маски комические – они смеялись, изображая радость; были маски трагические – они гневались или
плакали, словом, изображали страдание, гнев, горе.
Корифей. Слайд 20 При такой постановке актеру нужно было место, где можно сменить одежду и маску. Поэтому рядом с
пляшущим хором стали ставить деревянную палатку, которая называлась «скенэ». а заодно – расписывать ее
переднюю стену, чтобы зрители понимали, где происходит действие: в лагерном шатре, во дворце, на скалах или
в лесу.
Мельпомена:
Если герой выходил из передней двери палатки, это значит, что он выходит из шатра, если из правой, – то
действие происходит в лагере, если из левой, – то герой идет с поля битвы.
Корифей. Слайд 21
Такая палатка называлась СКЕНЭ.
Так произошло нынешнее слово СЦЕНА, но в Афинах актеры играли не на сцене, а перед сценой. А вот
«плясовое место», которое занимал поющий и танцующий хор, называлось ОРХЕСТРА, отсюда наше ОРКЕСТР.
ПЕРВЫЙ АКТЕР:
Так вместо одного участника действа ХОРА возникло уже два: ХОР И АКТЕР. Оба участника говорили об
одном и там же событии, но у каждого из них была своя роль:
АКТЕР говорил то как СВИДЕТЕЛЬ происходящего, то как УЧАСТНИК действия.
Корифей:
ХОР же выступал как СОЧУВСТВУЮЩИЙ.
Зрителям становилось явно интереснее наблюдать за представлением.
Второй актер: (выходит на сцену из зала)
Тогда сделали следующий шаг – ввели второго актера. На сцене завязывался диалог между героями, то есть на
сцене происходил НЕ РАССКАЗ О ДЕЙСТВИИ, а разыгрывалось САМО ДЕЙСТВИЕ.
Корифей. Слайд 22
Роль хора тоже изменилась: он замолкал во время диалога актеров. Такое новшество ввел поэт Эсхил.
Третий актер: (выходит из зала)
После второго актера в игру ввели третьего и дальше уже не пошли.
Мельпомена:
Таким образом, на сцене не могло находиться больше трех действующих лиц сразу.
Корифей:
Сюжеты трагедий были только мифологические, действие должно было быть простым и ясным.
Мельпомена. Слайд 23
Занавеса и антрактов не было, поэтому действие должно было развертываться без перерывов – нельзя было
показать, что между одной сценой и другой прошли сутки, и нельзя было перенести место действия их одного
места в другое.
Слайд 24
Так сложилась в драме привычка к трем классическим единствам – единству действия, времени и места.
Первый актер. Слайд 25
В огромном театре актеров издали было плохо видно, поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули (так
что нужно было опираться на посох).
Второй актер:
Надевали маски с лицом больше головы и облачались в яркие одежды, по которым можно было сразу отличить
одного героя от другого.Третий актер:
Женские роли играли, конечно же, мужчины.
Мельпомена:
Двигаться в таком облачении было неудобно, зато жесты были величественны, голос звучен, «монологи
стройны.
ТАНЕЦ в масках и на высоких каблуках, которые не видны.
Корифей:
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» была небольшой – часа на два игры. Потом за ней шла другая
трагедия «Прометей освобожденный», потом третья, «Прометейогненосец».
Первый актер:
А вот четвертая часть отличалась от предыдущих трех: она тоже была на мифологическую тему, но с веселым
хором козлоногих сатиров, спутников бога Диониса.
Второй актер Слайд 26
Такой цикл из четырех трагедий назывался «тетралогией», которая заполняла целый день.