Внеклассная работа по литературе как средство развития познавательных способностей учащихся

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассная работа по литературе как средство развития познавательных способностей учащихся В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Внеклассная работа по литературе как средст.doc
Внеклассная работа по литературе как средство развития познавательных способностей учащихся В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности  системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового  общественного устройства. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) стандарты содержания  дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно­гигиенические) и  стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения,  компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и  дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА. Актуальность данной проблемы состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический  интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации  межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания  ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на  создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. В процессе  многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,  способствовать решению задач нравственного воспитания. Во внеурочной деятельности должна быть выработана система художественного общения и художественной  самодеятельности: всевозможные конкурсы и концерты, литературно­музыкальные гостиные, посещение театра, музеев, выставок. Образовательная программа немыслима без создания в школе культа книги, а для этого, прежде всего, нужна  хорошая библиотека с основательно укомплектованным книжным фондом, хорошо оборудованная и оснащенная  современными ТСО. Искусство обладает чрезвычайной силой духовного общения: через художественный образ школьник  приобщается к миру во всех его проявлениях, искусство стимулирует творческую активность и нравственную  деятельность; искусство смягчает нравы, утончает чувства, развивает способность к сопереживанию,  представляет широкую и богатую палитру чувств. Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач  современной педагогики — воспитание духовно богатой личности. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации  внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,  творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и  способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать  интересы и осознавать возможности (проект “Наша новая школа”). Такая возможность предоставляется  Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на  основе свободного выбора, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций. На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость.— Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического  процесса, создает условия для его интенсификации. — Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять  подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь. — Внеклассная работа по литературе способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности. — Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для  развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности  и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной  деятельности. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса,  создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет  не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь. Углублению знаний по литературе способствует прежде всего проведение дополнительных занятий. Участие в школьных, окружных и городских олимпиадах по литературе позволяет учащимся попробовать свои  силы, испытать себя, выполняя олимпиадные задания. Это стимулирует потребность в самообразовании  и самоопределении, способствует расширению и углублению знания по предмету. Внеклассная работа по литературе способствует развитию творческих возможностей не только по предмету,  но и в других сферах внеклассной деятельности: учащиеся активно участвуют в  конкурсах рефератов,  исследовательских работ на различные темы, пишут сценарии не только литературных  праздников, но и другой  тематики. Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во­первых, она обладает значительными  возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во­вторых, дает  простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения  и преодоления асоциальной деятельности подростков. Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также  на нравственное и эстетическое воспитание. В свою очередь, эстетическое воздействие произведения  литературы возрастает, если восприятие его сочетается с художественно­творческой и художественно­ исполнительской деятельностью учащихся. Особую популярность среди учащихся завоевали “Литературные  гостиные”, посвященные творчеству   М. Цветаевой, Л.Н. Толстого и других. Обращение к такой форме работы  объясняется желанием создать эмоционально насыщенную методику. Именно в обстановке “гостиной”  обсуждение сложнейших нравственных проблем становится для каждого ученика глубоко личным делом. В основе методики проведения “Литературных гостиных” — взаимосвязь трех искусств: литературы, живописи  и музыки. Именно эти три музы постоянно способствуют человеку в современной жизни. Объединяющая их  природа — образное отражение мира и свойственное каждой неповторимое своеобразие — отвечает  стремлениям старшеклассников к познанию жизни и людей и одновременно служат обогащению их  художественного восприятия. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием  себя и своих возможностей. Установка на взаимосвязь разных видов искусств в обучении литературе создает  благоприятные условия для большего проявления интереса, склонности учеников и их реализации. Конкретно  это проявляется в свободном выборе заданий для себя, выполнение которых требует установления  ассоциативно­образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного  искусства. Сами учащиеся читают стихи, исполняют песни. Собственно­творческая деятельность учащихся  вызывает интерес у них к самостоятельному чтению, активизирует формирование культуры чувств, содействует  выработке личностного отношения к произведениям искусства. Такая форма внеклассной работы способствует непринужденному общению и в наибольшей степени отвечает  художественным требованиям старшеклассников. Большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в  школьных, так и окружных, городских конкурсах “Пока в России Пушкин длится”, “Дети читают русскую  классику”.Основные задачи конкурса чтецов: Расширение читательского кругозора детей. Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации. Возрождение традиций семейного чтения.  Пропаганда чтения среди детей.     Повышение уровня грамотности.  Поиск и поддержка талантливых детей.  Повышение интереса к современной русской литературе у детей и юношества. Выполнение проектных работ по литературе также способствует развитию познавательных способностей  учащихся. “Москва в изображении В.А.Гиляровского”, “Образ Москвы в изображении русских классиков”,  “Красуйся, град Петров, И стой неколебимо, как Россия!”, “Изобразительное искусство в творчестве А. С.  Пушкина” и другие проектные работы выполнены учащимися. Вышеперечисленные формы внеурочной деятельности способствуют созданию условий для творческой  самореализации личности. Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных  способностей и творческих возможностей. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях  по литературе развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию  нравственных ценностей. Список использованной литературы. 1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под ред.  Е.Н.Степанова.­ М.: ТЦ “Стефа”, 2000 2. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе // Методика преподавания  литературы. Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1985 3. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. – М: Просвещение, 1995 4. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998

Посмотрите также