Внеклассная работа по литературе как средство развития познавательных способностей учащихся
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеклассная работа по литературе как средство
развития познавательных способностей учащихся
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности
системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового
общественного устройства.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) стандарты содержания
дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарногигиенические) и
стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса,
но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения,
компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и
дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА.
Актуальность данной проблемы состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический
интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество,
взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации
межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания
ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на
создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. В процессе
многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,
способствовать решению задач нравственного воспитания.
Во внеурочной деятельности должна быть выработана система художественного общения и художественной
самодеятельности: всевозможные конкурсы и концерты, литературномузыкальные гостиные, посещение театра,
музеев, выставок.
Образовательная программа немыслима без создания в школе культа книги, а для этого, прежде всего, нужна
хорошая библиотека с основательно укомплектованным книжным фондом, хорошо оборудованная и оснащенная
современными ТСО.
Искусство обладает чрезвычайной силой духовного общения: через художественный образ школьник
приобщается к миру во всех его проявлениях, искусство стимулирует творческую активность и нравственную
деятельность; искусство смягчает нравы, утончает чувства, развивает способность к сопереживанию,
представляет широкую и богатую палитру чувств.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности
и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач
современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации
внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности (проект “Наша новая школа”). Такая возможность предоставляется
Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на
основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость.— Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического
процесса, создает условия для его интенсификации.
— Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять
подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
— Внеклассная работа по литературе способствует развитию познавательных интересов не только по предмету,
но и в других сферах внеклассной деятельности.
— Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для
развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности
и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной
деятельности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса,
создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет
не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
Углублению знаний по литературе способствует прежде всего проведение дополнительных занятий.
Участие в школьных, окружных и городских олимпиадах по литературе позволяет учащимся попробовать свои
силы, испытать себя, выполняя олимпиадные задания. Это стимулирует потребность в самообразовании
и самоопределении, способствует расширению и углублению знания по предмету.
Внеклассная работа по литературе способствует развитию творческих возможностей не только по предмету,
но и в других сферах внеклассной деятельности: учащиеся активно участвуют в конкурсах рефератов,
исследовательских работ на различные темы, пишут сценарии не только литературных праздников, но и другой
тематики.
Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Вопервых, она обладает значительными
возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Вовторых, дает
простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения
и преодоления асоциальной деятельности подростков.
Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся,
развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также
на нравственное и эстетическое воспитание. В свою очередь, эстетическое воздействие произведения
литературы возрастает, если восприятие его сочетается с художественнотворческой и художественно
исполнительской деятельностью учащихся. Особую популярность среди учащихся завоевали “Литературные
гостиные”, посвященные творчеству М. Цветаевой, Л.Н. Толстого и других. Обращение к такой форме работы
объясняется желанием создать эмоционально насыщенную методику. Именно в обстановке “гостиной”
обсуждение сложнейших нравственных проблем становится для каждого ученика глубоко личным делом.
В основе методики проведения “Литературных гостиных” — взаимосвязь трех искусств: литературы, живописи
и музыки. Именно эти три музы постоянно способствуют человеку в современной жизни. Объединяющая их
природа — образное отражение мира и свойственное каждой неповторимое своеобразие — отвечает
стремлениям старшеклассников к познанию жизни и людей и одновременно служат обогащению их
художественного восприятия. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием
себя и своих возможностей. Установка на взаимосвязь разных видов искусств в обучении литературе создает
благоприятные условия для большего проявления интереса, склонности учеников и их реализации. Конкретно
это проявляется в свободном выборе заданий для себя, выполнение которых требует установления
ассоциативнообразных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного
искусства. Сами учащиеся читают стихи, исполняют песни. Собственнотворческая деятельность учащихся
вызывает интерес у них к самостоятельному чтению, активизирует формирование культуры чувств, содействует
выработке личностного отношения к произведениям искусства.
Такая форма внеклассной работы способствует непринужденному общению и в наибольшей степени отвечает
художественным требованиям старшеклассников.
Большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в
школьных, так и окружных, городских конкурсах “Пока в России Пушкин длится”, “Дети читают русскую
классику”.Основные задачи конкурса чтецов:
Расширение читательского кругозора детей.
Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации.
Возрождение традиций семейного чтения.
Пропаганда чтения среди детей.
Повышение уровня грамотности.
Поиск и поддержка талантливых детей.
Повышение интереса к современной русской литературе у детей и юношества.
Выполнение проектных работ по литературе также способствует развитию познавательных способностей
учащихся. “Москва в изображении В.А.Гиляровского”, “Образ Москвы в изображении русских классиков”,
“Красуйся, град Петров, И стой неколебимо, как Россия!”, “Изобразительное искусство в творчестве А. С.
Пушкина” и другие проектные работы выполнены учащимися.
Вышеперечисленные формы внеурочной деятельности способствуют созданию условий для творческой
самореализации личности.
Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных
способностей и творческих возможностей. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях
по литературе развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию
нравственных ценностей.
Список использованной литературы.
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под ред.
Е.Н.Степанова. М.: ТЦ “Стефа”, 2000
2. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе // Методика преподавания
литературы. Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1985
3. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. – М: Просвещение, 1995
4. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998