Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине» в 5-м классе в форме литературной гостиной
Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
Внеклассная работа по литературе «Стихи русских
поэтов о Родине» в 5-м классе в форме
литературной гостиной
Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо
заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах:
литературная гостиная, литературномузыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты,
литературные викторины, брейнринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся
на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где
ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного
сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе,
истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
Занятие строится по следующему плану:
1. Образ родины в творчестве русских поэтов.
2. Значение термина «родина».
3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее.
4. Родина и история – две темы близкие друг другу.
5. Тема природы соприкасается с темой родины.
6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине).
7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции.
8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины.
9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине.
10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных.
11. Обмен мнениями.
Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу
чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих
учеников.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и
формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача
нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил,
временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама
собой.
Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно,
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Наглядность: Приложение 1 – слайдпрезентация, рисунки учеников о природе, книжкараскладка со стихами
детей о Родине, природе.
“Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”
С. Есенин
Родина
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов. 1941г.
– Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве
каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и
важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине.
В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в
которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения.
– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”,
родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении
родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос,
живёшь.
Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более
общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее.
– Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова:
“Я должен всё переупрямить,
Всё вспомнить бывшее окрест.
Кто перечёркивает память,
Тот над грядущем ставит крест”.
– Как вы понимаете эти строки?
Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память.
Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит
автор?
О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.
О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты
Невысыхаемые слёзы.
Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.
Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом.
– Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто
неотделима? (Тема природы).
Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые
вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?
В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев.
Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза
– связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая
берёза”).
С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина
зажглась.
Падали листья. Я родилась”.
А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:
Ностальгия – тоска по Родине.
Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу.
Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с
которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не
могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на
примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это
сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов –
Россия.
Голос из далёкой эмиграции:
“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всёравно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”
1934 г.
В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей
родиной.
Родине
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с
Родиной.
“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.
И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей
два стихотворения:
Моя Россия (1924 г.)
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!
И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!
Запевка (1925 г.)
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился
21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении
“Россия” (1923 г.)
Россия
Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.
Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос
Анны Ахматовой (диск):
* * *
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
1922 г.
– Да, можно уехать, покинуть, оставить свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь,
невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти” М. Шолохов
написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились понастоящему, и ненавидеть, и любить. На таком
оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить
рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они
впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в
то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот
этото и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в
действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех
пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.
– Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и
ненависть к кому?
Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно когото сравнить с писателем,
который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий
Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когданибудь я вернусь
на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое
слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о
матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт
постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина,
труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.
– Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”)
– Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать
оценку языковых средств, которые использует автор.
Далее идёт обмен мнениями.
Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились
к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих
стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами
серебряного века и с их восприятием образа родины.