Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине» в 5-м классе в форме литературной гостиной Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты. Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову. Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера». Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
Иконка файла материала Внеклассная работа по литературе.doc
Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине» в 5-м классе в форме литературной гостиной Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо  заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах:  литературная гостиная, литературно­музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты,  литературные викторины, брейн­ринги, диспуты. Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся  на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову. Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос  автора на диске, читать стихи собственного  сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».  Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе,  истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину. Занятие строится по следующему плану: 1. Образ родины в творчестве русских поэтов. 2. Значение термина «родина». 3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее. 4. Родина и история – две темы близкие друг другу. 5. Тема природы соприкасается с темой родины. 6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине). 7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции. 8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины. 9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность  к своей родине. 10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных. 11. Обмен мнениями. Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу  чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих  учеников. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и  формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача  нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению. Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама  собой. Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно,  воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Наглядность: Приложение 1 – слайд­презентация, рисунки учеников о природе, книжка­раскладка со стихами  детей о Родине, природе. “Я люблю родину. Я очень люблю родину!” С. Есенин Родина Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города.Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке… Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал,  Ты вспоминаешь родину – такую,  Какой её ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов. 1941г. – Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве  каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и  важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в  которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения. – Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов). Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос,  живёшь. Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более  общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее. – Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова: “Я должен всё переупрямить, Всё вспомнить бывшее окрест. Кто перечёркивает память, Тот над грядущем ставит крест”. – Как вы понимаете эти строки? Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память. Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит  автор? О, Родина! Смогу ль забыть твои нелёгкие победы, Твои немыслимые беды, Забыть, как прадеды и деды Умели драться и любить. О, Родина! Всегда с тобой мне вечно жить  и вечно помнить На Куликовом поле бой, И бой на Бородинском поле.Мне помнить битвы и кресты И падающие берёзы И родниковой чистоты Невысыхаемые слёзы. Я знаю, память не солжёт, Уйдя в живых и обелиски, Она умело бережёт всё то, Что дорого и близко. Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом. – Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто  неотделима? (Тема природы). Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые  вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились? В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев.  Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая  берёза”). С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина  зажглась. Падали листья. Я родилась”. А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием: Ностальгия – тоска по Родине. Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу.  Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с  которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не  могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на  примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.  М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это  сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов –  Россия. Голос из далёкой эмиграции: “Тоска по Родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно –  Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё­равно, и всё – едино. Но если по дороге – куст Встаёт, особенно – рябина…” 1934 г. В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей  родиной. Родине Они глумятся над тобою,  Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат…Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей –  Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни вёрст брела И для него, ко дню свиданья,  Последний грошик берегла. В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с  Родиной. “У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой”. И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей  два стихотворения: Моя Россия (1924 г.) Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Её равнины снеговые, Её цыгане кочевые, – Ах, им ли радость не дана? Её порывы огневые, Её мечты передовые, Её писатели живые, Постигшие её до дна! И песни, песни, разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она –  Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна! Запевка (1925 г.) О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился  21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении  “Россия” (1923 г.) Россия Есть слово – и оно едино. Россия. Этот звук – свирель. В нём воркованье голубино. Позвавший птиц к весне апрель. Весенним дождиком омочен, Весенним солнцем разогрет, Мой край, в покров весны одет, Другого в мире счастья нет. Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск): * * * Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара  Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. 1922 г. – Да, можно уехать, покинуть, оставить  свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь,  невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей  Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти”  М. Шолохов  написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились по­настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком  оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить  рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это­то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в  действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех  пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”. – Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и  ненависть к кому? Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого­то сравнить с писателем,  который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий  Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда­нибудь я вернусь  на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое  слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт  постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина,  труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”. – Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”) – Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать  оценку языковых средств, которые использует автор. Далее идёт обмен мнениями. Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих  стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами  серебряного века и с их восприятием  образа родины.

Посмотрите также