Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.
(Стихотворения о природе Дмитрия Мережковского и Игоря Северянина).
Цель урока: Обсуждение стихотворений, их анализ, понимание идеи стихотворения, отличительных особенностей стихотворений Д.Мережковского и И. Северянина, работа над выразительным чтением.
Вступительное слово учителя:
- Вот уже несколько уроков мы обращаемся к русской поэзии xx века. Этот период очень важный в русской литературе, так как он дал литературе новые имена, новые замечательные произведения; наша родная литература была яркой и богатой, в ней заняли своё достойное место лирика, проза, драматургия. Это время утверждения силы человека, когда он осознаёт своё могущество. Перед нами человек-творец, человек с большой буквы, и не случайно ему поёт хвалу великий Брюсов. Но уже в его стихотворениях мы уловили нечто другое, некую тревогу, нас удивило , что человек стал царём природы, возгордился, начал себя вести недостойно, забывая о том, что он часть самой природы и должен заботиться о ней, а не губить её, вина человека перед природой большая. Именно поэтому тема «Человек-природа» начинает волновать поэтов. Многие пишут о природе, и, конечно, у каждого своё видение природы, своё мироощущение (это зависит от жизненных впечатлениях).
Стихотворение Д. Мережковского" Природа"
Какая же природа у Мережковского? Какой он её видит? Как воспринимает? Что вы поняли? (Чтение стихотворения «Природа»
- Перед нами 3 строфы (Строфа-часть стиха, объединенная единым ритмом, рифмой, содержанием). Какие же ключевые слова можно выделить в каждой? (Затмить не могли), (прежнею лаской встречаешь), (не ведает нашей причины). О чём они говорят, что можно понять?
1) о величии природы, её вечности.
2) несмотря на все наши невзгоды, она рада нам, принимает, ласкает, может утешить. А в жизни кто к нам может так относиться? - Можно сказать, что мать, почему? - понимает, любит.
3) не знает о наших печалях, потому всегда молода, не стареет, без единой морщины. Значит, выходит, что природе недоступны наши печали, страдания, она живёт другой жизнью. Так ли это? Можно поспорить с автором или согласиться? Так ли природа безмолвна? Ведь природа часто наказывает человека за плохое отношение, не всегда она бывает спокойна. Здесь чувствуется что? Сравните 2 и 3 стих.
- Что можно заметить?
- Противоречие: то, о чём говорилось во 2 строфе, не развивает 3 строфа, а, наоборот ,обрывает .В связи с этим возникает вопрос: понял ли до конца природу Д. Мережковский?-Нет? . Почему? Может быть, потому, что именно такой он её любил, это была его природа, в ней он находил успокоение, обретал , удаляясь от суеты, душевное равновесие, стремился к простоте.
-Послушаем чтение и выразим свою оценку, а также зададим несколько вопросов по этому тесту.
-Сделаем замечание. Как прочитано? Выразительно? Устраивает ли темп, правильно выбран?
-Соблюдены ли паузы, знаки препинания? Выделены главные слова?
А вот другое стихотворение Д. Мережковского «Мать» О чём оно? О матери, о материнской любви, о самопожертвовании.
А ещё? (о матери уже упоминалось в предыдущем произведении). К какой мысли приходит автор в этом стихотворении? Где это выражено? Что движет желанием матери спасти птенчика? –Любовь. Какая? – Самозабвенная (не думая о себе?); готовность к самопожертвованию).
-С чем сравнивает Мережковский любовь? –Это дар, благость высших сил, поэтому и благословил это чувство (что значит?). Возвысил, боготворил, как что-то высокое, доступное далеко не всем. Именно такой и должна быть любая мать.
Слушаем стих, готовим вопросы, замечания.
Имя другого поэта, со стихами которого мы будем работать, Игорь Северянин (Лотарёв). Он тоже писал о природе. Попытаемся понять, что главное в его стихах о природе, чем отличается его видение мира от мира Мережковского, и далее выразим своё отношение к произведениям двух поэтов, чтобы сказать, кто ,на наш взгляд, глубже, интереснее говорит о природе. Итак, говорим об Игоре Северянине.
Обязательно даются краткие биографические сведения: сын офицера, родился в Петербурге, но окончил гимназию в Череповце. Начал печататься в 1905году. Стихи были очень противоречивы – и это, наверное, влияние времени, в которое он жил. В молодости чувствуется претензия на роскошество, изящество, что проявляется и в названии: «Зарницы мысли» (загадочные)?, «Электрические стихи», «Эпиталамы», «Интуитивные краски» (36 сборников). Северянин сам считал себя смелым и даже дерзким обновителем реальности (делается это в большинстве случаев для привлечения внимания публики).
Безудержно и не всегда удачно «творил слова»: бездарь, ожранить, юниться(молодиться), обезвопросена душа(пустая), олилеен озер замор заосенить, зальдиться, изжелая желания (предел), молодость отмолодал (ушла)
Поэт создал своеобразный стиль, далеко не всегда принимавшийся, но он был, несомненно, одарённым поэтом, возбуждал всеобщий интерес.
И действительно, там, где манерность, вычурность, нарочитость исчезают, перед читателем появляется другой поэт- тонко чувствующий, с острой наблюдательностью, владеющий даром создания ритмической и звуковой выразительности стиха. Стих его музыкален, язык прост и естественен (на основе были созданы романсы А. Вертинским, С. Рахманиновым). И в этом мы можем убедиться, читая стихотворение «В парке плакала девочка» (1910г)
Послушаем внимательно стихотворение! Какое настроение? Почувствуйте, какая интонация, выразительные свойства звучащей речи, передающей отношение человека к тому, что он говорит. Сразу скажите, о чём этот стих, какова тема?
Итак, - о природе, о необходимости охранять, беречь её. И только ли? Кстати, хорошие стихи начинаются с эмоций, а не со смысла. Интонация меняется: детское сюсюканье (много уменьшительно-ласкательных слов) уступает место взрослой (взгляд отца).
Почему так резко меняется интонация стихотворения? Давайте теперь пойдём от слова. Вопросы по тексту:
-Почему плакала девочка? Что потрясло отца?
-Почему потрясло отца то, что девочка заплакала от жалости, от сочувствия, сострадания ( переходим к разговору о нравственности) В этом что-то отец подметил, увидел. Что? Что раньше не было - начало роста человеческой души (то, что относится к вопросам нравственности) нравственном взрослении. Внутри что-то заговорило, не давая покоя.
-Кто плакал от жалости к матери, к бабушке?
Именно с жалости начинается рост человеческой души. Жалейте друг друга, себя, это, оказывается, не так уж плохо.
Именно это подметил отец. И поэтому готов был простить наперёд все шалости, капризы. Это очень важно, ведь маленький ребёнок вырастает в человека…. Когда этот момент возникает? Так какой же здесь вопрос можно считать важным? -Когда растет душа, как ребёнок становится нравственным, способным к добру, справедливости, честности? Связан этот вопрос как-то с названием стиха? -Да.
-Теперь понятно, почему так называется стихотворение?
Можно сказать, что это стихотворение об охране окружающего мира, да, но не увидеть нравственную проблему (а она главная. и это подчеркивает название) нельзя.
Северянин назвал один момент- взросление человеческой души, а вы можете ещё сказать, от чего зависит рост человеческой души? - Любови, добра. Понимания (у других авторов).
В жизни Северянин был период, когда ему приходилось очень тяжело, когда он чувствовал себя отдельно от Родины ( эмиграция), когда потерял читательскую аудиторию, когда трагически переживал свою ненужность. В 1918 году в Политехническом Музее на вечере он был избран королем поэзии- он это принял всерьёз, хотя в этот период был уже повержен. И эта трагедия отразилась во многих стихах, одно из них- «Что шепчет парк» (23 год)
- Какое настроение?- Мрачное, трагичное. Движение эмоций объединено общим тоном трагического ощущения. Почему трагедия? - Сейчас посмотрим. - Что такое парк? -Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветиками, водоёмом. Есть несколько типов парков, приспособленных для человека. В России с 18-19 в. появляется традиция создания английских парков, где природа существует в своем первозданном, естественном виде (как природный объект). В Японии есть парк камней. - О каком парке идёт речь здесь? Читаю 3 строчку. Так в жизни не бывает – художник имел в виду что-то другое. Кругом лес, природа, зачем же страдать? ….. – (вспомним Мережковского – природа у него безмятежная, величавая). У Северянина за каждой веткой стоит жизнь. Природа не как живая, а живая. Поэт увидел, что уходит живое, а повинен в этом человек ( А ведь уходить из мира нужно достойно). Игорь Северянин, понимает: природа приобретает судьбу (от рождения до смерти). Автор прибегает в конце к выразительному средству -олицетворению. Что может сказать , о чём должна бы кричать природа: «За что? Не смей!» Ведь человек превратился в животное, в истребительное начало (всё, что против жизни, преступно), поднимает убийственный топор, восстаёт против жизни! А вместо угрозы, упрёка- шёпот. Почему так?! Северянин как бы заставляет вспомнить всё то, что сам хорошо знает, через что сам прошёл: каждый имеет право на жизнь и её никто не в праве отнимать. Звучит голос самого поэта: жизнь - это великая ценность.
- Так о чём же эти стихотворения И. Северянина, только ли о природе? - Они имеют глубокий смысл. И их объединяет мысль о том, какой должна быть жизнь человека, какой нравственный урок может преподнести нам природа, чему она может научить. Только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить с чистой совестью. Я верю, что мы на уроках литературы много ещё узнаем интересного и важного о нашей природе, о её взаимоотношении с человеком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.