Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.
Оценка 4.6

Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.02.2023
Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.
Стихотворения о природе Дмитрия Мережковского и Игоря Северянина. Их объединяет мысль о том, какой должна быть жизнь человека, какой нравственный урок может преподнести нам природа, чему она может научить. Только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить с чистой совестью.
Живая природа.docx

Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.

(Стихотворения о природе  Дмитрия Мережковского и  Игоря Северянина).

   Цель урока: Обсуждение стихотворений, их анализ, понимание  идеи стихотворения, отличительных особенностей стихотворений Д.Мережковского и И. Северянина,  работа над выразительным чтением.

   Вступительное слово учителя:

  - Вот уже несколько уроков мы обращаемся к русской поэзии xx века. Этот период очень важный в русской литературе, так как он дал литературе новые имена, новые замечательные произведения; наша родная литература была яркой и богатой, в ней заняли своё достойное место лирика, проза, драматургия. Это время утверждения силы человека, когда он осознаёт своё могущество. Перед нами человек-творец, человек с большой буквы, и не случайно ему поёт хвалу великий Брюсов. Но уже в его стихотворениях мы уловили нечто другое, некую тревогу, нас удивило , что человек стал царём природы, возгордился, начал себя  вести недостойно, забывая о том, что он часть самой природы и должен заботиться о ней, а не губить её, вина человека   перед природой большая. Именно поэтому тема  «Человек-природа» начинает волновать  поэтов. Многие пишут о природе, и, конечно, у каждого своё  видение природы, своё мироощущение (это зависит от жизненных впечатлениях).

Стихотворение Д. Мережковского" Природа"

 Какая же природа у Мережковского? Какой он её видит? Как воспринимает? Что вы поняли? (Чтение стихотворения «Природа»

- Перед нами 3 строфы (Строфа-часть стиха, объединенная единым ритмом, рифмой, содержанием). Какие же ключевые слова можно выделить в каждой? (Затмить не могли), (прежнею лаской встречаешь), (не ведает нашей причины). О чём они говорят, что можно понять?

1) о величии природы, её вечности.

2) несмотря на все наши невзгоды, она рада нам, принимает, ласкает, может утешить. А в жизни кто к нам может так относиться? - Можно сказать, что мать, почему? - понимает, любит.

3) не знает о наших печалях, потому всегда молода, не стареет, без единой морщины. Значит, выходит, что природе недоступны наши печали, страдания, она живёт другой жизнью. Так ли это? Можно поспорить с автором или согласиться? Так ли природа безмолвна? Ведь природа часто наказывает человека за плохое отношение, не всегда она бывает спокойна. Здесь чувствуется что? Сравните 2 и 3 стих.

 - Что можно заметить?

 - Противоречие: то, о чём говорилось  во 2 строфе, не развивает 3 строфа, а, наоборот ,обрывает .В связи с этим  возникает вопрос: понял ли до конца природу  Д. Мережковский?-Нет? . Почему?  Может быть, потому, что  именно такой он её  любил, это была его природа, в ней он находил успокоение, обретал , удаляясь от суеты, душевное равновесие,  стремился к простоте. 

-Послушаем чтение и выразим свою оценку, а также зададим несколько вопросов по этому тесту.

-Сделаем замечание. Как прочитано? Выразительно?  Устраивает ли темп, правильно выбран?

-Соблюдены ли паузы, знаки препинания? Выделены главные слова?

   А вот другое стихотворение Д. Мережковского «Мать» О чём оно? О матери, о материнской любви, о самопожертвовании.

А ещё? (о матери уже упоминалось в предыдущем произведении). К какой мысли приходит автор в этом стихотворении? Где это выражено? Что движет желанием матери спасти птенчика? –Любовь. Какая? – Самозабвенная (не думая о себе?); готовность к самопожертвованию).

-С чем сравнивает Мережковский любовь? –Это дар, благость высших сил, поэтому и благословил это чувство (что значит?). Возвысил, боготворил, как что-то высокое, доступное далеко не всем. Именно такой и должна быть любая мать.

    Слушаем стих, готовим вопросы, замечания.      

   Имя другого поэта, со стихами которого мы будем работать, Игорь Северянин (Лотарёв). Он тоже писал о природе. Попытаемся понять, что главное в его стихах о природе,  чем отличается его видение мира от мира Мережковского, и далее выразим своё отношение к произведениям двух поэтов, чтобы сказать, кто ,на наш взгляд, глубже, интереснее говорит о природе. Итак, говорим об Игоре Северянине.

   Обязательно даются краткие биографические сведения: сын офицера, родился в Петербурге, но окончил гимназию в Череповце. Начал печататься в 1905году. Стихи были очень противоречивы – и это, наверное, влияние времени, в которое он жил. В молодости чувствуется претензия  на роскошество,  изящество, что проявляется и в названии: «Зарницы мысли» (загадочные)?, «Электрические стихи», «Эпиталамы», «Интуитивные краски» (36 сборников). Северянин сам считал себя смелым и даже дерзким обновителем реальности (делается это в большинстве случаев для привлечения внимания публики).

Безудержно и не всегда удачно «творил слова»: бездарь, ожранить, юниться(молодиться), обезвопросена душа(пустая), олилеен озер замор заосенить, зальдиться, изжелая желания (предел), молодость отмолодал (ушла)

Поэт создал своеобразный стиль, далеко не всегда принимавшийся, но он был, несомненно, одарённым поэтом, возбуждал всеобщий интерес.

   И действительно, там, где манерность, вычурность, нарочитость исчезают, перед читателем появляется другой поэт- тонко чувствующий, с острой наблюдательностью, владеющий даром создания ритмической и звуковой выразительности стиха. Стих его музыкален, язык прост и естественен (на основе были созданы романсы А. Вертинским, С. Рахманиновым). И в этом мы можем убедиться, читая стихотворение «В парке плакала девочка» (1910г)

    Послушаем внимательно стихотворение! Какое настроение? Почувствуйте, какая интонация, выразительные  свойства звучащей речи, передающей отношение человека к тому, что он говорит. Сразу скажите, о чём этот стих, какова тема?

Итак, - о природе, о необходимости охранять, беречь её. И только ли? Кстати, хорошие стихи начинаются с эмоций, а не со смысла. Интонация меняется:  детское сюсюканье (много уменьшительно-ласкательных слов) уступает место взрослой (взгляд отца).

Почему так резко меняется интонация стихотворения? Давайте теперь пойдём от слова. Вопросы по тексту:

-Почему плакала девочка? Что потрясло отца?

-Почему потрясло отца то, что девочка заплакала от жалости, от сочувствия, сострадания ( переходим к разговору о нравственности) В этом что-то отец подметил, увидел. Что? Что раньше не было - начало роста человеческой души  (то, что относится к вопросам нравственности) нравственном взрослении. Внутри что-то заговорило, не давая покоя.

-Кто плакал от жалости к матери, к бабушке?

Именно с жалости начинается рост человеческой души. Жалейте друг друга, себя, это, оказывается, не так уж плохо.

   Именно это подметил отец. И поэтому готов был простить наперёд  все шалости, капризы. Это очень важно, ведь  маленький ребёнок  вырастает в человека…. Когда этот момент возникает? Так какой же здесь вопрос можно считать важным? -Когда растет душа, как ребёнок  становится нравственным, способным к добру, справедливости, честности? Связан этот вопрос как-то с названием стиха?  -Да.

 -Теперь понятно, почему так называется стихотворение?

 Можно сказать, что это стихотворение об охране окружающего мира, да, но не увидеть нравственную  проблему (а она главная. и это подчеркивает название) нельзя.

Северянин назвал один момент- взросление человеческой души, а вы можете ещё сказать, от чего зависит рост человеческой души? - Любови, добра. Понимания (у других авторов).

   В жизни Северянин был период, когда ему приходилось очень тяжело, когда он чувствовал  себя отдельно от Родины ( эмиграция), когда потерял читательскую аудиторию, когда трагически переживал свою ненужность. В 1918 году в Политехническом  Музее на вечере он был избран королем поэзии- он это принял всерьёз, хотя в этот период был уже повержен. И эта трагедия отразилась во многих стихах, одно из них- «Что шепчет парк» (23 год)

 -  Какое настроение?- Мрачное, трагичное. Движение эмоций объединено общим тоном трагического ощущения. Почему трагедия? - Сейчас посмотрим. - Что такое парк? -Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветиками, водоёмом. Есть несколько типов  парков, приспособленных для человека. В России с 18-19 в. появляется традиция создания английских парков, где природа существует в своем первозданном, естественном виде (как природный объект). В Японии есть парк камней. -  О каком парке идёт речь здесь? Читаю 3 строчку. Так в жизни не бывает – художник имел в виду что-то другое. Кругом лес, природа, зачем же страдать? ….. – (вспомним Мережковского – природа у него безмятежная, величавая). У Северянина за каждой веткой стоит жизнь. Природа не как живая, а живая. Поэт  увидел, что уходит живое, а повинен в этом человек ( А ведь уходить из мира нужно достойно).  Игорь Северянин, понимает:  природа приобретает судьбу (от рождения до смерти). Автор прибегает в конце к выразительному средству -олицетворению. Что может сказать , о чём должна бы кричать природа: «За что? Не смей!»  Ведь человек превратился в животное, в истребительное начало (всё, что против жизни, преступно), поднимает убийственный топор, восстаёт против жизни! А вместо угрозы, упрёка- шёпот. Почему так?! Северянин как бы заставляет вспомнить всё то, что сам хорошо знает, через что сам прошёл: каждый имеет право на жизнь и её никто не в праве отнимать. Звучит голос самого поэта: жизнь - это великая ценность.

- Так о чём же эти стихотворения И. Северянина, только ли о природе? - Они имеют глубокий смысл. И их объединяет мысль о том, какой должна быть жизнь человека, какой нравственный урок может преподнести нам природа, чему она  может научить. Только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить  с чистой совестью. Я верю, что мы на уроках литературы много ещё  узнаем интересного и важного о нашей природе, о её  взаимоотношении с человеком.


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе

Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе

Значит, выходит, что природе недоступны наши печали, страдания, она живёт другой жизнью

Значит, выходит, что природе недоступны наши печали, страдания, она живёт другой жизнью

Итак, говорим об Игоре Северянине

Итак, говорим об Игоре Северянине

Почему потрясло отца то, что девочка заплакала от жалости, от сочувствия, сострадания ( переходим к разговору о нравственности)

Почему потрясло отца то, что девочка заплакала от жалости, от сочувствия, сострадания ( переходим к разговору о нравственности)

В Японии есть парк камней. -

В Японии есть парк камней. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023