Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стихотворения о природе Дмитрия Мережковского и Игоря Северянина. Их объединяет мысль о том, какой должна быть жизнь человека, какой нравственный урок может преподнести нам природа, чему она может научить. Только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить с чистой совестью.
Иконка файла материала Живая природа.docx

Внеклассное чтение на уроке литературы в 5 классе.

(Стихотворения о природе  Дмитрия Мережковского и  Игоря Северянина).

   Цель урока: Обсуждение стихотворений, их анализ, понимание  идеи стихотворения, отличительных особенностей стихотворений Д.Мережковского и И. Северянина,  работа над выразительным чтением.

   Вступительное слово учителя:

  - Вот уже несколько уроков мы обращаемся к русской поэзии xx века. Этот период очень важный в русской литературе, так как он дал литературе новые имена, новые замечательные произведения; наша родная литература была яркой и богатой, в ней заняли своё достойное место лирика, проза, драматургия. Это время утверждения силы человека, когда он осознаёт своё могущество. Перед нами человек-творец, человек с большой буквы, и не случайно ему поёт хвалу великий Брюсов. Но уже в его стихотворениях мы уловили нечто другое, некую тревогу, нас удивило , что человек стал царём природы, возгордился, начал себя  вести недостойно, забывая о том, что он часть самой природы и должен заботиться о ней, а не губить её, вина человека   перед природой большая. Именно поэтому тема  «Человек-природа» начинает волновать  поэтов. Многие пишут о природе, и, конечно, у каждого своё  видение природы, своё мироощущение (это зависит от жизненных впечатлениях).

Стихотворение Д. Мережковского" Природа"

 Какая же природа у Мережковского? Какой он её видит? Как воспринимает? Что вы поняли? (Чтение стихотворения «Природа»

- Перед нами 3 строфы (Строфа-часть стиха, объединенная единым ритмом, рифмой, содержанием). Какие же ключевые слова можно выделить в каждой? (Затмить не могли), (прежнею лаской встречаешь), (не ведает нашей причины). О чём они говорят, что можно понять?

1) о величии природы, её вечности.

2) несмотря на все наши невзгоды, она рада нам, принимает, ласкает, может утешить. А в жизни кто к нам может так относиться? - Можно сказать, что мать, почему? - понимает, любит.

3) не знает о наших печалях, потому всегда молода, не стареет, без единой морщины. Значит, выходит, что природе недоступны наши печали, страдания, она живёт другой жизнью. Так ли это? Можно поспорить с автором или согласиться? Так ли природа безмолвна? Ведь природа часто наказывает человека за плохое отношение, не всегда она бывает спокойна. Здесь чувствуется что? Сравните 2 и 3 стих.

 - Что можно заметить?

 - Противоречие: то, о чём говорилось  во 2 строфе, не развивает 3 строфа, а, наоборот ,обрывает .В связи с этим  возникает вопрос: понял ли до конца природу  Д. Мережковский?-Нет? . Почему?  Может быть, потому, что  именно такой он её  любил, это была его природа, в ней он находил успокоение, обретал , удаляясь от суеты, душевное равновесие,  стремился к простоте. 

-Послушаем чтение и выразим свою оценку, а также зададим несколько вопросов по этому тесту.

-Сделаем замечание. Как прочитано? Выразительно?  Устраивает ли темп, правильно выбран?

-Соблюдены ли паузы, знаки препинания? Выделены главные слова?

   А вот другое стихотворение Д. Мережковского «Мать» О чём оно? О матери, о материнской любви, о самопожертвовании.

А ещё? (о матери уже упоминалось в предыдущем произведении). К какой мысли приходит автор в этом стихотворении? Где это выражено? Что движет желанием матери спасти птенчика? –Любовь. Какая? – Самозабвенная (не думая о себе?); готовность к самопожертвованию).

-С чем сравнивает Мережковский любовь? –Это дар, благость высших сил, поэтому и благословил это чувство (что значит?). Возвысил, боготворил, как что-то высокое, доступное далеко не всем. Именно такой и должна быть любая мать.

    Слушаем стих, готовим вопросы, замечания.      

   Имя другого поэта, со стихами которого мы будем работать, Игорь Северянин (Лотарёв). Он тоже писал о природе. Попытаемся понять, что главное в его стихах о природе,  чем отличается его видение мира от мира Мережковского, и далее выразим своё отношение к произведениям двух поэтов, чтобы сказать, кто ,на наш взгляд, глубже, интереснее говорит о природе. Итак, говорим об Игоре Северянине.

   Обязательно даются краткие биографические сведения: сын офицера, родился в Петербурге, но окончил гимназию в Череповце. Начал печататься в 1905году. Стихи были очень противоречивы – и это, наверное, влияние времени, в которое он жил. В молодости чувствуется претензия  на роскошество,  изящество, что проявляется и в названии: «Зарницы мысли» (загадочные)?, «Электрические стихи», «Эпиталамы», «Интуитивные краски» (36 сборников). Северянин сам считал себя смелым и даже дерзким обновителем реальности (делается это в большинстве случаев для привлечения внимания публики).

Безудержно и не всегда удачно «творил слова»: бездарь, ожранить, юниться(молодиться), обезвопросена душа(пустая), олилеен озер замор заосенить, зальдиться, изжелая желания (предел), молодость отмолодал (ушла)

Поэт создал своеобразный стиль, далеко не всегда принимавшийся, но он был, несомненно, одарённым поэтом, возбуждал всеобщий интерес.

   И действительно, там, где манерность, вычурность, нарочитость исчезают, перед читателем появляется другой поэт- тонко чувствующий, с острой наблюдательностью, владеющий даром создания ритмической и звуковой выразительности стиха. Стих его музыкален, язык прост и естественен (на основе были созданы романсы А. Вертинским, С. Рахманиновым). И в этом мы можем убедиться, читая стихотворение «В парке плакала девочка» (1910г)

    Послушаем внимательно стихотворение! Какое настроение? Почувствуйте, какая интонация, выразительные  свойства звучащей речи, передающей отношение человека к тому, что он говорит. Сразу скажите, о чём этот стих, какова тема?

Итак, - о природе, о необходимости охранять, беречь её. И только ли? Кстати, хорошие стихи начинаются с эмоций, а не со смысла. Интонация меняется:  детское сюсюканье (много уменьшительно-ласкательных слов) уступает место взрослой (взгляд отца).

Почему так резко меняется интонация стихотворения? Давайте теперь пойдём от слова. Вопросы по тексту:

-Почему плакала девочка? Что потрясло отца?

-Почему потрясло отца то, что девочка заплакала от жалости, от сочувствия, сострадания ( переходим к разговору о нравственности) В этом что-то отец подметил, увидел. Что? Что раньше не было - начало роста человеческой души  (то, что относится к вопросам нравственности) нравственном взрослении. Внутри что-то заговорило, не давая покоя.

-Кто плакал от жалости к матери, к бабушке?

Именно с жалости начинается рост человеческой души. Жалейте друг друга, себя, это, оказывается, не так уж плохо.

   Именно это подметил отец. И поэтому готов был простить наперёд  все шалости, капризы. Это очень важно, ведь  маленький ребёнок  вырастает в человека…. Когда этот момент возникает? Так какой же здесь вопрос можно считать важным? -Когда растет душа, как ребёнок  становится нравственным, способным к добру, справедливости, честности? Связан этот вопрос как-то с названием стиха?  -Да.

 -Теперь понятно, почему так называется стихотворение?

 Можно сказать, что это стихотворение об охране окружающего мира, да, но не увидеть нравственную  проблему (а она главная. и это подчеркивает название) нельзя.

Северянин назвал один момент- взросление человеческой души, а вы можете ещё сказать, от чего зависит рост человеческой души? - Любови, добра. Понимания (у других авторов).

   В жизни Северянин был период, когда ему приходилось очень тяжело, когда он чувствовал  себя отдельно от Родины ( эмиграция), когда потерял читательскую аудиторию, когда трагически переживал свою ненужность. В 1918 году в Политехническом  Музее на вечере он был избран королем поэзии- он это принял всерьёз, хотя в этот период был уже повержен. И эта трагедия отразилась во многих стихах, одно из них- «Что шепчет парк» (23 год)

 -  Какое настроение?- Мрачное, трагичное. Движение эмоций объединено общим тоном трагического ощущения. Почему трагедия? - Сейчас посмотрим. - Что такое парк? -Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветиками, водоёмом. Есть несколько типов  парков, приспособленных для человека. В России с 18-19 в. появляется традиция создания английских парков, где природа существует в своем первозданном, естественном виде (как природный объект). В Японии есть парк камней. -  О каком парке идёт речь здесь? Читаю 3 строчку. Так в жизни не бывает – художник имел в виду что-то другое. Кругом лес, природа, зачем же страдать? ….. – (вспомним Мережковского – природа у него безмятежная, величавая). У Северянина за каждой веткой стоит жизнь. Природа не как живая, а живая. Поэт  увидел, что уходит живое, а повинен в этом человек ( А ведь уходить из мира нужно достойно).  Игорь Северянин, понимает:  природа приобретает судьбу (от рождения до смерти). Автор прибегает в конце к выразительному средству -олицетворению. Что может сказать , о чём должна бы кричать природа: «За что? Не смей!»  Ведь человек превратился в животное, в истребительное начало (всё, что против жизни, преступно), поднимает убийственный топор, восстаёт против жизни! А вместо угрозы, упрёка- шёпот. Почему так?! Северянин как бы заставляет вспомнить всё то, что сам хорошо знает, через что сам прошёл: каждый имеет право на жизнь и её никто не в праве отнимать. Звучит голос самого поэта: жизнь - это великая ценность.

- Так о чём же эти стихотворения И. Северянина, только ли о природе? - Они имеют глубокий смысл. И их объединяет мысль о том, какой должна быть жизнь человека, какой нравственный урок может преподнести нам природа, чему она  может научить. Только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить  с чистой совестью. Я верю, что мы на уроках литературы много ещё  узнаем интересного и важного о нашей природе, о её  взаимоотношении с человеком.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также