Внеклассное чтение.
Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.
Цели: 1. Познакомить учащихся с замечательным канадским писателем Э. Сетоном-Томпсоном.
2. Заинтересовать, вызвать желание читать произведения писателя.
3. Пробудить интерес к творчеству писателя, к произведениям о природе.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение ценить то, что нас окружает.
План.
1. Орг. момент.
2.Слово учителя.
3. Анализ рассказа «Снап».
4. Слово учителя.
5. Чтение начала рассказа Сетона-Томпсона «Отчего синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение.
6. вывод по уроку.
7. Домашнее задание.
8. Итоги по уроку.
Литература.
1.Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2003.
2. Полухина В.П. Метод. рекомендации к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» - М.: Просвещение, 1994.
3. Рассказы писателя.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
а) Слово учителя о писателе.
Тема природы, начатая в 6 классе произведением М. Пришвина, находит продолжение в зарубежной литературе, в творчестве Эрнеста Сетона-Томпсона.
Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946 гг.) в самом конце XIX - начале XX веков создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила его работа по изучению диких животных в естественных условиях.
б) Чтение вступительной статьи В. Бианки и И. Сладкова.
- В чем состоит заслуга Сетона-Томпсона как писателя? Чем можно объяснить распространение его книг во всех странах мира?
- Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне-Томпсоне?
- Прочтите еще раз строки из автобиографии писателя о выборе своего жизненного пути. Как вы понимаете эти строки?
3. Анализ рассказа «Снап».
а)Беседа по рассказу, художественный пересказ эпизодов.
- Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином? (Художественный пересказ эпизода подготовленным учеником.)
- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?
- «В телеграмме он (Снап) не зря был назван замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму? (Художественный пересказ эпизода «В охоте участвует Снап».)
- «У гончих - прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги - силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера».
Когда рассказчик пришел к такому выводу?
- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков».
- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом к этому произведению?
б) Рассматривание слайдов с рисункам и самого писателя (при помощи диаскопа), иллюстраций в учебнике, рисунков учеников.
- Как удалось Сетону-Томпсону передать в рисунках характер Снапа?
4. Слово учителя.
В 1870 году семья Эрнеста из приморского городка Саус-Шильдс, где он родился, переехала в г. Торонто. Больше всего маленького мальчика интересуют птицы. Он пробовал их зарисовывать в мастерской по изготовлению чучел (демонстрируются чучела животных, птиц, картины с изображением животных средней полосы), а также собирал ракушки, перья и всякие диковинки леса, воображал себя Робинзоном Крузо.
Когда Эрнесту было 15 лет, здоровье его сильно пошатнулось, он заболел туберкулезом. Врач посоветовал переменить обстановку, и Эрнест выбрал ту ферму, где жила его семья раньше, где он чувствовал себя счастливым.
У Эрнеста все находили талант художника, но ему хотелось быть ученым-натуралистом. По мнению отца, эта профессия не имела перспективы, а талант художника мог обеспечить сыну верный заработок.
И Эрнест стал учиться в художественной школе Онтарио, в 19 лет закончил ее с золотой медалью. Через год, выдержав огромный конкурс (поступили 6 человек из ста!), он становится студентом Королевской академии Лондона. Но тяжелое материальное положение заставило его вернуться в родной дом, чтобы, объединившись с братьями (их было 10 человек), получить дополнительный участок земли для посевов пшеницы, овса, картофеля. И опять будущего писателя окружает удивительный мир природы, мир животных и птиц.
В 1883 году Эрнест Сетон-Томпсон впервые узнал о замечательных открытиях Дарвина; рассказы о нем увлекали будущего писателя как сказки. И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов.
В ноябре 1883 года Сетон-Томпсон круто меняет свою жизнь и уезжает в США, в Нью-Йорк, где становится известным художником. Вскоре получает широкую известность как рассказчик историй из жизни животных.
Такие рассказы, как «Лобо», «Мустанг-иноходец», «Вулли», «Красношейка» вошли в его первый сборник, снабженный рисунками автора. Сборник имел громадный успех.
Вслед за первым сборником появились и другие; научный труд «Жизнь северных зверей» был опубликован в двух томах.
Спустя 10 лет вышел еще один большой научный труд -«Жизнь диких зверей» - в четырех томах.
Книга «Моя жизнь», являющаяся художественной автобиографией писателя, была написана в 1940 году, когда Томпсону исполнилось уже 80 лет.
5. Чтение начала рассказа Сетона-Томпсона «Отчего синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение.
ОТЧЕГО СИНИЦЫ РАЗ В ГОДУ ТЕРЯЮТ РАССУДОК
В давно минувшие времена, когда на севере Америки еще не бывало зимы, синицы весело жили в лесах вместе с корольками, кедровками и другими своими родичами и ни о чем не заботились, кроме удовольствий.
Но вот однажды осенью мать-природа предупредила всех пернатых певуний, что они должны поскорее улететь на юг, так как сюда надвигаются могущественные враги: снег, холод и голод.
Кедровки и другие родичи синиц принялись обсуждать, куда лететь. И только синица, предводительница всей стаи, хохотала, кувыркаясь на сучке, как на трапеции.
«Отправляться в такую даль? - пищала
она. - Вот еще! Нам и здесь хорошо. Враки, не будет ни снега, ни холода, ни голода!
Никогда за всю свою жизнь ничего подобного я не видела
и не верю в них». ,
Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц. Они даже оставили на время свои забавы и принялись допытываться у родственников, в чем, собственно, дело. К их большому неудовольствию, оказалось, что все они должны отправиться в длительное путешествие, - корольки, например, полетят до самого Мексиканского залива. А кроме того, лететь придется по ночам, чтобы не попасть в лапы к ястребу, а погода наверняка будет бурной.
Конечно, синицы сказали, что все это чепуха, и снова принялись беззаботно распевать и гоняться друг за другом.
Между тем корольки и другие птички стали готовиться к длительному путешествию и разузнавать дорогу на юг. Большая, широкая река, текущая к югу, луна в небе и дикие гуси, также переселявшиеся в теплые страны, должны были служить их путеводителями, а во время ночного полета нужно будет петь, чтобы не отбиться друг от друга.
Шумные, веселые синицы продолжали насмехаться над своими родичами, которые собрались в огромную стаю в лесу над рекой. Наконец, когда луна подсказала им, что время настало, пернатые переселенцы разом вспорхнули и улетели в темноту. Синицы
заявили, что все их родичи - сумасшедшие, еще раз посмеялись над Мексиканским заливом и, кувыркаясь в воздухе, принялись играть в салочки в лесу, который был теперь пустынным и неприветливым, а кроме того, погода становилась непривычно холодной.
Наконец действительно пошел снег, наступили морозы, и синицы совсем растерялись. Куда девалась их былая веселость! Им стало страшно, и они беспомощно носились по лесу, ища, у кого бы спросить совета, у кого бы узнать, как найти путь на юг. По-моему, не было беличьего дупла, в которое не заглянули бы синицы и не спросили, уж не это ли Мексиканский залив. Но - увы! - никто ничего не мог им объяснить, никто не собирался в ту сторону, а большая река была скрыта под ледяным снежным покровом.
Тут мимо них промчался вестник, которого мать-природа послала на север к оленям. Однако он заявил синицам, что не может служить им проводником, так как не получил никаких распоряжений, да и вообще летит не в ту сторону. Кроме того, они ведь были предупреждены, как и их родичи, которых они же называли «сумасшедшими», а теперь мать-природа, разгневанная непослушанием, наверное, прикажет им оставить всякую надежду на переселение в теплые страны. Не хотели слушаться вовремя - теперь пусть пеняют на себя...
Вопросы и задания по прочитанному:
- Придумайте сами конец рассказа.
- Почему, на ваш взгляд, это произведение можно назвать рассказом, а можно - сказкой? Какое произведение, изученное в этом году, напоминает вам этот рассказ?
6. Вывод по уроку.
- Что испытывали вы, читая рассказы Сетона-Томпсона?
- Можете ли вы назвать произведения о животных других писателей, которые произвели на вас сильное впечатление? (Бианки, Паустовский, Чаплина и др.)
- Что роднит их с произведениями Сетона-Томпсона?
7. Домашнее задание.
Р.Бредбери. «Каникулы» (прочитать).
8. Итоги по уроку.
Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.