Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.
Оценка 4.9

Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.03.2018
Внеклассное чтение.  Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.
Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа. Цели: 1. Познакомить учащихся с замечательным канадским писателем Э. Сетоном-Томпсоном. 2. Заинтересовать, вызвать жела¬ние читать произведения писателя. 3. Пробудить интерес к творчеству писателя, к произведениям о природе. 4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение ценить то, что нас окружает. План. 1. Орг. момент. 2.Слово учителя. 3. Анализ рассказа «Снап». 4. Слово учителя. 5. Чтение начала рассказа Сетона-Томпсона «Отче¬го синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение. 6. вывод по уроку. 7. Домашнее задание. 8. Итоги по уроку.
урок3.docx

Внеклассное чтение.

Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.

Цели: 1. Познакомить учащихся с замечательным канадским писателем Э. Сетоном-Томпсоном.

            2. Заинтересовать, вызвать жела­ние читать произведения писателя.

            3. Пробудить интерес к творчеству писателя, к произведениям о природе.

            4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение ценить то, что нас окружает.

План.

1. Орг. момент.

2.Слово учителя.

3. Анализ рассказа «Снап».

4. Слово учителя.

5. Чтение начала рассказа Сетона-Томпсона «Отче­го синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение.

6. вывод по уроку.

7. Домашнее задание.

8. Итоги по уроку.

Литература.

1.Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2003.

2. Полухина В.П. Метод. рекомендации  к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» - М.: Просвещение, 1994.

3. Рассказы писателя.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

а) Слово учителя о писателе.

Тема природы, начатая в 6 классе произведением М. При­швина, находит продолжение в зарубежной литературе, в творчест­ве Эрнеста Сетона-Томпсона.

Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946 гг.) в самом конце XIX - начале XX веков создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основан­ными на научном подходе к изображению четвероногих и перна­тых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила его работа по изучению диких животных в естественных условиях.

б) Чтение вступительной статьи В. Бианки и И. Сладкова.

- В чем состоит заслуга Сетона-Томпсона как писателя? Чем можно объяснить распространение его книг во всех странах мира?

-    Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне-Томпсоне?

-    Прочтите еще раз строки из автобиографии писателя о вы­боре своего жизненного пути. Как вы понимаете эти строки?

3. Анализ рассказа «Снап».

а)Беседа по рассказу, художественный пе­ресказ эпизодов.

-   Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хо­зяином? (Художественный пересказ эпизода подготовленным учеником.)

-   Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?      

-   «В телеграмме он (Снап) не зря был назван замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хва­лебную телеграмму? (Художественный пересказ эпизода «В охоте участвует Снап».)

-   «У гончих - прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, вол­кодавы и доги - силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера».

Когда рассказчик пришел к такому выводу?

-   Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков».

-   Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поста­вить эпиграфом к этому произведению?

б) Рассматривание слайдов с рисункам и самого писателя (при помощи диаскопа), иллюстраций в учебнике, рисунков учеников.

- Как удалось Сетону-Томпсону передать в рисунках харак­тер Снапа?

 

4. Слово учителя.

 В 1870 году семья Эрнеста из приморского го­родка Саус-Шильдс, где он родился, переехала в г. Торонто. Боль­ше всего маленького мальчика интересуют птицы. Он пробовал их зарисовывать в мастерской по изготовлению чучел (демонстриру­ются чучела животных, птиц, картины с изображением живот­ных средней полосы), а также собирал ракушки, перья и всякие ди­ковинки леса, воображал себя Робинзоном Крузо.

Когда Эрнесту было 15 лет, здоровье его сильно пошатну­лось, он заболел туберкулезом. Врач посоветовал переменить об­становку, и Эрнест выбрал ту ферму, где жила его семья раньше, где он чувствовал себя счастливым.

У Эрнеста все находили талант художника, но ему хотелось быть ученым-натуралистом. По мнению отца, эта профессия не имела перспективы, а талант художника мог обеспечить сыну вер­ный заработок.

И Эрнест стал учиться в художественной школе Онтарио, в 19 лет закончил ее с золотой медалью. Через год, выдержав огром­ный конкурс (поступили 6 человек из ста!), он становится студен­том Королевской академии Лондона. Но тяжелое материальное по­ложение заставило его вернуться в родной дом, чтобы, объединив­шись с братьями (их было 10 человек), получить дополнительный участок земли для посевов пшеницы, овса, картофеля. И опять бу­дущего писателя окружает удивительный мир природы, мир живот­ных и птиц.

В 1883 году Эрнест Сетон-Томпсон впервые узнал о замеча­тельных открытиях Дарвина; рассказы о нем увлекали будущего писателя как сказки. И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов.

В ноябре 1883 года Сетон-Томпсон круто меняет свою жизнь и уезжает в США, в Нью-Йорк, где становится известным худож­ником. Вскоре получает широкую известность как рассказчик ис­торий из жизни животных.

Такие рассказы, как «Лобо», «Мустанг-иноходец», «Вулли», «Красношейка» вошли в его первый сборник, снабженный рисун­ками автора. Сборник имел громадный успех.

Вслед за первым сборником появились и другие; научный труд «Жизнь северных зверей» был опубликован в двух томах.

Спустя 10 лет вышел еще один большой научный труд -«Жизнь диких зверей» - в четырех томах.

Книга «Моя жизнь», являющаяся художественной автобио­графией писателя, была написана в 1940 году, когда Томпсону ис­полнилось уже 80 лет.

5.  Чтение начала рассказа Сетона-Томпсона «Отче­го синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение.

 

ОТЧЕГО СИНИЦЫ РАЗ В ГОДУ ТЕРЯЮТ РАССУДОК

В давно минувшие времена, когда на севере Америки еще не бывало зимы, синицы весело жили в лесах вместе с корольками, кедровками и другими своими родичами и ни о чем не заботились, кроме удовольствий.

Но вот однажды осенью мать-природа предупредила всех пернатых певуний, что они должны поскорее улететь на юг, так как сюда надвигаются могущественные враги: снег, холод и голод.

Кедровки и другие родичи синиц принялись обсуждать, куда лететь. И только синица, предводительница всей стаи, хохотала, кувыркаясь на сучке, как на трапеции.

«Отправляться в такую даль? - пищала она. - Вот еще! Нам и здесь хорошо. Враки, не будет ни снега, ни холода, ни го­лода! Никогда за всю свою жизнь ничего подобного я не видела
и не верю в них».                                                      ,

Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц. Они даже оставили на время свои заба­вы и принялись допытываться у родственников, в чем, собственно, дело. К их большому неудовольствию, оказалось, что все они должны отправиться в длительное путешествие, - корольки, на­пример, полетят до самого Мексиканского залива. А кроме того, лететь придется по ночам, чтобы не попасть в лапы к ястребу, а погода наверняка будет бурной.

Конечно, синицы сказали, что все это чепуха, и снова приня­лись беззаботно распевать и гоняться друг за другом.

Между тем корольки и другие птички стали готовиться к длительному путешествию и разузнавать дорогу на юг. Большая, широкая река, текущая к югу, луна в небе и дикие гуси, также пе­реселявшиеся в теплые страны, должны были служить их путево­дителями, а во время ночного полета нужно будет петь, чтобы не отбиться друг от друга.

Шумные, веселые синицы продолжали насмехаться над своими родичами, которые собрались в огромную стаю в лесу над рекой. Наконец, когда луна подсказала им, что время настало, пер­натые переселенцы разом вспорхнули и улетели в темноту. Синицы

заявили, что все их родичи - сумасшедшие, еще раз посмеялись над Мексиканским заливом и, кувыркаясь в воздухе, принялись играть в салочки в лесу, который был теперь пустынным и непри­ветливым, а кроме того, погода становилась непривычно холодной.

Наконец действительно пошел снег, наступили морозы, и си­ницы совсем растерялись. Куда девалась их былая веселость! Им стало страшно, и они беспомощно носились по лесу, ища, у кого бы спросить совета, у кого бы узнать, как найти путь на юг. По-моему, не было беличьего дупла, в которое не заглянули бы синицы и не спросили, уж не это ли Мексиканский залив. Но - увы! - никто ни­чего не мог им объяснить, никто не собирался в ту сторону, а большая река была скрыта под ледяным снежным покровом.

Тут мимо них промчался вестник, которого мать-природа по­слала на север к оленям. Однако он заявил синицам, что не может служить им проводником, так как не получил никаких распоряже­ний, да и вообще летит не в ту сторону. Кроме того, они ведь были предупреждены, как и их родичи, которых они же называли «сума­сшедшими», а теперь мать-природа, разгневанная непослушанием, наверное, прикажет им оставить всякую надежду на переселение в теплые страны. Не хотели слушаться вовремя - теперь пусть пеня­ют на себя...

Вопросы  и задания по прочитанному:

-   Придумайте сами конец рассказа.

-   Почему, на ваш взгляд, это произведение можно назвать рассказом, а можно - сказкой? Какое произведение, изученное в этом году, напоминает вам этот рассказ?

6. Вывод по уроку.

- Что испытывали вы, читая рассказы Сетона-Томпсона?

-    Можете ли вы назвать произведения о животных других писателей, которые произвели на вас сильное впечатление? (Бианки, Паустовский, Чаплина и др.)

-   Что роднит их с произведениями Сетона-Томпсона?

7. Домашнее задание.

Р.Бредбери. «Каникулы» (прочитать).

8. Итоги по уроку.

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон

Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон

Тема природы, начатая в 6 классе произведением

Тема природы, начатая в 6 классе произведением

Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поста­вить эпиграфом к этому произведению? б)

Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поста­вить эпиграфом к этому произведению? б)

И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов

И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов

Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц

Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц

Тут мимо них промчался вестник, которого мать-природа по­слала на север к оленям

Тут мимо них промчался вестник, которого мать-природа по­слала на север к оленям

Внеклассное чтение. Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.

Внеклассное чтение.  Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018