Учитель готовит к уроку плакат, на котором собраны рисунки к стихам. Дети называют авторов, названия стихотворений. Читают стихи по тексту.
Если ученики не знакомы со стихотворением, учитель называет автора. По рисунку определяется тема стихотворения. Затем определяется сборник, в котором его можно найти. Ученики ориентируются самостоятельно в сборнике, находят стихотворение, читают сами, возможно чтение учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе рабо-ты с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Литературное чтение
Урок 104.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Внеклассное чтение. Литературные стихисказки. (Проводится после чтения раздела V.)
Цели:
– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;
– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;
– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 Организация выставки из книг, принесённых на урок.
– Как называются сборники стихов?
– Какие поэты в них представлены?
– Что вы можете рассказать об авторе, прочитав его стихи?
Ученики говорят, каким представляют поэта.
– Какое стихотворение вам больше всех понравилось? Кто его автор?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 2 3 3
1. Чтение стихов.
1. Конкурс чтецов.
Определяются участники, желающие прочитать наизусть стихи из
книг Ю. Владимирова «Чудаки», М. Бородицкой «Последний день
учения», С. Маршака «Вчера и сегодня», А. Барто «Вам не нужна
сорока?», Г. Сапгира «Чуридило» и др.
2. Беседа после чтения стихотворения:
– Что необыкновенного в стихотворении?
– Что сказано автором оригинально?
– Близко ли стихотворение к сказке? Чем?
– Кому мы сочувствуем? Кто вызывает улыбку? Жалость?
– Почему автор решил рассказать эту историю? Чему он удивляется?
3. Словесное рисование.
– Вы прослушали много стихов. Какая картинка вам представляется
особенно ярко? К какому стихотворению?
2. Викторина «Кто они и откуда?»
Учитель готовит к уроку плакат, на котором собраны рисунки к
стихам. Дети называют авторов, названия стихотворений. Читают
стихи по тексту.
Если ученики не знакомы со стихотворением, учитель называет автора.
По рисунку определяется тема стихотворения. Затем определяется
сборник, в котором его можно найти. Ученики ориентируются
самостоятельно в сборнике, находят стихотворение, читают сами,
возможно чтение учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе рабо
ты с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
© ООО «Баласс», 2012
2Примерный плакат с рисунками:
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
3А. Барто «Дело было в январе» С. Маршак «Заяцбездельник»
© ООО «Баласс», 2012
4Ю. Мориц «Весёлая лягушка» С. Маршак «Поросята»
3. Работа с текстами стихотворенийдиалогов.
а) Учитель готовит к уроку тексты стиховдиалогов. Ученики сначала
читают их про себя, определяют героев стихотворения, распределяют
роли, готовятся к выразительному чтению.
б) Выразительное чтение стихов.
4. Работа с текстом стихотворения.
Чтение стихотворения учителем.
© ООО «Баласс», 2012
5Странная история
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
– Ах, какая модница!
Пожжжвольте пожжжнакомиться?
– Увазззаемый прохоззый,
Ну на что ззз это похоззе!
Вы не предзззтавляете,
Как вы ссепелявите! –
И красавица оса
Улетела в небеса...
– Штранная гражжжданка,
Наверно, иноштранка?
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это надо было так
Опроштоволоситься?!
Как бы вновь не окажжаться
В положжении таком!
Нужно шрочно жжаниматься
Иноштранным яжжжыком! (А. Крылов)
– Что вы представляли, слушая стихотворение? Какими представляете осу
и жука?
– Почему они не поняли друг друга?
– Какой приём автор использует? Благодаря чему при слушании мы легко
© ООО «Баласс», 2012
6догадываемся, кто произносит реплику? (Звукопись.)
– Что значит опростоволоситься? Подберите синонимы. (Попасть
впросак, в нелепую ситуацию.)
– Какую весёлую историю рассказал автор? Похожа ли она на сказку?
– Какую концовку вы бы предложили?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– С какими необычными стихотворениями мы сегодня встретились?
– Почему эти стихотворения иногда называют стихотворениясказки?
– Какое из них вам особенно запомнилось? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Читать сказкиминиатюры. (Миниатюра – это короткое, небольшое по
размеру произведение. Сказкаминиатюра – короткая сказка.)
В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
Г. Цыферов «Как лягушонок искал папу».
Г. Юдин «Букварёнок» (сказки).
И. Кузнецов «Фенина скрипка».
М. Пляцковский «Сказки» и др.
© ООО «Баласс», 2012
72. Одну сказку подготовить к подробному пересказу (можно выучить
наизусть).
3. Составить вопросы к сказке.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
8