Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Урок 71–72.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Внеклассное чтение.
Литературное чтение
Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».
Чеховские мальчики
Структуру урока внеклассного чтения, посвящённого чтению и обсуждению одного текста, см. в материалах к
уроку 43.
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Рассматривание сборников рассказов Чехова.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
1II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
До работы с текстом рассказа А.П. Чехова можно ознакомиться с рассказом И.
Шмелёва «Как я встречался с Чеховым». Вывод может быть таким: об одной
встрече рассказали два писателя. Для Шмелёва особенно был интересен
взрослый, с которым ребята встретились на рыбалке, для Чехова – мальчики,
мечтающие о путешествиях и приключениях.
– Какими же он их увидел? Как сумел после единственной встречи представить
себе их характеры, образ жизни, семьи? Два мальчика такие разные. Можно ли
сказать, что каждый из них симпатичен автору?
– Чем? Что замечательного он рассмотрел в Володе и Чечевицыне?
Работа с текстом во время чтения.
1) Выявление первичного восприятия после самостоятельного чтения текста
дома (или в классе).
– Встреча Чехова с мальчиками в реальной жизни настолько запечатлелась в его
памяти, что он даже, написав рассказ, сделал пометку:
«Сценка». Это значит, что действие динамично, его легко представить,
разделить на отдельные картины. Какой фрагмент рассказа вам запомнился
особенно? Чем?
– Какие бы отдельные сцены вы выделили в рассказе?
а) сцена приезда;
б) сцена в столовой;
в) сцена в детской;
г) разговор Чечевицына с Катей;
© ООО «Баласс», 2014
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
2д) сцена подслушивания;
е) сцена прощания Володи с близкими;
ё) разговор Чечевицына с Володей;
ж) поиски мальчиков;
з) сцена возвращения беглецов;
и) сцена отъезда Чечевицына.
2) Выборочное чтение рассказа.
1я сцена.
Суета, шум и гам вокруг Володи – «всё смешалось в один сплошной радостный
звук». Володю Королёва дома ждут, его любят, ему все рады.
Первая характеристика Володи – «Володечка».
Вокруг Чечевицына иная атмосфера, он стоит в углу, неподвижно, в тени.
Первая характеристика – маленький человек.
Выводы:
1) С самого начала очевидно, что мальчики очень разные, это чувствует мать
(говорит шёпотом), но совершенно не замечает отец (называет его
Черепицыным).
2) Безусловно, автору нравятся эти мальчики – отсюда такое описание
промёрзшего Володи, прямое введение авторского «я» в текст: «глядя на него,
хотелось озябнуть и сказать: "бррр"».
2я сцена.
Начинается опять с зарисовки (зимнее солнышко). Всё описание пронизано
теплом, добром, чистотой, любованием и любовью к мальчикам – в этой сцене
присутствие автора очевидно.
Два портрета мальчиков даны глазами сестёр – всё строится на контрасте.
Замечателен вывод, который делают девочки, разглядывая очень некрасивого
Чечевицына: «Это, должно быть, очень умный и учёный человек». Оба мальчика
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3погружены в свои мысли, но Володя не выдерживает и фразой «А в Калифорнии
вместо чаю пьют джин» пытается привлечь внимание сестёр к тому, что его
тревожит.
3я сцена.
Взрослые с девочками заняты приготовлением к Рождеству, они не замечают,
что с мальчиками чтото не так.
Становится ясно, что привлекает Володю в побеге в Америку: Калифорния,
сказочная земля.
4я сцена.
«Поединок» Кати и Чечевицына. Он, конечно, не умеет кататься на коньках, но
последнее слово остаётся за ним, хотя это даётся ему непросто («неловко»,
«сурово», «угрюмо»). При чтении этой части не стоит увлекаться словарной
работой и разъяснять, кто такие бизоны и пр., ведь Чечевицын и добивается
того, чтобы было непонятно, загадочно, таинственно.
5я сцена.
Уточняются планы мальчиков, их готовность к побегу (автор явно улыбается!),
окончательно определяется главенство Чечевицына в паре с Володей.
6я сцена.
Главное, чтобы ребята поняли: Володя не просто трусит, в первую очередь он
думает о маме, близких, которых очень любит. Ему плохо и трудно сделать
выбор между любимым домом и перспективами жизни в Калифорнии.
7я сцена.
Выразительное чтение диалога: напористая сила Чечевицына и слабость,
нерешительность Володи.
Выбор девочек в пользу Чечевицына.
8я сцена.
© ООО «Баласс», 2014
4Напряжённость действия передаётся предложениями без подлежащих –
«послали», «ходили» и т.д. Выделяется автором только мама – не случайно,
Володя к ней был так привязан.
9я сцена.
Всё повторяется: крики, суета – но нет радости и веселья. Володя раскаивается
и переживает.
10я сцена.
Чечевицын ни в чём не раскаивается. Вероятно, его мать – дама тоже гордая и
независимая, и вряд ли она накажет своего сына.
Чтение текста ведётся совместно, главное – помочь ученикам вести диалог с
автором, получить удовольствие от чтения рассказа.
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися:
– Как относится автор к своим героям? Чем привлекает его каждый из
мальчиков?
– Согласны ли вы с утверждением, что Чехов прекрасно умел показать
внутренний мир ребёнка, его характер? Обоснуйте свою точку зрения.
– Чем увлекались мальчики времён Чехова, какие подвиги стремились
совершить? Похожи ли они на вас? Можно ли то время считать принципиально
иным?
– «Наши детёныши, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских
домов и изображали бегство в Америку», – писал Чехов в журнале «Осколки».
Какую фразу о современных детях можно напечатать в компьютерном журнале?
2) Творческая работа.
– Как сложится будущее Володи и Чечевицына?
© ООО «Баласс», 2014
5ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
3) Самостоятельная работа учащихся с текстом «Три сестры в рассказе Чехова»
(чтение, наблюдения, выводы).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Чтение текстов по выбору:
1. А. Чехов «Детвора», «Каштанка».
2. Д. МаминСибиряк «Емеляохотник».
3. Л. Андреев «Петька на даче».
4. А. Куприн «Белый пудель».
5. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
6. К. Станюкович «Максимка».
7. В. Короленко «В дурном обществе».
Урок 73–74.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Резервные уроки
Учитель планирует эти уроки по своему усмотрению.
© ООО «Баласс», 2014
6