Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». Чеховские мальчики

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur71_74-korr.doc
Урок 71–72. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Внеклассное чтение. Литературное чтение Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». Чеховские мальчики Структуру урока внеклассного чтения, посвящённого чтению и обсуждению одного текста, см. в материалах к уроку 43. Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Рассматривание сборников рассказов Чехова.  © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  1II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. До работы с текстом рассказа А.П. Чехова можно ознакомиться с рассказом И. Шмелёва «Как я встречался с Чеховым». Вывод может быть таким: об одной встрече   рассказали   два   писателя.   Для   Шмелёва   особенно   был   интересен взрослый, с которым ребята встретились на рыбалке, для Чехова – мальчики, мечтающие о путешествиях и приключениях. – Какими же он их увидел? Как сумел после единственной встречи представить себе их характеры, образ жизни, семьи? Два мальчика такие разные. Можно ли сказать, что каждый из них симпатичен автору? – Чем? Что замечательного он рассмотрел в Володе и Чечевицыне? Работа с текстом во время чтения. 1)   Выявление   первичного   восприятия   после   самостоятельного   чтения   текста дома (или в классе). – Встреча Чехова с мальчиками в реальной жизни настолько запечатлелась в его памяти, что он даже, написав рассказ, сделал пометку: «Сценка».   Это   значит,   что   действие   динамично,   его   легко   представить, разделить   на   отдельные   картины.   Какой   фрагмент   рассказа   вам   запомнился особенно? Чем? – Какие бы отдельные сцены вы выделили в рассказе? а) сцена приезда; б) сцена в столовой; в) сцена в детской; г) разговор Чечевицына с Катей; © ООО «Баласс», 2014 пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  2д) сцена подслушивания; е) сцена прощания Володи с близкими; ё) разговор Чечевицына с Володей; ж) поиски мальчиков; з) сцена возвращения беглецов; и) сцена отъезда Чечевицына. 2) Выборочное чтение рассказа. 1­я сцена. Суета, шум и гам вокруг Володи – «всё смешалось в один сплошной радостный звук». Володю Королёва дома ждут, его любят, ему все рады. Первая характеристика Володи – «Володечка». Вокруг Чечевицына иная атмосфера, он стоит в углу, неподвижно, в тени. Первая характеристика – маленький человек. Выводы: 1) С самого начала очевидно, что мальчики очень разные, это чувствует мать (говорит   шёпотом),   но   совершенно   не   замечает   отец   (называет   его Черепицыным). 2)   Безусловно,   автору   нравятся   эти   мальчики   –   отсюда   такое   описание промёрзшего Володи, прямое введение авторского «я» в текст: «глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: "бррр"». 2­я сцена. Начинается   опять   с   зарисовки   (зимнее   солнышко).   Всё   описание   пронизано теплом, добром, чистотой, любованием и любовью к мальчикам – в этой сцене присутствие автора очевидно. Два   портрета   мальчиков   даны   глазами   сестёр   –   всё   строится   на   контрасте. Замечателен вывод, который делают девочки, разглядывая очень некрасивого Чечевицына: «Это, должно быть, очень умный и учёный человек». Оба мальчика других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3погружены в свои мысли, но Володя не выдерживает и фразой «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин» пытается привлечь внимание сестёр к тому, что его тревожит. 3­я сцена. Взрослые с девочками заняты приготовлением к Рождеству, они не замечают, что с мальчиками что­то не так. Становится ясно, что привлекает  Володю в побеге в Америку: Калифорния, сказочная земля. 4­я сцена. «Поединок» Кати и Чечевицына. Он, конечно, не умеет кататься на коньках, но последнее слово остаётся за ним, хотя это даётся ему непросто («неловко», «сурово», «угрюмо»). При чтении этой части не стоит увлекаться словарной работой и разъяснять, кто такие бизоны и пр., ведь Чечевицын и добивается того, чтобы было непонятно, загадочно, таинственно. 5­я сцена. Уточняются планы мальчиков, их готовность к побегу (автор явно улыбается!), окончательно определяется главенство Чечевицына в паре с Володей. 6­я сцена. Главное, чтобы ребята поняли: Володя не просто трусит, в первую очередь он думает о маме, близких, которых очень любит. Ему плохо и трудно сделать выбор между любимым домом и перспективами жизни в Калифорнии. 7­я сцена. Выразительное   чтение   диалога:   напористая   сила   Чечевицына   и   слабость, нерешительность Володи. Выбор девочек в пользу Чечевицына. 8­я сцена. © ООО «Баласс», 2014 4Напряжённость   действия   передаётся   предложениями   без   подлежащих   – «послали», «ходили» и т.д. Выделяется автором только мама – не случайно, Володя к ней был так привязан. 9­я сцена. Всё повторяется: крики, суета – но нет радости и веселья. Володя раскаивается и переживает. 10­я сцена. Чечевицын ни в чём не раскаивается. Вероятно, его мать – дама тоже гордая и независимая, и вряд ли она накажет своего сына. Чтение текста ведётся совместно, главное – помочь ученикам вести диалог с автором, получить удовольствие от чтения рассказа. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: –   Как   относится   автор   к   своим   героям?   Чем   привлекает   его   каждый   из мальчиков? –   Согласны   ли   вы   с   утверждением,   что   Чехов   прекрасно   умел   показать внутренний мир ребёнка, его характер? Обоснуйте свою точку зрения. –   Чем   увлекались   мальчики   времён   Чехова,   какие   подвиги   стремились совершить? Похожи ли они на вас? Можно ли то время считать принципиально иным? – «Наши детёныши, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских домов и изображали бегство в Америку», – писал Чехов в журнале «Осколки». Какую фразу о современных детях можно напечатать в компьютерном журнале? 2) Творческая работа. – Как сложится будущее Володи и Чечевицына? © ООО «Баласс», 2014 5ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание. 3) Самостоятельная работа учащихся с текстом «Три сестры в рассказе Чехова» (чтение, наблюдения, выводы). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Чтение текстов по выбору: 1. А. Чехов «Детвора», «Каштанка». 2. Д. Мамин­Сибиряк «Емеля­охотник». 3. Л. Андреев «Петька на даче». 4. А. Куприн «Белый пудель». 5. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». 6. К. Станюкович «Максимка». 7. В. Короленко «В дурном обществе». Урок 73–74. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Резервные уроки Учитель планирует эти уроки по своему усмотрению. © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также