Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой) "По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся перед мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества". Л.Н. Толстой Цель: Осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Задачи: • Подвести учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. • На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. • Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. • Совершенствовать коммуникативные компетенции. • Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Иконка файла материала Внимая ужасам войн.doc
Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны" ("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой) "По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся  перед мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества". Л.Н. Толстой Цель: Осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Задачи:  Подвести учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому  разуму.  На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.  Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными  источниками для получения информации, обобщать факты.  Совершенствовать коммуникативные компетенции.  Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств  сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла. Ход урока 1) Давайте тщательно обдумаем тему, эпиграф и попытаемся сами сформулировать проблемный вопрос нашего  урока. Действительно, мы будем говорить о том, что такое война в понимании Л.Н. Толстого. На предыдущем уроке мы  говорили о жизни и личности писателя, и сегодняшний урок ­ продолжение. И Л.Толстой будет нашим  собеседником. Презентация. 2) Вглядываемся в портреты художников И. Крамского, И. Репина, Н. Ге, делимся впечатлениями. (слайд 3­5) Но во время Крымской компании писатель выглядел совсем не так. Снимок 1856 г. ­ "Прошу любить и жаловать ­ поручик артиллерии Л.Н. Толстой" (слайд 6) 3) Что вы знаете о Крымской войне 1853 ­ 1856гг.? Историческая справка (слайд 7) 4) Каково участие самого Л.Н. Толстого? Биографическая справка Давайте обратимся к дневниковым записям. Эти дневниковые записи ­ свидетельства весьма существенные и  важные для понимания жизненной и художественной природы "Севастопольских рассказов".(слайд 8) Севастопольские рассказы состоят из трех очерков: "Севастополь в декабре", " Севастополь в мае",  "Севастополь в августе". Он показывает войну в ее повседневности, неприкрашенности. 5) Что такое четвертый бастион? (слайд 9­10, 12­13) а) про дела четвертого бастиона (с 224) б) "Вы хотите скорее идти на четвертый бастион" (с 225) в) Язоновский редут (с 227) г) Работа людей на 4 бастионе (с 228) д) Раненый матрос (с 230) е) "Вглядитесь в лица" (с 228) ж) Белокурыйз) Старый солдат и) Убили матроса И вот именно здесь полтора месяца провел Толстой. ("Это был товарищ, честнейшая душа"). С 2 по 4 марта  Толстой пишет: "Проект о переформировании армии" В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 степени с надписью "За храбрость" ­ в конце года  медалью "За защиту Севастополя". Бронзовая медаль " В память войны 1853 ­ 1856гг". (слайд 11) 6) А как это проявилось в композиции произведения? (экскурсия по обороняющемуся городу) Пристань ­ набережная ­ госпиталь ­ бастионы Повествование ведется таким образом, что читатель является очевидцем и участником событий. 7) А что мы узнаем об участии в боях самого Толстого? (Он отвел себе роль "экскурсовода", не считал себя героем.) 8) Кто же герой "Севастопольских рассказов"? (герой этот ­ Правда с. 274, Народ и Севастополь). Именно  простые матросы и исполняют свое будничное дело. (слайд 14, 16) Недаром Толстой свое произведение называл "письма с натуры" А исследователи говорят о близости к такому  жанру ­ как очерк. 9) Но почему все­таки рассказы? Автор проявил себя в большей степени художником: а) придал своим зарисовкам большую обобщенность. б) показал, что такое война. в) Не только показал поступки различных персонажей, а показал отличие истинного героизма от  псевдохрабрости. 10) А что такое война для таких , как Калугин, Гальцин, Проскухин и др. аристократов? Начало ­ самолюбие ­ (с 232) ­ тщеславие ­ (с 238) Какой разговор между офицерами произошел и как их характеризует? (с 245) (сравнение с Л. Толстым) 11) Однородна ли офицерская масса? а) О чем мечтает штаб­капитан Михайлов? Во всем ли осуждает автор своего героя? (Он мечтает вначале  получить медали, ордена с. 236) Потом он уходит на 4 бастион. Чувство долга заставляет его под страшным огнем неприятеля вернуться назад за Праскухиным. б) Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его "Храбрость"? Почему ему ужасно стыдно за себя?  (гл.5, гл. 7 с. 252) в) Адъютант Калугин (5,9,11,12 гл.) г) Образ Праскухина (гл. 5, 10­12) 12) На чьей стороне симпатии автора? В чем видит патриотизм истинный и патриотизм ложный? Итак, настоящие люди (герои) ­ простые люди 13) Какой сценой начинается книга Толстого и заканчивается? (Образ природы) Вывод. Что такое война в "настоящем выражении" в изображении Л.Н. Толстого? (слайд 19) а) Война противоестественна. Природа способна дать радость жизни всем людям, а война отнимает ее у людей,  приносит бедствия народу и человечеству.б) Война ­ есть сумасшествие. (сцена перемирия) в) Война­дело сатанинское, отступление от Бога. "Севастопольские рассказы" стали прологом к "Войне и миру", где рассказывается о войне 1812г. Самая страшная война в истории ­ Великая Отечественная война, где Севастополь стал городом ­героем. (Слайд 18) Через горнило войны прошли и наши мысковчане такие, как: М. Куюков, В. Лыков. (Индивидуальные сообщения) Д/з. Написать сочинение­рассуждение (подготовительная работа к ЕГЭ): 1) "Тема маленького человека на войне" 2) "Тема истинного и ложного патриотизма в "Севастопольских рассказах". 3) "Проблема маленьких "Наполеонов" Список литературы. 1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого "Война и мир". ­ М.: Просвещение, 1998 ­ С. 35 ­ 41 2.Венюкова С. В. Герои Севастополя. ­ М.: Наука, 1999 ­ С. 50­66 3. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". ­ Л.: Просвещение, 1997 ­ С.73 ­ 82 4. Гудзий Н. К. Лев. Толстой. ­ М.: Просвещение, 2000 ­ С.122­ 134 5. Капитонова Л.Н. Толстой в жизни и творчестве ­ М.: Русское слово, 2002 ­ С. 69 ­ 76 6. Лакшин В.Я. Лев Толстой // Лакшин В. Я. Пять великих имен. ­ М.: Просвещение, 1988 ­ С. 37 ­ 44 7. Лев Толстой в фотографиях современников . ­ М.: Наука, 1996 ­ С. 38­45 4. Ломунов К.Л. Жизнь Толстого. Путь писателя. ­ М.: Наука, 1991 ­ С. 63­70 5. Ломунов К.Л. Л. Толстой. Очерк жизни и творчества ­ М.: Д. литература, 1994 ­ 56с. 6. Линков В.Я., Саакянц А. Лев Толстой. Жизнь и творчество. ­ М.: Просвещение, 1992 ­ С. 72 ­ 87 7. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. ­ М.: Наука, 1998 ­ С. 50 ­ 56 8. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. ­ М.: Просвещение, 1996. ­ 80с. 9. Шифман А.П. Страницы жизни Л.Н. Толстого. ­ М.: Современная Россия, 1993г. ­ С. 26­45 10. Чичерин А. В. Возникновение романа­эпопеи. ­ М.: Просвещение, 1998г ­ С. 61­78

Посмотрите также