Внеклассное чтение по рассказу Сетон-Томпсона "Уличный певец"
Цель: пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.
Задачи:
• развивать умение работать с текстом;
• работать над развитием речи и творческих способностей учащихся;
• воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за “братьев наших меньших”.
Оборудование: презентация, выставка книг Э.Сетон-Томпсона, выставка рисунков учащихся в жанре анималистики, текст рассказа “Уличный певец”, тест-обобщение, зарисовки-миниатюры о воробьях.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. Выборочное чтение, тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, чтение своих наблюдений.
Словарная работа: желоб.
Люди и звери, мы – дети одной матери природы.
Черный Волк
Внеклассное чтение по рассказу Сетон-Томпсона
"Уличный певец"
Цель: пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.
Задачи:
развивать умение работать с текстом;
работать над развитием речи и творческих способностей учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за “братьев наших меньших”.
Оборудование: презентация, выставка книг Э.СетонТомпсона, выставка рисунков учащихся в жанре
анималистики, текст рассказа “Уличный певец”, тестобобщение, зарисовкиминиатюры о воробьях.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. Выборочное чтение,
тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, чтение своих наблюдений.
Словарная работа: желоб.
Люди и звери, мы – дети одной матери природы.
Черный Волк
1. Вступительное слово учителя
Ход урока
(Слайд 1. Городской пейзаж. На его фоне слышатся голоса птиц – воробьиное чириканье)
– Всем нам знакома эта нехитрая песенка, которую мы слышим каждый день под окнами, на улицах, в скверах и
парках. Ее даже трудно назвать песенкой: она больше похожа на оживленный разговор, галдеж. Да,
“музыка”эта довольно однообразна, но зато, какая бодрая! Это воробьи – серые невзрачные пичуги, которые
всегда живут рядом с нами.
Из всех птиц, наверно, это самые городские, привыкшие и к многоэтажным крышам, и к машинам, обожающие
балконы, продуктовые лотки.
Думаю, что и вам есть, что рассказать о них.
2.Чтение учащимися написанных зарисовок о воробьях. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и цели урока
(Слайд 2. Тема и цель урока.)– Видите, как много интересного можно заметить в жизни самой простой птички!
А если заниматься этим всю жизнь, как делал знаменитый канадский ученыйестествоиспытатель писатель
натуралист Эрнест СетонТомпсон.
Конечно, вам уже знакомы его рассказы “Снап”, “Чинк”, “Серебряное Пятнышко”и другие.
– Обратите внимание на выставку книг и прочитайте другие рассказы этого писателя.
А мы сегодня, как вы догадались, будем говорить о его рассказе “Уличный певец”.
Что вам известно о СетонТомпсоне?
(Слайд 3. Обращение к портрету писателя и эпиграфу к уроку.)
4. Сообщения учащихся о Э.Сетон-Томпсоне
5. Выборочное чтение
(Слайд 4. Видеофрагмент “Жизнь воробьев”.)
– Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было
знать их жизнь.
(Чтение начала рассказа подготовленным учеником. “Какая оживленная маленькая толпа! Сколько волненья и
трескотни!..)
– Как вы думаете, можно ли соотнести слово “певец”с воробьем? Почему?
– Как мы обычно называем песенку воробья?
– Но речь всетаки пойдет о воробье. Значит, в центре внимания будет не совсем обычный воробей. Давайте
познакомимся с ним.(Чтение отрывка “Воробейсамец, гордый своим черным галстуком и белым воротничком…”до “…громкую и
чувствительную, не хуже любой канарейки.”)
– Почему Рэнди назван “выдающейся птицей”? И кто сделал его выдающимся?
(Слайд 5. Фото Рэнди.)
(Слайд 6.Воробей и канарейка.)
– В результате в Рэнди будто две птицы сразу: воробей, призванный жить на воле, и канарейка, декоративная
птичка, которую обычно держат в клетке.
– Что у него от воробья? А что от канарейки?
– Итак, в судьбу воробья изначально заложены два несоответствия, к которым причастен человек: свободная
птичка заперта в клетку и поет не своим голосом.
6. Художественный пересказ
– Первое несоответствие ликвидировал случай.
(Слайд 7. Рэнди строит домик.)
(Пересказ эпизода учащимся от слов “Но вот однажды полка рухнула…”до “…но пел с истинно воробьиным
задором”.)
– Благодаря своим музыкальным способностям, он всетаки оставался не похожим на других.
А что еще отличало его от остальных воробьев?
Как отразились в его вольной жизни прежнее пребывание в клетке и канареечное воспитание?
(Пересказ эпизодов: “Рэнди устраивает свое гнездо”и “Бой с Буяном”)
– Итак, жизнь в клетке среди чужих птиц оставила в жизни нашего воробья свой след. И тем не менее
своенравная Бидди, эта “белокрылая дама”, любви которой добивались многие воробьи, предпочла им всем
именно Рэнди.7. Беседа по вопросам. Выборочное чтение
– Как вы думаете, почему?
(Слайд 8.Рэнди и Бидди.)
– И почему он выбрал ее? (Бидди не осталась равнодушной к его музыкальному дару, к его упорным
ухаживанием: Рэнди тоже выбрал Бидди не случайно: ведь и она была посвоему выдающейся:на одном из ее
крыльев “видны белые пятнышки, отличающие ее от других и делающие ее особенно привлекательной”.)
– Какой характер был у каждого из супругов? (Ребята зачитывают из тетради свои выводы – домашнее задание.)
(Рэнди был очень самолюбив и любил утверждать свое первенство в пении среди канареек. Характер у него, как
у всех воробьев, драчливый, и автор называет его то “забиякой”, то “буяном”. Необыкновенно упрям, усерден и
терпелив (строительство домика), долго добивался взаимности, терпел строптивые выходки и постепенно
смирялся со вкусами своей избранницы, жертвуя своими. Он оказался однолюбом, и после гибели Бидди ни разу
не завел себе и новой спутницы. Бидди же была наделена своенравным характером, любила настаивать на
своем и воспитывать своего неприспособленного к жизни супруга. Ее затеи отличались “оригинальностью”: то
ей вздумалось строить гнездо на фонаре, то выстилать его конским волосом. Однако и она верная подруга,
готовая прийти на помощь. Когда в пылу драки, возглавляемый Буяном, от Рэнди уже летели пух и перья
влетела в середину круга Бидди: “…в самую середину круга сражавшихся шлепнулась маленькая воробьиха с
белыми перышками на крыльях…”. “Буян быстро потерял весь свой задор и полетел обратно, в свою сторону, с
Бидди, вцепившейся в его хвост подобно маленькому бульдогу…”
8. Релаксация
Звучит спокойная музыка. (Интеграция – ИЗО.)
– Словом, каждый из них имел свой характер, как, собственно говоря, и внешность. Это только, кажется, будто
все воробьи похожи друг на друга. Но взгляните, на “портреты”воробьев. Кто из них вам кажется похожим на
Рэнди? Бидди? Буяна? Почему? Закройте глазки и, взглянув поновому на “портреты”воробьев, подпишите
именем подходящего, на ваш взгляд, героя и обоснуйте свой выбор.
9. Беседа по вопросам
(Слайд 9)
1) Как же складывалась супружеская жизнь Рэнди и Бидди? Почему в их жизни не было ни “счастья, ни мира”,
они постоянно ссорились? (Рэнди пытался внести в воробьиные традиции особенности жизни канареек(делал
гнездо из прутиков, имел пристрастие к веточкам), это не нравилось своенравной воробьихе и вызывало
скандалы в птичьем семействе. И не однажды Бидди показывала характер, оставляя Рэнди в одиночестве. Но
каждый раз воробей шел на уступку своей подруге: он понял, что гораздо спокойнее подчиниться ее решениям”.2) Почему они долго не могли вывести птенцов? (Первое яйцо погибло изза ссоры, разыгравшийся изза
несовпадения вкусов. А потом в жизнь помирившихся воробьев опять вмешался человек, которому пришло в
голову положить им в гнездо “мраморное яйцо”. В результате и это каменное, мертвое яйцо, и их собственные, в
которых теплилась жизнь будущих воробышков, оказались выброшенными на землю: вероятно, супруги
поссорились изза чужеродного предмета.…Спасаясь от любопытства человека, воробьи свили гнездо на
уличном фонаре, но он и тут их настиг: “Фонарщик отправил всю постройку в мусорный ящик”.)
– “Однако, – говорит СетонТомпсон, – энергии и самоуверенности воробья нет предела”
И супруги взялись за новое гнездо и новый материал – конский волос, который стал причиной гибели Бидди.
3) Как Рэнди переживал гибель своей подруги? (Зачитать от слов “…а Рэнди продолжал прыгать вокруг…”до “…
молчаливая и окоченевшая”.
– Удрученный горем, он попал под велосипед и повредил крыло. Только благодаря девочке, попавшей его и
ухаживавшей с нежностью за ним, остался жив. Но уже никогда не заводил себе новой подруги.
10. Рефлексия. Тест
(Слайд 10)
– От жизни в неволе Рэнди достались чужая песенка, незнание воробьиных порядков, неприспособленность и
неосторожность.
Из жизни на воле он вынес ненависть к драчливому воробью и желание оставаться “холостяком”. Если
задуматься и то, и другое несовместимо с воробьиной природой.
– Кто же виноват в этих несоответствиях?
Чтобы основательнее ответить на этот вопрос, разделимся на две команды. Команда “Если бы…”будет
продолжать предложения, начатые этим союзом, команда “Потому что…” – те в которых будут эти.
(Это своеобразное тестирование, которое помогает обобщить все сказанное на уроке, еще раз установить
смысловые связи и подойти к главному выводу.)
11. Итог урока
(Слайд 11)– Итак, в чем же причина драматической судьбы уличного певца? (Причина – в человеке, который положил
воробьиное яйцо в гнездо канарейки. Это определило дальнейшую жизнь Рэнди: его семейные неурядицы,
бесконечные драки с другими воробьями, несчастный случай с Бидди и с ним самим.)
– Задумайтесь, что могло руководить действиями человека?
– Может быть, сострадание, как девочкой, которая выхаживала птицу. Может быть, любознательность или
простое любопытство, как рассказчиком, который наблюдал за воробьями и устраивал с ними свои
эксперименты. А может, стремление к порядку, как фонарщиком.
– Кто человек в этом рассказе: спаситель, благодетель, искуситель, наблюдатель или враг?
– Пожалуй, в нем есть все начала: он искушает воробьев мраморным яйцом, цветными ленточками, отнимает у
Рэнди свободу, разрушает птичье гнездо и сбивает неосторожную пичужку велосипедом, он пристально
наблюдает за жизнью Рэнди и Бидди, спасает воробья от гибели и возвращает его в безопасное место – в
клетку. Осуждать или хвалить его, дело ваше. Но с чем безопасное место – в клетку.
Осуждать или хвалить его, дело ваше. Но с чем, безусловно, трудно согласиться? (С гибелью птенцов.)
– О чем заставляет задуматься автор? (О необходимости бережного отношения к “братьям нашим меньшим”;
О чувстве такта в наблюдениях за их жизнью;
О том, что и у них есть свои привязанности и привычки. Вторгаться в их мир настойчиво и без видимой на то
причины – значит, разрушать чтото в этом чужом, но близком нам мире…)
(Слайд 12)
12. Заключение
(Слайд 12).Чтение наизусть.
– И в заключение, давайте вдумаемся и запомним слова охотника Яна из рассказа Э.СетонТомпсона “По следам
оленя”, обращенные к гордому красавцу c “великолепными ветвистыми рогами”:Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в
глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга
без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь твоя в
моих руках, но ты уже не боишься меня.… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья,
прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты
никогда не знал бы опасности. Ступай без страха, броди по лесным холмам – никогда более не стану я
преследовать тебя.
13. Домашнее задание
Написать сочинениеминиатюру на тему: “Всегда ли мы добры к людям и животным”.