Внеклассное чтение по роману А.Грина "Алые паруса" (

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное чтение по роману А.Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность". 7-й класс Цели и задачи урока: • продолжить обучение умению анализировать текст художественного произведения; • совершенствовать навык краткого художественного пересказа; • совершенствовать навык беглого выразительного чтения; • учить умению читать в лицах; • продолжить обучение умению выделять тему, идею, основную мысль произведения; • воспитывать чувство любви к прекрасному. Наглядность: • картины на “морскую тему”: И. Айвазовский, Р. Судковский, плакаты с изображением эпизодов произведения; • альбом с работами И.Н. Крамского; • портрет А.Грина; • выставка рисунков к произведению; • “морская выставка”: синее полотно в виде волны, раковины, морские камушки, ракушки, зелёные живые вьющиеся растения, морские звёзды. ТСО: • магнитофон с записью песен: Ю. Лоза “Маленький плот”, Ж. Агузарова “Верю я”, Б. Гребенщиков “Город золотой”. • гитара.
Иконка файла материала Внеклассное чтение по роману А.Грина.doc
Внеклассное чтение по роману А.Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность". 7-й класс Цели и задачи урока:       продолжить обучение умению анализировать текст художественного произведения; совершенствовать навык краткого художественного пересказа; совершенствовать навык беглого выразительного чтения; учить умению читать в лицах; продолжить обучение умению выделять тему, идею, основную мысль произведения; воспитывать чувство любви к прекрасному. Наглядность:      картины на “морскую тему”: И. Айвазовский, Р. Судковский, плакаты с изображением эпизодов  произведения; альбом с работами И.Н. Крамского; портрет А.Грина; выставка рисунков к произведению; “морская выставка”: синее полотно в виде волны, раковины, морские камушки, ракушки, зелёные живые  вьющиеся растения, морские звёзды. ТСО:   магнитофон с записью песен: Ю. Лоза “Маленький плот”, Ж. Агузарова “Верю я”, Б. Гребенщиков “Город  золотой”. гитара. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности. 1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока; 2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске). “Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его  произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера  в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем­то богаче и  чище”. (В. Кетлинская) Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками? Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман­феерию Грина в трёх аспектах:1. Мир А. Грина. 2. Мир Ассоль. 3. Мир Артура Грэя. Мир Грина 3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся). 4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”. Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина? Созвучна ли песня жизни писателя? В чём? Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний. Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим,  поэтам. 3. Анализ произведения. Глава 1 “Предсказание”. Мир Ассоль 1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной  к ней сидит человек…” Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.) 2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”. Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание? Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя? Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы. Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен. (Реакция отца на рассказ Ассоль). Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.) “…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А  насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…” Рис. И. Гусевой (6 кл.) Толпа и Ассоль – сравнение “…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из­под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону  восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки.  Вздрогнув, девочка побежала домой…”4. А. Грин – конец 19 века, картина Крамского “Хохот. Радуйся, Царю Иудейский”. Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны  во главе с Понтием Пилатом? Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе,  низменным страстям. Рис. Л. Смирновой (7 кл.) 5. Музыкальная заставка Ж. Агузарова “Верю я”. Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты? Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо. Выводы по главе 1 “Предсказание” Вопросы для беседы: 1. Как, в каких условиях жилось Лонгрену и Ассоль? 2. Поверила ли Ассоль предсказаниям Эгля? 3. С помощью каких изобразительных, языковых средств автор показывает жизнь Ассоль и Лонгрена и  жизнь жителей Каперны? 4. Противопоставляет ли автор главных героев толпе? 5. Как называется такое противопоставление? 6. Началась ли завязка сюжета? 7. Отняли ли жители Каперны веру, мечту у Ассоль? 6. Музыкальная заставка: Б. Гребенщиков “Город золотой” Вопрос: О чём эта песня? Впечатления учащихся. Мир Артура Грэя Анализ главы 2 “Грэй”. 1. Краткий художественный пересказ (1 ученик) Вопросы для беседы: 1. Как начинается эта глава? (зачитать)2. Кто такой Ю. Цезарь? (Заострить внимание на эпизоде с картиной, изображающей распятого Христа) –  проявление желания освободить страдающего. 3. Какая черта характера проявляется в Грэе? (доброта, человеколюбие, гуманизм). “…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…” “Артур Грэй родился с живой душой”. “Грэй жил в своём мире”. “Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”. 4. Что наложило отпечаток на дальнейшую судьбу Грэя? Картина, изображающая корабль в библиотеке. “Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”. (Человек осуществляет свою мечту сам!) 5) Отношение к слугам (Бетси) Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой. 1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет. Анализ гл. 3 – “Рассвет”. 2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение). “Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение. 3) Встреча в трактире. Рассказ Миннерса Хина­угольщика. “Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?” О чём эти слова? Анализ гл. 4 - “Накануне”. Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами. Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой. Анализ 5 – 6 гл. “Боевые приготовления” “Ассоль остаётся одна”. Краткий художественный пересказ. Анализ гл. 7 – “Алый секрет” 1. Разговор Грэя с Пантеном. Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя? 2. Встреча Ассоль и Грэя (зачитать, учитель) 3. Толпа и Ассоль. 4. Заключение (учитель).“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”. Рис. Н. Ежовой (6 кл.) Вывод: “Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. 4. Исполнение песни под гитару “Алый парус” (класс) 5. Подведение итогов урока. Работа в группах 1 группа Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном? Придумать название к этой иллюстрации. 2 группа Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную в таверне как старую сплетню? Подобрать название к этой иллюстрации. 3 группа Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать  название к этой иллюстрации. Вопросы для викторины 1. В чём “секрет” Артура Грэя? 2. Перечисли героев романа “Алые паруса”. 3. Что предсказал путешественник Эгль Ассоль? 4. Какова главная мысль произведения? 5. Есть ли у вас мечта? Как вы осуществляете свою мечту, приближаетесь к ней? Работа с лексикой произведения Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной  постановкой и сценическими эффектами; 2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.Фееричный – сказочно красивый как в феерии. Завязка – начало, исходный пункт каких­нибудь действий, событий, начало драматического или иного  литературного произведения со сложной фабулой. Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий. Развязка – конец, завершение какого­нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть  драматического произведения или иного литературного произведения. Контраст – резкая противоположность. Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей. Мир – 1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. 2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры. 3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли. 4) Объединённое по каким­нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир. 5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни. 6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.

Посмотрите также