Внеклассное чтение повести Д.Даррелла "Говорящий сверток"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер, вызывать живой интерес к книге, развивать воображение, учить детей конкретно представлять себе героев произведений, стимулировать самостоятельное осмысление прочитанного и умение свободно выражать свои мысли. Важно правильно выбрать жанр урока («Урок - практикум», «Урок – концерт», «Урок – конференция», «Урок – конкурс» и т. д.). В любом случае - это необычное решение урока. Задание дается заранее. На подготовку уходит длительное время. В дальнейшем материал таких уроков может стать частью литературного праздника или внеклассного мероприятия. Предложенные темы, задания, вопросы направляют самостоятельную работу всех учащихся класса. С одной стороны, происходит формирование умений и навыков. Каких именно? Самых различных, например, общегуманитарных (при этом вырабатывается потребность обращаться к словарям и справочникам, прием знакомства с новой книгой, повышается уровень внимания в работе); специальных (к ним относится выразительное чтение, умение правильно выписывать цитаты, пересказывать, писать сочинение на заданную тему); мыслительных (это умение наблюдать над текстом, отбирать материал, сравнивать, группировать, обобщать). С другой стороны, обращаясь к эмоциям, чувствам учащихся, мы не только воспитываем, но и развиваем их творческое начало. Тема: Внеклассное чтение повести Д. Даррелла « Говорящий сверток». Цели: познакомить учащихся с повестью писателя; стимулировать их творческий процесс и желание «читать».
Иконка файла материала Говорящий сверток.doc
Внеклассное чтение повести Д.Даррелла "Говорящий сверток" Введение Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер, вызывать живой интерес к книге,  развивать воображение, учить детей конкретно представлять себе героев произведений, стимулировать  самостоятельное осмысление прочитанного и умение свободно выражать свои мысли. Важно правильно выбрать жанр урока («Урок ­ практикум», «Урок – концерт», «Урок – конференция», «Урок –  конкурс» и т. д.). В любом случае ­ это необычное решение урока. Задание дается заранее. На подготовку уходит длительное время. В дальнейшем материал таких уроков может  стать частью литературного праздника или внеклассного мероприятия. Предложенные темы, задания, вопросы направляют самостоятельную работу всех учащихся класса. С одной  стороны, происходит формирование умений и навыков. Каких именно? Самых различных, например,  общегуманитарных (при этом вырабатывается потребность обращаться к словарям и справочникам, прием  знакомства с новой книгой, повышается уровень внимания в работе); специальных (к ним относится  выразительное чтение, умение правильно выписывать цитаты, пересказывать, писать сочинение на заданную  тему); мыслительных (это умение наблюдать над текстом, отбирать материал, сравнивать, группировать,  обобщать). С другой стороны, обращаясь к эмоциям, чувствам учащихся, мы не только воспитываем, но и  развиваем их творческое начало. Тема: Внеклассное чтение повести Д. Даррелла « Говорящий сверток». Цели: познакомить учащихся с повестью писателя; стимулировать их творческий процесс и желание «читать». Оформление доски: ­ Слайды или фотографии Д. Даррелла (1925­1995). ­ Высказывания из книги Джанни Родари («Грамматика фантазии.» ­ М.: « Прогресс», 1978. Перевод с  итальянского Ю.А.Добровольской. 44 глава «Воображение, творчество, школа».).   «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать  привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум ­ это ум активный, пытливый…» «…будем развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как он есть, а  преобразился». ­ Записанный заранее на доске учениками цитатный план событий первой (или последней) главы повести; (Задание. Составить цитатный план, передающий содержание первой главы. Он должен осветить  последовательность событий и логическую связь между ними.) Примерный план событий первой главы: 1. «…Саймон и Питер летели в гости к кузине Пенелопе на летние каникулы…» 2. «Спустим на воду шлюп…и поплывем навстречу приключениям». 3. « Вам когда – нибудь попадался пакет, который разговаривает?» 4. « Я – НЕобыкновенный попугай!» 5. «Дульчибелла, моя домоправительница, певчая паучиха» ­ Контрольное задание классу (К концу урока заполнить несложную таблицу (не менее трех пунктов на  положение). В каждом столбике в свободной форме записывается то, что особенно запомнилось.) Таблица может выглядеть примерно так: Мифландия Сказочные  персонажи Реальные  лица Выводы по  урокучетыре заката; василиски; Саймон; (см. в конце)  «вечные» растения; огневки; Питер; пробочные деревья…  лунные тельцы… Пенелопа.     Материалы к уроку:  Презентация   Инсценировка «Прочти эту книгу!» (По повести Д.Даррелла «Говорящий свёрток»)   Примерный тест Видеоматерал   Иллюстрации  Ход урока I. Слово учителя О писателе. Д. Даррелл – зооспасатель и человек, опередивший время. В возрасте шести лет он предсказал свое будущее. А начиналось все в далекой и во многом тогда еще сказочной Индии. Именно там, в городе Джамшедпуре, в  семье инженера – строителя Сэмюэля Даррелла и Луизы Флоуренс 07.01.1925 г. родился четвертый ребенок –  Джеральд Малкольм. Жизнь их была не самой легкой, т.к. семья постоянно кочевала, переезжая со стройки на стройку. Уже в  двухлетнем возрасте Джеральд «заболел» своего рода «зооманией» и при каждом удобном случае тащил свою  няню к рядам зловонных клеток местных зверинцев. Его мать даже утверждала, что первым словом младшего  сына было не «мама», а «zoo» («зоопарк» в переводе с английского). Двухлетний ребенок набивал все коробки и свои карманы «разнокалиберной» живностью. В возрасте шести лет  маленький Джеральд сообщил своей матери, что собирается обзавестись собственным зоопарком и что поселит  ее на его территории в специальном коттедже. Так и получилось спустя несколько десятилетий. Неутомимый путешественник, он объездил свет ради поисков и отлавливания самых редких живых существ.  Даррелл поместил их в зоопарке, созданном на одном из островов Англии (о. Джерси). Этот человек реализовал попытку создания своеобразного Ноева ковчега для редких видов, чтобы и сохранить их на земле, и расселить,  если это удастся, вновь. II. Беседа Учитель. О каких еще произведениях писателя вы слышали? Какие книги читали? («Моя семья и звери», «Зоопарк в моем багаже», «Поместье – зверинец», «Поймайте мне колобуса», «Сад  богов») Учитель. Вспомните, каков сюжет повести Д. Даррелла «Говорящий сверток»? Что лежит в его основе?             (Попавшие из реального в фантастический мир школьники помогают освободить сказочную страну Мифландию  от власти злых василисков. В этом путешествии ребята проявляют чудеса мужества, смекалки, находчивости.) Учитель. Назовите героев, которые особенно вам запомнились? (Саймон, Питер, Пенелопа, Попугай, василиски, волшебник, Ха­Ха…) Учитель. Где происходит основное действие повести? (В выдуманной, сказочной стране Мифландии. Ее сотворил волшебник Хенгист Хайрам (Ха­Ха), когда понял, что  в мифических животных перестали верить. Эти создания могли прекратить свое существование.) Учитель. Как можно попасть в эту страну? (Вход в пещеру страны Мифландии знает «паровозиха» мадам Гортензия, которая живет около селения  Диакофта. Если ее уговорить, то она туда отвезет.)Книги. Значит, каждый желающий сможет увидеть волшебную страну? (Нет, не каждый. А только тот, кто действительно поверит в ее существование, сможет отыскать вход. Только  такому человеку откроются неведомые тайны воображения.) Книги. Как по­другому можно было бы назвать Мифландию? (Страна Фантазия, Страна Воображения, Страна Вымысла, Зазеркалье…) Книги. Какой вы представляете себе волшебную страну? Словесное рисование. Ответ может быть таким: «Мне страна Мифландия представляется необычайно красивой и завораживающей. Здесь и холмы, и долины, и  кристальные пещеры, и Поющее море, и острова, и реки. Облака как будто специально рассажены. При свете  дня они переливаются от светло­голубого до сиреневого оттенка. К концу дня облака меняют своё положение и  форму. Одновременно сияют четыре заката: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный. Лёгкий тёплый ветерок создаёт  ощущение комфорта и безопасности. Счастье приходит из ниоткуда и как бы само по себе. Необыкновенные  чувства переполняют грудь. Страной правят добрые «Великие Книги» ­ Словари и волшебник. Всё созданное в этой стране находится в  строгом соответствии и равновесии. Оно необходимо, полезно, удобно, разумно. Девиз жителей страны: «Живи  и дай жить другим!» Такой я вижу Мифландию.» III. Представление и защита работ (по группам) 1 ряд. Задание. Реклама книги. Важно так представить повесть, чтобы другим захотелось её прочитать. (Под руководством учителя с отдельными учениками приготовлена инсценировка, отражающая эпизод книги.) Отмечаются лучшие работы, авторы их дают, если потребуется, пояснения, остальные высказываются,  насколько удался тот или иной рисунок. ­ рекламный щит (рис. 1, 1.1); Рекламный щит «Заинтересовался – прочти!» Пояснения. Три великие Книги и волшебник Ха ­ Ха правят волшебной страной. Попугай – главный хранитель человеческих слов. Все обитатели страны Мифландии, каждый по – своему, необыкновенны и живут в мире и согласии. Школьники  Саймон, Питер, Пенелопа уже стали частью этой страны. ­ визитная карточка книги (рис. 2, 2.1); Визитка «Д. Даррелл «Говорящий сверток». Мифландия.» Пояснения. Волшебная Мифландия невидимо (шапка колдуна в самом верху и в центре) управляется Книгами и  волшебником. Страна настолько необычная, что в каждой части света заходит свое солнце: красное, желтое, зеленое и синее. Каждому необыкновенному животному отводится свое место, и своим присутствием они так его изменяют, что в  совокупности мир становится таким разнообразным и цветным. В самом центре визитки написан девиз придуманной страны: «Живи и дай жить другим!»  Тогда Мифландия будет существовать вечно. ­ «рекламки» (рис. 3, 3.1); ­ обложка для диска (рис. 4, 4.1);­ слайды (рис. 5, 6). ­ инсценировка  2 ряд. Задание. Мир фантастических зверей страны Мифландии. Ребята готовят рассказ о сказочном животном, которое сами выбрали. Примерные вопросы: 1. Как выглядит фантастический зверь? 2. Есть ли легенда о его происхождении? 3. Встречается ли в реальном мире аналогичное ему животное? Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о животных. «Книги» дополняют и  оценивают работу выступающих карточками. Пример такого сообщения. «Василиск подобен гигантскому петуху, покрыт чешуёй, отливающей золотым, зелёным и красным цветами.  Глаза грозные, зеленовато – золотистые, сверкают. Из ноздрей – дым, из клюва – пламя. При нападении  выбрасывают огонь на три метра. Голос грубый, издаваемые звуки похожи на «карканье». Нрав бесстрашный, коварный, агрессивный. Любит власть, отличается тщеславием, наглостью. Поддаётся  влиянию сильнейшего. Над приказами не думает, а им повинуется. Василиски несут яйца, высиживать их заставляют других (например, жаб). Не переносят запах лаванды. От неё  чихают. Начинается что – то вроде аллергического насморка. Уничтожить василиска может только укус  горностая, выпившего сок травы руты». Дополнительный материал (для учителя). Древние греки и римляне упоминали о страшном чудовище, имеющем вид змеи и одаренном сверхъестественной силой. Само рождение этого страшилища, по их мнению, происходило неестественным путем: петух клал  уродливые яйца, а змеи и жабы их высиживали. Таким путем появлялся на свет василиск – крылатое  безобразное чудовище: у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза, один взгляд  которых был смертельно ядовит для человека. Исходящий от этого страшилища яд заражал воздух вокруг и  убивал все живущее. Даже растения погибали под влиянием этого яда, плоды опадали с деревьев и сгнивали,  трава высыхала, птицы падали мертвыми, лишь только налетали на это место; даже всадник, если он  приближался к такой зараженной атмосфере, вместе со своей лошадью моментально погибал. Про василисков упоминается в литературе всех древних народов и даже в Библии, где этому загадочному  животному приписываются также очень вредоносные свойства. На самом же деле василиск – это совершенно безвредная американская ящерица, которая относится к  семейству игуановых. Известно всего четыре вида этих животных. Живут они в Центральной Америке.  Достигают 80­ти сантиметров, из которых 56 см. приходится на хвост. Голова и шея этого удивительного  животного очень короткие, туловище худое и сплющенное по бокам. На спине и на хвосте у самцов имеется  кожистый гребень, который поддерживается отростками позвонков. Зубов у василисков целых 100 штук. Живут  на деревьях и всегда около реки. При каждом постороннем шуме это «чудовище» с грозным видом надувает  горло и устремляет на вас свирепый взгляд, затем быстро прыгает с дерева, но не бойтесь, василиск – очень  пугливое животное. Он быстро бросается в воду и уплывает. (Сборник «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Филологическое общество, «Слово», Москва,  1994 г.) Учитель. Назовите черты сходства и отличия сказочного василиска от реального? Примерные задания для учащихся 2 группы. 1. Вы – сказочные жители страны Мифландии. Представьтесь! (1 вариант ­ пересказ­подражание; 2 вариант ­ самохарактеристика) Возьмите указку, покажите на карте страны Мифландии место вашего обитания. Пример самохарактеристики.Мы ­ лунные тельцы, похожи немного на коров, немного на улиток, производим горячее и холодное молоко и  сливки. После себя оставляем желе, из которого можно « выдумать» что­ нибудь полезное. Мы ­ мандрагоры, но, несмотря на наш внешний безобидный вид, можем быть опасными. Наш ужасный,  леденящий душу крик сводит с ума. Я ­ Освальд, огромный морской змей, самое кроткое и безобидное существо; немного глуховат; люблю готовить. 2. Ученики 1 ,3 группы называют какое­либо мифологическое существо. Задание. Дать животному наиболее  подходящее определение. (Отвечать выбирают любого из 2 группы.) (Например, Этельред – находчивый, образованный; горностаи – трусливые, вялые, изнеженные, капризные;  грифоны – трудолюбивые, надёжные, медленно соображающие; оборотни – опасные; единороги –  величественные, живописные…) Продолжите «цепочку» определений. 3. Задание. Прослушайте высказывания персонажей. Кто бы мог так сказать? Почему? («Узнай героя») А. «Мне крайне редко выпадает случай беседовать с людьми культурными и утончёнными». (русалка Деззи) Б. «Я пойду с моими верными соратниками и поставлю на место этих диких василисков…» (герцог Горностайский Рокфор) В. «Мы согласны есть. Мы присоединяйся к вам… Мы ожидайт ваши распоряжения». (Грифоны) Г. «Ням – ням, наконец­то настоящая сдобная лепёшка». (Освальд) 4. Задание. Найдите в тексте и зачитайте ряд новых постановлений, которые придумали василиски и  намереваются ввести в действие, когда будут управлять всей волшебной страной. Вы – жители Мифландии.  Придумайте свои постановления, которые будут отражать интересы сказочной страны. Примерные постановления. 1. «Придумывать» для страны могут все жители по мере необходимости и в ходе творческого прилива сил.  Любая фантазия должна быть одобрена и реализована волшебником Ха – Ха. 2. Получение образования не привилегия, а право. 3. Основные принципы проживания в Мифландии: быть самим собой; жить и дать жить другим; делать всё,  чтобы страна существовала вечно… 4. Просмотр видеоролика «Прочти эту книгу!» («Мифландия и её обитатели».) 3 ряд. «Саймон, Питер, Пенелопа – главные «защитники» Мифландии». Задание. Расскажите самый интересный (на ваш взгляд) эпизод из жизни каждого персонажа. Такой момент,  где характер подростка проявился особенно ярко. (Пенелопа – спасение маленького единорога; Саймон – участие в воздушной атаке; Питер – командование  кавалерией единорогов.) Покажите на карте места посещения школьниками волшебной страны. IV. Выводы 1. В качестве варианта можно предложить выполнить всем итоговый тест по произведению (приложение 3). 2. Учащиеся зачитывают положения таблицы, особенно уделяя внимание последней графе. Выводы могут быть самыми неожиданными. ­ Мифландия не имеет возрастных ограничений. ­ В стране соблюдается численное равновесие её обитателей. ­ Мечтать, творить, создавать – это здорово! Это полёт фантазии, действие, жизнь. ­ Не важно, где ты, в реальности или над ней, всегда необходимо оставаться «человеком». Быть добрым,  отзывчивым, готовым прийти на помощь. ­ Чем глубже познаёшь мир выдуманной страны, тем лучше понимаешь реальный мир.­ Могу «выдумать» что­ нибудь полезное и предложить это на рассмотрение Великим Книгам и волшебнику. ­ Обязательно дочитаю до конца эту книгу о путешествии ребят. «Книги» суммируют выданные именные карточки, заносят фамилии в книгу «Почётных гостей страны  Мифландии», оценивают выступления учащихся. V. Домашнее задание 1. Просмотреть схожие по тематике фильмы: «Бесконечная история» (худ. Фильм, США), «Алиса на каникулах»  (мульт. Фильм, Россия), «Унесенные призраками» (мульт. Фильм, Япония) и «Воспоминания о будущем» (мульт.  Фильм, Япония). 2. Письменно ответить на вопрос «Можно ли между термином «мифландия» и термином «иллюзия» поставить  знак «равно»? Ответ обоснуйте. Заключение Если же урок внеклассного чтения всё­ таки «вылился» в литературный праздник, то хорошим заключением ему  будет «парад героев». На подиум по одному выходят «фантастические» персонажи. У каждого свой костюм.  Они называют себя (или представляют). Победителей выбирают всеобщим голосованием. Грамоты и сувениры  вручаются по разным номинациям: «Лучший костюм», «Самый необычный костюм», «Приз зрительских  симпатий», «Лучший выдуманный образ», «Лучшее представление героя»… Фотографии, отражающие  мероприятие, могут прекрасно украсить любой тематический стенд («Читайте и будьте ближе» (Пятые классы  начальной школе.); «Увлекательный мир животных» (зоология); «Хеллоуин» (англ. яз.); «Толерантность как  универсальная форма существования»; «Чудеса случаются» (к Новому году и Рождеству)…) Таким образом, урокам внеклассного чтения необходимо уделять серьёзное внимание. Важно, чтобы у детей  были полезные и интересные книги. Важно, чтобы ученики «захотели» сами их прочитать. И не менее важно и  ответственно быть посредником при формировании у ребят этого «оригинального склада мышления».

Посмотрите также