Внеклассное чтение "Произведения А.Барто"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это разработка внеклассного чтения для 3 класса по произведениям Агнии Барто. Цель этого урока прививать интерес к урокам чтения , учить самостоятельно работать с книгами, воспитывать любовь к чтению. Учителю необходимо подготовить презентацию, видиофильм про А.Барто, детские песни, Выставка книг А. Барто, рисунки
Иконка файла материала счастливое детство.doc
Енакиевский    учебно – воспитательный комплекс № 8                        УРОК           ВНЕКЛАССНОГО  ЧТЕНИЯ                                      4 –А КЛАСС  УВК№ 8            МИР  ­    ОСНОВА    СЧАСТЛИВОГО                ДЕТСТВА     (ПО  ПРОИЗВЕДЕНИЯМ  А. БАРТО )Учитель: Деменчукова В  Тема: Мир­ основа  счастливого детства                  (  по  произведениям  А. Барто) Цель: Прививать интерес  к урокам чтения , учить самостоятельно работать с  книгами, Воспитывать любовь к чтению.  Оборудование: Презентация, видиофильм про А.Барто, детская песня,  Выставка книг А. Барто, рисунки                                                       Ход урока 1.Объявление темы и целей урока ­Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока внеклассного чтения. Какие  ассоциации у вас возникают, когда говорят слово    МИР, (называют), а слово ДЕТСТВО ( называют).  Мир и счастливое детство взаимосвязаны. А почему я так сказала?  (высказывания детей) О счастливом, веселом детстве писала известная писательница Агния Львовна Барто. Сегодняшний урок посвящен ее произведениям   2 . Рассматривание выставки книг     ­Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят  мамы и папы, бабушки и  дедушки. И это не удивительно. Вы ещё не умели читать, а уже слушали и с  удовольствием запоминали  стихи Агнии Львовны, которые вам читали  родители. Посмотрите, что говорит о своих стихах Барто. (Видиофильм «Барто о своих стихах»)     На нашем уроке мы и будем вспоминать любимые стихи Барто, читать их,  разыгрывать сценки, вспомним о жизни и творчестве писательницы. 3. Кроссворд ­ А начнём с кроссворда. Вы должны найти ошибку и вписать слово в  кроссворд. Уронили зайку на пол, Оторвали зайке лапу. Все равно его не брошу ­ Потому что он хороший.    Наша Таня громко плачет: (мишка)Уронила в печку мячик. ­ Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в печке мяч.      (речка) Я люблю свою кроватку,  Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.    (лошадка)  Нет, напрасно мы решили Прокатить слона в машине: Слон кататься не привык, Опрокинул грузовик.    (кот) Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает слон, Он ежихе шлёт поклон.    (слониха) ­ Какое же слово получилось по вертикали? (игрушки) ­ Сборник стихов А.Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые  книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка­воришка» были  опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.  4. Биография поэтессы   1 ученик : Родилась А.Л.Барто 5 февраля1906 года в Москве в семье  ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание. Училась в  гимназии, где и начала писать стихи.  На экране –1слайд.  2 ученик: Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я.  Маршак .       Вышли сборники её стихов: "Братишки" ,"Игрушки" , "Снегирь".,  «Первоклассница», «Веселые стихи», «Стихи детям» На экране – 2 слайд.     3 ученик: Во время Великой Отечественной войны А.Барто  была  корреспондентом газеты "Комсомольская правда" и писала военные стихи,  статьи. На экране –3слайд.      4 ученик: Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния  Львовна ездила в детские дома, читала стихи,  некоторыми детскими домами  шефствовала.  На экране –4слайд. 5.Чтение стихов детьми1.­А,Барто весело и остроумно высмеивала  недостатки ребят .Читая её  стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого  можно брать пример, а с кого лучше не стоит.  Она владела  даром юмора,  умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками.      Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами. Сейчас мы  посмотрим один из них   2.­ А теперь предлагаю вам игру. Надо отгадать, к какому произведению  имеет отношение данный предмет  и прочитать это стихотворение На экране – мультфильм «Любочка». (Скакалка­верёвочка – «Верёвочка», номерок – «В театре», мяч – «Мячик»,  букварь – «Я выросла», кукла – «Колыбельная», пистолет – «Вот так  защитник», вишня­  «Я лишний», картинка класса «По дороге в класс»,  кукушка «Ку­Ку!»)  3.Сценки «Наша Таня громко плачет», «Колыбельная». 7 Песня «Любитель ­ рыболов»      ­ Любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Некоторые  из этих стихов стали песнями «Любитель­рыболов», «Песенка про Петю»,  «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья»  и др.                          8.Игра «Подскажи словечко»   ­ Сейчас вы будете угадывать имена детей из произведений А.Барто, участвуя  в игре «Подскажи словечко». Я буду читать отрывок, а вы хором называйте  имя, а кто знает, и название стихотворения. 1. Никому не дам в обиду     Я свою сестрёнку …(Лиду)!      («Вот так защитник»)  2. Все сильней играют трубы,     Пляшут гости на балу,     А мы с моей подругой …(Любой)     Ищем номер на полу.                                 («В театре») 3. Тут у птиц мы разузнали,     Кто же этот хулиган.     Оказалось, это …(Алик),     Восьмилетний мальчуган.                    («К нам на пёстрые страницы») 4. Непонятно, кто из нас     Поступает в первый класс:Мама или я –      Новиков …   (Илья).                          («Мама или я») 5. Синенькая юбочка,       Ленточка в косе.       Кто не знает …(Любочку)?       …(Любу) знают все!                      («Любочка») 6. Лида, Лида! Вот так Лида!       Раздаются голоса. —       Посмотрите, это …(Лида)       Скачет целых полчаса!                                («Верёвочка») 8 Видиофильм «Агния Барто»    ­ Агния Львовна постоянно была окружена детьми. Она встречалась со  своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках.    Стихи её переведены на 72 языка и печатаются в разных странах! –  На экране –5 слайд.      ­ А. Барто никогда не хотела обижать маленьких детей.Она знала, что дети  вырастут и исправятся. Барто  верила, что ребята могут вырасти настоящими  людьми,  честными, хорошими товарищами. Стихи  Барто заставляют со  стороны оглянуться на себя ,постараться стать лучше . (Выступление А.Л.Барто ) 9.Песня «Молитва о мире»(Видиоклип) ­Чтобы детей было счастливое, радостное детство, что для этого необходимо? Да, ребята, вы все дали правильный ответ­ нужен МИР. Давайте помолимся о  мире  в нашей стране .  (Поем и смотрим видиоклип «Молитва о мире») 10. Итог урокаПесня «Любитель­рыболов»  С утра сидит на озере Любитель­рыболов, Сидит, мурлычет песенку, А песенка без слов: "Тра­ля­ля,  Тра­ля­ля,  Тра­ля­ля Озеро глубокое, Удачным будет лов. Сейчас поймает окуня Любитель­рыболов"Тра­ля­ля, Тра­ля­ля, Тра­ля­ля" Песенка чудесная ­ И радость в ней, и грусть, И знает эту песенку Вся рыба наизусть. "Тра­ля­ля, Тра­ля­ля, Тра­ля­ля". Как песня начинается, Вся рыба расплывается... "Тра­ля!" Сценки к празднику. Клоунада.  Действующие лица: два клоуна (встречаются и ведут разговор). 1­ый   ­ А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли? 2­ой    ­ Что вылил? Я ничего не вылил… 1­ый   ­ Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли? 2­ой    ­ Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли? 1­ый   ­ Да, нет же… Я говорю про вас ­ вы ли, не вы ли? 2­ой    ­ Нет, я не выл! 1­ый   ­ Ну, и они не выли! 2­ой    ­ Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать! 1­ый   ­ Нет, не я один, а мы… 2­ой    ­ Кто это – мы? 1­ый   ­ (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я… 2­ой    ­ Кто – вымытые? 1­ый   ­ Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я… 2­ой    ­ Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по­вашему, немытый?                Про кого вы говорите? Не про меня ли? 1­ый   ­ Что променяли? 2­ой    ­ Я говорю – не про меня ли? 1­ый   ­ Ах, вас не променяли! Оба     ­ Нет, нам никак не разобраться.               Наш праздник может начинаться!      «Я выросла»Действующие лица: брат и сестренка. (Выходит девочка, выводит младшего брата за руку. Усаживает его на стул, садится сама  напротив, в руках держит букварь и рассказывает залу.)  ­ Мне теперь не до игрушек ­    Я учусь по букварю,    Соберу свои игрушки    И Сереже подарю. (Брат улыбается, радуется. Девочка встаёт со стула, усаживается на коврик, берет  игрушечную посуду, зайца, кормит его.)  ­ Деревянную посуду    Я пока дарить не буду.    Заяц нужен мне самой ­    Ничего, что он хромой, (Мальчик берёт медведя, девочка отнимает.)  ­ А медведь измазан слишком...    Куклу жалко отдавать:    Он отдаст ее мальчишкам    Или бросит под кровать. (Девочка берёт в руки паровоз, катает его по полу, Серёже не даёт.)  ­ Паровоз отдать Сереже?    Он плохой, без колеса...    И потом, мне нужно тоже    Поиграть хоть полчаса!    Мне теперь не до игрушек ­    Я учусь по букварю...    Но я, кажется, Сереже    Ничего не подарю. «Ку­ку»  Действующие лица: чтецы 1­й (Ч1), 2­й (Ч2), 3­й (Ч3), 4­й (Ч4); Сережа (С). Ч1     ­ Уже конец урока,             Уже десятый час.             Открылась дверь широко,             Вошёл Серёжа в класс. Ч2     ­ Почему же,             Отчего же             Опоздал             На час             Серёжа? С       ­ Мы в трамвае ехали, собаку переехали,              от испуга бледная, собака лает, бедная, и             вокруг все бледные и все рыдают, бедные.                          Но я рукою твёрдой беру иголок дюжину              и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.Собака, оживая, встаёт из­под трамвая,               встаёт из­под трамвая.             ­ Привет, ­ говорит, ­ жива я. Ч3     ­ Он расскажет               Сто историй,               Он найдёт               Пятьсот причин. ­   С        ­ Я, во­первых,               Болен корью,               Во­вторых,               Я зуб лечил,               В­третьих,               Умер я, ребята,               А в­четвёртых,               Вру не я:               У меня во рту               Запрятан               Аппаратик               Для вранья.                              Я не врать бы               Очень рад,               Врёт проклятый               Аппарат! Ч4      ­ Как Серёжу отучать?   Ч1      ­ Приложить ко рту печать?   Ч2      ­ Ключ приделать к языку?  Ч3      ­ Нет, кричать ему:               Ку­ку!  С        ­ Была в трамвае давка, я кролика везу.                Я сижу на лавке, а он сидит внизу.                Ехали мы, ехали. Охали мы, ехали...                Наконец приехали, я и двадцать кроликов... Ч1       ­ Как?   Ч2       ­ Сколько?  С        ­ Я и двадцать кроликов!               Я сел у площади Свердлова,                он один был, честное слово,пока доехал до вокзала,                их гораздо больше стало.                Поглядел я под скамейку,                вижу целую семейку,                друг на друга все похожи...               все с хвостами на боку... Ч3      ­ Хором класс кричит Серёже: ВСЕ  ­ Ой, ку­ку!                Ку­ку! С        ­ Я не мог               Явиться к сроку:               Я удил в реке сороку,               Помогал я рыбаку. ВСЕ   ­ Ой, ку­ку!                Ку­ку! С         ­ У меня живёт жирафа,               Я кормил её со шкафа,               Прыгал прямо к потолку... ВСЕ    ­ Ой, ку­ку,                 Ку­ку! С          ­ Я тонул... ВСЕ     ­ Ку­ку,                 Ку­ку!   С          ­ Что придрались                  К пустяку?                 Ну, проспал я на боку... ВСЕ     ­ Ах, вот это не "ку­ку»    «К нам на пёстрые страницы»  Действующие лица: чтецы 1­й (Ч1), 2­й (Ч2), синицы 1­ая (С1), 2­ая (С2). Ч1      ­ К нам, на пестрые страницы,               Прилетели две синицы.               Говорят:С1      ­ Стряслась беда!               Прилетели мы сюда               Рассказать насчет рогатки!               Мы от птиц! Мы делегатки! Ч2      ­ Так волнуются синички!               Говорят они с трудом.               Просят: С2      ­ Дайте нам водички,               Мы тогда в себя придем.— Ч1      ­ Принесли мы им водицы —               Успокоились синицы.                Говорит одна синица: С1      ­ Что в лесу у нас творится!               Плачут птенчики в гнезде,               Помогите нам в беде!   С2       ­ Птенчик мой так перепуган,                Не летает никуда,                Он уже летал над лугом,                Вился около гнезда. С1        ­ А теперь всего боится,                Даже гусениц не ест, С2        ­ Я хочу переселиться,                Улететь из этих мест. С1        ­ Я слыхала, есть юннаты,                Но у нас в лесу их нет.                Мальчик в майке полосатой                К нам является чуть свет. С2        ­ Если этот мальчик снова                Вдруг появится в лесу,                Я волнения такого                Не перенесу! Ч1        ­ Тут у птиц мы разузнали,                 Кто же этот хулиган. Ч2         ­ Оказалось, это Алик,                 Восьмилетний мальчуган. Ч1         ­ Это он в лесу украдкой                  В малых птенчиков стрелял.                  Вот он тут стоит с рогаткой... Ч2          ­ Алик, ты себя узнал?«Колыбельная»  Действующие лица: чтец (Ч), брат (Б) Ч   ­ Старший брат сестру баюкал: Б   ­ Баюшки­баю!         Унесем отсюда кукол,          Баюшки­баю.  Ч   ­ Уговаривал девчушку           (Ей всего­то год): Б    ­ Спать пора,          Уткнись в подушку,          Подарю тебе я клюшку,          Встанешь ты на лед.  Баю­баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь ­ Будешь за судью, Баю­баюшки­баю!                                                             Ч    ­ Старший брат сестру баюкал: Б    ­ Ну не купим мяч,          Принесу обратно кукол,          Только ты не плачь.                               Ну не плачь, не будь упрямой. Спать пора давно... Ты пойми ­ я папу с мамой Отпустил в кино.   «Копейкин»  Действующие лица: чтец (Ч), Копейкин (К), мальчик (или девочка) (М), дедушка (Д). Ч       ­ В будний день и в выходной              Раздается за стеной: М      ­ Ты возьмешь меня на пляж? К       ­ Что ты мне за это дашь? М      ­ Очини мне карандаш! К       ­ Что ты мне за это дашь? Ч       ­ Алексей пришел из школы,              Это он ведет торги              (Знаю я Алешин голос,               Узнаю его шаги).              Он со всех взимает плату.               Застегнул штанишки брату –                Взял с него за попеченье               Полпеченья. Д       ­ Подними очки, голубчик!—С просьбой дедушка к нему.             Отвечает милый внучек: К       ­ Дашь копейку — подниму! Ч       ­ Алексей пришел из школы.             Он теперь придумал так: К       ­ «Если выучу глаголы,               Сам себе даю пятак.               Если выучу приставки,               Я потребую прибавки». Ч        ­ В будний день и в выходной              Раздается за стеной: М       ­ Алик, дедушке поможешь              На восьмой дойти этаж? Д        ­ Алексей, отца уважь!— Ч        ­ А в ответ одно и то же: К        ­ Что ты мне за это дашь?    «По дороге в класс»    Действующие лица: чтец (Ч), Никита (Н), Танюша (Т). Ч      ­ Спешил Никита на урок,            Шел, не сбавляя шага,            Вдруг на него рычит щенок,            Кудлатая дворняга. Но тут ее Никита спас, Он проявил отвагу, Сказал:             Никита ­ взрослый! Он не трус!            Но шла Танюша рядом,            Она сказала: Т      ­ Ой, боюсь!­ Ч      ­ И сразу слезы градом.                                        Н      ­ Иди спокойно в класс!­ Ч      ­ И отогнал дворнягу.                                                     Н      ­ Ты потеряешься в лесу,             А я приду ­ тебя спасу!­ Ч      ­ Он предложил Танюшке. Его Танюша по пути Благодарит за смелость. Еще разок ее спасти Никите захотелось. Т       ­ Ну, нет! Ч       ­ ответила она. ­ Т       ­ Я не пойду гулять одна,             Со мной пойдут подружки.Н       ­ Ты можешь в речке утонуть!              Вот утони когда­нибудь!­ Ч       ­ Ей предложил Никита. ­ Н       ­ Не дам тебе пойти ко дну! Т       ­ Я и сама не утону!­ Ч       ­ Она в ответ сердито. Ч       ­ Она его не поняла...             Но ведь не в этом дело!             Он всю дорогу до угла             Спасал Танюшу смело.             В мечтах ее от волка спас...             Но тут пришли ребята в класс.                                                   Стихи.         «Я лишний»  Окапывали вишни.  Сергей сказал: — Я лишний.  Пять деревьев, пять ребят —  Я напрасно вышел в сад.  А как поспели вишни,  Сергей выходит в сад.  — Ну нет, теперь ты лишний!  Ребята говорят.  «Вот так защитник!»  Я свою сестренку Лиду  Никому не дам в обиду!  Я живу с ней очень дружно,  Очень я ее люблю.  А когда мне будет нужно,  Я и сам ее побью.Информационные источники: Литературно­музыкальная композиция "В стране счастливого детства", посвященная  творчеству А.Барто   Захарова Анна Модестовна, учитель начальных классов  ­festival.1september.ru › articles/518270/ Машкарина О.В. Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме  «Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто» ­ www.openclass.ru/io/26/mashkarina  «Агния Барто и дети» Литературный праздник. ­ muslumovskilisey.narod.ru ›  documenty/01.doc Урок «А Барто. Юмор и сатира.» ­ http://aleksandrova­ el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/ http://mults.spb.ru   мультик ymp3.ru песня youtube.com выступление http://www.stihi­rus.ru/1/Barto/11.htm    стихи ru.wikipedia.org

Посмотрите также