Планируемые результаты:
Предметные: овладение приёмами анализа сказок, формирование читательской компетентности;
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь других, оформлять свою речь в устной форме;
Личностные: умение оценивать поступки героев, выражать своё отношение героям сказок, умение делать выбор в поступках, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: презентация, оценочная карта, памятка, музыка из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица».
Внеклассное чтение. Шарль Перро «Спящая красавица»
Планируемые результаты:
Предметные: овладение приёмами анализа сказок, формирование читательской
компетентности;
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности
по изучению темы урока, оценивание своей работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь
других, оформлять свою речь в устной форме;
Личностные: умение оценивать поступки героев, выражать своё отношение героям
сказок, умение делать выбор в поступках, эмпатия как понимание чувств других
людей и сопереживание им, знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности
Оборудование: презентация, оценочная карта, памятка, музыка из балета
П.И.Чайковского «Спящая красавица».
Структура урока
Деятельность
обучающихся
Примечани
я
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
Сегодня к нам на урок пришли гости.
Поздоровайтесь.
Кто готов к уроку, к новым знаниям?
Садитесь.
2.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
1.
Нравится ли вам изучать сказки? Почему?
(Сказка учит человека жить, вселяет в него
оптимизм, утверждает веру в торжество добра и
справедливости)
Какие знания вы получаете, читая сказки?
(Читая сказки делаем для себя открытия, стараемся
понять человеческие поступки)
Легко ли понять тонкости человеческих
отношений, оценить поступки героев?
Поднимите руку, кто дома прочитал сказку
Шарля Перро «Спящая красавица»? слайд 1
Какую цель перед собой поставите? (Понять
Поворачиваются к
гостям, наклоняют
голову.
Красиво стоят
Отвечают на вопросы.
Предлагают цель
урока.мораль сказки) слайд 2
Как вы предлагаете строить урок? (Сначала
работать над содержанием, потом говорить о
поступках, характере героев, далее попробуем
понять мысль сказки, мораль )
2
Я предлагаю назвать урок необычно :
«Добродетели в сказке Шарля Перро «Спящая
красавица» слайд 3
А вы знаете значение этого слова? Найдите в сказке
строки, которые пояснят его значение.
Читает…
III. Этап усвоения новых знаний
1. Словарная работа. слайд 4
ДОСТОИНСТВО, а, ср. 1. Положительное
качество. В спектакле много достоинств.
2.Совокупность высоких моральных качеств, а также
уважение этих качеств в самом себе. Ронять своёд.
Говорить с достоинством. Чувство собственного
достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного
знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5
тысяч рублей. 4. То же, что титул(в 1 значение)
Оценить по достоинству когочто — составить о
комчёмнибудь правильное мнение.
ДОБРОДЕТЕЛЬ, и, ж. (книжное). Положительное
нравственное качество, высокая
нравственность. Полон добродетелей ктонибудь
Зло – нечто дурное, вредное.
Значения этих слов близки.
2.
Что лучше всего помогает понять содержание?
( пересказ и вопросы по тексту).
Придумайте сами вопросы.
1) Работу организуем в группах. 1 группа
составляет вопросы по тексту до слов: «…она будет
играть на всех музыкальных инструментах с
одинаковым искусством». 2 группа – от слов:
«наконец очередь дошла до старой феи» до слов
«ничего не помогало». 3 группа – от слов:
«Побежали за королём» до слов «… взмах палочки
– и готово», 4 группа – от слов: «После этого король
с королевой поцеловали…» до слов «…где
виднелись башни старого замка, куда влекли его
любовь и слава», 5 группа – от слов: «И вот перед
ним заколдованный лес», до слов: «…как всё
кругом пробудилось» : 6 группа от слов: «Первая
подала голос маленькая собачка» и до конца.
Читают начало сказки.
Находят в тексте
слова.
Работают в группе.3.
2) Свой вопрос предлагает каждый ученик по
часовой стрелке, начиная с первого номера. Но
нужно будет выбрать только 2 хороших, удачных
вопроса.
Примерные вопросы:
1.Почему на праздник пригласили фей?
Какие дары преподнесли феи?
2.Каким даром наградила принцессу старая фея?
Что произошло с принцессой в старом замке?
3. –Опишите какая была спящая красавица?
Кого коснулась юная фея волшебной палочкой?
4. Что сделала фея, чтобы никто не потревожил покой
милой принцессы?
Как люди объясняли тайну старого замка?
5.Что увидел принц в старом замке?
Что сказала принцесса, когда проснулась?
6.Почему принц и принцесса ничего вокруг не слышали и
не видели?
Как была одета принцесса?
Поступки героев, характеристика героям.
Работа в парах. 1 ряд король и королева ( любят
свою дочь, почтительны, держат слово…)
2 ряд юная фея (добрая, отзывчивая…)
3 ряд –принц ( бесстрашный, смелый, добивается
цели, воспитанный –не показывает виду, что платье
принцессы вышло из моды )
(Слова вывешиваются на доске).
Как можно назвать этих героев?
(Положительные). А сколько отрицательных
героев?. (1) Почему? (Добра на земле больше)
Физминутка.
Сюжет сказки понравился русскому композитору
Петру Ильичу Чайковскому, он создал музыкальное
произведение – балет «Спящая красавица».
Встаньте, пожалуйста . Под эту музыку делаем
физминутку с карандашом. Закройте глаза и
попробуйте представить картину.
Я представила эпизод, когда появляется старая
фея.
Ребята, как относится автор к старой фее?
1. Основная мысль.
В учебнике на странице 32 найдите 5 задание.
Работайте в парах.
Почему злая фея наказала принцессу? Была ли
принцесса виновата?
(Обиделась, что не пригласили; чувствовала досаду,
что не хватило золотых приборов, перешла на
угрозу, отомстила, причинила большое зло)
Называют поступки,
определяют характер
героев.
1 ученик у доски
показывает действия.Делают выводы.
слайд 5
Досада чувство раздражения вследствие обиды
(Вывод – Нельзя наказывать детей за поступки
родителей)
А нет ли вины у короля и королевы? (Скорее не
вина, а ошибка. Они думали, что старая фея умерла.
Наверное можно было бы проведать её, узнавать
жива ли она. Старых людей нельзя забывать. Старые
люди становятся обидчивыми. Если бы её
пригласили, она так поступила бы?)
Какой вывод можно сделать? (Надо быть
внимательными к старшим).
А нет ли вины в том, что про старую фею люди не
вспоминали? (Наверное, она была не такая, как юная
фея)
Какой второй вывод можно сделать? (Надо свою
жизнь прожить достойно, чтобы тебя не забывали,
уважали) слайд 7
слайд 6
Давайте вернёмся к королю и королеве.
Когда принцесса заснула, каково было королю и
королеве? ( Им было больно терять дочь,
переживали) А изменить ситуацию, что то сделать
можно было? Что оставалось делать?
(С грустью приказал он перенести принцессу в
самую красивую залу дворца и уложить там на
постель, украшенную серебряным и золотым
шитьем.
Король приказал не тревожить принцессу до тех
пор, пока не наступит час ее пробуждения.)
Им пришлось смириться с судьбой.
А принцесса будет думать о родителях?
Что вы чувствуете в душе? (Жалость)
Следующий вывод: Если в жизни случаются
непоправимые ситуации, надо проявлять терпение и
верить в лучшее. Говорят «нет худа без добра» , или
«Все что делается – к лучшему») слайд 9
Какой из выводов вам понравился больше?
V .Применение знаний
В каждом человеке живёт и добро, и зло. Человек
только хорошим или только плохим быть не может.
Какие качества он воспитывает в себе, таким и
становится. Итак, какие добродетели важны
достойному человеку? (Любовь к близким, уважение
окружающих, бескорыстие человек поступает не в
своих интересах, а в интересах других, тактичность,
)
VI. Включение в систему знаний.
Что ценится в людях?
Высказывают своё
мнение.
Слова с доски Какой вывод вам особенно понравился?
Какие качества воспитывали бы в себе?
VII. Рефлекция.
Карточка рефлексии. Самооценка
Кто оценивает свою работу на «5»…
VIII. Информация о домашнем задании.
Ребята, сейчас я угадаю ваше желание – вы хотите
прочитать другие сказки Ш. Перро.
Д.з. 1)найти и прочитать другие сказки Ш.
Перро.2)составить кроссворд из 710 слов
собирают в корзину
Оценивают работу.
За каждое задание до трёх
«+»
Карточка рефлексии Ф.И.
№
Виды работ
1
2
Я читал(а ) и знаю содержание сказки
Я активно работал(а) в группе, составлял(а) вопросы,
отвечал(а)
Я умею давать характеристику героям
3
Я смог(ла)понять смысл сказки. Меня тронули выводы
4
5
Я доволен(довольна) своей работой
Всего
“5” 14 1 5 “+”
“4” 10 1 3 “+”
“3” 6 9 “+” Самооценка –