Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Г. Писахова. Оборудование: • выставка иллюстраций, выполненных учащимися к сказкам Писахова; • портрет писателя; • выставка книг со сказками С.Г. Писахова. Слово учителя о Писахове Степан Григорьевич Писахов – замечательный художник и сказочник, который ещё полвека назад жил в Архангельске. В нём все было самобытно и неповторимо: внешность – вылитый мужичок-лесовичок, придумщик и фантазёр-завирала, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь – родной Север. В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Он был участником экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова, Бусилова, плавал с прославленным ледовым капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо-язык.
Иконка файла материала Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова.doc
Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Г. Писахова. Оборудование:    выставка иллюстраций, выполненных учащимися к сказкам Писахова; портрет писателя; выставка книг со сказками С.Г. Писахова. Слово учителя о Писахове Степан Григорьевич Писахов – замечательный художник и сказочник, который ещё полвека назад жил в  Архангельске. В нём все было самобытно и неповторимо: внешность – вылитый мужичок­лесовичок, придумщик и фантазёр­ завирала, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь – родной Север. В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Он был участником экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова, Бусилова, плавал с прославленным ледовым  капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной  край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо­язык. Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября 1879 года в Архангельске, в доме на Поморской улице, в семье “серебреника” – мастера­ювелира. С детства он хотел стать художником. Чтобы были деньги на учебу, он  поступил рабочим на лесопильный завод, работал и на Соловецких островах. В 1902 г. Поступил в Петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Жил трудно,  впроголодь. Из дома получал 10 рублей в месяц. В роковой 1905 г. исключён из училища и отправляется путешествовать. Более всего путешествовал по Арктике.  Только на Новой Земле побывал 16 раз, последний – в 65 лет. И постоянно рисовал Север. Он удивительно  тонко чувствовал особенную – неброскую красоту северной природы. Если Писахов­живописец – реалист, то Писахов­сказочник – фантазёр, выдумщик. Сказки он начал сочинять с  детства. Рассказывая о себе, о своей работе писателя­сказочника, он говорил: Степан Писахов Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его Леонтий.  Говорили о нём: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту. Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок. Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, Две придут сами, третью приведут. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме в 18 километрах от города  Архангельска. Это была единственная встреча. Старик рассказывал, как он с дедом “на корабле через Карпаты  ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 году. Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени  Малины. Учитель: Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на  “железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, “в десять  рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво. Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить ? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу  жердину с половиком воткнул, “баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни,обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. “Весной песни  затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”. Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего  невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с  ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на  верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт­морозит. Да чего­чего он только не придумывает,  каких только номеров не выкидывает! (Выставка иллюстраций на темы о “подвигах” Сени Малины. Учащиеся сами рассказывают, какую сказку они  иллюстрировали, что хотели показать на иллюстрации.) Затем на подиуме, стилизованном под горницу, начинается инсценировка сказок С.Писахова: Автор: Как звать подруженек, сказывать не стану, изобидятся. Обе подруженьки страсть как любили чай пить.  Пили чай всегда вместе. “Подруженьки” Первая: Терпеть не могу из молчашшего самовара чай пить! Вторая: Перекипела вода вкус терят, с аппетиту сбиват. Первая: Надо, чтобы чашечка была с цветочком: коли есть цветочек, я буди в саду сижу. Вторая: Чашечку надо с золотом, пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, –  значит, чашечка нарядна! Первая: Иду это я во сне. И така я вся нарядна, така нарядна, что от меня будто свет идёт! Мне даже совестно,  что наряднее меня нет никого. Дошла до речки – через речку мостик. Народом мостик полон. Увидали мою  нарядность – все приостановились, с проходу отодвинулись, мне дорогу уступили. Глянула я на воду – на свою  нарядность полюбоваться, – рыбы увидали меня, от удивленья рты растворили, плыть остановились, на меня  смотрят – любуются. Вот какой у меня верный сон! Вторая: Видела я себя такой воздушной, такой воздушной! Иду по лугу цветущему, подо мной травки не  приминаются, цветочки не наклоняются. Я прозрачным облачком лечу. И дошла я до берега. Вода серебром  отливат, золотом от солнца отсвечиват. А по воде лодочка плывёт, лаком блестит. Парус у лодочки белого шёлка и весь цветами расшит. И сидит в той лодочке твой муженёк, ручкой мне помахиват, зовёт гулять с ним. Первая: (подскакивает, кричит) Да как он смел чужой жоне во снах сниться! Дома спит, буди и весь тут, а сам в  ту же пору к чужой жоне подъезжат! Да и ты хороша! Как смеешь чужого мужа к себе в сон пушшать! Вторая: Глянь­ко на улицу. Вишь, Перепилиха идёт! “Перепилиха” Автор: Перепилиха сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой  пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират и слышит: что­то трещит, кто­ то пыхтит. Голову подняла, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот набиват. (Перепилиха во время слов автора ползёт на четвереньках навстречу медведю и они сталкиваются нос к носу.  Как сошлись, Перепилиха вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя с открытым ртом, имитируя крик.) Автор: Перепилиха со всего голосу взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и  наповал убила голосом. (Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха берёт его за руку и уволакивает со сцены.) Автор: Взяла медведя за лапу и уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И от того самого места, где  медведя убила, и до самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и кусты порубленными пали от  перепилихиного голосу. Дома за мужа взялась! (Мужик сидит на стуле, вокруг него бегает Перепилиха, потом он откидывается на стул и на груди – метка­ дырка.)Перепилиха: Зачем одну в лес пустил? Зачем в эку опасность толконул? Зачем не помог медведя волокчи? Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. В мужике сквозна дыра  засветилась. Доктор осмотрел и сказал … Доктор: Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы. (Доктор в очках, белом халате измеряет дырку линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…) Доктор: Жить дозволяю, только сделайте деревянную пробку. Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик. Пробку вынет, через дырку дух пойдёт сквозной и  заиграет музыкой приятной. Перепилихин муж изловчился: пробку открыват да закрыват – плясова музыка  выходит. Его на свадьбы зовут вместо гармониста. А с Перепилихой ещё всяка оказия приключалась. Учитель спрашивает, заинтересовали ли ребят сказки Писахова, что особенно их привлекло в них. Домашнее задание: написать сказку в стиле Степана Писахова.

Посмотрите также