Внеклассное мероприятие на тему «Бюджет в моей семье»
(6 класс)
Разработан:
Учитель истории и обществознания Михайлова П.М.
Цель занятия: овладение элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области финансовой грамотности.
Задачи:
1) сформировать представления о семейном бюджете;
2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях; 3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: 2 команды обучающихся 6 класса.
Команда экспертов: родители (2-3 человека).
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Раздаточный материал: карточки с описанием игровых ситуаций, игровые денежные купюры.
Ход занятия.
Подготовка игре. (6 мин.)
|
к |
Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Вопросы к командам. • Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.) • Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.) Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.) • Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.) • Что делает дедушка? (Ответы детей.)
|
Актуальность |
|
Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты). Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство). То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.) Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.) Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться. |
|
|
Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию). Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия. Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Сегодня занятие мне хочется предложить вам подумать над такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха. Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
|
Работа командами. |
с |
Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег) О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи) Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи) А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? (как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности и т.п.). Мы складываем наши деньги во в такие кошельки. В переводе на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк». Итак, если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год). (слайд) А теперь поговорим о том, что же такое «доходы» и «расходы». (слайд) За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
|
Решение проблемных ситуаций.
|
|
1.1. Ребята, вы разделены на 3 группы. В каждой команде по 5 человек. Я предлагаю вам, придумать название вашей команде, а также определить состав вашей семьи, выбрать главу семьи. (Участники называют название команд и представляют друг друга). (3 мин) Внимание! Сейчас мы вам будем предлагать решить несколько жизненных задач, касающихся темы семейного бюджета. После каждого задания, эксперты (а это у нас, как вы видите, опытные родители с многолетним стажем семейной жизни и значит практическим жизненным опытом создания, экономии и расхода семейного бюджета) озвучат: какая из команд получит денежный бонус. За правильный ответ 500 у.е., за недостаточно аргументированный ответ 100 у.е. 1.2. Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. (10 мин)
1.3. Ситуация №2 «Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать |
|
один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор. (10 мин) Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет. А сейчас мы переходим к 3 заданию. 1.4. Задание №3 « Блиц опрос». (5 мин) Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1000 руб. А. Проблема. |
Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон. |
|
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
Б. Проблема. |
|
Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания? |
|
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
В. Проблема. |
|
В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться? |
|
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
|
|
Итоги игры. (7 мин) |
Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры. Ну а пока, я задам вам вопрос. Как вы думаете, семья может сократить свои расходы? Участники поднимают руки и делают предположения. Ответы: 1. Экономить электроэнергию 2. Утеплить окна, экономить тепловую энергию 3. Экономить воду 4. Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом 5. Консервировать и заготавливать продукты 6. Отказаться от вредных привычек 7. Производить мелкий ремонт в квартире 8. Не покупать ненужные вещи. 9. Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты) Итак, давайте подведём итог нашей игры. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы) Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы. А теперь слово предоставляется нашим экспертам. (Эксперты говорят о своих впечатлениях, награждают команды грамотами). Ребята, в заключении нашей игры, я предлагаю посчитать денежные бонусы команде победителей, и на вашу сумму выбрать призы для вашей семьи. Вы должны уложиться в свой бюджет, с учетом того, что вам сегодня советовали наши опытные эксперты. |
|
У команды победителя денежный приз должен составлять не более 6000 рублей.
Для команды победителя на экране появляется список товаров с ценником. Ребята обсудив между собой выбирают себе призы. (3мин) Призы Телевизор с интернетом 700 р. Мобильный телефон 300 р. Кухонный гарнитур 1000 р. День красоты для мамы 700 р. Ужин в ресторане 800 р. Экскурсионный тур по Золотому Кольцу России 2000 р Ноутбук 1000 р. Месячный запас еды 3000 р.
|
Спасибо всем участникам за игру! До новых встреч!
Приложение №1
Карточки с проблемными ситуациями для команд
Задание первой группе.
Состав семьи |
|
Доход за месяц |
Отец - сторож в школе Мать - помощник воспитателя детском саду. Бабушка - пенсионер Сын - дошкольник Сын - ученик 5 класса Дочь - ученица - 10 класса |
в |
3800 р. 7000 р. 6200 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки: (итого 17 250 рублей )
• школьный костюм для старшего сына (2000 р)
• ранец для старшего сына (1000 р)
• школьные принадлежности (300 р)
• туфли для дочери (500 р)
• куртка для младшего сына (1000 р)
• подарок ко дню рождения для отца (2500 р)
• лекарство для бабушки (2000 р)
• продукты (5000 р)
• поход в кино на 5 человек (1000 р)
• игрушка для сына (500 р)
• поход в парикмахерскую для мамы (1000 р)
• коммунальные платежи (3000 р)
• питание в школе на 2 детей (2000 р)
• платежи за телевидение и интернет (1000 р)
Временной промежуток: летний период Задание второй группы.
Состав семьи |
Доход за месяц |
Отец - учитель Мать - медсестра Дочь - ученица первого класса Сын - дошкольник |
12000 р. 11000 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки: (итого 23 250 рублей)
• пуховик для дочери (3000 р)
• сапоги для дочери (1500 р)
• куртка для сына (1500 р)
• шапка для матери (1000 р)
• костюм для отца (3000)
• продукты (5000)
• коммунальные платежи (4000 р)
• Поход в зоопарк всей семьей (1000 р)
• Покупка новых штор (2000 р)
• Покупка лекарства для сына (1000 р)
• Платеж за телевидение и интернет (1000 р)
• Вызов мастера для ремонта стиральной машины (1000 р)
Временной промежуток: осенний период.
Приложение №2
Вариант 1.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 20500 тысяч.
Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.
Приобретение одежды - 10000 рублей. Непредвиденные расходы – 9000 рублей.
Вариант 2.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 21500 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 10000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей. Покупка нового холодильника – 20000 рублей .
Вариант 3.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 30000 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой).
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 15000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей.
Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих.
Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию или детское кафе) – 4000 в месяц. Накопления на отпуск – 29500 рублей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.