Возрастная группа: учащиеся 4–11 классов.
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи.
1. Познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны.
2. Помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины-земляки.
3. Способствовать воспитанию уважения и гордости к людям старшего поколения, прошлому своего Отечества.
Подготовительный этап:
- беседа с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны;
- разучивание песен, стихов;
- приготовить костюмы: платья военной поры, военную форму.
Оформление зала, сцены, класса: (можно провести в любом помещении) стол, на столе лежат письма (конвертики), стоит самовар, стаканы и другие атрибуты стола;
в стороне дерево или деревья, пеньки, атрибуты войны.
Внеклассное мероприятие "Час мужества"
Возрастная группа: учащиеся 4–11 классов.
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи.
1. Познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны.
2. Помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её
наши воиныземляки.
3. Способствовать воспитанию уважения и гордости к людям старшего поколения, прошлому своего
Отечества.
Подготовительный этап:
беседа с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны;
разучивание песен, стихов;
приготовить костюмы: платья военной поры, военную форму.
Оформление зала, сцены, класса: (можно провести в любом помещении) стол, на столе лежат письма
(конвертики), стоит самовар, стаканы и другие атрибуты стола;
в стороне дерево или деревья, пеньки, атрибуты войны.
Ведущие, выступающие и помощники: 4 ведущих, 2 из них – учителя (можно взять и старшеклассников), дети,
которые читают стихи, рассказывают о своих родственниках.
Время реализации: 4050 минут.
Авторский медиапродукт: PowerPoint 2003,
(Слайд 1, 2)
Ход сценария
Ведущий 1: Год 1941. 22 июня. 4 часа утра. Время отсчитывает последние мирные минуты. Еще стоит тишина.
Люди мирно спят. По улицам гуляют выпускники школ. Они встречали рассвет. В один миг было разбито все:
мирная жизнь, мечты, счастье.
(Слайд 2 музыка звучит громче) (слайд 3)
Ведущий 3: (девушка одета в платье военных лет)
А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,Нам нужно,
Чтоб наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
(Слайд 3 – слова Левитана, громко)
Ведущий 2: Самыми трудными, самыми суровыми были первые дни войны. Вся страна встала на защиту Родины.
Никто не остался равнодушным. Вся страна дышала в одно дыхание, думала одной мыслью, плакала одной
слезой.
Это были самые суровые недели и месяцы великой войны.
Ведущий 1: Более трехсот человек ушло из нашего села на эту священную войну.
Выли бабы, плакали ребятишки. Уходили семьями: муж, брат, сын, отец. Да и женщины с малолетними детьми
хлебнули горя.
Ведущий 2: День за днем, год за годом уходили на фронт из сел и деревень солдаты. Уходили ковать победу,
защищать страну от злого ига. Их провожали жены, любимые.
Ведущий 3:
Роса еще дремала на лафете,
когда под громом дрогнул Измаил:
трубач полка
у штаба
на рассвете
в холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
кинжальный, резкий, плотный,
летел к Одессе,
за Троянов Вал,
как будто он не гарнизон пехотный, (Слайд 4)
а всю Россию к бою поднимал!
(Слайд 5 – музыка звучит громко)
Ведущий 4: (учитель) О военном времени знают не только дети и внуки фронтовиков. Об их подвигах помнят
даже правнуки. Даже они знают, что значит это страшное слово “война”.
(Слайд 6)
Юля Свистунова (о дедушке). Мой дедушка – Петр Семенович Дьячков – ветеран Великой Отечественной
войны – на передовую попал весной 1943 года. 12 августа 1942 года ему принесли повестку. В Горьковской
области на ускоренных курсах младших командиров получил основы военного дела. В звании ефрейтора был
направлен под Москву, в 6й стрелковый корпус сибиряков. (Слайд 7) В 2009 году был награжден медалью – “За
оборону Москвы”. После боевого ранения его направили в артиллерию, где он освоил профессию лаборанта
реактивных снарядов. Победу встретил под Кенигсбергом. Демобилизовался в 1946 году. Вернулся в родной
Бирюч, сел за рычаг трактора, и так – до самой пенсии. (Слайд 8) Награжден орденом Отечественной войны I
степени и (Слайд 9) двумя медалями “За боевые заслуги”, и медалью “За трудовую доблесть”. Вместе с женой
воспитали трех сыновей и дочь, дали им образование.
(Слайд 10)
Ведущий 2: 1418 дней и ночей длилась эта страшная битва. 1418 дней и ночей солдаты ковали победу на
фронтах Великой Отечественной. 1418 дней и ночей их жены и матери добывали победу в тылу.
(Звучит песня “Где ж ты, мой сад” сл. А. Фатьянова, муз. В. СоловьеваСедого)Ведущий 2: (Слайд 11) За четыре долгих года войны на полях сражений погибло 87 наших односельчан.
Каждый 16й день войны, защищая Родину, свое село, погибали наши земляки.
Победой не окуплены потери,
Победой лишь оправданы они…
(Слайд 11, звук громко)
(Минута молчания)
Ведущий 4: (Слайд 12, музыка авт. тихо) Похоронки пошли в село уже с 1941 года.
Ведущий 3:
Нет бойца с войны полвека,
Хоть время и хороший лекарь.
Но не для вдов, кто столько ждет.
С войны на горочку глядела,
Что за околицей села.
Быть вдовьим сердце не хотело,
Да все разлучница – война.
Ждала, когда с войны вернется
Пропавший без вести солдат,
И сердце снова встрепенется
Как многомного лет назад.
Пусть с нашей горки хоть не рано,
Спустя полвека с той поры.
Сбежит мой милый и желанный,
Чтоб снять с меня клеймо вдовы. (В. Фуфаев)
Ведущий 4 (рассказывает Михеева Н.Н. о своей бабушке – Фуфаевой М.М.):
Вдовой осталась моя бабушка – Фуфаева Мария Максимовна. Ей было 28 лет, когда началась ВОВ. Со страхом и
тревогой услышала это известие. Значит, на фронт пойдет и её муж, Фуфаев Михаил Андреевич. Так и вышло. В
1941 году он ушел воевать, а она осталась одна с малолетними детьми и с престарелой матерью. Работала в
колхозе, работала дома. Её сильные руки не знали отдыха и передышки. И все это время она ждала, ждала,
ждала. Но однажды в её дом пришло страшное известие. Её муж пропал без вести. В это трудно было поверить,
и она не переставала ждать. До боли в глазах она всматривалась в даль, стараясь гденибудь увидеть
знакомую фигуру. Прошли годы, выросли дети, и она поняла, что уже не дождется своего солдата. И только
горькая печаль камнем лежала на сердце. Печаль оттого, что не может она пойти на могилу, не может
положить цветов и почтить его память. (Слайд 13) И когда в день 40летия Победы в нашем селе открылся
памятник погибшим воинам, она пришла к мемориалу. И долгодолго плакала у скорбной плиты с родной
фамилией. Этот день она ждала каждый год. Каждый раз, пока могла, ходила на митинги 9 мая, носила
скромные цветы и наказывала всем нам: не забывайте этот день, приходите сюда, чтобы почтить память
погибших.
(Слайд 14, музыка авт. тихо)
Спустя много лет, до бабушки дошли скупые известия, что ее муж Фуфаев М.А. погиб в фашистском плену в
январе 1945 года.
Ведущий 3:
Не забыть нам второй мировой,
Той, что не было в мире страшнее,
Хоть покрылись окопы травой,
И сравнялись с землею траншеи.
Враг жестокий повержен был ниц.
Не сбылись людоедов угрозы.
Только вот изпод вдовьих ресниц
Все стекают горючие слезы.
Много весен с тех пор отцвело,
Отшумело в привычном порядке.Только вот и теперь за село,
Все выходят в молчанье солдатки.
Ведущий 1:
Долгодолго на Запад глядят,
Где так долго гремели раскаты,
А теперь словно память, горят
Обагренные кровью закаты.
К ним оттуда явилась война
И собою закрыла полнеба.
Сколько слез принесла им она!
На две Волги хватило вполне бы.
Ведущий 4:
Сколько горя и сколько потерь
Пережито и пройдено ими.
Как воздать нам за все им теперь,
Как воспеть их достойное имя?
Шли они на поля и покос
И в труде, и в лишеньях едины.
И вплетались в венки русых кос
Словно белые нити, седины.
Ведущий 2: (слайд 15)
Часто хлебом себя нагрузив
Шли они за подводами следом.
Потому, что святым был призыв: (Слайд 16)
Все для фронта! Все для победы!
Севастополь, Москва, Сталинград…(Слайд 17)
Их оружьем противники били.
Нету в мире огромном наград,
Чтоб достойны их подвиги были.
На земле обелиски стоят. (Слайд 18)
Спят солдаты, не зная побудки,
А над ними солдатки скорбят,
И цветут по весне незабудки.
(Звучит песня “Эхо любви” сл. Р. Рождественского, муз. Е. Птичкина)
Мальчик:
Я очень мало знаю о войне
По фильмам и рассказам ветеранов.
Но этого хватает мне вполне
Чтоб ненавидеть палачейтиранов.
Они пытали женщин, стариков
Считая себя главными на свете
Но наш народ не стал носить оков,
Все на защиту встали – даже дети.
(Слайд 19)
Ведущий 1: В те горестные годы войны дети быстро повзрослели. В тяжкое для страны время они, в свои 1014
лет, старались ни в чем не уступать взрослым. В годы войны не стояли в сторонке, горя хлебнули на детском
веку. Мы хотим рассказать о наших земляках, чей труд во время Великой Отечественной войны помог победить
заклятого врага.
(Слайды 2026)
(Выступление детей о своих близких)Киреева Н. (8 кл. о своей прабабушке – Лукьяновой В.Ф.)
Детство моей прабабушки Пискаревой (Лукьяновой) Варвары Федоровны опалилось войной.
Когда началась война, ей было всего 12 лет. До войны она жила в большой семье.
Их постигло горе, умер отец (тогда ей было 3 года). Еды им всегда не хватало, приходилось голодать. Во время
войны моя прабабушка, наравне со взрослыми, работала в колхозе разнорабочей. Всё приходилось: и мешки
непосильные поднимать, и сено заготавливать. Работала в колхозе имени Крупской, за что и наградили
медалью “За доблестный труд”. Много горя и слез принесла война в каждый дом. Умер от ран старший брат. За
собой война проложила длинную кровавую, слезами упитанную дорожку.
Ведущий 1: (слайд 27)
30 апреля 1945 года – Знамя Победы над рейхстагом. 8 мая в Берлине подписана полная капитуляция
фашистской Германии. 9 мая невиданным салютом – тридцатью залпами из тысячи орудий – Москва салютовала
Победе. 24 июня – Парад Победы на Красной площади.
Ведущий 2: Те, кто ценой собственной жизни добывал нам свободу и мир, должны всегда жить в наших
сердцах. (Слайд 28)
Поклонимся низко тем, кто смог дожить до сегодняшнего дня.
День Победы – великий праздник – наступил только благодаря великим людям нашей страны.
Ведущий 1: День Победы – это общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Радостный и
торжественный праздник – 65летие Победы! Праздник, который принесли нам на своих плечах наши ветераны.
Герои нашей страны, которые сохранили для нас будущее, которые дали нам возможность просто жить. Мы
должны помнить. Помнить всегда и везде о тех, кому мы обязаны своей жизнью. (Слайд 29)
Мальчик:
Хотел бы я, чтоб на планете
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти. (Слайд 30)
(Звучит песня “Майский вальс” сл. М. Ясеня, муз. И. Лученок)
(Слайд 31)
Ведущий 1: Все, кто воевал в той страшной войне, великие люди.
Пусть мир, который они для нас отстояли, будет нашим достоянием. И пусть последующие поколения знают и
помнят о тех, кто сделал невероятное. Наша память о Великой Победе жива. (Слайд 32)