Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
29.04.2018
Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»
Представлено внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка» по разделу «Музыкальная живопись сказок и былин» Материал применим к любому УМК по музыке для общеобразовательных учреждений Цель мероприятия: Создание условий для знакомства с жанром симфонической миниатюры Через отрывок произведения В.Ф. Одоевского познакомить с термином «программная музыка»; проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»; познакомиться с творчеством композитора А.К. Лядова.Цель мероприятия: Создание условий для знакомства с жанром симфонической миниатюры
attachment_1224974264 (1).docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                «Средняя   общеобразовательная казачья школа»     с. Знаменка,    Нерчинский район,   Забайкальский край        Внеклассное мероприятие   к урокам                           музыки в  5  классе   на тему:                            «Музыкальная табакерка»                           по  разделу    «Музыкальная живопись сказок и былин»              Материал применим к любому УМК  по  музыке для                              общеобразовательных учреждений                                                                              Учитель музыки ­                                                                       Трушина Светлана  Юрьевна. Цель   мероприятия:  Создание условий  для  знакомства  с жанром симфонической миниатюры. Задачи: Через   отрывок   произведения   В.Ф.   Одоевского   познакомить   с   термином «программная   музыка»;    проанализировать   использование   средств музыкальной   выразительности   при   создании   «сказочных   картин»; познакомиться с творчеством композитора  А.К. Лядова. Изобразительный   ряд:  иллюстрации   к   сказке   «Городок   в   табакерке», рисунок музыкальной шкатулки. Дополнительный материал:  игрушечная музыкальная шкатулка.                                          Ход   мероприятия: Здравствуйте, ребята. ­Сегодня   я   предлагаю   познакомиться   с   особым   жанром   ­   «сказочными картинами». Почему это особый жанр? Потому что с помощью музыкальных средств   выразительности   композитор   рисует   нам   очень   яркую   и  понятную картинку. А чтобы никто не сомневался в том, что изображается, композитор даёт    чёткое   название   своему   произведению.   Например,   что   вы   себе представляете, если я произнесу слово «вальс»? (Пары, кружащиеся в зале. Общий танец, где участвует много людей. Праздник на лесной поляне, где танцуют звери. Танец кукол.) ­Посмотрите,   сколько   разных   версий   у   нас   появилось.   Чтобы   такого разночтения не произошло  с «музыкальной   картинкой»,  композиторы дают такие названия: «Волшебное озеро», «Лебедь», «Кикимора», «Баба­яга». Давайте   возьмём   название   «Баба­яга»   и   перечислим   все   слова,   которые приходят на ум в связи с этим персонажем. (Можно попросить, чтобы дети написали слова на доске или разделить класс   на   2­3   группы,   дать   каждой   группе   по   листу   бумаги,   а   потом сравнить   написанное.   Скорее   всего,   у   всех   групп   получится   одинаковый результат: ступа, метла, избушка на курьих ножках, тёмный лес и так далее.) миниатюра. Видите, ваше воображение в одном направлении, вы представили себе именно Бабу­ягу,   а   не   Шапокляк   или   вообще   безымянного   злодея.   Произведение, которому дано образное название или литературное предисловие, называется программным. Это название произошло от греческого слова «программа» ­ то есть объявление. Для того чтобы образ получился ярки и красочным, ком­ позитор   умело   использует   разнообразные   средства   выразительности. Назовите, пожалуйста, что к ним относится, и расшифруйте каждое название. (Темп ­ это скорость исполнения, динамика ­ изменение силы звучания, тембр ­ это окраска звука.) ­   Очень   часто   «музыкальные   картинки»   задумываются   как   небольшие симфонические   пьесы.   Почему   именно   для   оркестра?  (Потому   что   в оркестре   много   разных   инструментов,   значит,   проще   изобразить картинку.) ­Правильно.   В   музыке   небольшое   произведение   называется   «Мини» ­ значит мало. В русской музыке мастером таких симфонических миниатюр был Анатолий Константинович Лядов. Он родился в середине XIX в. (1855­1914 гг.),   был талантливым   композитором,   педагогом,   дирижёром.   Ещё   ребёнком приобщился к музыке, благо Петербург, его родной город, давал для этого большие возможности. С   именем   А.   К.   Лядова   в   русской   музыке   неразрывно   связанны   образы народной сказочности, национальной старины. Это видно даже по названиям произведений:   фортепианная   баллада   «Про   старину»,   оркестровая   сюита «Восемь   русских   народных   песен»,   симфонические   сказки   «Баба­яга», «Кикимора». ­   Сегодня   я   предлагаю   вам   познакомиться   с   одной   из   миниатюр   этого композитора.   Называется   она   «Музыкальная   табакерка».   Что   вы   себе представили, услышав такое название? (Маленькая коробочка с музыкой.) ­   Верно.   Назывались   такие   коробочки   ­   музыкальные   табакерки,   или музыкальные   шкатулки.   Они   были   очень   разные:   большие   и   маленькие, простенькие   и   богато   украшенные,   играющие   всего   несколько   нот   и вызванивающие длинные замысловатые мелодии. Внутри таких табакерок был спрятан хитрый механизм. Как только открывали крышку, начинали звучать музыка. Давайте откроем сказку «Городок в табакерке» и прочитаем, как там описывается внешний вид табакерки и механизм, находящийся внутри. (Сначала учитель напоминает содержание сказки, а если она знакома, то  просит детей кратко пересказать основные события.) Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная  табакерка!  Пёстренькая,  из черепахи. А на крышке­mo! Ворота, башенки, домик,  другой, третий, четвёртый, ­ и счесть нельзя, и всё  мал мала меньше, и  все золотые; а деревья­то также золотые, а листики на них серебряные;  а за деревьями встаёт солнышко, и от него  розовые  лучи расходятся по  всему небу. Что это за городок? ­ спросил Миша. ­Это городок Динь­Динь, ­ отвечал папенька и тронул пружинку... И что  же? Вдруг невидимо где, заиграла музыка... ...(в городке) И вот Миша очутился на улице. Что за улица! Что за  городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое,  черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба  сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики­то стальные,  полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою  крышкою сидит мальчик­колокольчик с золотою головкою, в серебряной  юбочке, и много их, много и всё мал­ мала меньше. Спросил Миша:  «Почему колокольчики все разные?» А провожатый ему и отвечает: «Если бы все были одинаковые, то и  звенели бы мы все в один голос, один как другой; >i ты слышишь, какие мы  песни выводим. Это оттого, что то из нас побольше, у того и голос  потолще. ...Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху юлотой флюгер вертится, а под шатром   лежит   царевна   Пружинка   и,   как   змейка,   то   свернётся,   то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? Зиц­зиц­зиц,   ­   отвечала   царевна.   —   Глупый   ты   мальчик,   неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я шик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся,   молоточки   бы   не   стучали;   кабы   молоточки   бы   не   стучали, колокольчики бы не звенели ­Скажите, как  изображены жители городка, какого они размера?  (Они все маленькие и хрупкие.) ­ Верно,   ведь   городок   был   игрушечным.   Теперь   послушайте   пьесу «Музыкальная табакерка» и попробуйте разобраться, как композитор сумел создать такую кукольную, звенящую музыку. (Звучит фрагмент пьесы.) ­ Расскажите, какие, по­вашему, средства музыкальной выразительности использовал композитор?  (Неторопливый темп, частые повторения, сила звука почти не меняется.) ­ А   ещё   мелодия   звучит   в   высоком   регистре   и,   кажется,   будто   её вызванивают хрустальные колокольчики. В нотах, над самым первым тактом стоит обозначение  «automaticamente»,  то есть «автоматично». Всё это воспроизводит звучание заводного игрушечного музыкального инструмента. Давайте с вами разучим песню «Музыкальная шкатулка» и попробуем изобразить такое механическое звучание. Музыкальная шкатулка Музыка Ю. Чичкова.  Слова 3. Петровой З а к л ю ч е н и е . Что нового узнали сегодня на  занятии? Домашнее задание:  придумайте и нарисуйте свою музыкальную шкатулку.                                  Источники: 1. Музыка. 5­8 классы:  музыкальные путешествия , творческие задания,  занимательные задачи / авт. –сост.  Е.Н. Арсенина.­ Волгоград : учитель, 2011.­205 с. 2 . Грац  В.Н.  Технологическая  карта  урока  «А.К. Лядов  сказочная  картина «Музыкальная табакерка». http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/12/10/tekhnologicheskaya­karta­ uroka­aklyadov­skazochnaya­kartina

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие к урокам музыки в 5 классе на тему: «Музыкальная табакерка»

Внеклассное мероприятие   к урокам  музыки в  5  классе   на тему:    «Музыкальная табакерка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018