Внеклассное мероприятие на тему "Цветы в литературе"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие на тему Цветы в литературе.doc
Внеклассное мероприятие на тему "Цветы в литературе" С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной  библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском  сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой  появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными  общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий  Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении  массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания  природы. В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное  количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп,  подаренный ему Анной Керн. СЛАЙД 2. У всех народов, во всех странах мира цветок ­ символ прекрасного, эталон красоты. Природа  оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир цветов. Как изящна их форма, бесконечно  разнообразны размеры, источаемые запахи, многоцветна палитра красок! Белизну первого снега и синь  полуденного неба, алый цвет крови и золото солнечного тепла, розовые тона утренней зари и сиреневую  прохладу сумерек словно впитали в себя нежные, трепетные лепестки. Цветы сопровождают нас от первого дня  жизни до последнего, придают нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее  праздники, смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений. Цель работы: выяснить, какую роль играют цветы в литературе. Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию по теме “Цветы в литературе”. 2. Оформить собранную информацию на диске “ Цветы в литературе”. СЛАЙД 3. Цветы ­ сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы ­ символ любви и  воспоминаний. Не случайно монумент, названный “Цветком жизни”, установлен под Санкт­Петербургом, в память о детях, погибших во время блокады. СЛАЙД 4. Роза. “Благоухая, розы рассказывают сказки”, ­ писал Гейне. “Живая молния!” ­ воскликнул Блок,  когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, ­ назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый  бутон. “Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь”,­ замечал Грибоедов. “Ярко­ радостными” показались молодому Брюсову цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана ­ она еще цветет...” ­ это Надсон. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе Блока ассоциируется с розами и Иисусом  Христом из поэмы “Двенадцать”: В белом венчике из роз  Впереди ­ Иисус Христос. СЛАЙД 5. Фиалка. И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком  М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался  Ф.И.Тютчев, наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние  благоговейной сосредоточенности”. Блок ­ автор поэмы “Ночная фиалка”, написанной в 1906 году. Поэмы, где  реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты. СЛАЙД 6. Ландыш. О первый ландыш! Из­под снега  Ты просишь солнечных лучей;  Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве.  Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши ­  символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина,  И.А.Бунина, А.И.Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской... СЛАЙД 7. Тюльпан. Французский поэт XVIII столетия Буажолен написал о тюльпане целую поэму:  “Метаморфоза Тюльпана”, где он воспевает, подражая Хафизу, чудную, обворожительную девушку,  повелительницу его сердца; а Александр Дюма­отец  ­ поэтический роман “Черный Тюльпан”, в котором  изображает роль этого цветка в Голландии. Но немецкие писатели смотрят на него как на цветок без души,  цветок внешней красоты, эмблему пустой, гоняющейся только за нарядами, женщины. Афшпрунг говорит о  гордой красавице: Как тюльпан, ты прелестна лицом, Но и как тюльпан, ты пуста. Клейст в своем стихотворении “Весна” относится к нему дружелюбнее, но Гёте говорит о тюльпане так: “Не  благоговей никогда перед пустым призраком”. Герою романа М. Шолохова “Тихий дон” виделся в роковую для  него весну тюльпан багряно­чёрного цвета. СЛАЙД 8. Гиацинт. Многие поэты упоминали гиацинт в своих стихах. Так, знаменитый поэт Фирдоуси  сравнивал волосы персидских красавиц с лепестками гиацинта: Её уста благоухали лучше, чем лёгкий ветерок, А гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус... У Н. Бараташвили есть стихотворение “ Гиацинт и странник”, которое начинается словами: Гиацинт, где былая яркость твоя? День ли, ночь ­ всё пред ней забывалось на свете, Где поляну дурманившая струя Аромата, которым дышали соцветья? СЛАЙД 9. Сирень. Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков. В.  Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в рыхлую пепельность по мере  медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”.  Один из писателей сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что­то таинственное  кроется в сирени: с одной стороны, сирень ­ и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности  жизни. В чем дело ­ сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках­цветочках блеклых тонов? СЛАЙД 10. Шиповник. Постарайся угадать, кто такие братьев пять? Двое бородаты, двое ­ без бороды, А последний, пятый, выглядит уродом: Только справа борода, слева нету и следа. Кто не знает этот детский стишок­загадку? Но мало кто догадывается, что оригинал сего сочинения был написан в незапамятные времена по­латыни, а уж с нее переведен на русский и другие языки. Стишки с теми же самыми  словами есть и по­английски, и по­немецки. А разгадка у них довольно странная ­ это цветок розы, у которого  под пятью нежными лепестками расположены пять жестких чашелистиков, два из которых по краю перисто  рассечены, два ­ с ровным гладким краем, а один ­ с боковыми перышками только по одной стороне. СЛАЙД 11. Хризантема. В 1920 году в нашу страну приехал американский писатель Герберт Уэллс. “Россия во  мгле”­ так назвал Уэллс свою книгу о тех днях. И всё­таки Уэллс, при всём своём скептицизме, не мог не  заметить, как в трудное и голодное время русские люди тянулись к красоте. “Во всём Петрограде,­ писал он,­  осталось, пожалуй, всего с полдюжины магазинов. Есть государственный магазин фарфора, где за 700 или 800  рублей я купил как сувенир тарелку, и несколько цветочных магазинов. Поразительно, что цветы до сих пор  продаются и покупаются в этом городе, где, большинство оставшихся жителей почти умирает с голоду, и вряд ли у кого­нибудь найдётся второй костюм или смена изношенного и залатанного белья. За 5000 рублей ­ примерно  7 шиллингов по теперешнему курсу ­ можно купить очень красивый букет больших хризантем”. СЛАЙД 12. Мимоза. Мимоза ­ предсказатель судьбы героев. “Она несла в руках отвратительные, тревожные  жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему­то появляются в Москве”. Так описывает герой знаменитого романа М. Булгакова ­ “Мастер и Маргарита” ­ свою первую встречу с Маргаритой. Дотошныелитературоведы выяснили: Маргарита несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок появляется в Москве в первые  дни весны. СЛАЙД 13. Наперстянка. У писательницы Агаты Кристи в одном из рассказов написано, что в доме английского аристократа был званый обед. По какой­то ошибке слуги вместе с шалфеем для салата нарвали много  наперстянки. Зелень смешали с луком, нафаршировали уток, падали к столу. Все гости заболели, некоторые  серьёзно, а одна девушка даже умерла. СЛАЙД 14. Лютик. Лютик – простенький цветочек, Всюду он цветёт: На лугах и между кочек посреди болот. Н. Холодковский Печальную историю Ромео и Джульетты, известную ныне всему миру, Шекспиру помог поведать известный  английский ботаник Шерард, который увлекался разведением лютиков. “Яды лютиков, ­ утверждал он, ­ совсем  не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу”. СЛАЙД 15. Лавр. Там лавр растёт, жестколист и трезв... М. Цветаева Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну из своих наград не ценил так высоко, как лавровый венок.  Лавр может убивать. Мёд, который собирают дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека смертелен. Это его  упоминал А. М. Горький в рассказе “Рождение человека”. СЛАЙД 16. Алоэ. О том, что столетник цветёт лишь однажды, когда достигает ста лет, писал Гейне в очерках “  Путешествие на Гарц”. СЛАЙД 17. Папоротник. Накануне Иванова дня Собирал я душистые травы, Я почуял, что ниже меня Ароматом душевной отравы... А. Блок Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо!  Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что­то тихо  затрещало, и цветок развернулся... словно пламя, осветив и другие возле себя...”. Предания утверждали, что в  это время растения приобретают магическую, колдовскую силу. СЛАЙД 18. Любка. В день троицын, когда народ  Зевая, слушает молебен.  Умильно на пучок зари  Они роняли слёзки три. Пушкин превосходно знал народные обряды и не случайно упомянул о троицином цветке, когда описывал в  романе “ Евгений Онегин” патриархальный быт Лариных. В дневнике известного русского этнографа и цензора  И. М. Снегирева осталась такая запись от 24 сентября 1826 года: “Был А. Пушкин, котор. Привёз мне как  цензору свою пьесу “ Онегин”, ч. п. ... Сказывал мне, что здесь в некоторых местах обычай Троицкими цветами  обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза...” Куприн называл именем этого цветка один из своих  рассказов ­ “Ночная фиалка”. “Есть в средней России, ­ пишет Куприн,­ такой удивительный цветок, который  цветёт только по ночам в сырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом...” Это о том  же милом цветке любке. СЛАЙД 19. Жасмин. В дневнике (1951) М. М. Пришвина читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт...  жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть что­то своё и что даже самый жасмин вырос из нашей любви. Он вырос как приманка сделать что­то своё из того, чего не  было”. А у Б. Пастернака: Я от тебя устаю: Ты прячешь губы в снег жасмина, Я чую на моих тот снег, Он тает на моих во сне.СЛАЙД 20. Мать­и­мачеха. “ Мать­мачеха хлопает по ветру своими бледно­зелёными листьями. Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это ­ мачеха... ­ замечал В. Г.  Короленко. ­ Похожи её листья на копытный след, и блестящий верхней стороной холодят, а нижней войлочной  – согревают...”. Как бодрит и веснодействует Цвет мать­мачехи ярчайший! Синеву мы пьём небесную из глубокой весночаши... В. Боков СЛАЙД 21. Одуванчик. Быль, рассказанная Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед окном у нас был  луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво!  Луг – золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики  ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали...” СЛАЙД 22. Нарцисс. Иван Сергеевич Тургенев написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой цветок  ему больше нравится ­ нарцисс. Нарцисс ­ символ любви счастливого брака. Им также восхищался Шекспир,  очаровательно описавший его в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его, как один из цветков той “  долины многоцветных трав”, где ему удалось испытать райскую любовь, а Шелли в его “Мимозе” мы находим  такое его описание: Любовью тюльпан и горчинка зажглись,  И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,  Расцвел над ручьем и глядит на себя.  Пока не умрет, бесконечно любя... СЛАЙД 23. Гвоздика. Первые упоминания гвоздики встречаются в восточной литературе периода Хан в Китае  под названием “специя куриного языка”. “Всех глаз прекрасней, всех звёзд светлее”,­ писал о гвоздике Гёте.  Гете говорит: “Гвоздики! Как вы прелестны! Но все вы схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую  выбрать”. СЛАЙД 24. Мята. По горбику тесной межи  Иду и дышу ароматом И мяты, и зреющей ржи. В. Брюсов СЛАЙД 25. Лотос. В Древнем Египте лотос считали цветком богини плодородия Изиды и бога солнца Озириса. “ Много лотоса в Ниле ­ быть урожаю”, ­ говорили жрецы. Скипетр ­ знак власти египетских фараонов ­ делался в  виде цветка лотоса на длинном стебле, цветок и бутоны лотоса чеканились на монетах. На гербе Египта видим и сейчас пять цветков лотоса. СЛАЙД 26. Колокольчик. “...запах колокольчика, простого, дикого, белого колокольчика, и я вижу: вдали идут  мальчик и девочка в белой панамке, и у неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в этих детях, и моё  чувство пространства, космоса тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в моём воображении”. Эту запись  оставил много лет назад в своём дневнике академик Виктор Николаевич Филипьев, крупнейший учёный­ кибернетик. Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо ­ в чашечке колокольчика.  Колокольчик ­ символ болтливости. СЛАЙД 27. Лилия. Лилия ­ символ чистоты и непорочности, символ совершенства женщины. Лилия получила  свое название от древне галльского слова “Ли­Ли”, что значит “белый­белый”. По библейской легенде, этот  цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее  дарили невесте. Я лилий нарвала прекрасных и душистых,  Стыдливо­замкнутых, как дев невинных рой,  С их лепестков, дрожащих и росистых,  Пила я аромат и счастье, и покой.  И сердце трепетно сжималось, как от боли,  А бледные цветы качали головой,  И вновь мечтала я о той далекой воле,  О той стране, где я была с тобой.  А. АхматоваСЛАЙД 28. Бальзамин. Упоминание о нём можно найти в литературе. В пьесе А. Н. Островского “За чем  пойдёшь, то и найдёшь” главный герой носит фамилию Бальзаминов. А Достоевский в повести “Бедные люди”  начинает рассказывать грустную историю Макара Девушкина с письма: “Вижу, уголочек занавески у окна  вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином...” СЛАЙД 29. Василёк. Повесть Льва Толстого “Хаджи Мурат” начинается с описания букета полевых цветов. Об  краски васильков писатель замечает: “...ярко­синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и  под старость...” СЛАЙД 30. Анютины глазки. Поэт Николай Рубцов сложил об этих цветах такие стихи: По утрам умывались росой, Как цвели они! Как красовались! Но упали они под косой. И спросил я: “а как назывались?” И мерещилось многие дни Что­то тайное в этой развязке: Слишком грустно и нежно они Назывались ­ “анютины глазки”. Анютины глазки ­ символ постоянства, верности, мудрости. СЛАЙД 31. Камелия. Камелия, этот чудный по своей форме, по красоте своих, как бы из воска сделанных,  лепестков и своих гладких, блестящих, темно­зеленых толстых листьев цветок, имеет какой­то безжизненный  вид, вид как бы искусственно сделанного растения. Он в одно и то же время прельщает и отталкивает. Его  считают все красивым, но бездушным ­ эмблемой тех красивых, но бессердечных женщин, которые не любя,  завлекают, разоряют и губят молодежь и которых потому называют его именем. Название это происходит не  прямо от цветка, а от героини известного романа А.Дюма­сына “Дама с камелиями”. Рассказ этот и назван  романом, но в основе своей имеет истинную историю, где цветок играл не последнюю роль. Мари Дюплесси ­  выдающаяся красавица, которой увлекался весь Париж и которую знали даже люди, не имевшие к ней никакого  отношения, по букету чудных камелий, без которого она никогда не появлялась в дни первых представителей в  театрах. При этом камелии не всегда были одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце они были белые, и  пять дней красные. Какая тому была причина, никто не знал, и она так и осталась тайной, которую Мари  Дюплесси унесла с собой в могилу... Камелия ­ символ постоянства, грусти, печали, символ холодности и  бесчувственности. СЛАЙД 32. Подсолнух. В ежовых сотах, Семечками полных, Жёсткий стан прикрыв, Над тыквами цветёт, Король­подсолнух, Зубцы короны к солнцу обратив. В. Катаев СЛАЙД 33. Вереск. Вереск – символ одиночества. Когда­то из верескового мёда делали чудодейственный  напиток, тайна приготовления которого теперь утеряна. Легенду об этом рассказал нам шотландский писатель и поэт Роберт Стивенсон. Из вереска напиток Забыт давным­давно. А был он слаще мёда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьёй Малютки ­ медовары  В пещерах под землёй... СЛАЙД 34. Сон­ трава. “Все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон...” ­ это писал  С.Т.Аксаков в “Детских годах Багрова­внука”. “Киево­Печерский патерик” ­ древнерусский литературный  памятник – рассказывает и другое. Ходит будто бы по храму бес в образе воина и лепок в ленивых монахов  бросает. К какому цветок пристанет, тот про службу забывает и сразу засыпает. Словом, бесовский цветок...Иещё предание – уже из скандинавского эпоса “Эдда”: “Положили под голову Брунгильды сон – траву, она тут же  и заснула...” СЛАЙД 35. Рута. В “ Гамлете” Шекспир рассказывал: утратившая рассудок Офелия, раздавая всем цветы,  оставляет себе руту как символ скорбной памяти и – последней надежды, с которой не в силах расстаться. СЛАЙД 36. Аленький цветочек. Сказка “Аленький цветочек” была написана С.Т.Аксаковым для внучки  Оленьки. Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает  его, ­ один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли “аленьким  цветочком”. СЛАЙД 36. Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются ­ вечны. И как сказал Яков  Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве: Остаться можно в памяти людской Не циклами стихов и не томами прозы, А лишь одной­единственной строкой: “Как хороши, как свежи были розы!”

Посмотрите также