С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.
Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.
В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн.
Внеклассное мероприятие на тему "Цветы в
литературе"
С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной
библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском
сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой
появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.
Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях.
Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными
общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий
Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении
массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания
природы.
В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное
количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп,
подаренный ему Анной Керн.
СЛАЙД 2. У всех народов, во всех странах мира цветок символ прекрасного, эталон красоты. Природа
оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир цветов. Как изящна их форма, бесконечно
разнообразны размеры, источаемые запахи, многоцветна палитра красок! Белизну первого снега и синь
полуденного неба, алый цвет крови и золото солнечного тепла, розовые тона утренней зари и сиреневую
прохладу сумерек словно впитали в себя нежные, трепетные лепестки. Цветы сопровождают нас от первого дня
жизни до последнего, придают нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее
праздники, смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений.
Цель работы: выяснить, какую роль играют цветы в литературе.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать информацию по теме “Цветы в литературе”.
2. Оформить собранную информацию на диске “ Цветы в литературе”.
СЛАЙД 3. Цветы сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы символ любви и
воспоминаний. Не случайно монумент, названный “Цветком жизни”, установлен под СанктПетербургом, в память
о детях, погибших во время блокады.
СЛАЙД 4. Роза. “Благоухая, розы рассказывают сказки”, писал Гейне. “Живая молния!” воскликнул Блок,
когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый
бутон. “Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь”, замечал Грибоедов. “Ярко
радостными” показались молодому Брюсову цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана она еще цветет...”
это Надсон. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе Блока ассоциируется с розами и Иисусом
Христом из поэмы “Двенадцать”:
В белом венчике из роз
Впереди Иисус Христос.
СЛАЙД 5. Фиалка. И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком
М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался
Ф.И.Тютчев, наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние
благоговейной сосредоточенности”. Блок автор поэмы “Ночная фиалка”, написанной в 1906 году. Поэмы, где
реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.
СЛАЙД 6. Ландыш.
О первый ландыш! Изпод снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши
символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина,
И.А.Бунина, А.И.Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской...
СЛАЙД 7. Тюльпан. Французский поэт XVIII столетия Буажолен написал о тюльпане целую поэму:
“Метаморфоза Тюльпана”, где он воспевает, подражая Хафизу, чудную, обворожительную девушку,
повелительницу его сердца; а Александр Дюмаотец поэтический роман “Черный Тюльпан”, в котором
изображает роль этого цветка в Голландии. Но немецкие писатели смотрят на него как на цветок без души,
цветок внешней красоты, эмблему пустой, гоняющейся только за нарядами, женщины. Афшпрунг говорит о
гордой красавице:
Как тюльпан, ты прелестна лицом,
Но и как тюльпан, ты пуста.
Клейст в своем стихотворении “Весна” относится к нему дружелюбнее, но Гёте говорит о тюльпане так: “Не
благоговей никогда перед пустым призраком”. Герою романа М. Шолохова “Тихий дон” виделся в роковую для
него весну тюльпан багряночёрного цвета.
СЛАЙД 8. Гиацинт. Многие поэты упоминали гиацинт в своих стихах. Так, знаменитый поэт Фирдоуси
сравнивал волосы персидских красавиц с лепестками гиацинта:
Её уста благоухали лучше, чем лёгкий ветерок,
А гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус...
У Н. Бараташвили есть стихотворение “ Гиацинт и странник”, которое начинается словами:
Гиацинт, где былая яркость твоя?
День ли, ночь всё пред ней забывалось на свете,
Где поляну дурманившая струя
Аромата, которым дышали соцветья?
СЛАЙД 9. Сирень. Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков. В.
Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в рыхлую пепельность по мере
медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”.
Один из писателей сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Чтото таинственное
кроется в сирени: с одной стороны, сирень и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности
жизни. В чем дело сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестикахцветочках блеклых тонов?
СЛАЙД 10. Шиповник.
Постарайся угадать, кто такие братьев пять?
Двое бородаты, двое без бороды,
А последний, пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа.
Кто не знает этот детский стишокзагадку? Но мало кто догадывается, что оригинал сего сочинения был написан
в незапамятные времена полатыни, а уж с нее переведен на русский и другие языки. Стишки с теми же самыми
словами есть и поанглийски, и понемецки. А разгадка у них довольно странная это цветок розы, у которого
под пятью нежными лепестками расположены пять жестких чашелистиков, два из которых по краю перисто
рассечены, два с ровным гладким краем, а один с боковыми перышками только по одной стороне.
СЛАЙД 11. Хризантема. В 1920 году в нашу страну приехал американский писатель Герберт Уэллс. “Россия во
мгле” так назвал Уэллс свою книгу о тех днях. И всётаки Уэллс, при всём своём скептицизме, не мог не
заметить, как в трудное и голодное время русские люди тянулись к красоте. “Во всём Петрограде, писал он,
осталось, пожалуй, всего с полдюжины магазинов. Есть государственный магазин фарфора, где за 700 или 800
рублей я купил как сувенир тарелку, и несколько цветочных магазинов. Поразительно, что цветы до сих пор
продаются и покупаются в этом городе, где, большинство оставшихся жителей почти умирает с голоду, и вряд ли
у когонибудь найдётся второй костюм или смена изношенного и залатанного белья. За 5000 рублей примерно
7 шиллингов по теперешнему курсу можно купить очень красивый букет больших хризантем”.
СЛАЙД 12. Мимоза. Мимоза предсказатель судьбы героев. “Она несла в руках отвратительные, тревожные
жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почемуто появляются в Москве”. Так описывает герой
знаменитого романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” свою первую встречу с Маргаритой. Дотошныелитературоведы выяснили: Маргарита несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок появляется в Москве в первые
дни весны.
СЛАЙД 13. Наперстянка. У писательницы Агаты Кристи в одном из рассказов написано, что в доме английского
аристократа был званый обед. По какойто ошибке слуги вместе с шалфеем для салата нарвали много
наперстянки. Зелень смешали с луком, нафаршировали уток, падали к столу. Все гости заболели, некоторые
серьёзно, а одна девушка даже умерла.
СЛАЙД 14. Лютик.
Лютик – простенький цветочек,
Всюду он цветёт:
На лугах и между кочек посреди болот.
Н. Холодковский
Печальную историю Ромео и Джульетты, известную ныне всему миру, Шекспиру помог поведать известный
английский ботаник Шерард, который увлекался разведением лютиков. “Яды лютиков, утверждал он, совсем
не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу”.
СЛАЙД 15. Лавр. Там лавр растёт, жестколист и трезв... М. Цветаева
Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну из своих наград не ценил так высоко, как лавровый венок.
Лавр может убивать. Мёд, который собирают дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека смертелен. Это его
упоминал А. М. Горький в рассказе “Рождение человека”.
СЛАЙД 16. Алоэ. О том, что столетник цветёт лишь однажды, когда достигает ста лет, писал Гейне в очерках “
Путешествие на Гарц”.
СЛАЙД 17. Папоротник.
Накануне Иванова дня
Собирал я душистые травы,
Я почуял, что ниже меня
Ароматом душевной отравы...
А. Блок
Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо!
Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, чтото тихо
затрещало, и цветок развернулся... словно пламя, осветив и другие возле себя...”. Предания утверждали, что в
это время растения приобретают магическую, колдовскую силу.
СЛАЙД 18. Любка.
В день троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен.
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три.
Пушкин превосходно знал народные обряды и не случайно упомянул о троицином цветке, когда описывал в
романе “ Евгений Онегин” патриархальный быт Лариных. В дневнике известного русского этнографа и цензора
И. М. Снегирева осталась такая запись от 24 сентября 1826 года: “Был А. Пушкин, котор. Привёз мне как
цензору свою пьесу “ Онегин”, ч. п. ... Сказывал мне, что здесь в некоторых местах обычай Троицкими цветами
обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза...” Куприн называл именем этого цветка один из своих
рассказов “Ночная фиалка”. “Есть в средней России, пишет Куприн, такой удивительный цветок, который
цветёт только по ночам в сырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом...” Это о том
же милом цветке любке.
СЛАЙД 19. Жасмин. В дневнике (1951) М. М. Пришвина читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт...
жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть чтото своё и
что даже самый жасмин вырос из нашей любви. Он вырос как приманка сделать чтото своё из того, чего не
было”. А у Б. Пастернака:
Я от тебя устаю:
Ты прячешь губы в снег жасмина,
Я чую на моих тот снег,
Он тает на моих во сне.СЛАЙД 20. Матьимачеха. “ Матьмачеха хлопает по ветру своими бледнозелёными листьями. Снизу они белы,
пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это мачеха... замечал В. Г.
Короленко. Похожи её листья на копытный след, и блестящий верхней стороной холодят, а нижней войлочной
– согревают...”.
Как бодрит и веснодействует
Цвет матьмачехи ярчайший!
Синеву мы пьём небесную из глубокой весночаши...
В. Боков
СЛАЙД 21. Одуванчик. Быль, рассказанная Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед окном у нас был
луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво!
Луг – золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики
ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали...”
СЛАЙД 22. Нарцисс. Иван Сергеевич Тургенев написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой цветок
ему больше нравится нарцисс. Нарцисс символ любви счастливого брака. Им также восхищался Шекспир,
очаровательно описавший его в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его, как один из цветков той “
долины многоцветных трав”, где ему удалось испытать райскую любовь, а Шелли в его “Мимозе” мы находим
такое его описание:
Любовью тюльпан и горчинка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя.
Пока не умрет, бесконечно любя...
СЛАЙД 23. Гвоздика. Первые упоминания гвоздики встречаются в восточной литературе периода Хан в Китае
под названием “специя куриного языка”. “Всех глаз прекрасней, всех звёзд светлее”, писал о гвоздике Гёте.
Гете говорит: “Гвоздики! Как вы прелестны! Но все вы схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую
выбрать”.
СЛАЙД 24. Мята.
По горбику тесной межи
Иду и дышу ароматом
И мяты, и зреющей ржи.
В. Брюсов
СЛАЙД 25. Лотос. В Древнем Египте лотос считали цветком богини плодородия Изиды и бога солнца Озириса. “
Много лотоса в Ниле быть урожаю”, говорили жрецы. Скипетр знак власти египетских фараонов делался в
виде цветка лотоса на длинном стебле, цветок и бутоны лотоса чеканились на монетах. На гербе Египта видим и
сейчас пять цветков лотоса.
СЛАЙД 26. Колокольчик. “...запах колокольчика, простого, дикого, белого колокольчика, и я вижу: вдали идут
мальчик и девочка в белой панамке, и у неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в этих детях, и моё
чувство пространства, космоса тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в моём воображении”. Эту запись
оставил много лет назад в своём дневнике академик Виктор Николаевич Филипьев, крупнейший учёный
кибернетик. Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо в чашечке колокольчика.
Колокольчик символ болтливости.
СЛАЙД 27. Лилия. Лилия символ чистоты и непорочности, символ совершенства женщины. Лилия получила
свое название от древне галльского слова “ЛиЛи”, что значит “белыйбелый”. По библейской легенде, этот
цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее
дарили невесте.
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливозамкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой.
А. АхматоваСЛАЙД 28. Бальзамин. Упоминание о нём можно найти в литературе. В пьесе А. Н. Островского “За чем
пойдёшь, то и найдёшь” главный герой носит фамилию Бальзаминов. А Достоевский в повести “Бедные люди”
начинает рассказывать грустную историю Макара Девушкина с письма: “Вижу, уголочек занавески у окна
вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином...”
СЛАЙД 29. Василёк. Повесть Льва Толстого “Хаджи Мурат” начинается с описания букета полевых цветов. Об
краски васильков писатель замечает: “...яркосиние на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и
под старость...”
СЛАЙД 30. Анютины глазки. Поэт Николай Рубцов сложил об этих цветах такие стихи:
По утрам умывались росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой.
И спросил я: “а как назывались?”
И мерещилось многие дни
Чтото тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались “анютины глазки”.
Анютины глазки символ постоянства, верности, мудрости.
СЛАЙД 31. Камелия. Камелия, этот чудный по своей форме, по красоте своих, как бы из воска сделанных,
лепестков и своих гладких, блестящих, темнозеленых толстых листьев цветок, имеет какойто безжизненный
вид, вид как бы искусственно сделанного растения. Он в одно и то же время прельщает и отталкивает. Его
считают все красивым, но бездушным эмблемой тех красивых, но бессердечных женщин, которые не любя,
завлекают, разоряют и губят молодежь и которых потому называют его именем. Название это происходит не
прямо от цветка, а от героини известного романа А.Дюмасына “Дама с камелиями”. Рассказ этот и назван
романом, но в основе своей имеет истинную историю, где цветок играл не последнюю роль. Мари Дюплесси
выдающаяся красавица, которой увлекался весь Париж и которую знали даже люди, не имевшие к ней никакого
отношения, по букету чудных камелий, без которого она никогда не появлялась в дни первых представителей в
театрах. При этом камелии не всегда были одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце они были белые, и
пять дней красные. Какая тому была причина, никто не знал, и она так и осталась тайной, которую Мари
Дюплесси унесла с собой в могилу... Камелия символ постоянства, грусти, печали, символ холодности и
бесчувственности.
СЛАЙД 32. Подсолнух.
В ежовых сотах,
Семечками полных,
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветёт,
Корольподсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив.
В. Катаев
СЛАЙД 33. Вереск. Вереск – символ одиночества. Когдато из верескового мёда делали чудодейственный
напиток, тайна приготовления которого теперь утеряна. Легенду об этом рассказал нам шотландский писатель и
поэт Роберт Стивенсон.
Из вереска напиток
Забыт давнымдавно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки медовары
В пещерах под землёй...
СЛАЙД 34. Сон трава. “Все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон...” это писал
С.Т.Аксаков в “Детских годах Багровавнука”. “КиевоПечерский патерик” древнерусский литературный
памятник – рассказывает и другое. Ходит будто бы по храму бес в образе воина и лепок в ленивых монахов
бросает. К какому цветок пристанет, тот про службу забывает и сразу засыпает. Словом, бесовский цветок...Иещё предание – уже из скандинавского эпоса “Эдда”: “Положили под голову Брунгильды сон – траву, она тут же
и заснула...”
СЛАЙД 35. Рута. В “ Гамлете” Шекспир рассказывал: утратившая рассудок Офелия, раздавая всем цветы,
оставляет себе руту как символ скорбной памяти и – последней надежды, с которой не в силах расстаться.
СЛАЙД 36. Аленький цветочек. Сказка “Аленький цветочек” была написана С.Т.Аксаковым для внучки
Оленьки. Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает
его, один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли “аленьким
цветочком”.
СЛАЙД 36. Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются вечны. И как сказал Яков
Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь однойединственной строкой:
“Как хороши, как свежи были розы!”