Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне Цель: развитие в студентах творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности. Задачи: • обучающие: познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками выразительного чтения. • развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки. • воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства. Ход мероприятия “Соплеменники, окажите честь – Зачеркните “был”. Напишите – есть”! Слайд 1 Ведущий 1: Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным, потому что все его песни написаны кровью сердца.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие Они спасли мир.doc
Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне Цель: развитие в студентах творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно  мыслящей личности. Задачи:    обучающие: познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками  выразительного чтения. развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки. воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства. Ход мероприятия “Соплеменники, окажите честь – Зачеркните “был”. Напишите – есть”! Слайд 1 Ведущий 1: Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по­ разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным, потому  что все его песни написаны кровью сердца. Слайд 2 Ведущий 2: Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе. Пел о том, что его волновало и тревожило, –  предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей  начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем. Слайд 3 Ведущий 3: Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в  последний раз. («Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что значит, когда  работаешь, а не халтуришь».) И все свои концерты неизменно начинал с песни «Братские могилы». Он войну сделал понятной для всех. Пел  так, что у зрителей выступали слезы на глазах. На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Братские могилы». Ведущий 4. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина  Максимовна, отец Семен Владимирович, родом из Киева. Слайды 3­4 Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей,  скромные игрушки и масса впечатлений. Слайд 5 Ведущий 1. Великая Отечественная война… В 1941 (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить  Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и  выразительно, что – нибудь типа этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию идет брат мой  идет…» однажды после такого выступления пожилой мужчина подошел ко мне и тихо сказал:»Спасибо за  сына»,­ и поцеловал мне руку,­ вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна. Отец на фронте с первого и до последнего дня. Семен Владимирович участвовал в обороне Москвы, в  освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.Звучит песня «Так случилось – мужчины ушли». Ведущий 3 В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого «догнали» старые раны, кто погиб от них. В  своих воспоминаниях Владимир Семенович Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей – военных, и я в  детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал». На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Высота» Слайд 6 Ведущий 2. В Германии (Семен Владимирович Высоцкий и его вторая жена Евгения Степановна жили в  Германии, Володя длительное время проживал с ними) у маленького Высоцкого стал проявляться характер: он  не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками. Каким Володя был в детстве? По словам отца, «он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило,  становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно,  что играли «в войну». Обожженные брови и копоть на лице доказывали. Что не обошлось без взрыва то ли  гранаты, то ли патронов». Ведущий 3. В одной из анкет Владимира Высоцкого спросили: «Ваше любимое место?» Повидавший много стран и красот мира, он ответил: «Самотека. Москва». «Ваша любимая песня?» – «Вставай, страна огромная…» Это  была песня его детства. Анкету поэту предложил заполнить тогда рабочий сцены, а впоследствии актер Анатолий Меньшиков, который  был этими ответами разочарован, Высоцкий это понял и спросил, что именно не нравится. «Я сказал откровенно, – признается Меньшиков, – "Любимая песня ­– "Вставай, страна огромная..." Конечно, это  патриотическая песня, но..." Он вдруг с какой­то тоской и досадой поглядел на меня, положил руку на плечо и  сказал: "Щенок. Когда у тебя мурашки по коже побегут от этой песни, тогда ты поймешь, что я прав. И почему я  ее люблю..." Слайд 7 Звучит песня «Священная война». Ведущий 4. Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись  родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно­строительном институте, но учебу бросил. Слайд 8 Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу­студию МХАТа. Закончив актерское отделение Школы­студи  МХАТа, он стал работать в Московском драмтеатре им. А. С. Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей  жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Слайды 9­10 Как актер участвовал в создании художественных фильмов. Слайд 11 Фильм «Служили два товарища» Высоцкий называл среди своих любимых работ в кино. Слайд 12 Ведущий 1. С большим уважением В. Высоцкий относился к авторской песне. Стихи­песни Юрия Визбора, Юлия Кима, исполняемые под гитару, приводили его в восторг. Слайд 13 Но особенно он любил Булата Окуджаву. «Он был мой духовный отец, и в этом смысле остается для меня самым  светлым», написал В. Высоцкий в своих воспоминаниях. Слайд 14 Актерская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно» скребет по нервам, рвет душу». По мнению В. Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация,  поэзия». Поэтому­то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.Слайд 15 Звучит «Песня о Земле». Кто сказал: «Все сгорело дотла, больше в землю не бросите семя…»,  кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время… Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя. Она вынесет все, переждет, не записывай Землю в калеки. Кто сказал, что Земля не поет, что она замолчала навеки?! Нет! Звенит она, стоны глуша, изо всех своих ран, из отдушин,  ведь Земля – это наша душа, сапогами не вытоптать душу. Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время… Ведущий 2 Каждая из песен В. Высоцкого нашла своего слушателя. Это относится и к песням о войне. Высоцкий писал их от лица людей мужественных, сильных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и  Родину – не подведут. Песни написаны так талантливо, убедительно, что слушатели даже путали певца  персонажами его песен. Будучи исполнителем, Высоцкий мог быть разным: грохочущим, штормовым, казалось на таком нервном накале  невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. Но  содержанием она ещё больше западала в душу. Как, например, песня «Звёзды». Звучит песня «Звезды». Ведущий 1 В разнообразной ролевой лирике Владимира Высоцкого есть особая тема, к которой он обращался  на протяжении всего своего творческого пути, и которая была необычайно важна для него. Это – тема войны. В  военной поэзии наиболее ярко раскрыты гуманистические ценности поэта. В ней поэт раскрывает свой  нравственный идеал. Ведущий 2 В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну,писал о ней, и писал  так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и  это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой­то степени владеет  пером. Во­вторых, у меня военная семья... Отец у меня – военный связист, прошел всю войну... У нашей семьи было  много друзей­военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях  использовал. В­третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях... И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для  раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или  за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь для своих  песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую  следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти...» Ведущий 3 Однажды был такой случай. Его пригласили на кинопробу. Роль эпизодическая: солдат­инвалид  рассказывает мальчику, как воевал. Пробу сняли и не утвердили эпизод из всего фильма слишком выделялся.  Говорят, когда об этом сообщили Высоцкому, он помолчал, а потом сказал: «Понятно. Ну ладно…А теперь,ребята, давайте снимем ещё раз, просто так, для души, и сыграю я вам, как мне хочется, а вы мне только не  мешайте. Плёнка есть?» Плёнка нашлась и кадры, к счастью, сохранились. Они вошли в художественный фильм «Воспоминание». … На экране за столом сидит солдат. Лицо Высоцкого без грима, только нижние веки краснее, чем обычно, и  лицо тяжелее. На столе карта, рядом бутылка и стакан. К стене приставлены костыли. У стола беленький  мальчик . Солдат водит пальцем по карте и разбирает давний бой. Не рассказывает мальчику, как воевал, не  гордится боевым прошлым, но живёт в том бою. Он не вышел из этого боя. И, кажется, уже никогда не выйдет.  Скользнули и грохнулись об пол костыли. Солдат замолчал и погрузился в свои мысли. А потом запел: Полчаса до атаки, Скоро снова на танки. Снова слушать разрывов концерт… И песня, и выпевание слов – из тех давних лет. Из тех поездов, в которые, хватаясь за поручни, взбирались  инвалиды и катились от одного купе к другому на своих подшипниках и пели так, что было страшно и стыдно  протянуть деньги. Кровавой военной работе – защите своей земли – были отданы не только руки и ноги, но и  сознание целого поколения. Вот что сыграл Высоцкий «просто так, для души». (Просмотр кадров фильма «Воспоминание») Ведущий 4 В 1964 году, Высоцкий напишет два военных стихотворения на тему, в ту пору тоже запретную: «Все ушли на фронт» и «Штрафные батальоны», в которых представлены глубокие нравственные мотивы, ярко  выражен гуманистический пафос. Герои этих стихотворений – солдаты­штрафники, отправленные на фронт из сталинских лагерей. Фактически  это были смертники: их бросали в прорыв на самых трудных участках. За ними шли цепью бойцы НКВД и  стреляли в тех, кто повернул в обратную сторону. Поэтому в бою штрафники могли оказаться только  победителями – или убитыми: У штрафников один закон, один конец –  Коли­руби фашистского бродягу! И если не поймаешь в грудь свинец, Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»… Вот шесть ноль­ноль – и вот сейчас обстрел, ­ Ну, бог войны, давай без передышки! Всего лишь час до самых главных дел: Кому – до ордена, а большинству – до «вышки». Горький парадокс: человека, избежавшего «вышки» (т.е. высшей меры наказания) в заключении, пуля настигает  все равно… И в этом глубокий гуманистический посыл поэта, который доносит до нас боль и отчаяние за людей, павших  геройски, но оставшихся в забвении. Ведущий 2.В своих интервью Высоцкий неоднократно указывал на песни о войне как на важнейший пласт  своего творчества, подчеркивая глубинную связь этой темы с опытом театральной работы на Таганке: одним из  своих любимых поэт называл спектакль «Павшие и живые». Размышляя о подобных песнях, бард отметил  двуединство их широкого общенародного содержания («война всех коснулась») и пристального вглядывания в  личность, оказавшую в «пограничной» ситуации, на грани катастрофы: «Я стараюсь для своих песен выбирать  людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти… И  чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах, в тех сюжетах». Слайд 16 Ведущий 3 Были фильмы, были спектакли, которые озвучивал Высоцкий. И очень часто песни, созданные им,  оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. У этих песен начиналась  своя, отдельная (и очень интересная!) жизни. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену. На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Солдаты группы «Центр» И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне. В.Астафьев –  замечательный писатель, «солдат войны» (так он называл себя) удивлялся, как мог этот мальчишка (Высоцкий),  не знающий войны, писать о ней. После прослушивания песен Владимира Семёновича он задумался и сказал:«Так писать о войне может только фронтовик». Одной из лучших песен о войне является песня «Он не вернулся  из боя». В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос, почему поэт, человек,  который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все­таки пишет о ней, более того – не может не писать. Слайд 17 На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Он не вернулся из боя”. Ведущий 1 Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и  крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину. На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Черные бушлаты”. Ведущий 2 У Высоцкого есть песни, которые чем­то похожи на роли, роли из никем не поставленных, и более  того – не написанных пьес. Он же хотел играть эти роли немедленно, он торопился, примерял на себя одежды,  характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы,  проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и говорить. Он  импровизировал, увлекался, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем  делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он  изображал в своих песнях. Вот что что пишет Марина Влади в своих воспоминаниях: “Если прочесть все, что ты  писал, хочется думать, что ты прожил сотню жизней. Ты мастерски пародируешь песни уголовников, и все эти  люди уверены, что ты не раз отбывал срок. Некоторые из твоих песен, написанные в 50­60 годах, стали  лагерным фольклором, старики утверждают, что помнят их с давних времен, что они написаны еще до  революции. Тебе смешно, и в то же время ты горд. Слайд 18 Нет ни одного моряка, ни одного летчика, который не знал бы наизусть твои песни о море, страшную “Спасите  наши души”, или ошеломляющий диалог двух истребителей в небе...” На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Як­истребитель”. Ведущий 4 Весь ужас войны в том, что она не обходится без жертв. Отгремела Великая отечественная война,  но войны не прекратились, и сейчас в горячих точках продолжают погибать люди, в основном молодые, которым  бы жить, да жить… «Невоевавший солдат» Владимир Высоцкий и все герои его военных песен получили признание и всеобщую  любовь. Давно смолкли залпы орудий, Над нами лишь солнечный свет. А чем проверяются люди, Если войны уже нет? Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?» Покой только снится, я знаю. Готовься, держись и дерись. Есть мирная передовая: Беда, и опасность, и риск. Поэтому слышим нередко Сейчас, как тогда: «А ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?» Слайд 19 Ведущий 2. Все песни Владимира Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в  разведку.«Сохранить моральные ценности, которые высветила война, – вот что нужно нам сейчас», – считал поэт. Ведущий 3. Благодаря Высоцкому, мы учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает  «Песня о новом времени». Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи! И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед. Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей, на скаку не заметив, что рядом – товарищей нет. И еще будем долго огни принимать за пожары мы, будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов, про войну будут детские игры с названьями старыми, и людей будем долго делить на своих и врагов. А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, И когда наши кони устанут под ними скакать, И когда наши девушки сменят шинели на платьица, – Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять… Ведущий 1 На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех  военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого  парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая  награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми  песнями, новыми ролями в театре и кино. На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Ведь это наши горы» Ведущий 2 Одна из таких ролей это роль в спектакле «Антимиры». Этот спектакль был посвящён всем молодым поэтам и писателям, не вернувшимся с войны. Это не в прямом смысле спектакль. Просто актёры выходили и  читали стихи молодых поэтов, не по годам мудрые и поэтичные, раскрывающие героизм всей страны и каждого  солдата в частности. Жаль только, что авторы сами не смогли читать их со сцены. Им и посвящена эта  постановка. Высоцкий в этом спектакле исполнял свои песни и читал свои стихи наряду со стихами других  поэтов. Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать  участия в боях. «Я кругом и навечно виноват перед теми С кем сегодня встречаться почёл бы за честь Но хотя мы живыми до конца долетели Жмёт нас память и мучает совесть Видеозапись. Владимир Высоцкий читает стихи поэта­фронтовика Семёна Гудзенко «Нас не надо жалеть» Ведущий 3 Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем  боя. Земля теперь может стать жертвой последней войны. «Материнства не взять у Земли Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли, Нет, она почернела от горя» Слайд 20 Ведущий 1 Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем  понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух?  Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй.  А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого. «Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья, Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп, Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье – И эхо связали, и в рот ему сунули кляп».Слайд 21 Ведущий 3 Творчество Высоцкого смывает всю фальшь, всю дешевку, заставляет вспомнить, поверить, понять,  пережить, как свое, накрепко связывая тех, кто воевал, и тех, кто «не видел войны и родился значительно  позже». Гений Высоцкого сделал войну даже не понятной, а близкой миллионам людей, к счастью для них, не  знавших, что это такое. Более того, эти песни безоговорочно приняли ветераны. Президент Международной коллегии адвокатов Артемий Николаевич Котельников, некогда прошедший от  Курской дуги до Берлина и Праги: «Если говорить о Высоцком, то я, хоть и с некоторой натяжкой, принадлежу к поколению его "отцов", и я  бесконечно благодарен Владимиру за то, что он сделал для нас. Он был младше, но стал нашим голосом, нашей  памятью. Я готов подписаться под каждой его строчкой, написанной о войне. Я знаю биографию Высоцкого, и все равно мне кажется, что это ошибка, а на самом деле он воевал. Отступал от границы к Москве и шел назад, вращая землю на запад, был разведчиком, штрафником, летчиком,  подводником... Да, конечно, он слышал рассказы отца и его товарищей, но этого мало. Тысячи фронтовиков рассказывали  сыновьям о войне, а Высоцкий – один. Я считаю его гением, величайшим, русским поэтом, равным по значению  Пушкину. Высоцкий – это Пушкин двадцатого века...» Слайд 22 Ведущий 2 «Мы не можем знать войну, но мы знаем Высоцкого,– говорит студент из Нью­Йорка Артем  Хачатурянц, – Высоцкий пел для всех и обо всех. Да, его эпоха уже стала историей, эпоха, но не он сам. Многое  моему поколению без него было бы непонятно. Это мы – "книжные дети", не испытавшие того, что выпало нашим  дедам, но не желающие стоять в своем стойле, пережевывая жвачку, ничего не помня, ничем не гордясь, ничего  не желая…». Слайд 23 Звучит песня «Сыновья уходят в бой» Слайд 1 Слово преподавателя Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер. Музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно  говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно. Его песни… Мудрые и лукавые, веселые и  грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал. Владимир Семёнович Высоцкий ещё при жизни стал одним из самых популярных певцов, народным любимцем.  Каждый из нас по­своему открывает знакомого и незнакомого Высоцкого. Станислав Говорухин так сказал о  нём: «Он был мужчина. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в моряки, в лётчики, в солдаты. Но  для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в  жизни». И не только в песнях, но и в театре, в кино, в поэзии…. Он в одном лице сочетал несколько искромётных дарований, и кажется, был не один, а несколько Высоцких, настолько богато была его творческая натура. К  сожалению. Высоцкий многого не успел. Но и после смерти Владимира Семёновича его песни не перестали  пользоваться популярностью. И всё так же мы включаем записи певца, когда нам недостаёт задушевного  собеседника… Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь.  Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь. Высоцкий пел песни, которые были необходимы людям. Они необходимы людям и сегодня. Когда он пел,  некоторые говорили: «Это мода, пройдёт». Но вот не проходит и не пройдёт, потому что он стал уже частью  нашей жизни, частью нашей культуры, частью нашего огромного сегодняшнего дела. Литература: 1. В.С. Высоцкий, Сочинение в 4­х томах, АОЗТ «Технэкс­Россия», Санкт­Петербург 1993. 2. Авторская песня. М. Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

Посмотрите также