Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится. Леонид Кокоулин На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд, самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной личности – вот цель знакомства с биографией и стихами нашего односельчанина Бурдюгова Николая Николаевича. Вечер был проведён в форме литературной гостиной, что стало традицией внеклассной работы по литературе. Предстояло показать значение слова окно в контексте творчества поэта-земляка. На вечере присутствовал автор стихотворений. Заранее учениками был оформлен стенд, представляющий его творчество, собраны газеты «Краснозёрская новь» с публикациями Бурдюгова, подготовлена презентация «Окно в мир поэта» на основе интервью с поэтом. Творческим группам каждого класса было дано в начале вечера задание, с которым они должны справиться к концу праздника.
Иконка файла материала Литературная гостиная Окно в мир поэта.doc
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта" Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится. Леонид Кокоулин На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая  вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит  воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд,  самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной  личности – вот цель знакомства с биографией и стихами нашего односельчанина Бурдюгова Николая  Николаевича. Вечер был проведён в форме литературной гостиной, что стало традицией внеклассной работы по литературе.  Предстояло показать значение слова окно в контексте творчества поэта­земляка. На вечере присутствовал  автор стихотворений. Заранее учениками был оформлен стенд, представляющий его творчество, собраны  газеты «Краснозёрская новь» с публикациями Бурдюгова, подготовлена презентация «Окно в мир поэта»  на  основе интервью с поэтом. Творческим группам каждого класса было дано в начале вечера задание, с которым  они должны справиться к концу праздника.  Учитель. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я рада вновь приветствовать вас в нашей  литературной гостиной. Слайд 1 Сегодняшний праздник необычен потому, что у нас в гостях Николай  Николаевич Бурдюгов, человек, стихи которого вы иногда видите на страницах нашей районной газеты, но  большая часть из них написана им от руки в записной книжке и никому не известна. Это прекрасные стихи. Мне  хотелось бы, чтобы вы почувствовали негасимый свет тепла, добра, любви его стихотворений. Слайд 2 Ученицы исполняют песню «Московские окна» Вид вечерней Москвы вдохновил авторов этой прекрасной песни. А вот послушайте стихотворение, навеянное  вечерними окнами нашего села (читает ученица) В окошке свет… В окошке свет. Она сегодня дома, Сидит одна, укутанная в плед. Читает главы новенького тома, И для неё меня на свете нет. В окошке свет. Из приоткрытой дверцы Я слышу голос деда Кузьмича: «Подай­ка, мать, мне капельки от сердца, А завтра утром вызови врача». В окошке свет жар­птицей встрепенулся, А мы жильцы, жильцы, подумали – горим: Соседский сын из армии вернулся, И, слава Богу, цел и невредим. В окошке свет горит и днём, и ночью. Он виден всем давно со всех сторон: Жена Степана с маленькою дочкой Уехала к родителям в район. В окошке свет заманит и привяжет… Однажды я взглянул через стекло – Сидит у печки женщина и вяжет, И стало мне уютно и тепло. В окошке свет бывает даже нежным. Он может двор и улицу залить И может сердце сделать безмятежным, А вот глаза надолго ослепить…Ученик. Приоткроем окно в мир поэта. « Родился я 18 мая 1941 года в Алма­Атинской области на станции  Уштобе. Папа ушёл на фронт, а мама с нами четырьмя детьми переехала к родителям отца в рыбачий посёлок на озере Алаколь». Слайд 3 Ученицы исполняют песню «Остров детства» Слайд 4 Ученица. О трудностях военного времени рассказывает Николай Николаевич в стихотворении «Простите нас, безвинные грачи». Слайд 5 (Читает ученица) Когда грачи неистово кричат  И нет конца бушующему граю, Я помню суп из молодых грачат, Больную маму часто вспоминаю. До сей поры я чувствую вину, Она, как боль, в душе моей металась. Отец ушёл сражаться на войну, А мама с нами, детками, осталась. Простите нас, безвинные грачи, Простите на берёзах у дорожки. Не ели мы в ту пору калачи, Ржаного хлеба не было ни крошки. Страна была в руинах и в огне, Но вражьи танки стыли на морозе… Отец бойцом сражался на войне, А мама надрывалася в колхозе. Слегла она от тяжкого труда. Болела, на работу не вставала. «Мясной бульон ей нужен завсегда», –  Нам добрая старушка подсказала. За маму я бы ринулся в огонь, Работал бы до пота на морозе… Погладив нежно мамину ладонь, Я долго лез к грачатам по берёзе… Десятки лет здоровою была, Прошли, как тучи, сумрачные, беды. В стране разруха раной зажила, Но вот отец… не дожил до победы. Простите нас, угрюмые грачи, (Друзья всегда друг друга выручают). Теперь у нас есть в доме калачи, И наши внуки вас не разоряют. Ученик. «Мой папа был одним из защитников Москвы. Я не помню как он вернулся с войны. В памяти лишь  осталось, как взрослые люди однажды то громко смеялись, то плакали. Папины рассказы о войне навсегда  запали мне в душу». Ученица читает стихотворение «Слышен отзвук победной весны». Слайд 7 Мир добреет с приходом весны, Жаждой к жизни людей наделяя. Неслучайно не стало войны, В сорок пятом, девятого мая. Окрылённые светлой весной, В мир и счастье грядущее веря, Возвратились солдаты домой, Обезглавив фашистского зверя. Принимали героев тепло –  Были радость, и слёзы, и тосты! …Сколько их, боевых, полегло По полям – на чужие погосты! Молодые, с единой мечтой (Может, первой любви не познали), Не вернулись с победой домой,Но Россию врагу не отдали. А сегодня сторонкой лесной Я шагаю, оставив заботы, И летят журавли надо мной, А не злого врага – самолёты. Не от ран упаду на траву, Как отец у Смоленска впервые… Я на чистой полянке сорву Для любимой цветы полевые. Ну, а если и мне, наконец, Будет долг за Россию сразиться, То пойду, как ушёл мой отец, Только б с родиной милой проститься. Я под страстные звуки весны Буду петь, тополя обнимая, Как солдаты жестокой войны В сорок пятом, девятого мая! Ученица. «После войны отец работал в охотничьем хозяйстве. Меня он часто брал с собой на охоту. Слайд  8 Папа был замечательным рассказчиком, читал стихи Лермонтова, Шевченко, Некрасова. Я любил слушать,  когда он и его друзья говорили о рыбалке, охоте, прошедшей войне». В детскую память врезалось услышанное,  и поэтому в записной книжке у Николая Николаевича много стихотворений о войне. Одно из них так и  называется «Память» (читает ученик) Слайд 9 Память матерям­солдаткам посвящается С детских лет у родного крыльца Полюбил я красавицу грушу. Эта добрая память отца Мне волнует и радует душу. Мы делились с ней лаской весны, Отражали невзгоды и беды. …Жаль, отец не вернулся с войны, Не дожил до Великой Победы… Смотрит груша на красный закат, От сердитого ветра не гнётся, Будто старой дорогой солдат К нам с войны отгремевшей вернётся. У калитки подхватит меня, Поцелует, подарит конфетки И, медалями всеми звеня, Нежно тронет листочки на ветке. Тают сети морщин на стволе… Как же много в ней веры и силы! …Словно нет на Смоленской земле Безымянной солдатской могилы. А под осень, склонившись ко мне, Вздрогнет груша тугими ветвями И прошепчет проклятье войне, Одаряя прохожих плодами. Я скажу ей: «Родная, прости За беду от арийца­вампира, Сотни лет у крылечка расти –  Яркий символ победы и мира!» Ученик. Мы продолжаем знакомство с биографией поэта, а творческие группы готовят ответы на задания. «Я  путешествовал с отцом по древним дорогам и тропам, ещё мальцом видел Джунгарские ворота – место, откуда  из Китая на Русь хлынули полчища Чингиз­хана, находил стальные наконечники и относил их в школьный музей.  Очень любил охотничать, поэтому после 7 класса не поехал учиться в десятилетке в райцентр». Стихотворение«Край родной» передаёт чувства ребёнка, открывающего для себя мир окружающей природы. Звучит песня  «Над твердью голубой».Слайд 12 Ученик читает стихотворение: Край родной  В детстве, конопатом и курносом,  Я оставил часть свой души  Там, где к синим заводям и плесам  Под ветрами гнутся камыши. Алые пожарища закатов С вербами у кромки озерца Мне, мальцу счастливому, когда­то Навсегда остались от отца. На луга далекие, с протоки,  Провожал я уток табуны.  Там ко мне из зарослей осоки  Выходили мирно кабаны.  По­ребячьи, шумно и упрямо,  По­над мелью шастали ерши, А над ними, тонкими стволами, С шорохом склонялись камыши.  Я манком­пластинкой из латуни Зазывал на плесы селезней, И смеялись чайки­хохотуньи Всякий раз над шалостью моей. Ученица. «Став потомственным охотником­промысловиком, думал, что никогда не расстанусь с охотой. Но  однажды изломал ружьё и закопал в землю. Не хочу, чтобы потомки в сердцах говорили: «Что за люди были  наши предки? Кроме хищных птиц, ничего!» Ученица читает стихотворение «Чирок». Слайд 13 Вокруг села разливы и тугаи, Шумит камыш, как в древние года. Но только птиц встревоженные стаи Теперь уже увидишь не всегда. Боюсь дожить до каверзного часа, Когда на чистом плесе озерка За суп с кусочком розового мяса Убьёт стрелок последнего чирка. А на заре, над кромкою разлива, На ширь лугов, как вольный ветерок, Не пролетит со свистом, торопливо, Красивый и стремительный чирок. Поникнет тал в тиши над берегами, Надолго мир поблекнет от беды. Зальёт дождём, как горькими слезами, Больших сапог глубокие следы. Ученик. Слайд 14«Поступил учиться на шофёра в Усть­Каменогорск, где в Доме культуры читали стихи поэты.  Свои стихи я никому ещё не показывал, но однажды решился и послал в редакцию. Так напечатали  стихотворение «Рыбак»: Бьётся снегом о крышу метелица, И сугробы растут у окна. В этот вечер сынишке не верится, Что когда­нибудь будет весна. Он грустит и вздыхает украдкою. Видно вспомнилось вновь малышу, Как весной над рыбацкой палаткою Он готовил на завтрак лапшу, В выси взмахами торопливымиЖуравлей пролетал караван, По утрам, над степными заливами, Серой дымкой клубился туман… Скоро в сумерках вечера красного Над «Зелененьком» вспыхнет костёр, И весна рыбаченка вихрастого Встретит ласковой зыбью озёр. Ученица. «Отслужил три года в армии. Всю жизнь работал шофёром или слесарем. Мне очень хочется написать  хорошее стихотворение. Иногда мои стихи печатают в местной газете». Стихи Николая Николаевича отличаются точностью рифмы, пронзительным лиризмом. Многие из них посвящены детям, родителям, о которых он говорит  тепло и почтительно, размышлениям о вечных человеческих ценностях. Прочитать все за сегодняшний вечер  просто нет возможности, но некоторые из них представлены на стенде в кабинете литературы , и познакомиться с ними вы можете позднее. О доброте (читает ученица) После многих тягостных потерь, (Может так негаданно случиться) Кто­то к вам, как в собственную дверь, В поздний час однажды постучится. Проведите гостя в тихий дом, Пусть забудет сумрачные дали, И скажите ласково о том, Что его вы помнили и ждали. Будьте с ним добрее и милей, Теплотой душевной не скупитесь. Радостью заветною своей, Как водою в жажду поделитесь. Он поверит в будущий успех, Добротой своею возгорится. Вы спокойны будете за тех, Кто к нему однажды постучится. Ученик. А теперь послушаем самого автора.  Звучат стихи «Фрагмент из отцовского письма», «Спасибо маме»,  «Построим храм», «Снегурочка», последнее стихотворение«Село моё», опубликованное в районной газете. Снегурочка За селом, за озером в лесочке Словно снег метелицы – бела, В небольшом уютном теремочке Девочка Снегурочка жила. Шила платья ёлочкам­сестрицам, А берёзкам – белые платки, Пёрышки раскрашивала птицам И зайчат кормила из руки. А когда, палящий и багровый, Взвился смерч свирепого огня, Стала вдруг Снегурочка суровой, Вышла, лес собою заслоняя. Лёгкий след остался на песочке… Но под гвалт ликующих грачей С той поры в берёзовом лесочке Зазвенел «Снегурочкин ручей». Учитель. Пришло время подвести итоги работы творческих групп. Обзор наиболее удачно выполненных  заданий, вручение грамот. И завершить нашу встречу в литературной гостиной мне хотелось бы словами  Леонида Кокоулина, писателя­сибиряка, лауреата премии имени Ф. Абрамова, написавшего книгу «Затёски к  дому», о которой мы с вами говорили на уроках литературы: «Красоту надо создавать в себе, тогда она и  вокруг нас появится». Слайд 19 Вот такая внутренняя красота исходит от стихотворений Николая  Николаевича Бурдюгова. Позвольте поблагодарить поэта за то, что он познакомил нас со своими стихами,  приоткрыл окно в свой поэтический мир, и пожелать ему творческих успехов, душевной гармонии и согласия смиром, а также исполнения его заветной мечты ­ напечатать сборник стихов и написать книгу об отце. Пусть они станут Вашими «затёсками к дому», Николай Николаевич! В качестве подарка примите диск с текстами Ваших  стихотворений, фотографиями сегодняшнего праздника и стихотворениями школьников, занимающихся в  литературной студии «Родничок». Своеобразным поэтическим откликом на Ваши стихи пусть станут строки,  написанные школьницей Дашей К.: На кромку лета вновь ступила осень – И в сердце робко теплятся стихи. Средь серых туч яснее неба просинь,  Деревья разноцветны и тихи. Природа щедро брызнула палитрой Осенних красок в терем расписной. И люди, изумлённые, с молитвой Застыли перед этой красотой… Послесловие Как нелегко порой достучаться до сердца сельского школьника, затронуть сокровенные струны его души.  Однако во время вечера я ощутила тот долгожданный и счастливый момент единения учеников и творца  поэтического слова, почувствовала, что моё открытие таланта стало одухотворяюшим моментом и в жизни моих  учеников. Перед ними предстал человек, живущий заботами и проблемами современного села, но сумевший  подняться над бытом, человек с таким богатым внутренним миром, что свет его души способен стать ориентиром для формирующейся личности школьника.

Посмотрите также