Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Познакомить с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. 2. Прививать нравственно-эстетические качества. 3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению. Оборудование: • плакат “Родина-мать зовёт!” • сборники стихов о Великой Отечественной войне • м/м проектор • музыкальное оформление: “В лесу прифронтовом”, “Журавли”, симфония №7 “Ленинградская”, “Священная война”, “Баллада о матери”, “Он не вернулся из боя” • диск DVD “История 1941 – 1945” • плакат: “Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните!”
Иконка файла материала Литературная композиция Пусть поколения знают.doc
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают" Цели: 1. Познакомить с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. 2. Прививать нравственно­эстетические качества. 3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему  поколению. Оборудование:       плакат “Родина­мать зовёт!” сборники стихов о Великой Отечественной войне м/м проектор музыкальное оформление: “В лесу прифронтовом”, “Журавли”, симфония №7 “Ленинградская”,  “Священная война”, “Баллада о матери”, “Он не вернулся из боя” диск DVD “История 1941 – 1945” плакат: “Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните!” Р. Рождественский Ход мероприятия На сцене чтецы: один прислонился к воображаемому дереву, второй присел у пенька, третий сидит на  поваленном дереве, четвёртый стоит у дерева, повернувшись спиной к залу, в глубине сцены несколько чтецов у  костра. Ведущий: С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но  никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа­труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский  народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины  проявляли чудеса героизма, их жёны, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в  тылу. Страна напрягла все силы, сплочённая одной мыслью: “Всё для фронта – всё для Победы!” Звучит музыка довоенного вальса. За сценой звучит стихотворение: Такою всё дышало тишиной, Что вся Земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось… (Одновременно демонстрируется фрагмент документального фильма о последних приготовлениях немецких  войск перед нападением.) Постепенно музыка вальса сменяется темой нашествия (симфония №7 “Ленинградская”), которая звучит всё  громче. На этом фоне идут кадры бомбардировки советских городов. Звучит голос Ю.Левитана “Обращение к советским гражданам о начале войны” (кадры документального фильма  “Первые дни войны”). Звучит 1­й куплет “Священная война”. Голос из­за кадра: Так бывает, в дни войны есть минуты тишины, Когда бой замолкает устало И разрывы почти не слышны…Звучит мелодия вальса “В лесу прифронтовом”. (Сидящие у костра чтецы немного поют… Перестают петь.  Музыка продолжает звучать, но тише.) Чтецы читают стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги  Смоленщины…” 1 Чтец: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди… 2 Чтец: Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? 1 Чтец: Но, горе поняв своим бабьем чутьём, Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые, покуда идите, мы вас подождём. 2 Чтец: “Мы вас подождём!” – говорили нам пожити. “Мы вас подождём!” – говорили леса. 1 чтец: Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. Первый чтец возвращается к поваленному дереву, садится, меняя позу. Позу меняют все перед каждым новым  текстом. Чтец: (в сопровождении вальса “ В лесу прифронтовом” читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.) Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (Музыка смолкает.) Ведущий: Многие не вернулись… (Один, сидящий у костра, подходит к ведущему, читает стихотворение “Журавли” – звучит мелодия этой песни.) (Демонстрируется фрагмент из д/ф “Сталинград”.) 1 Чтец (читает стихотворение С.Гудзенко “Моё поколение”.) Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы… 2 Чтец: Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень. 3 Чтец: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел, Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат. 1 Чтец:У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя, Только сила и юность… 2 Чтец: А когда возвратимся с войны, Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, Что отцами­солдатами будут гордится сыны. 3 Чтец: Ну, а кто не вернётся? Кому долюбить не придётся? Ну, а кто в сорок первом первой пулей сражён? 1 Чтец: Зарыдает ровесница, мать на пороге забьётся, – У погодков моих ни стихов, ни покоя, жён. 2 Чтец: Кто вернётся, долюбит? Нет! Сердца на это не хватит, и не надо погибшим, Чтоб живые любили за них… Звучит песня “Баллада о матери” 1 Ведущий: Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и  кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе,  разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки. 2 Ведущий: Война – это письма, которые ждут и боятся получать, это особая любовь добру и особая жгучая  ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды,  ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами. Чтец: В этой роще берёзовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый, Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей… Звучит песня “Он не вернулся из боя” (кадр из д/ф “Огненная дуга”) 1 Ведущий: Наше поколение те, что остались в живых, – вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе  через огонь чистый, лучезарный мир, у и надежду. Но мы стали непримиримы к несправедливости, добрее к  добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена большой кровью. 2 Ведущий: Война уже стала историей. Но так ли это? 1 Ведущий: Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время – это значит – не забывать  Людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время. 2 Ведущий: Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. – Многие из наших односельчан также остались на полях сражения. Это……….. (перечисляем) – Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания.) Чтец: Давно умолк войны набат, Цветут цветы в родном краю.Но будет вечно жить солдат, Что смертью храбрых пал в бою. (Кадры из д/ф “Радость со слезами на глазах”.)

Посмотрите также