Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 9—11-е классы Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина. Задачи: • Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни. • Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни. Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина. Предварительная подготовка: выпуск учащимися газеты “Наш земляк – Василий Шукшин”, знакомство с произведениями В.М. Шукшина, инсценирование эпизодов из произведений “Сапожки”, “Калина красная”, “Гришка Малюгин”, учащиеся готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине. Чтец: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалось светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки - Это Родина Шукшина.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по литературе Надо человеком быть.doc
Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 9—11-е классы Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина. Задачи:  Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.  Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной  памяти, поиск смысла жизни. Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина. Предварительная подготовка: выпуск учащимися газеты “Наш земляк – Василий Шукшин”, знакомство с  произведениями В.М. Шукшина, инсценирование эпизодов из произведений “Сапожки”, “Калина красная”,  “Гришка Малюгин”, учащиеся готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине. Чтец: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалось светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхал с лугов,  В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки ­ Это Родина Шукшина. В.Кондаков Ведущие – учащиеся старших классов. 1­й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников  рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его  ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством. 2­й ведущий: Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание? “В восемнадцать лет самая пора начать думать, ощущать в себе силу разум, нежность – и отдать все это людям.  Кому же еще? Вот счастье, по­моему. Можно, конечно, принять восемнадцать лет, как дар Жизни, с  удовольствием разменять их на мелочишку чувств, небольших, легко исполнимых желаний – так тоже можно,  тоже будет. Что вспомнить, даже интересно будет…Только жалко. Ведь это единственный раз! Жизнь, как  известно, один раз дается и летит чудовищно скоро – не успеешь оглянуться, уже сорок… Вернуться нельзя! Можно не пропустить…”. 1­й ведущий: Но нужно все же всмотреться в жизненный путь замечательного художника Василия Макаровича  Шукшина, чтобы понять, как пронзительно искренние его слова, завещанные молодежи и имел на них право.  Потому что завоевал всей прожитой жизнью, опытом творчества, всем своим трудом. Проживший всего сорок  четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, его заслуги высоко  оценены премиями кинофестивалей, званиями лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и  РСФСР.Но главная оценка – народная признательность. Шукшин снимался в двух десятках фильмах. Само его участие  приковывает внимание зрителей. Он снимался в лентах “Два Федора”, “Журналист”, “Освобождение”. За  исполнение главной роли сценариям кинодраматург и режиссер поставил фильмы: “Ваш сын и брат”, “Странные  люди”, “Печки­лавочки”, “Калина красная”. 2­й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских  героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная  недостаточность. Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек  своего сердца. Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил  на Черном море, в Севастополе. После демобилизации приехал домой. Из воспоминаний В.М. Шукшина (сообщение, заранее подготовленный ученик): “Был 1954 год. Шли  вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не  блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную  картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…”. 1­й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности,  независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт. Именно этот жизненный опыт помог В.М.  Шукшину сократить период ученичества. Шукшин очень сильно любил деревню. Его постоянные герои – сельские механизаторы, шоферы, плотники,  кузнецы, деревенские деды и бабки. Он умел мастерски описать сельский пейзаж – ковыльную степь, ширь  сибирских рек, дым ночного костра после жаркого сенокосного дня. 2­й ведущий: Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он  поднимает проблемы, к которым по­разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение. (Диалог участников вечера). Возможные мнения: ­ Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне  и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно. ­ Вот посмотрите, в рассказе “Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно  объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием. ­ А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя. ­ Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он  был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские  “чудаки”. ­ А что? Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает  естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить  его пересилить себя, свои нравственные законы. ­ Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую  бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка­то была его… Но как пойти сказать об этом? Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно,  раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой  бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко,  смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики­люди открытые, ищущие,  бескорыстные.­ Так, что полагаешь, что в городе живут одни “бяки”, “энергичные люди”, которые паразитируют за счет  государства? ­ Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают. ­ А я думаю, что главное В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Это же  несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное  – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример: Шукшину хватило смелости посмотреть  в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы  сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на  парашютах…” ­ Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие­то стороны его правды я не  принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе “До третьих петухов” обидела Баба  Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: “А ху­ху не хо­хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух. ­ А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: “Извините, уважаемая  Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест” ­ Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно. ­ Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его  беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность. ­ Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а  беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу,  показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: “Как у  всякого, что­то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” ­  письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и тому подобное. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает  по выходным (иногда шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, а поверит, если я навру с три  короба: благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой” 1­й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит. Чтец: В искусстве уютно быть сдобною булкой французской, но так не накормишь  ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой с калиною красной в прикуску, черняшкою той, без которой немыслим народ… Когда мы взошли,  на тяжелой закваске мужицкой, Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам, Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться, и сердце как сокол, как связанный Разин Степан. Е.Евтушенко “Памяти Шукшина” 2­й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского  мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца  – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб. Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Автобиографичность этого произведения усиливает интерес к нему. Нужно, будучи взрослыми, оставаться немного ребенком, чтобы из  страны детства показать душевный мир двенадцатилетнего мальчишки. 1­й ведущий: Детство всегда остается детством, даже в тяжелые дни войны. Хотя первая же фраза четко  обозначает время действия рассказа (зима 1942 года). Это повествование не о тягостных днях детства, не о  тяжелой изнурительной работе наравне со взрослыми, не о постоянной тревоге за близких на фронте. Конечно,  все это есть в рассказе, но благородная память писателя выбрала из всех дней не совсем обычный “далекий  зимний вечер”, когда в доме был маленький праздник: варились пельмени, и шилась новая рубаха Ваньке  Колокольникову. Может, именно потому так и запомнился этот день, что подобных было очень много.  Обиженный “несправедливостью” Ванька может дракой закончить игру в бабки, прогулять школьные занятия,  но вернувшись домой становится главным помощником мамы “мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается  его возвращения из школы младшая сестренка Таля, которой нет и половины Ванькиных лет. Очень серьезная и строгая девочка выговаривает непутевому Ваньке за прогулы в школе: “Вот не выучишься –  будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть – то близко, да не укусишь”. 2­й ведущий: И неожиданная взрослость этих укоризн подчеркивает приметы деревенского быта, где пяти­ шести летняя девочка не только играет во взрослую женщину, но и всерьез усвоила мысль, что непутевого  мужика должна воспитывать женщина. Правда, Таля быстро переходит от своего “взрослого тона” к  завистливым расспросам о школьных занятиях брата. Но что может рассказать Ванька, который в школе сегодня не был??? Вот и бормочет он что­то завлекательно­невразумительное про “жаркие страны”. А когда с работы  возвращается мать, в семье начинается настоящий праздник: мать принесла кусок мяса – будут пельмени. Вот  только нет в доме ни полена дров, и Ванька с матерью идут за дровами. Как брели они, увязая в снегу, как  тащили, выбиваясь из сил, срубленные березы можно бы и не описывать, если бы не деталь, которая стоит  описаний и иллюстраций того чувства, что связывало фронт и тыл. Замерзшие, голодные и усталые, Ванька с  матерью неминуемо вспоминают воюющего отца. 1­й ведущий: “Отцу нашему тоже трудно там, ­ задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные…  Хоть бы уж зимой не воевали”. В том, как в трудную минуту вспоминает русская самоотверженная мать, что  близкому человеку приходится, может быть, еще труднее, и в наивном пожелании ее, чтобы хоть зимой­то  прекращалась война, видны щедрые запасы доброты и любви, которых хватит и на детей и на постоянную  тревогу о муже, на все военные трудовые дни и ночи. Напоминание об отце действует и на Ваньку, который начинает авторитетно рассуждать о положении дел на  фронте: “Теперь уж не остановиться – поясняет Ванька. – Раз начали – не остановятся, пока фрицев не  разобьют” Ванька, скорее всего, повторяет услышанные среди мужиков слова, но как­то не тянет читателей  снисходительно улыбнуться заверением маминого помощника. Характер героя рассказа Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет, развитый потом в цикле “Из детских  лет Ивана Попова”, принадлежит к удачам первого сборника. 2­й ведущий: В 1982 году, на студии “Мосфильм”, был создан фильм “Праздник детства”. Создателями картины  являются режиссеры Григорьевы. Съемки велись на месте действия – в Сростках. Роль матери сыграла  Людмила Зайцева, роль отца – Геннадий Воронин, а роль Ваньки – Сергей Амосов. У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение  случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования.  Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей  отчетливостью подчеркивает правду жизни, ­ это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой. “Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне  со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в  порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею  “давать”: Мне неловко”. 1­й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина возникают сложные  отношения, которые будут его “сопровождать” на всем творческом пути.Сразу после появления фильма “Живет такой парень” (в основу его легли новеллы “Классный водитель” и  “Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать  настоящим героем, то есть по существу, советовали сделать из него “глянцевый манекен, гладкий и мертвый, от  которого хочется отдернуть руку”. Некоторые рецензоры как бы не замечали этого главного в этом герое (как и во многих других странных,  чудаковатых людях), того, что скрывалось за кажущейся легкостью отношения к жизни, ­ его доброты и  бескорыстности. Инсценировка фрагмента новеллы В.М. Шукшина “Гринька Малюгин”. 2­й ведущий: Есть у Шукшина и рассказ “Боря”. Не лучший. Про дурочка. Не про умницу Ивана­дурака из повести­ сказки “До третьих петухов”, посланного добывать себе справку, что умный он, и на крестном этом пути  испытывающего горькое унижение. Нет, Боря – просто двадцатилетний обиженный разумом ребенок, которого,  автор наблюдает в больнице. Нет в этом рассказе привычного для писателя драматизма. Но теперь Шукшин  торопится и впрямую высказал то, что мучило его на завершающем этапе творчестве. “Я думал: “Что же жизнь – комедия или трагедия?” Несколько красиво написалось: комедия или тихая, жуткая  трагедия, в которой мы все от Наполеона до Бори – неуклюжие, тупые актеры. Зря все­таки воскликнули: “Не  жалеть надо человека!...” Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное, приходит с культурой.  Жалость – это выше нас, мудрее наших библиотек…Мать ­ самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное  ­ вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но  неизменно всю жизнь жалеет. Тут природа распорядилась за нас”. 1­й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший  нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев.  Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов.  Шукшин боялся таких людей. В том же рассказе “Боря” он пишет: “Я боюсь чиновников, продавцов, и вот таких  как это горилла”. Он их боялся, но он же ненавидел их и дрался с ними. Горилла – это тот, кто способен унизить  нас силою. Продавец – завистью, если он из тех, “кто умеет жить”, ­ напористостью хамством. Инсценирование рассказа “Сапожки”. 2­й ведущий: “Един в трех лицах” ­ говорили о Шукшине, почитатели его таланта, и справедливость этих слов в  полной мере подтвердил фильм “Калина Красная”. Дав название своему сценарию, а потом фильму, Шукшин  обращается с этим символическим, неслучайным образом очень сдержанно. Калина Красная нам встречается  лишь в названии сценария да еще в словах той песни, которую поют вместе Люба и Егор незадолго до того, как  герой, выпущенный из тюрьмы, будет убит бандитами, приехавшими к нему прямо на пашню, чтобы наказать за  измену воровскому делу. По ходу же сценария и фильма Егор Прокудин даже и не вспоминает ни разу про эту  калину и не скажет о ней ни слова. Куда больше, кажется, его волнуют и привлекают березы. Каких только  добрых и ласковых слов он им не скажет, вернувшись в родные края – и невесты­то – они, и подружки, и  сестрички милые… А мы почему­то помним вовсе не про те живые, реальные березы, которые всячески миловал  Егор, а помним про густо красную, словно кровавую, калину. 1­й ведущий: О “Калине Красной” немало писали и спорили. Причем высказывалось даже мнение, что успех  картины объясняется, в основном, великолепной игрой Шукшина и его партнеров. Если обратиться к истоку  картины – киноповести, следует признать: не обладай она достоинством незаурядного литературного  произведения, видимо, не было бы фильма подобного звучания. В тексте есть главное – это выпуклые характер  и подлинная драматичность. Давайте, к примеру, посмотрим эпизод первого и такого во многих отношениях  ответственного посещения Егором Прокудиным дома родителей Любы Байкаловой. Все тут живо, точно, полно  присущей прозе Шукшина психологической динамики. Инсценирование эпизода из повести “Калина красная”. 2­й ведущий: Шукшин писал: “Я хотел рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста, и рассказать о душе  Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”. 1­й ведущий:Вот вышел Егор Прокудин из тюрьмы на волю. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни, а праздник для души. Ищет и не находит. Опасный преступник, закоренелый рецидивист. И вдруг идет работать в колхоз.  От чего, почему?? Что могло растопить это сердце? 2­й ведущий: Встречное добро. Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы  тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь “наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество.Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень­колоды – тут другое более  важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся. 1­й ведущий: Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина.  Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое  самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью. 2­й ведущий: Что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам  нет смысла рваться к нормальной жизни? Да? Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток. 1­й ведущий: Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить. Сообщения, заранее подготовленных учеников: При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой  оплачено искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я  не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться,  могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он на съемочной площадке исполняя роль одного из  шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сереем  Бондарчуком по одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М. Шукшин, в роли  Гликерии – Лидия Федосеева­Шукшина. При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: “мы люди, потрясенные  Шукшиным…”. Василий Шукшин принадлежит к той плеяде русских художников, который не чуждались проповеднической  миссии в искусстве в лучшем смысле этого слова. И, может быть, за кино Шукшин держался не только потому,  что получил профессию режиссера, а потому, что долгое время верил в способность кино повлиять сразу на  многих. В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: “…суть дела и правда жизни таковы, что  книга работает медленно, но глубоко и долго. Вот в чем дело. Кино ­ искусство быстротечное, а литература –  вечное”. Чтец: Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Ю.Левитанский 2­й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из  рабочих записей):   “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто.  Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!” Когда нам плохо, мы думаем: “А где­то кому­то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где­то  кому­то плохо” 1­й ведущий: “…Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так  же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден исветел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по  приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину, ­ говорил Виктор Петрович Астафьев” А нам вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие,  совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести  победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь  человеком”.

Посмотрите также