Внеклассное мероприятие по литературе: Праздник "Пасхи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтец: "Пасхальные вести" (Я. Полонский) Весть, что люди стали лучше Бога, К нам на север пришли грачи… Потемнели хвойные трущобы. Тихие заплакали ключи… На буграх каменья обнажили Лысины покрытые в мороз. И на камни стали капать слезы. Злой зимой очищенных берез. И другие вести, горче первой, Принесли скворцы в лесную глушь: На кресте распятый, всех прощая. Умер Бог, спаситель наших душ. От таких вестей сгустились тучи, Воздух бурным зашумел дождем Поднялись морями — стали реки И в горах поднялся первый гром. Третья весть была необычайна, Бог воскрес, и смерть побеждена! Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна. И кругом леса зазеленели И теплом дохнула грудь земли. И, внимая трелям соловьиным, Ландыши и розы зацвели.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по литературе Праздник Пасхи.doc
Внеклассное мероприятие по литературе: Праздник "Пасхи" Чтец: "Пасхальные вести" (Я. Полонский) Весть, что люди стали лучше Бога, К нам на север пришли грачи… Потемнели хвойные трущобы. Тихие заплакали ключи… На буграх каменья обнажили Лысины покрытые в мороз. И на камни стали капать слезы. Злой зимой очищенных берез. И другие вести, горче первой, Принесли скворцы в лесную глушь: На кресте распятый, всех прощая. Умер Бог, спаситель наших душ. От таких вестей сгустились тучи, Воздух бурным зашумел дождем Поднялись морями — стали реки И в горах поднялся первый гром. Третья весть была необычайна, Бог воскрес, и смерть побеждена! Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна. И кругом леса зазеленели И теплом дохнула грудь земли. И, внимая трелям соловьиным, Ландыши и розы зацвели. Ведущий 1: В этот день в церквях колокола звонили особенно торжественно. Этот звон называется  “пасхальный благовест”. Чтец: Пасхальный благовест (С. Есенин) Колокол дремавший Скрылась за рекою Разбудил поля, Бледная Луна Улыбнулась солнцу Звонко пробежала Сонная земля. Резвая, полна. Понеслись удары Тихая долина К синим небесам, отгоняет сон, Звонко раздается Где­то за дорогой Голос по лесам. Замирает звон. (Звучит музыка, звон колоколов.) Ведущий 2: Святое Христово воскресенье — Пасха. Праздник праздников. В страстную пятницу распят был Он на Голгофе, снят с Креста, оплакан и положен во Гроб. Тяжелым камнем  заложили вход в пещеру те, кто и по Распятии боялись Его, приложили к камню печать. Следующий день, субботу, ветхозаветный закон велел проводить в покое. Рано утром в воскресенье женщины, слушавшие Слово Его, плакавшие над Ним в те дни, пошли ко гробу,  приготовить благовония, чтобы умаслить Его Тело. Церковь называет этих женщин — Жены­мироносицы. Чтец: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с  ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли Тела Господа Иисуса. Когда  же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в  страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь. Он  воскрес… И вспомнили они слова Его." (Евангелие от Луки.) Чтец: С. ЕсенинШел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на дне сухом в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, ­ Знать, от голода качается, болезный". Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, потягивая руку: "На, пожалуй … маленько крепче будешь". Ведущий 1: Жены­мироносицы и те ученики Господни, что были с ними у Гроба, пошли в Иерусалим возвестить  другим ученикам о случившемся. В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из  опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: Мир вам! Они видели Его своими глазами: Он  воскрес. Оттого­то вечерняя горестная служба Страстной субботы переходит в Пасхальную утреню — самую светлую  службу в году. В ночь со Страстной Субботы на Воскресенье ­ вспыхивает свет в храмах, звонят колокола, траурные одеянья  священников сменяются пурпурными пасхальными. Чтец: “Христос Воскрес” Я. Полонский Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Ведущий 2: Были прежде пасхальные гулянья, пасхальные хороводы, пасхальные качели — ставили их на лугу  недалеко от храма. Сюда собирались парни и девушки. И обязательно совершались на Святой Седмице дела милосердные. Кормили нищих, навещали больных,  посылали куличи и другую праздничную снедь в приют, больницы, тюрьмы. Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник Чуда, вечно спасающего мир, когда мир уже, кажется, стоит  на краю гибели. Ведущий 1: По поверью, Христос, сошедши в ад, сковал Сатану двенадцатью железными цепями, 12  железными замками, заточил за 12 железными дверями. И сказал: когда сумеет Сатана перегрызть 12  железных замков, 12 железных цепей, 12 железных дверей — наступит конец света. Ведущий 2: Как только Господь с праведниками вышел из ада, Сатана принялся перегрызать оковы. Он точит  их зубами по сей день, и за год удается ему перегрызть, перекусить 12 железных дверей, 12 железных цепей,  одиннадцать железных замков… И уже за дужку 12 принимается он…. но тут исчезает год, приходит новая  Пасха. Вспыхивает свет в храмах, священники возглашают: “Христос воскрес!”. И 12 железный цепей, 12 железных дверей, 12 железный замков — оковы Сатаны — срастаются, становятся  крепче прежнего. На волоске держится мир — и всегда бывает спасен. Ведущий 1: Православные Христиане называют этот день "праздником праздников". Это самый главный день  православного церковного года. Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост. Неделю перед Пасхой называю Страстной Седмицей.  Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.(Музыка) Чтец: Великая Суббота, вечер. В доме тихо перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице.  Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые от солнца, оно заходит. В комнатах  пунцовые лампадки пасхальные. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые  чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В столовой на окошках крашеные яйца в корзинах,  пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом… … На большом подносе — на нем и я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные  яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный  скатертью поднос… (Иван Шмелев “Лето Господне”.) Ведущий 1: Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха группирует вокруг себя  целый цикл народных примет. По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, поэтому после захода солнца  мужики и бабы боятся выходить на двор. Злятся черти по тому, что как только ударит первый колокол к  заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю. Как только отойдет заутреня, чертей  лишают свободы: скручивают, связывают или приковывают на чердаке, к колокольне, на дворе, в углу. Чертям  это, разумеется, не нравится. Ведущий 2: Считается, что православные люди могут увидеть мучения чертей, если придут на чердак или в  темный угол двора со свечой, с которой простояли пасхальную утреню. Можно также выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти  должны будут выскочить и проплясать трепака. Чтец: В пасхальную ночь трудно приходится ведьмам, колдунам и прочей нечисти. Считается, что если во время  пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут спиной стоять к алтарю. Чтец: Пасха, Воскресение Христово! Вся неделя, что следует за ней, — Святая седмица. Всю неделю открыты  будут Царские врата в Храмах. А по старому поверию — раскрыты будут и небеса для восходящих душ, и сама  преисподняя не посмеет удерживать мертвых. Поэтому старики и старухи мечтают, чтобы Бог даровал им  смерть именно в пасхальную неделю. Ведущий 1: Существуют и пасхальные приметы, которые можно назвать хозяйственными. Народ убежден, что  пасхальные яства, освященные церковною молитвою, имеют сверхъестественное значение и обладают силой.  Например: все кости от пасхального стола сберегаются: часть из них зарывается в землю, с целью  предохранить нивы от градобития, часть хранят дома и во время летних гроз бросается в огонь, чтобы  предотвратить удары грома. Также сохраняется головка освященного кулича для того, чтобы хозяин, выезжая  сеять в поле, на своей ниве мог его съесть, что обеспечивает хороший урожай. Ведущий 2: У девушек есть свои приметы. В дни святой Пасхи не берут в руки соли, чтобы руки не потели,  умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяной, притом становятся на топор, чтобы быть крепкой (топор, говорят, удивительно помогает и девушка делается такой крепкой, что по пословице, "хоть об дорогу бей, а ей  все нипочем"). Чтец: Даже лихие люди — воры, бесчестные игроки в карты и прочие — и те создали свои приметы. Чтец: Охотники также имеют свои приметы, которые сводятся к главному требованию: никогда не проливай  крови в великие дни светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресенью и по­своему славит Бога. Нарушители этого Христианского правила подчас жестоко наказываются Богом. Бывали случаи, когда охотник,  снарядившись на охоту, нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где  его мучила нечистая сила. Ведущий 1: Много пасхальных примет и суеверий связано с пасхальными яйцами. Пасхальное яйцо знаменует  собой мир, обагренный кровью Христа. Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей святой седмицы  сам Христос с апостолами в нищенских рубашках ходит по земле, и по неосторожности в него может попасть  скорлупой.Ходит Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет оделять нищую братию;  награждает щедрых, наказывает скупых. Если яйцо, полученное при Христовании от священника, сохранить в течение 3 или даже 12 лет, то стоит съесть такое яйцо тяжелобольному — всю хворь как рукой снимет. Ведущий 2: Помогает яйцо и при тушении пожара: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет  такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами "Христос Воскрес", то огонь утихнет, а затем  прекратится. Чтец: На пасхальных яйцах рисовали символы, которые имели большое значение (показывает яйца с  символическими рисунками, сделанные ребятами): сосна — долголетие и здоровье звезда — человеколюбие петушиный гребень — защита от нечисти дубовый лист — гармония солнце — к урожаю сорочьи лапки — символ святых. Ведущие рассказывают о пасхальных играх, ребята играют. Пасхальные игры 1. Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный каток, вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или призы,  игрушки. Играющие по очереди катят свое яйцо, предмет, который задели — выигран. 2. Цоканье яйцами. 3. Эстафета с яйцами (2 команды). Каждый участник с яйцом в ложке добирается до финиша и  возвращается назад, можно держать ложку не в руках, а во рту. Ребята рассказывают о блюдах пасхального стола, предлагают угощение. Пасхальный стол В этот день главное место на праздничном столе занимают традиционные пасхальные блюда. 1. В центре стола — кулич. 2. Пасха — это особое творожное блюдо, которое готовится только один раз в году. Пасхи делают 2­х  видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго хранить нельзя, то пасху из него делают  небольшую, а вареная пасха может храниться всю пасхальную неделю. 3. Разноцветные яйца. Для окраски яиц, кроме красителей, можно использовать:  зеленые яйца можно получить, сварив яйца с зеленью озимых всходов или с замороженной зеленью  шпината;  фиолетовыми яйца сделают запасенные с прошлой весны цветы ольхи;  красными будут яйца, если их сварить вместе со свеклой или корой вишни. Ведущий 1: Поскольку существует обычай по долгу хранить в доме Пасхальные яйца, иногда до следующей  Пасхи, народные умельцы стали делать яйца из дерева и расписывать их разными узорами и картинками. Затем  появились очень красивые яйца из фарфора, серебра, бисера. Такие яйца делали в специальных мастерских. Мастера знаменитой в XIX веке российской ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из драгоценных камней,  золота, серебра. Чаще всего по заказу царского двора. Ведущий 2 : В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и  особенно такие святые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такиепраздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое  время, собирались вместе, объединенные общим делом. Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю. Звучит музыка.

Посмотрите также