Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: приобщение к народной культуре, углубление знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чуткости к родному языку. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1-й ведущий: Добрый день! 2-й ведущий: Здравствуйте! 1-й: Мы рады видеть любителей русской частушки! 2-й: Мы рады петь вместе с вами! 1-й: Мы хотим, чтобы сегодня пели все! 2-й: И жизнь будет прекрасна! 1-й: Частушка… Частый… Частить… Первоначально она не имела общепризнанного названия. Её попросту называли «выкрикиваниями», которые сочиняют девушки и парни, выражая в них мимолётные порывы, чувства любви, ревности, злобы, зависти, насмешки... 2-й: А ещё чаще её называли просто «припевка». 1-й: Частушка – самый распространённый жанр песенной поэзии в русском фольклоре, т.е. в народном творчестве. Распространение она получила в ХIХ веке.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по литературе Русская частушка.doc
Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка" Цели: приобщение к народной культуре, углубление знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитие  творческих способностей учащихся, воспитание чуткости к родному языку. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1­й ведущий: Добрый день! 2­й ведущий: Здравствуйте! 1­й: Мы рады видеть любителей русской частушки! 2­й: Мы рады петь вместе с вами! 1­й: Мы хотим, чтобы сегодня пели все! 2­й: И жизнь будет прекрасна! 1­й: Частушка… Частый…  Частить…  Первоначально она не имела общепризнанного названия. Её попросту  называли «выкрикиваниями», которые сочиняют девушки и парни, выражая в них мимолётные порывы, чувства  любви, ревности, злобы, зависти, насмешки... 2­й: А ещё чаще её называли просто «припевка». 1­й: Частушка – самый распространённый жанр песенной поэзии в русском фольклоре, т.е. в народном  творчестве. Распространение она получила в ХIХ веке. 2­й: Частушка очень ярко и быстро  откликается на самые разнообразные темы современности. 1­й: Частушка, как и многие другие жанры фольклора, есть одновременно и памятник далёкого прошлого, и  громкий голос современности. 2­й: Одна и та же частушка может существовать десятилетия, каждый раз применяясь то к одному, то к другому явлению жизни и подвергаясь иногда мелким, иногда довольно крупным изменениям. 1­й: Что же такое частушки как жанр? Их можно определить как короткие, большей частью четырёхстишные,  рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах населения. 2­й: Наряду с четырёхстрочными, существуют (но гораздо в меньшем количестве) шестистрочные, трёхстрочные,  а также двухстрочные частушки. 1­й: Частушка – лирика молодёжных гуляний. Это идеальный тип песни для вечёрок, игрищ, посиделок. Она  универсальна в том смысле, что сразу и говорит, и поёт, и приплясывает. Частушка, под которую нельзя петь,  нельзя плясать, – не частушка. 2­й: Она общественна:  в ней личное хочет расплескаться принародно. 1­й: Частушка имеет десятки разновидностей: «матанечки», 2­й: «частоговорки», 1­й: «коротушки», 2­й: «тигорки – матигорки», 1­й: «саратовские переборы», 2­й: «прибаутки», 1­й: «пригудки», 2­й: «подгорная», 1­й: «под язык», 2­й: «бологовка», 1­й: «ихохашки»,2­й: «тараторки», 1­й: «разливное», 2­й: «елецкий», 1­й: «проходные частушки», 2­й: … и другие. 1­й: Сегодня будут звучать разные частушки… 2­й: … потому что сегодня – конкурс! 1­й: Сегодня не просто конкурс – сегодня праздник! Вместе: Праздник частушки! 2­й: Итак, в нашем частушечном празднике, в нашем конкурсе участвуют 3 команды. 1­й: Каждая команда приготовила домашнее задание: представление в форме частушки. 2­й: Итак, первый конкурс – представление команды в форме частушки! 1­й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале. 1­е выступление команд 2­й: Спасибо, дорогие частушечники. Ваше выступление порадовало всех! 1­й: Некоторые виды частушек получили название тех плясок, обязательным сопровождением которых они  являются: «рязаночки», 2­й: «цыганочки», 1­й: «елецкого», 2­й:   и т.д. 1­й: Нередко при этом танец служил толчком к интереснейшим импровизациям. 2­й: Очень часто бывает так, что «рязаночка» или «цыганочка» превращается в своеобразное соревнование  пары девушек в пляске, пении и поэтическом творчестве. 1­й: Стремясь перещеголять свою партнёршу, каждая из соревнующихся девиц старается изумить публику  какими­нибудь новыми фигурами в танце и новыми частушками. 2­й: Нередко перекличка частушками превращается в своеобразный, иногда очень художественный диалог  Дорогая ты подруженька, Цветочек дорогой, Передай мои поклоны, Сама знаешь, кто милой. 1­й:  Передать­то мне не трудно, Милая товарочка, Только примет ли поклоны От тебя забавочка? 2­й: Следующий конкурс нашей программы – импровизация частушки с пляской. 1­й: Приглашаем к нам в круг участников этого конкурса. 2­й: Поём по очереди. 1­й: Выступившая команда отодвигается на второй план, и её место сразу же занимает следующая. 2­й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале. 2­е выступление команд 1­й: Спасибо всем!2­й: Согласитесь, что частушка объединяет! 1­й: Как мы уже говорили, частушка, в большинстве случаев, – рифмованная четырёхстрочная песенка. 2­й: Существует более трёхсот частушечных напевов, различающихся построением, мотивами. 1­й: В частушках – четверостишьях многообразны рифмы. Конечная рифма может быть и перекрёстной  Говорят, что боевая, В самом деле – огонёк. От меня уж отлетает Двадцать пятый паренёк! 2­й:  Рифма бывает и смежной  Я гуляла с Колею С большою приневолею. Теперь гуляю с Васею По своему согласию. 1­й: Может быть и сквозной: рифма одинаковая во всех четырёх строчках или в трёх  Разделывала, Раскомаривала – С молодыми я парнями Разговаривала. 2­й: … Однако наблюдается полное отсутствие рифмы кольцевой, опоясывающей, когда первая строка  рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. 1­й: Для следующего конкурса мы предлагаем такое задание. 2­й: Каждая команда должна сочинить частушку по предложенной рифме. 1­й: Конкурс оценивается по трёхбалльной системе. 2­й: Итак, рифма … речку … пруд … нету … тут. 1­й: 4 минуты. Время пошло! Подготовка в течение 3­5 минут и 3­е  выступление команд 2­й: Спасибо за ваше огнеметное словотворчество. 1­й: В огромном большинстве случаев частушка поётся под аккомпанемент гармошки. 2­й: В прежние времена гармонист всегда являлся любимцем деревенской молодёжи. 1­й: Так как от него зависит веселье, все поющие, особенно девушки, наперебой стараются его задобрить,  каждая из танцующих считает своим долгом спеть о нём  Гармонист, какой хороший! Сердце беспокоится. Разрешите, гармонист, С вами познакомиться. 2­й:    Я любила гармониста, – Всем подружкам ненавистна, Любить бросила, не стала, Всем подружкам люба стала. (Выключить щелчком.) 1­й: Частушки создаются отдельными слагателями, но часто частушки создаются коллективно в компании  молодёжи на посиделках, вечеринках, гулянии.2­й: Особенно часто бывает так, что начинают петь первую строку какой­нибудь известной частушки и к этому  «зачину» прикрепляют различные продолжения. 1­й: Очередной конкурс на нашем празднике – сочинение частушки по предложенному зачину. 2­й: Итак, внимание! Вам даётся  несколько минут на сочинение частушки по всем известному  зачину ():            С неба звёздочка упала… Подготовка в течение 3­5 минут и 4­е выступление команд 1­й: Отлично! Мы становимся настоящими сочинителями частушек. 2­й: Убеждаемся ещё раз, что сочинять частушки могут все. 1­й: Частушки – это как бы словесный кинематограф. Содержание частушек весьма разнообразно. Наибольшее  количество частушек сочинено и сочиняется на тему личного любовного чувства. 2­й: Любовь, ревность, ссора с милым, разлука (со всеми оттенками чувства, начиная от самого нежного, кончая  яростью и жестокостью) выражено в этих коротких песенках. 1­й: Частушка оказалась также очень удобной формой для того, чтобы быстро и легко откликаться на всё  разнообразие личной и общественной жизни. 2­й: Последний конкурс нашей программы – исполнение частушек на заданную тему – «Родной поселок». 1­й: Это третье, последнее домашнее задание команд­участниц. 5­е  выступление команд 2­й: Спасибо всем за участие. Все постарались и хорошо подготовились к этому конкурсу. 1­й: Итак, частушку любят все. Частушка – и фольклорная, и литературная – продолжает жить. Народную  частушку продолжают записывать тысячи людей – от безымянных любителей до дипломированных учёных,  наслаждаясь частушечным словом, частушечными мелодиями, насыщаясь пульсирующим юным чувством. Вместе: Мы пропели вам частушки, Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали! 2­й:  Спасибо за внимание! Литература: 1. Ю.М. Соколов Русский фольклор [Текст] / Ю.М. Соколов. – Учпедгиз. – Москва, 1941. – 480 с. 2. Горелов А. Поэзия частушки. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия [Текст] \ А. Горелов. –  Ленинград, 1984. – 362 с.

Посмотрите также