Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • Расширение читательского кругозора; углубление знаний о поэтах Кузбасса, их творчестве. Задачи: Образовательные: • Познакомить с произведениями поэтов Кузбасса. • Продолжить формирование навыков выразительного чтения. Воспитательные: • Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину. • Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки. Развивающие: • Развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность. • Развивать коммуникативные способности. Оформление: эпиграф, портреты поэтов, выставка книг кузбасских поэтов, рисунки учащихся. Мостик, заводь, куст смородины, Паровозный крик вдали – Это все частица Родины, Мирный день моей земли. М. Небогатов
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по литературе С чего начинается Родина.doc
Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?" Цель:  Расширение читательского кругозора; углубление знаний о поэтах Кузбасса, их творчестве. Задачи: Образовательные:  Познакомить с произведениями поэтов Кузбасса.  Продолжить формирование навыков выразительного чтения. Воспитательные:   Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки. Развивающие:   Развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность. Развивать коммуникативные способности. Оформление: эпиграф, портреты поэтов, выставка книг кузбасских поэтов, рисунки учащихся. Мостик, заводь, куст смородины, Паровозный крик вдали –  Это все частица Родины, Мирный день моей земли. М. Небогатов Вступление: Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина” (1­ й куплет). Ведущий (учитель): У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал  трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же  начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А  начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи кузбасских поэтов. Две недели назад, разделившись на группы, ребята приступили к изучению поэзии Кузбасса. Сегодня мы  подводим итог нашего творческого поиска. Слово предоставляется первой творческой группе. Все мы будем  внимательно слушать выступление и принимать активное участие в обсуждении. Пожалуйста, ребята.  I блок: Природа – часть Родины Ученик: Удивительный человек, поэт жил в городе Кемерово – это Михаил Александрович Небогатов. Родился  он в г. Гурьевске. Первые его стихи появились во время Великой Отечественной войны, на фронте. В 1945г. их  публикуют в газете. После войны Михаил Александрович был корреспондентом, редактором Кемеровского  книжного издательства. При жизни вышло 10 сборников стихов поэта. Учитель: Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные 1 творческой группой. Постараемся  ответить на вопрос: “О чем пишет поэт”? Ученик: В серебристом, чистом инее ­  До чего ж хорош убор!Смотрит вдаль, в раздолье синее Вековой сибирский бор. До весны, до пенья птичьего Стих и замер мир лесной… Сколько русского величия  В соснах, вставших тут стеной. (“В серебристом, чистом инее…”) Учитель: О чем пишет поэт? Как вы понимаете слова “русское величие” сосен? (Величие – наличие в ком – чем – нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение). Учитель: Ребята, а вы когда – нибудь видели такой красивый сосновый бор? Учитель: Стихотворение, которое сейчас прочтут ребята, называется “Бор – зеленая обитель”. Послушайте, что  удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки? Ученик: Бор – зеленая обитель, Словно сосны, День высок. ­ Митю видел? ­ Митю видел? – Звонкий птичий голосок. Кто такой он, этот Митя? Чей, кому товарищ, брат? Но, как в детстве: ­ Видел, видел! – Я ответить птичке рад. Учитель: Что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки? Какие вы молодцы! А вы когда – нибудь слышали подобный “разговор”? Учитель: А что вас заставляло удивляться, когда вы общались с природой? (Например: первый подснежник,  деревья в инее и т. п.). Учитель: А вы любите гулять в сосняке, посаженном у нас при въезде в поселок? Почему? Учитель: Свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь!  И вы заметите красоту родной земли. Ученик: Вот березка в пышной кофточке, В белой юбочке своей; Вот тальник присел на корточки, Молча смотрится в ручей. На жужжание знакомое Обернулся я. Пчела! С добрым утром, насекомое! Как живется? Как дела? (“Нестареющая, вечная…”) Учитель: В чем видит автор “нестареющую, вечную красоту земли родной”? Учитель: О чем пишет Михаил Небогатов во всех прослушанных вами стихах? Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты показывают ее в своих стихах, выражая тем самым любовь к своей  родине большой и малой. Ученики поют песню “Осенний вальс” (слова и музыка Л. Блошкиной, г. Новокузнецк)От чего замолчали все птицы, Притаилась в лесу тишина, И березка грустит на опушке, И листочки роняет она. Припев: Это осень пришла, Карусель завела. Листья падают, Листья падают, Обнимают и кружат ребят.  II блок: У нас гость! Учитель: Ребята, я думаю, что вам интересно узнать, а какие они – поэты, как они создают свои стихи, что (кто)  им помогает творить. Сегодня у нас есть такая возможность, ведь у нас в гостях поэт и прозаик Владимир  Ефимович Олейников. Владимир Ефимович – житель нашего поселка и вы его хорошо знаете. В 2000г. вышел  первый сборник стихов Владимира Ефимовича “Я свечу от звезды зажигаю”, сейчас готовится к изданию второй  сборник поэта. Вопросы ребят: Владимир Ефимович, расскажите о том, как Вы стали поэтом. А когда Вам лучше всего пишется?    Пишите ли вы о природе, о нашем поселке?  Прочтите свое любимое стихотворение о природе. Олейников В.Е. читает стихотворение. Учитель: Ребята, как вы думаете, какое настроение было у Владимира Ефимовича, когда он писал  стихотворение? Почему? Владимир Ефимович, правильно ли ребята определили настроение стиха? Олейников В.Е. читает стихотворение. Учитель: Ребята, с чего начинается родина для Владимира Ефимовича? Олейников В.Е дополняет ответы ребят. Учитель и учащиеся благодарят Олейникова В.Е. III блок: Беззащитность мира Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле. Но всегда ли человек сохраняет это чудо? Послушайте  стихотворение Игоря Киселева, подготовленное ребятами 2 группы “Молитва лани”. Какая картина  представляется вам при прослушивании? Ученик: Отпусти меня, человек! Отведи меня в лес, к поляне, Где, в тумане купаясь, лани Долго пьют из прохладных рек /…/ Мой детеныш совсем ручной, Твои жесткие руки лижет. Без меня он не сможет выжить. Отпусти его в лес – со мной! Не разглядывай. Отвернись. Любоваться страданьем стыдно /…/ Учитель: Какую картину представили себе при прослушивании стихотворения? Где находится лань? Почему  стихотворение называется “Молитва лани”? Учитель: Действительно, лань не просто просит отпустить ее, а она молит человека вернуть ей подлинную  (настоящую) жизнь, ту, для которой она родилась.Ребята, а наблюдали ли вы подобные картины в своей жизни, видели ли вы слезы в глазах животных? Отчего  эти слезы? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило? Учитель: Нужно любить и понимать природу. Ведь природа – это частица родины, частица нас самих. Поэтому  так тревожно – призывно звучит еще одно стихотворение И.Киселева “Благодарю, земля”. Ученик: Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство, и природа. Прости, Земля! /…/ Без нас жила ты миллионы лет –  Мы без тебя не проживем и года. Учитель: В стихах И.Киселев показывает природу, которая ждет от нас милости, пощады. Это зов к  человечности (одна из ведущих тем стихов поэта). Ученик: Игорь Михайлович Кисевев не любовался собой – он хотел быть понят и услышан. “Ты должен, должен  быть услышан, иначе грош тебе цена”, ­ сказал поэт в одном из своих стихотворений. Его биография проста.  Родился в 1933г. в с. Павловское на Алтае, окончил педагогический институт в Новосибирске, служил в армии,  работал в газетах и на телевидении. Первые стихи опубликовал в 1955г. в “Комсомольце Кузбасса”, первая  книжка вышла в 1966г., затем последовало еще четыре. Ученики поют песню “Берегите лес!” (автор Ф.Лисичкин; композитор И.Друго) Чтоб веселее и здоровее  Жил человек – 2 раза. Чтобы весною птицей лесною Пел человек – 2 раза. Припев: Берегите русский лес: Он источник всех чудес. Чтобы повсюду зазеленели  Сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес – 3 раза.  Белке, кунице, зайцу, лисице Лес – дом родной – 2 раза.  Птице и зверю хочется верить В мир и покой – 2 раза. Припев: тот же IV блок: Отчий дом Учитель: На вопрос “С чего начинается Родина?” нам поможет ответить еще один кузбасский поэт – Валентин  Васильевич Махалов. Ученик: В.В.Махалов, окончив Ленинградский университет, приехал в Кемерово. Первый сборник стихов вышел в 1960г. в Кемеровском книжном издательстве. Махалов – автор стихов и прозы. Его произведения переведены на иностранные языки. Учитель: Внимательно послушайте стихи В. Махалова и подумайте, чем они могли заинтересовать людей,  живущих за границей, и, возможно, никогда не видевших России? Ученик: Обрастал зеленым мохом Старый тополь у окна. На дворе коровьим вздохом Пробудилась тишина. Раскрываю окна настежь, Непричесанный, босой: ­ Здравствуй, утро! ­ Здравствуй, счастье,Окропленное росой! ­Здравствуй, милая деревня; С плеч стряхнувши сон и лень, По твоим законам древним Начинаю этот день. Учитель: Ребята, вы заметили, что у героя хорошее настроение? А почему? Учитель: А еще каждому из нас хочется, чтобы рядом был самый дорогой нам человек – мама! Ученик: Затопила мама печь Рано – рано утречком. Проплывает по избе Молодою уточкой.  На дворе растет трава, На траве лежат дрова. Говорит мне моя мама  Очень добрые слова: ­ Петушок пропел давно. Просыпайся, мой сынок… Я гляжу на белый свет –  Мне всего – то 8 лет. Я впервые понимаю, Что меня счастливей нет… Учитель: Ребята, почему герой считает себя счастливым человеком? А как говорит о маме? Учитель: Так почему же стихи нашего кузбасского поэта В.Махалова заинтересовали людей, живущих за  границей? Учитель: Поэт говорит о доме, о маме с большой теплотой, нежностью – это общечеловеческие ценности. Стихи  его пронизаны радостью и светом. Учитель: Каждый поэт на вопрос “Что такое Родина? С чего она начинается?” отвечает по – своему. Для  И.Киселева родина – это защита животного мира. А для М.Небогатова? Для В. Махалова? Ответы учеников: вековой сибирский бор; звонкий птичий голосок; березка, тальник, пчела; милая деревня; мама; солнечное утро; тропинка и т.д. Учитель: Молодцы, ребята. Верно. Ученик читает стихотворение В.Махалова: Родина наша малая –  Там, где родился и рос. Связана с ласкою маминой, С лепетом белых берез…  V блок: У нас гость! Учитель: Малой родиной для гостьи нашего сегодняшнего праздника является п. Степной. Познакомьтесь,  Мезенцева Марина – выпускница нашей школы, студентка Кузбасской государственной педагогической  академии г. Новокузнецка. С детства Марина пишет стихи. Марина, можно ли, читая твои стихотворения, найти  ответ на вопрос “С чего начинается Родина?”. Марина: А пусть ребята сами найдут ответ на этот вопрос (читает 2 – 3 стихотворения): Весенним утром на опушке  Стряхнула иней ель с макушки. Озябший кустик у дорогиПохорошел и выгнул ноги. Все ожило вокруг в природе. Спасибо ей, теплой погоде. Учитель: Что такое родина и с чего она начинается для Марины? Спасибо, Марина, что ты к нам сегодня пришла. Ребята, чтобы вы хотели пожелать Марине? Учитель: Любовь к родной стране начинается с любви к тому месту, где родился и вырос. Сердце никогда не  забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу, березку, что растет у дома, тихую речку. Для нас с вами наша малая родина – это поселок Степной. Ученики поют песню “Милая Россия” (слова Н.Коха; музыка С.Лучшева) Мила Россия всюду сердцу русскому, Но всех милей отцовский край родной: Сибирский край, где есть березки грустные, Поселок птицеводов, наш Степной. (3 ­ 4 строку – 2 раза). Учитель: Музыку к этой замечательной песне написал музыкальный руководитель хора п. Степной, директор  Степновского дома культуры Лучшев Сергей Наилович на стихи поэта из п. Бенжереп Николая Коха. Да и все  песни, которые звучали сегодня, ­ это стихи и музыка кузбасских поэтов и композиторов. Надеюсь, что после нашей встречи вы, ребята, будете более внимательными, чуткими к окружающему миру,  научитесь видеть и слышать сердцем, будете еще сильнее любить свою родину – малую и большую. Готовясь к сегодняшнему празднику, вы выучили стихи и проиллюстрировали их. Это начало нашей творческой  работы по созданию сборника “Любимые стихи кузбасских поэтов”. Вот перед вами выставка книг поэтов Кузбасса. Я думаю, в них вы сможете найти стихотворение по душе. Здесь  же один из последних номеров районной газеты “Сельские вести”, где под рубрикой “Зеленая лампа”  напечатаны стихи уже известных и начинающих поэтов нашего района. В газете вы найдете и стихотворение  В.Е.Олейникова. Прочтите, поразмышляйте над прочитанным. А если у вас возникло желание самим написать стихотворение, сочинить музыку – пробуйте, творите. Пусть это  будет дополнением к вашим рисункам. Спасибо за работу!

Посмотрите также