Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Устное народное творчество". 2-й класс Цель: формирование читательской компетентности посредством устного народного творчества. Оборудование: Сцену украсить под крестьянскую народную избу с учетом местного колорита. Оформить выставки работ нескольких семей учащихся, отражающих народное творчество. (Учитель и ученица в центре зала.) Ученица: (ИО учителя), а когда у меня будет день рождения? Учитель: Ой, ещё не скоро. Ученица: Аааааа, Насте уже 8 лет, и Ване 8 лет, и у Егора день рождения было. И я хочу. Учитель: Эка ты! А знаешь, раньше вообще дни рождения не отмечались. А вот петь, играть и веселиться в старину очень любили. Бывало, соберутся после трудового дня вечерком вместе на весёлые посиделки: любимые песни поют, хороводы водят, рукодельничают. С шуткой, песней да весельем и работа спорится. Ученица: Вот бы и мне на такие посиделки попасть! Учитель: Чего только не происходит в эти загадочные осенние дни после уборки урожая. (Встают и уходят. Звучит русский народный хоровод «Весёлый коробейник») Сцена украшена под убранство народной избы (отразить местный колорит). Появляются хозяин и хозяйка. Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Хозяин: Веселья вам да радости!
Иконка файла материала Устное народное творчество.doc
Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Устное народное творчество". 2-й класс Цель: формирование читательской компетентности посредством устного народного творчества.   Оборудование: Сцену украсить под крестьянскую народную избу с учетом местного колорита.  Оформить  выставки работ нескольких семей учащихся, отражающих народное творчество. (Учитель и ученица в центре зала.) Ученица: (ИО учителя), а когда у меня будет день рождения? Учитель: Ой, ещё не скоро. Ученица: Аааааа, Насте уже 8 лет, и Ване 8 лет, и у Егора день рождения было. И я хочу. Учитель: Эка ты! А знаешь, раньше вообще дни рождения не отмечались. А вот петь, играть и веселиться в  старину очень любили. Бывало, соберутся после трудового дня вечерком вместе на весёлые посиделки:  любимые песни поют, хороводы водят, рукодельничают. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.  Ученица: Вот бы и мне на такие посиделки попасть! Учитель: Чего только не происходит в эти загадочные осенние дни после уборки урожая. (Встают и уходят. Звучит русский народный хоровод «Весёлый коробейник») Сцена украшена под убранство народной избы (отразить местный колорит).  Появляются хозяин и хозяйка. Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Хозяин: Веселья вам да радости! Входят гости.  ­ А нас вы ждали? [1] Хозяйка: Ждали, ждали, все жданки съели. Гость: А коли ждали, так и дождались. (На сцену входят гости, кланяются хозяевам и рассаживаются.) Хозяин: Давно мы вас ждём ­ поджидаем, праздник без вас не начинаем! Хозяйка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко! Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому ­ сказку, кому ­ правду, кому ­ песенку! (Мальчики подсаживаются к девчатам. К одной подсел мальчик, хотел обнять её, она его отталкивает.) Девочка:  Не садися, милый рядом, Тебе место на бревне. Я тогда с тобой гуляла, Когда не с кем было мне! (Мальчик обиженно отходит) Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?  Всем ли места хватило? Гость: Гостям­то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? Хозяин: В тесноте ­ не в обиде. (Хозяева рассаживаются.) Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах ­ светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.(Гости исполняют весёлые русские народные потешки) ­ Федул, что губы надул? [2] ­ Кафтан прожёг. ­ Можно зашить. ­ Да иглы нет. ­ А велика ли дыра? ­ Один ворот остался. ­ Фома, что из леса не идешь? ­ Да медведя поймал. ­ Так веди сюда! ­ Да он не идёт! ­ Так сам иди! ­ Да он не пускает! ­ Сынок, сходи за водицей на речку! ­ Брюхо болит! ­ Сынок, иди кашу есть! ­ Что ж, раз мать велит ­ надо идти! ­ Фома, у тебя в избе тепло? ­ Тепло. На печи в шубе согреться можно! (Гости исполняют башкирские народные потешки) ­ Сынок, иди воды принеси, корову напои (Он одной рукой ухо прикрывает). ­ Ты почему  маму одним  ухом слушаешь? ­ Чтобы твоё задание в одно ухо влетело, а в другое не вылетело. ­ Ты чего это на забор взобрался? ­ От собаки спрятался. ­ Ты пословицы разве не знаешь: «коль собака лает, значит не кусает»? ­ Я­то знаю, а вот собака, наверно, нет. Гость: Эй, девчонки­хохотушки, Запевайте­ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей! Исполняют  весёлые частушки. [3] 1 д. ­ Начинаю я припевку Первую, начальную, Хочу развеселить Печальную. 2 д.­ Говорят, я боевая, Боевая, ну и что ж? Моя мама боевая, Ну а я тогда в кого ж? 3 д. ­ А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала ­ подружки. 4 д. ­ По деревне я шла И Ванюшку видела ­ Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 5 д. ­ Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6 д. ­ Если б не было воды Не было б и кружки, Если б не было девчат Кто бы пел частушки? Хозяйка: Вот молодцы, звонко пели, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось. Хозяин: Так топни, кто не даёт? Хозяйка: Боюсь рассыпаться! Гость 1: А вот я загадку сочинил, кто угадает, тот и молодец! – Посреди двора бочка, под ней четыре столбика. Сзади метла, а впереди вилы. (корова) Гостья 2: И я сочинила загадку. ­ У извилистой дорожки Растёт солнышко на ножке Дозреет солнышко Будет горстка зёрнышек. (подсолнух)   Гость 3: А мою загадку разгадайте: Это что у нас за ложка набрала ведро картошки. (лопата) 1­я гостья: Лодырь да бездельник ­ им праздник и в понедельник. 2­я гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки ­ находишься и без рубашки. Один из гостей обращается к ворчуньям. ­ Акуля, что шьёшь не оттуля? 2­я гостья: А я, батюшка, ещё пороть буду.  Гость: Чего приуныли, о чём задумались? Собирайся народ, кто играть идёт! Дети играют в  русскую народную игру «У медведя во бору». Гостья: Луна за окном так и светит, погадать зовёт.  Кого что ожидает в этом году? Гости выкрикивают: ­ Мне погадай.­ И мне. Хозяйка: Ладно, нечего наперёд загадывать. Бог даст, так и будет. Гостья: А мы сами куём своё будущее. Хозяйка: Ну­ну, кузнецы, лучше пойте и пляшите. (Девочки водят хоровод «Пошла млада за водой») Гость: Ой, Жучка лает. Хозяйка: Чужих отгоняет. Дом охраняет. (Инсценировка башкирской народной сказки «Как собака хозяина нашла») Рассказчик: В давние­давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень  тяжела. Однажды отправилась собака, куда глаза глядят, и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу  волка и говорит: Собака: Здравствуй, волк! Волк: Здравствуй, собака! Зачем пришла? Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе. Рассказчик: Волк согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг волк остановился и говорит: Волк: Ой, бежим скорей, медведь идет! (убегает) Рассказчик: Тогда собака поняла, что волк труслив, подошла к медведю и говорит ему: Собака: Здравствуй, медведь! Медведь: Здравствуй, собака! Зачем пришла? Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе. Рассказчик: Медведь согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг медведь остановился и говорит: Медведь: Ах! Вон человек идет. Он убьет нас. Бежим скорей! (убегает) Рассказчик: Тогда собака поняла, что  и медведь слаб, и пошла к человеку. Подошла и просит: Собака: Здравствуй, Человек! Возьми меня к себе. Рассказчик: Человек взял собаку к себе. Обрадовалась, что нашла себе хозяина и говорит: Собака: Нет на свете никого сильнее человека. Рассказчик: И с тех пор собака верно служит ему. Учитель:  Спасибо за  сказку. А хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Назовите сказку, которая  начинается со следующих слов:[4] Жили­были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: ­ Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зернышко») ­Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. («Лиса и  тетерев») Жили­были бабушка­старушка, внучка­хохотушка, курочка­клохтушка и мышка­норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки ­ поменьше, у курочки ­ с огурчик, у мышки ­ с напёрсточек.  («У страха глаза велики») Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу: ­ Пустите отдохнуть дорожного человека!Дверь открыла старуха: ­ Заходи, служивый. ­ А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора») Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок. ­ Доченька, ­ говорила мать, ­ мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей ­ мы купим  тебе платочек. («Гуси­лебеди») Учитель: Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки. Учитель (обращается к ученице из первого диалога): (Имя), понравились тебе деревенские посиделки?  А вам  ребята? Учитель: Да, сегодня люди редко собираются большими посиделками для совместного творчества. Зато  в  каждом доме создаётся много чудесных вещей, своими золотыми умелыми руками. Каждая такая вещица хранит  частичку тепла и добра. От этого  и дом становится  краше. Сегодня уют и тепло нам помогли создать работы  семей (Знакомит детей с выставками работ  некоторых семей учащихся). ­ Народное творчество живёт в нас, преобразуется, изменяется нами, чтобы радовать нас! Ученица: А можно мы с девочками порадуем вас танцем «Сувенир». (Танец) Учитель: Посиделочкам ­ конец, а кто слушал молодец! Мир вашему дому, а мы пойдём к другому. (Выход детей под народную музыку) Используемая литература. 1. http://omegadol.info/stsenarii/stsenarij­posidelok.html 2. Издательство «Фламинго», 2004г. «Потешки для малышей» 3. http://tcherchenko.tomsk.ru/folkentertainment/rhyme 4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2. М.: «Просвещение», 2012.