В данном материале даётся определение понятия "золотое сечение", рассказывается, как это понятие используется в различных видах деятельности. С учащимися проводится самостоятельная работа по изучению золотого сечения в жизни в виде исследования, где они работают в группах. После чего каждая группа учащихся докладывает результат своих исследований.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №113 города Донецка»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 9 класса
«Золотое сечение»
Подготовила:
Учитель математики
и информатики
Н.В. Манжос
Донецк-2017Внеклассное мероприятие «Золотое сечение»
…Геометрия владеет двумя
сокровищами – теоремой
Пифагора и золотым сечением, и
если первое из них можно
сравнить с мерой золота, то
второе с драгоценным
камнем…
Иоганн Кеплер
Цели изучения:
1. Образовательные:
Дать представление о золотом сечение в математике, архитектуре, живописи,
скульптуре, природе, анатомии.
2. Развивающие:
Активизировать самостоятельную деятельность.
Развивать познавательную активность и мировоззренческие представления о
единстве красоты природы.
Учить обобщать и систематизировать полученную информацию.
3. Воспитательные:
Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию познавательного интереса.
Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.
Воспитывать гармонически развитую личность.
Прогнозируемый результат:
1. знать понятия «золотое сечение», «золотой треугольник»,»золотой прямоугольник».
2. знать числовое значение золотого соотношения
3. уметь делить отрезок в золотом соотношении.
Оборудование:
Чертежные инструменты, проектор
Ход урока:
Окружающий нас мир многообразен.
Вы, наверное, обращали внимание на то, что мы неодинаково относимся к
предметам и явлениям окружающей действительности. Беспорядочность, бесформенность
несоразмерность воспринимается нами как
и производят
отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера,
нечто безобразноецелесообразность и гармония воспринимаются как красивые и вызывают у нас чувство
восхищения, радости и поднимают настроение…
Людей с давних времен волновал вопрос: подчиняются ли такие
неуловимые вещи, как красота и гармония математическим расчетам…? Это будет
основной вопрос, ответ на который мы должны будем получить в конце нашего урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из математических соотношений,
в котором присутствует красота. А ваша задача состоит в том, чтобы приняв активное
участие на уроке, сделать для себя вывод относительно поставленного вопроса.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Золотое сечение как гармония форм
природы и искусства».
Эпиграфом к нашему уроку
будут слова немецкого астронома и
математика – исследователя Иоганна
Кеплера (слайд №2)
Теорему Пифагора знают почти
все… а «золотое сечение далеко не все».
Сегодня мы познакомимся с этим
понятием.
где оно
встречается в природе.
Мы увидим,
Что же такое золотое сечение?
Это есть деление отрезка в определенном
отношении, а в каком именно сейчас рассмотрим. Как правило способов деление отрезка
АВ точкой С бесчисленно много… однако, говорят, что точка С производит золотое
сечение, если выполняется пропорция: длина меньшего отрезка относится к длине
большего также как и длина большего отрезка относится к длине всего отрезка АВ. т.е.
СВ:АС=АС:АВ.
Термин «золотое сечение» было введено в 16 веке ученым изобретателем,
художником, Леонардо да Винчи. Золотое сечение также называли «божественным
сечением», потому что оно вызывает ощущение красоты и гармонии. Но об этом чуть позже
Чтобы и вы могли увидеть золотое сечение в природе, в произведениях
искусства, мы сейчас рассмотрим методику деления отрезка по золотому сечению…(слайд
№3)
Рассмотрим конкретный пример, разделим отрезок АВ=4см по золотому сечению.
(ученики самостоятельно делят, один выполняет деление у доски).И найдем значение отношения.
Что получилось? Интересно. А давайте
разделим отрезок АВ=9 см по золотому
сечению. Найдите значение отношения.
Что получилось? Оказывается, какой бы
отрезок мы не взяли, то отношение
получаемое при золотом сечении
практически не изменяется и всегда
приблизительно равно 0,62… Такое
отношение называют золотым.
Скажите, так в каком случае
точка С производит золотое сечение?
Оказывается существует так
называемый
золотой треугольник,
золотой четырехугольник и золотая
спираль. (слайд №4)
А
сейчас
проведем
психологический опыт.
Начертите
прямоугольник, красивый, такой, как вам
понравится и найдите отношение ширины
к длине, (учитель проходит между
рядами)
что получилось? У
большинства получилось число, близкое
к значению золотого отношения. И это не
случайно. Многим людям кажутся красивыми именно те фигуры, в которых есть элементы,
связанные друг с другом золотым отношением. (слайд №5)
А теперь продолжим работу с золотым
прямоугольником. В нем построим квадрат со
стороной равной меньшей
стороне
прямоугольника, имеющий общий угол с
золотым прямоугольником. . Оказывается мы
снова получим золотой прямоугольник
меньших размеров.
Возьмем полученный
золотой прямоугольник и проведем несколько
аналогичных построений. ( Слайд 6)
что весь прямоугольник
вращающихся квадратов.
Видим,
оказался из
Соединим противолежащие вершины квадратов плавной кривой. Получаем кривую,
которая золотой спиралью.Где в природе встречается золотая
спираль нам расскажет Чепикова Ангелина.
(Доклад ученика)
« Здравствуйте,
я заметила,
рассматривая расположение листьев на
общем стебле многих растений , что между
каждыми двумя парами листьев, третья расположена на месте золотого сечения.
Точка С делит отрезок АВ в золотом отношении и тд.
Рассмотрим расположение семечек в корзине подсолнуха. Они выстраиваются
вдоль спиралей, которые закручиваются как справа налево, так и слева направо. В одну
сторону у среднего подсолнуха закручено 13 спиралей, а в другую – 21. Отношение 13:21
есть золотое отношение. В случае более крупного подсолнуха это отношение такое же.
Похожее спиральное расположение чешуек сосновых шишек и ячеек ананаса.
По золотой спирали свернуты раковины многих улиток и моллюсков, некоторые
пауки, сплетая паутину закручивают нити вокруг центра по золотым спиралям.
По золотым спиралям закручиваются многие галактики, в частности галактика
Солнечной системы.
Из всего вышесказанного можно сказать, что золотое сечение это один из
основных основополагающих принципов природы. Спасибо. (доклад завершен)
Установлено, что золотое сечение можно найти и в пропорциях человека . Об этом
нам расскажет Хомяков Александр (доклад ученика)
«Здравствуйте, я начну сразу с пропорции головы человека и пропорции тела.Спасибо, доклад завершен .
Проведем еще один психол.опыт. Представьте, что вы собрались нарисовать
пейзаж. Проведите линию горизонта. Найдите отношение высоты линии горизонта к высоте
всей картины. Что получилось?
Итог урока:
ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока…( Людей с давних
времен волновал вопрос: подчиняются ли такие неуловимые вещи, как красота и
гармония математическим расчетам…?) Ответ?
Вам понятно значение золотого отношения в природе? В архитектуре итд?
Надеюсь, теперь вы сможете увидеть золотую пропорцию в окружающем вас предметах.
Спасибо…