Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью и творчеством знаменитого английского драматурга и писателя, проанализировать избранные страницы его творчества, “нарисовать” портрет Оскара Уайльда.
Оформление: в день празднования дня рождения писателя школа украшается знаменитыми афоризмами Оскара Уайльда, его портретами с названиями произведений на английском языке
Сценарий мероприятия
Вступительная часть праздника.
Немного рекламы. Заранее подготовленные учащиеся старших классов совершают рейд по классам средней школы. Они говорят о том, что сегодня день рождения у знаменитого английского писателя и драматурга Оскара Уайльда. Спрашивают, знают ли его творчество дети. Зачитывают самые яркие отрывки из сказок писателя. Показывают, если есть возможность, видеофрагменты из мультфильмов и кинофильмов, снятых по мотивам сказок Оскара Уайльда. И приглашают на инсценировку сказки “Соловей и роза” на английском языке, которая состоится на большой перемене
Внеклассное мероприятие "Портрет Оскара Уайльда"
Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью и творчеством
знаменитого английского драматурга и писателя, проанализировать
избранные страницы его творчества, “нарисовать” портрет Оскара
Уайльда.
Оформление: в день празднования дня рождения писателя школа
украшается знаменитыми афоризмами Оскара Уайльда, его портретами с
названиями произведений на английском языке
Вступительная часть праздника.
Сценарий мероприятия
Немного рекламы. Заранее подготовленные учащиеся старших классов
совершают рейд по классам средней школы. Они говорят о том, что
сегодня день рождения у знаменитого английского писателя и
драматурга Оскара Уайльда. Спрашивают, знают ли его творчество дети.
Зачитывают самые яркие отрывки из сказок писателя. Показывают, если
есть возможность, видеофрагменты из мультфильмов и кинофильмов,
снятых по мотивам сказок Оскара Уайльда. И приглашают на инсценировку сказки “Соловей и роза” на
английском языке, которая состоится на большой перемене.
Основная часть праздника.
Немного театра. На большой перемене учащиеся старших классов показывают инсценировку сказки “Соловей и
роза” на английском языке
После уроков учащиеся старших классов собираются на читательскую конференцию. И им предлагается по ходу
мероприятия составить своеобразный портрет человека, который стал символом эпохи декаданса.
Конференцию ведут учителя литературы, английского языка и музыки.
1. Просмотр фрагмента из мультфильма “Кентервильское привидение”.
Ход конференции
“Когда заплачет, не шутя, здесь златокудрое дитя, молитва утолит печаль, и зацветет в саду миндаль, — тогда
взликует этот дом, и дух уснет, живущий в нем”. Именно такие строки прочитала маленькая Вирджиния на окне
библиотеки старого замка. Девочка не знала, что значат эти странные слова, пока обитавшее в замке
привидение лорда Кентервиля не обратилось к ней с просьбой о помощи...
Учащиеся вспоминают данное произведение писателя и делают выводы о том, чему нас учит эта добрая сказка.
2. Немного о личности писателя. Оскар Уайльд (1854 1900), рано познавший опьяняющий вкус славы, был
неудержим в своих страстях. Кумир женщин и объект привязанности мужчин, Уайльд жадно пил из чаши
наслаждений, окруженный восхищенными сотрапезниками и почитателями. Он так и не заметил мгновения, когда
изысканный нектар начал приобретать привкус отравы. Этот кубок он также осушил до дна, но уже в
одиночестве...
3. Учащимся предлагается текст стихотворения в прозе Оскара Уайльда “Художник” (см. Приложение №1).
Задача учащихся подумать, каким предстает писатель перед своими читателями. Что можно сказать о его
отношении к творчеству? Каковы его жизненные и моральные ценности? Выводы записываются на специальную
доску.4. Немного биографии. Оскар Уайльд вырос в обеспеченной аристократической семье и получил блестящее
образование: сначала престижный колледж Св. Троицы в Дублине, затем колледж Св. Магдалины в Оксфорде в
Англии. Юноша был очень одаренный, увлекался историей и античной литературой, проявлял способности к
языкам. Особенно в Оксфорде Уайльд много работал над собой, именно там он выработал кристальный
английский акцент. После окончания университета (1878) Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где перед ним
открываются большие возможности. Он становится журналистом, пишет статьи по вопросам искусства и
литературы, одновременно читает лекции, в которых пропагандирует эстетизм. Молодой красивый человек,
повеса и острослов, он становится частым гостем лондонских салонов. Ему всегда рады, его ждут.
5. Немного портрета. Экстравагантный костюм помогает Уайльду завоевать Лондон. Короткая бархатная
куртка, короткие – до колен – атласные штаны, жилет в цветочках, лакированные туфли с серебряными
пряжками, берет на длинных каштановых кудрях, лилия или подсолнух в руке. Все это должно было эпатировать
чопорную викторианскую публику и вызвать интерес к эстетизму.
Прекрасно одетый, с неизменным цветком в петлице, он – законодатель лондонской моды. Его называют
“британский нарцисс”, им восхищаются. А он, эстет по натуре, восхищается красотой, все безобразное его
отталкивает, а тривиальное – раздражает. Он скучает и одновременно страдает от пошлости и несовершенства
мира, ища свое прибежище в красоте, которую находит в искусстве, “где всегда много радости и немного
забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира”.
6. Учащимся предлагается поразмышлять над внешним обликом писателя и сделать записивыводы на нашей
специальной доске.
7. Немного о творчестве. Оскар Уайльд начинает серьезно заниматься творчеством. Первый поэтический
сборник “Стихотворения” (Poems) он издает на свои деньги в 1881 году. Чтобы немного развеяться, Оскар
Уайльд отправляется путешествовать. Сначала он едет в Америку, где читает лекции по теории искусства.
( “Ренессанс английского искусства” — его первая лекция). Проведя год в Америке, Оскар отправляется в
Париж, где легко завоевывает симпатию таких известных писателей как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор
Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и др.
У Оскара Уайльда прекрасная дикция и он, играя словами, как будто очаровывает, завораживает своих
слушателей, которые попадают под влияние его харизматической личности. Начинается наиболее плодотворный
период его творчества (18871895 г.г.)
1887 г. сборник “Кентервильское привидение” (“The Canterville Ghost”);
1888 г. сборник “Счастливый принц и другие сказки” (“The Happy prince and Other Tales”);
1892 г. сборник “Гранатовый домик” (“A House of Pomegranates”).
Именно сказки принесут ему настоящую славу в будущем. Они любимы читателями во всем мире, интересны
людям разного возраста: и взрослым, и детям. Эти трогательные, грустные, смешные истории заставляют
задуматься о таких вечных понятиях, как добро и зло, любовь и дружба, преданность и сострадание.
Однако, если прочитать эти “детские сказки”, нельзя не заметить их пронизывающую грусть и
неудовлетворенность окружающей жизнью. Его “счастливый принц” несчастен и сердце его разбивается от
горя, а соловей умирает в страданиях на шипе розового куста.
Откуда эта настроение? Что кроется за маской “лондонского денди” и “баловня судьбы”?
8. Учащимся предлагается поразмышлять над смыслом недетских сказок писателя и сделать записивыводы на
нашей специальной доске.
9. 1890 год и выход в свет единственного романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” (“The Picture of Dorian
Gray”). Это взрыв, удар по буржуазной морали, удар по всему английскому обществу. Неудивительно, что
публика не поняла и не приняла этот роман, а критики обвинили автора в безнравственности. А ведь смыслто
произведения как раз в том, что убить свою совесть – это все равно, что убить себя, свою душу. Драматичная,
парадоксальная, завораживающе интригующая история Дориана Грея, ставшего жертвой собственного
желания вечной жизни, несмотря на прошедшие с момента опубликования романа сто двадцать лет, до сих пор
остается магнетически притягательной как для читателей, так и для режиссеров.
Участники праздника читают предисловие к роману и выделяют фразы, которые смело можно назвать
афоризмами.Художник — тот, кто создает прекрасное.
Мысль и Слово для художника — средства Искусства. Порок и Добродетель — материал для его творчества.
Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Далее обращаются к избранным главам романа (см. Приложение №1) и пытаются понять, какой человек мог
создать, написать подобное. Выводы записывают на нашей специальной доске.
9. Путь к сердцу английской публики. Оскару Уайльду 37 лет. Начинается последний счастливый период его
жизни. Писатель обращается к драматургии. Правда, начинается все опять с неудачи. Уайльд пишет пьесу
“Саломея”, специально для Сары Бернар, но пьесу запрещают к постановке в Лондоне. Однако в 1892 году
выходит в свет первая комедия Уайльда — “Веер леди Уиндермир” (Lady Windermere’s Fan). Затем в 1893 году
выходит комедия — “Женщина, не стоящая внимания” (“The Woman of No Importance”). Успех писателя растет,
публика им восторгается. В 1895 Уайльд пишет еще две комедии — “Идеальный муж” (“An Ideal Husband”) и “Как
важно быть серьёзным” (“The Importance of Being Earnest”).
Действия пьес вращаются вокруг шантажа и политической коррупции, затрагивают темы общественной и
частной честности. События происходят в Лондоне, в “настоящем” (период написания произведения)...
“Рано или поздно”, — отмечает Уайльд, — “нам придется расплатиться за наши поступки...” Но добавляет: “Не
стоит судить человека только по его прошлому”.
Он будто играл в пингпонг – легко, элегантно, театрально. Слова прыгали, как шарики... Щелк – афоризм,
щелк – парадокс, щелк – оксюморон...
Оскар Уайльд, этот гений парадокса, изощренный эстет, “апостол красоты”, денди и циник, в любую
секунду, подобно фокуснику, достающему кролика из шляпы, извлекал изящно скроенную остроту,
шутку. В нем словно бил постоянно действующий фонтан остроумия, фейерверк отточенных парадоксов.
10. Немного афоризмов. Учащиеся читают афоризмы на английском языке и делают перевод.
“Джентльмен – это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения”,
“Весь мир – театр, но труппа никуда не годится.
“Человечество относится к себе слишком серьезно. Это его первородный грех”.
“Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь”.
“Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему”...
11. Вывод, к которому желательно привести участников праздника. Оскар Уайльд поднимается на
вершину славы. Чувство стиля, ум, острота мыслей ему не изменяют. Но он теряет чувство меры и
осторожности и начинает думать, что ему дозволено всё.
Завершающая часть праздника.
Разучивание стихотворения Оскара Уайльда “Желтый омнибус” (см. Приложение №1) и исполнение всем вместе
под музыку. А так же своеобразный портрет знаменитого писателя, созданный своими руками.
Талант английского писателя Оскара Уайльда был поистине многогранен. Беллетрист, поэт, драматург и
литературный критик, он является, пожалуй, одним из наиболее интересных представителей европейской
литературы конца ХIХ века. Его творчество испытало сильнейшее влияние декаданса, но во многом выходило за
его рамки. Знаменитый эстет и денди, забавлявший всех своей экстравагантностью и восхищавший своими
парадоксами, человек, гнавшийся за красотой и чувственными удовольствиями, но, в конце концов, познавший
унижение и тюрьму, Уайльд стал символической фигурой для декаданса конца XIX столетия.
Список использованных видеофрагментов
1. Кентервильское привидение (м./ф.)/ Реж. Брумберг Б., Брумберг З., муз.– Варламова А.2. Звёздный мальчик (к./ф.) /Реж. Нечаев Л., муз. Рыбникова А.
3. Идеальный муж (к./ф.) /Реж. Георгиев В., муз. Денисова Ю.
4. Good Woman (к./ф.) /Реж. Баркер М., муз. Митчела Р.Дж.
5. Портрет Дориана Грея (к./Ф.)/ Реж. Турбин В., муз. Пирумова А.
6. Портрет Дориана Грея (музыкальный клип) /Реж. Костин Г. , муз. Леви Б.
Список литературы
Произведения:
1. Уайльд О. Стихотворения. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь. Стихотворения. Рассказы. М.:
Художественная литература,1976 767с. (Библиотека мировой литературы).
2. Уайльд О. Король жизни. М.: Художественная литература,1993 494с.
3. Уайльд О.Избранное. М.: Просвещение,1990 384с. (Школьная библиотека).
4. Уайльд О. Избранное. М.: Просвещение,1992 384с.
5. Шкатулка сказок. М.: Республика,1993 383с.
6. Уайльд О. Избранные произведения в двух томах. Том 1. М.: Детгиз,1961 400с.
7. Антология мировой детской литературы. Том 7. М.: Аванта+,2003 624с.
8. Литературные сказки зарубежных писателей. М.: Детская литература, 1982655с.
9. Российская школьная хрестоматия. /Сост. Ильчук Н.П. М.: Интербук,1996 288с.
10. Уайльд О. Мальчик Звезда: Сказки М.: Эксмо,2014 112с.: ил.
11. Сказки для взрослых: Т.2 М.: КАПИК,1992 270с.
12. Сказки Англии М.: Дрофа,1992 432с.
Литературоведение
1. Энциклопедия для детей. Всемирная литература М.: Аванта +, 2001 653с.
2. Зарубежная литература ХХ века (18711917). М.: Просвещение,1981 638с.
3. Зарубежная литература. М.Просвещение, 1991 304с.
4. Ерёмин В.Н.Сто великих поэтов М.:Вече,2010 480с.
5. Ломов В.М.Сто великих зарубежных писателей М.:Вече,2009, 432с.
Статьи
1. Борщевская М. Ю. О чём заливался соловей? // Литература,2012, №3 с.1720.
2. Кривина Т. Что знал о красоте Оскар Уайльд//Литература,1998, №29с. 9 11.
3. Кузнецова Н.К. Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда “Мальчик звезда”.//Уроки
литературы,2006, №11 с. 89.
4. Мочалина С.Л. Рассказ Оскара Уайльда "Кентервильское привидение" 7 класс // Литература в
школе,2007, №8,с.43 44.
5. Орлянская В.П. Проблема выбора в рассказе О. Уайльда “Кентервильское приведение”: Материалы к
уроку в 9классе.// Уроки литературы, 2006, №11 с.16.
6. Паустовский К.Оскар Уайльд //Уроки литературы,2006, №11 с.12.
7. Семёнова Н. Сказка Уайльда “Мальчик звезда”// Уроки литературы, 2003, №6 с.1415.
8. Тамарина Т. Счастье делать добро: Урок по сказке О.Уайльда “Счастливый принц”. 56 классы.// Уроки
литературы,2006, №11 с.37.
9. Шайтанов И.В конце века. Эстетизм // Литература, 2004, № 41 с.25.
10. Шило Т.Б.Урок литературы по сопоставлению двух зарубежных произведений. // Литература в
школе,2007, № 9 с. 4143.