Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—6 кл
29.03.2018
Целеполагание:
• распространение среди школьников знаний родного русского языка и литературы вне урока;
• привитие любви к русскому языку и литературе, формирование бережного отношения к слову;
• обучение культуре речи, культуре общения;
• внеклассная работа по предмету с учебно-методическим комплексом «Вокруг тебя – Мир».
Форма урока: литературная гостиная; путешествие в царство сказки.
Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного русского слова.
Метод: сравнительно-сопоставительный анализ сказок в неразрывной связи с их идейно эстетической функцией.
Оборудование: импровизированный салон, книжная выставка, иллюстрации, аксессуары сказочности; мультимедийная презентация.
Эпиграфы к уроку:
1. Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием. Джон Рескин
2. Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливыми! Притча
3. Музыкальный эпиграф: фонозапись песни «В мире много сказок».
Внеклассное мероприятие Там, на неведомых дорожках.doc
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых
дорожках…" (5–6-е классы)
Целеполагание:
распространение среди школьников знаний родного русского языка и литературы вне урока;
привитие любви к русскому языку и литературе, формирование бережного отношения к слову;
обучение культуре речи, культуре общения;
внеклассная работа по предмету с учебнометодическим комплексом «Вокруг тебя – Мир».
Форма урока: литературная гостиная; путешествие в царство сказки.
Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём
исследования «живого» образного русского слова.
Метод: сравнительносопоставительный анализ сказок в неразрывной связи с их идейно эстетической
функцией.
Оборудование: импровизированный салон, книжная выставка, иллюстрации, аксессуары сказочности;
мультимедийная презентация.
Эпиграфы к уроку:
1. Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец
ее. Пусть каждая из этих жизней будет отмечена какимнибудь добрым поступком, какойнибудь
победой над собой или приобретенным знанием. Джон Рескин
2. Когда ктонибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали
счастливыми! Притча
3. Музыкальный эпиграф: фонозапись песни «В мире много сказок».
Слово учителя: Добрый день, друзья!
Ход мероприятия
Рады видеть Вас в нашей литературной гостиной. Необыкновенная встреча ждёт вас: встреча со сказкой!
Сколько удивительных героев и приключений обитают «Там на неведомых дорожках». Сказка – мир вечных
истин, важных открытий, мир, который всегда удивляет. Каким музыкальным, лёгким, образным языком
написаны сказки! Будем же учиться красивому мудрому слову русскому, бережному отношению к нему. Будем
общаться. Поведут вас в сказочную страну старшеклассники. Они уже мудрецы: много сказок читали, с вами
знаниями готовы поделиться!
В добрый путь в Царство русской сказки!
(Звучит песенка «В гостях у сказки».)
I ведущий (листая страницы книги, проходит по сцене): «Вечером, пишет А.С. Пушкин своему брату Левушке,
слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма …»
Особенность сказки ни на что не притязать, никому не навязываться, ничего не затевать: «Не любо – не
слушай…» А слушать надо всем от мала до велика. Слушать, слышать, осязать, «недостатки воспитания нашего»
восполнять да наше косноязычие лечить! «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»!
II ведущий (в руках держит цветок полевой, с поклоном): Государи мои, люди русские! Сказка, как цветок, но не
садовый, а полевой, который сам ветром овеется, сам укоренится, сам листочкиладошки распрямит и чашечку
разорвет; Божьим солнышком угреется, Божьим дождиком польется, Божьей птичкой опоется, Божьей пчелке
свой отдаст мёд, благоуханный, чудесный! Сказительница (на фоне мелодии «Звуки леса»):
Ну, слушай: в родине моей,
Между пустынных рыбарей,
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Все слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб, и самая Любовь…
Слушай сказку!.. слушай!.. слушай !…
(Инсценировка сказкибыли Андрея Платонова «Неизвестный цветок», На фоне мелодии П. И. Чайковский,
«Времена года».)
Цветок: Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и
козы не ходили туда, и дети там никогда не играли; не росла там трава, а лежали одни старые камни…Лишь
ветер гулял по пустырю…
Однажды упало из ветра одно семечко и приютилось в ямке меж камней и глиной; долго томилось, потом
напиталось росой, выпустило из себя тонкие волоски корешки, впились они в камень… и стало семечко расти!..
Цветок трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли
собирать росу, он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости… Лишь один раз в сутки цветок
радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Но цветок не хотел жить печалью, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал… Листья его не могли
напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка – синяя, другая – красная, третья – голубая или
золотого цвета.
Ветер (прошелестел):
Я ветер, я вольный ветер!
Я вею на белом свете.
Все запахи я осязаю,
Всех вижу, везде летаю…
Даша: Девочка Даша отдыхала с подругами в пионерском лагере. Заскучав по матери, она написала ей письмо
и понесла конверт на станцию. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание… Ветер с дул пустыря и
приносил тихий запах.
(Даша идет к цветку.)
Никогда не видела я такого цветка, никогда! (садится на землю возле цветка) Отчего ты такой?
Цветок: Не знаю… Оттого, что мне трудно.
Даша: А как тебя зовут?
Цветок: Меня никто не зовет, … я один живу.
Даша (осмотревшись): Тут камень, тут глина… Как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
Цветок: Не знаю.
Даша (поцеловала его венчик, погладила): Маленький такой!
Сказительница: На другой день Даша привела ребят в гости к цветку. Они стояли вокруг, вдыхали его аромат и
любовались им, как героем. Потом сосчитали, сколько надо привезти тачек с навозом, чтобы удобрить мертвую
землю.
Тогда маленький цветок отдохнет, а из его семян вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие,
сияющие светом цветы!.. (Звучит хронометр, убегает время).
На другое лето Даша опять приехала в тот же лагерь. Всю долгую зиму она помнила о неизвестном цветке и
теперь пошла на пустырь… Он стал другой: зарос травами, цветами, над ним летали птицы и бабочки, от цветов
шло благоухание…
Даша: Однако прошлогоднего цветка нет (вздохнув). Должно быть, он умер в минувшую осень.. (осмотрелась,
вскрикнула) Ой, такой же точно, как тот, только немного лучше и еще прекраснее… Вырос меж тесными камнями
новый цветок!… живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
(Даша потянулась к цветку, чтобы ощутить его запах).
Цветок (тянется к Даше): Цветок позвал девочку к себе безмолвным голосом благоухания.
I ведущий: Спасибо, друзья! Вы так трогательно поведали нам историю жизни Цветка на пустыре. Слушали вы
сказку, ребята, размышляли над ее содержанием, что же поняли? Какой была жизнь цветка на пустыре?
1й ученик: Я думаю, невесело жилось цветку, одиноко, неуютно. Не случайно автор поселил его на пустыре:
пусто одному, неприкаянно жить, радости совсем мало от такой жизни.
2й ученик: Меня удивила жизнестойкость цветка: все вокруг мертвое, а он, как стойкий оловянный солдатик,
впивается в камни корешками и растет. Нежный, хрупкий, а такой сильный. Как герой!
II ведущий: Верно! Жажда жизни у Цветка необыкновенная: изо всех сил «трудился» он, чтобы не умереть,
превозмогал голод, усталость боль. Он понимал: надо жить, чтобы дать жизнь другим.
А как вы думаете, почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?
Изменилось ли чтото в жизни цветка с этого момента?
3й ученик: Даша не могла, на мой взгляд, пройти мимо страдания и одиночества. Она сама в это утро была
одинока, нуждалась в материнской ласке и остро почувствовала чужую грусть, чужую боль. Девочка
посочувствовала маленькому цветку. Он ведь был Слепой!
4й ученик: Я хочу дополнить ответ Саши: и цветок почувствовал тепло Дашиного участия. Они потянулись друг
к другу. Даша утешила цветок, цветок утешил Дашу. От общения с природой у человека всегда на душе
становится спокойнее, легче. Может, и деревьям, и цветам наша забота нужна. Они от этого лучше растут!
5й ученик: Конечно, Андрей Платонов написал сказку, но сказкубыль, слово «быль» тоже правильное. Чуткие
люди умеют разговаривать с растениями, умеют их понимать, чувствовать. Те, кто не очерствел сердцем и
душой. Ребята удобрили землю, посеяли добро – пустырь зацвел! Воскрес. Разве так не бывает?
I ведущий: Хорошо, ребята! Сочувствие, сопереживание, сострадание – вы нашли слова, которые можно
назвать ключевыми в этой сказке. Очень важно понять, что за жизнь надо бороться, надо любить жизнь, надо
поддерживать друг друга в этой жизни, чтобы она на Земле не угасала! Дашин неизвестный цветок – отец
продолжает жить и после смерти, а его сын стал еще терпеливее!.. Он тоже даст продолжение жизни,
повторится в детях. И будет много цветов на Земле. Так и человек живет, верно?
II ведущий: Сделаем вывод. Назначение всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Так говорит
герой рассказа А. Платонова. Жизнь – самое дорогое, что есть на свете. И она будет неполной без ощущения
утраты, любви, жажды жизни. Этому учит нас сказка «Неизвестный цветок».
I ведущий: А теперь обратимся к нашим эпиграфам, прочитаем высказывания известных людей. Как
перекликаются они со сказкой А. Платонова? (дети читают высказывания комментируют).
1. Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее.
Пусть каждая из этих жизней будет отмечена какимнибудь добрым поступком, какойнибудь победой над собой
или приобретенным знанием. Джон Рескин (1819–1900, английский теоретик, искусствовед, публицист)
2. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и
не предотвратить их. Альберт Щвейцер (1875–1965, немецкофранцузский мыслитель, врач, музыковед).
3. Люди, у которых свое горе, умеют утешать других. Марк Твен (1835 – 1910, американский писатель) I ведущий: Спрашивает человек сказку, и она ему отвечает – о смысле жизни, о том, что есть счастье, что есть
зло и добро, правда и кривда… Сколько вопросов – столько и ответов. А вы для себя открытие сделали? Какой
урок мы извлекли, что нового открыли для себя, познакомившись со сказкой А. Платонова?
1й ученик: Самое важное открытие для меня: надо уважать людей, надо любить природу, жить с ней в
согласии; и надо сострадать чужому горю, как своему. Жить, чтобы продолжиться в детях, чтобы планета Земля
жила!
2й ученик: Хорошая сказка, умная! Мое мнение после разговора укрепилось. Я возьму себе за правило, что
надо совершать добрые поступки, приобретать знания, побеждать свои недостатки.
II ведущий: Как ты хорошо сказал, Дима: «возьму за правило». А как вы понимаете, ребята, слово «правило» и
«правила»? Приведите примеры правил.
3й ученик: Бывают правила поведения в школе, в семье, в обществе, на дороге.. Правило – это порядок, закон,
то, как надо или как не надо себя вести. Я так это понимаю.
I ведущий. Прав ты или не прав, подскажет сказка. Хотите новую сказку послушать?
(Все: Хотим)
Тогда давайте вспомним, какими словами начинаются русские сказки?
4й ученик: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
5й ученик: «Давнымдавно, при царе Горохе…»
6й ученик: «Жилибыли..»
Сказительница: Ах, молодцы! Тогда начнем новую сказку! Расскажу про диво дивное: на море – окияне, на
острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По тому древу ходит кот – баюн: вверх идет песни заводит, вниз
идет – сказки сказывает. Это все присказка еще не сказка. Без присказки сказка – что без полозьев салазки!
Добры молодцы, красны девицы, так хотите сказку слушать?
Все: Хотим! Давно хотим!
Сказительница: А давайте сыграем в сказку Татьяны Александровой «Светофорчик»! (ребята разбиваются
на две команды: машины и люди).
Жилбыл маленький светофорчик. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел
сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую – красным, потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.
Стоит и смотрит день и ночь напролет. А мимо идут машины, бегут люди. Светик был добрый – предобрый и
очень людей жалел.
Светик (задумчиво): У людей глаза не светятся ни желтыми, ни зелеными, ни красными огнями… Бедняжки! А у
машин только ночью цветятся глаза. Я заметил, что и машины, и люди больше всего зеленому моему глазу рады
бывают. Посмотрю красным глазом – останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.
Посмотрю зеленым – и машины, и люди бодро, весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.
Сказительница: И Светик старался всем хорошо делать. Очень огорчало доброго светофорчика, что кому
нибудь непременно надо было говорить «нет!» Особенно, если ктото спешит…
Светик (загорается зеленый глазок – радостно): Идите, бегите, мчитесь!
(Команда машин устремляется вперед, люди замерли рядом с зеброй).
Светится красный глаз – уговаривает. Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам, люди, зажгу зеленый
свет.
Сказительница: Однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо.
Светик (мечтает): Буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами!
(Загорается два зеленных глаза – начинают движение и машины и люди).
Светик: Ой, что я наделал! Все загудело, заскрежетало, завизжало. Машины налетают друг на друга, люди
могут попасть под машины … Стоп! (Загорается желтый свет.) Замрите! (Немая сцена).
Какое счастье, что я могу смотреть в обе стороны только желтыми глазами: большой беды не произошло.
Хотелось быть добрым, а чуть не погубил всех!
(Зажигается свет: машинам – красный, людям – зеленый. Все пришло в движение, в порядок. Команды
рассаживаются по местам).
Светик: Так приятно всегда говорить «да», но иногда «нет» лучше, чем «да». Всетаки, наверное, лучше вовремя
сказать «нет»! Как вы думаете, ребята?
1й ученик: Спасибо, Светик, тебе за сказку. Ты, конечно, прав. Нельзя на проезжей части добреньким быть.
Светофор обязан быть строгим, и ему должны все подчиняться.
2й ученик: Я думаю, что светофорчик очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.
Но есть правила. Без них на дороге нельзя, и Светик это понял.
II ведущий: А ведь правила нужны нам всюду, не только на дороге. Есть правила, направленные на защиту
человека в семье; в период военных действий в горячих точках. К сожалению, нарушение правил является
причиной несчастных случаев, неблагоприятного для людей исхода событий.
Приведите примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей?
(Ребята задумались.)
Вспомните: Светофорчик в критический момент удержал себя от необдуманного поступка и исправил ситуацию?
Как вы полагаете, что может регулировать взаимоотношения людей в самых различных ситуациях?
3й ученик: Думаю, основной регулировщик разум! Взаимоуважение, взаимопонимание людей! Когда человек
хорошо подумает, взвесит свое решение, он и примет правильное решение.
4 ученик: А правильное решение – это, когда всем хорошо, не нарушаются чьито интересы. Все счастливы!
5 ученик: Я согласен с ребятами. Если каждый будет делать все для себя, как ему лучше, не будет считаться с
другими, вот тогда будут в мире ссоры, разногласия, войны.
I ведущий: Следовательно, чтобы все были счастливы, надо учиться делать счастливым не только себя, но и
других? И учиться этому надо в семье, с детства. Так?
Ребята: Да!
II ведущий: И снова нам на помощь приходит народная мудрость, убеждая нас в правильности вывода. Есть у
народов Северного Кавказа такая сказка: «Общее счастье» называется. Читали? Вспомним?
Сказительница (с блюдцем и яблоком): Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все
города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко со светлым
месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются. Покажи нам, блюдечко, расскажи нам, яблочко, кто в беде
сейчас?..
Старик: А в беде сейчас старик, большого семейства старейшина. Пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто
раньше не скажет: «Это мое». А говорит: «Это наше». А теперь каждый норовит взять себе, отнять у другого.
Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадается под руку, прячет в свой сундук.
Были в семье раньше правила неписаные, соблюдали их взрослые и дети: все называли друг друга «мое
солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому… Все они были
вместе сильны, богаты… А теперь?!.
Счастье: И покинуло семью старика Общее Счастье… Пошел старик по следам счастья, увидел его сидящим на
дереве.
Старик: Почему ты сидишь в лесу, Общее Счастье моей многолюдной семьи?
Счастье: Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего хадзара. Никто в семье больше обо мне не думает,
никто со мной не считается. Позабыли меня, тебя тоже позабыли… Где не хотят общего добра, а один тянет
себе, другой себе, там нет места счастью. Старик: Уважь старика, вернись обратно. Сколько сил хватит, я помогу тебе, чтобы не о себе думали, а обо всех
в семье моей.
Счастье: Иди домой. Уважу тебя, дам каждому из домочадцев, чего у меня попросят. …И просили домочадцы
кто коня, кто оружие, кто быков. А младшая невестка пожелала, чтобы Счастье им всем дало общую жизнь,
общую работу и любовь друг к другу. Но выполнить эту просьбу Счастью было труднее всего: как после разлада
все смогут забыть обиды и снова полюбить друг друга?!
Старик: Но всё же возобладал разум! Увидели все, как опечален старик семейным разладом, снова стали друг
дружку теплом согревать, поддерживать: «наша работа», «наши дети», «наше добро». А слово «мое» будто
вовсе и не знали… Снова в доме поселились радость, веселье, и Счастье Общее вернулось, единое для всех.
I ведущий: Основная мысль осетинской сказки «Общее счастье» в том, что… Продолжите фразу?
1й ученик: … в том, что нужно уметь соблюдать правила: уважать достоинство людей, любить людей,
защищать друг друга, сострадать чужому горю.
2й ученик: … в том, чтобы все жили дружно, не ссорились. А если ссорятся народы? Сколько надо усилий,
чтобы помирить людей! Чтобы Общее Счастье вернулось в дом, в наш Общий дом!
II ведущий: Верно! Хорошо, что люди, руководствуясь здравым смыслом, могут примириться, могут остановить
войну. Немало усилий приходится приложить, чтобы научились народы жить по правилам человеческого
общежития.
I ведущий: «Вокруг тебя – Мир» значит надо беречь этот мир! Помогает людям в этом независимая
организация Красного Креста и Красного Полумесяца. Она направляет свои усилия на обеспечение защиты и
помощи жертвам конфликтов и войн. Это гуманитарная и медицинская помощь населению. Даже в самых
сложных ситуациях, даже на войне, есть место проявлению гуманности!
II ведущий: И каждый человек должен учиться отвечать за свои слова, поступки, мысли! Пусть же слова будут
красивыми, мысли чистыми, поступки правильными! Нужно опираться на принципы гуманизма в выборе своих
решений, как это делают герои сказок, с которыми сегодня вы встретились.
I ведущий: Подведём итог: чему же мы научились сегодня? Обратимся к
Целям, в течение урока мы
исследовали духовный смысл сказок, пришли к выводу, что сказка (как литературная, так и народная)
учит нас мудрости, учит нравственным ориентирам в жизни.
постигали красоту живого образного русского слова, учились к нему бережно относиться, старались
строить свою фразу правильно.
общались, учились культуре речи, умению излагать свою точку зрения. Наши цели реализованы! Мы, как
наполненный сосуд, и каждый должен не расплескать, а пополнять свой кувшин знаний. Читайте сказки!
Сказительница: Пришла пора сказать: «Вот и сказке конец! А кто слушал молодец!» Закончилось наше
сказочное путешествие. Устали в дороге? Притомились? Тогда отдыхайте, набирайтесь сил да премудрости,
чтобы вновь отправиться за приключениями по дорогам сказки!
До встречи, друзья!
Презентация «Там на неведомых дорожках»
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.