Цели:
• Обучающие: создать условия для конструирования собственного знания.
• Развивающие: развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, культуроведческую компетенцию, монологическую речь учащихся, познавательный интерес.
• Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к малой родине – Оренбуржью; приобщать учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового;
Оборудование: карандаши, фломастеры, клей, листы бумаги формата А4.
Образовательные технологии: технология «Творческая Мастерская», педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (Е. Н. Ильин).
Литература:
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы. Методическое пособие. Санкт-Петербург, «Паритет», 2003.
2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Санкт-Петербург, «Паритет», 2004.
3. Журнал «Гостиный Двор», №18, 2005, г. Оренбург.
4. Петров В. «Красный бугор». Лирика. Оренбург, 2001.
5. Петров В. «Грустное лето» Стихотворения, поэмы. Оренбург, 2003.
Внеклассное мероприятие "Творческая мастерская"
Цели:
Обучающие: создать условия для конструирования собственного знания.
Развивающие: развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, культуроведческую
компетенцию, монологическую речь учащихся, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к малой родине – Оренбуржью; приобщать учащихся
к радости сотрудничества, законам открытия нового;
Оборудование: карандаши, фломастеры, клей, листы бумаги формата А4.
Образовательные технологии: технология «Творческая Мастерская», педагогическая технология на основе
личностной ориентации педагогического процесса (Е. Н. Ильин).
Литература:
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы. Методическое
пособие. СанктПетербург, «Паритет», 2003.
2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СанктПетербург, «Паритет», 2004.
3. Журнал «Гостиный Двор», №18, 2005, г. Оренбург.
4. Петров В. «Красный бугор». Лирика. Оренбург, 2001.
5. Петров В. «Грустное лето» Стихотворения, поэмы. Оренбург, 2003.
1 этап
Ход «Мастерской»
Первый этап работы «Мастерской» мотивирует творческую деятельность каждого участника.
Предлагается на половине листа бумаги написать слово «дождь», добавить несколько словассоциаций и
нарисовать дождь. Затем листы в группе передаются по кругу, на них записываются слова – ассоциации к
рисунку одноклассника, а потом листы возвращаются хозяевам. Рассматривается, что получилось.
Добавить несколько слов – ассоциаций или словосочетаний к словосочетанию «оренбургский дождь».
2 этап
Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа с поэтическим текстом.
Предлагается прослушать стихотворение оренбургского поэта В.И. Петрова «Оренбургский дождь» и, пока
звучит текст, выписать на другой половинке листа запомнившуюся метафору. (Можно прочитать стихотворение
дважды, с первого прочтения мало кто справляется с заданием)
Затем каждый рисует эту метафору.
Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург,
Сладить не в силах с прохожими,
Взъярились вдруг.
В гневе своем задыхаясь,
В свисте горластом, взахлеб,
Мусором, галькой швыряясь,
Бросились кони в галоп.
Друга, московского гостя,
Бить начинает дрожь:
«Что за стихия?» – «Не бойся.
Оренбургский дождь».
(В.И. Петров)Метафора:
Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург…»
Из всех получившихся рисунков группа склеивает коллаж. «Вернисаж» можно разместить на стене, на доске или
просто разложить по свободным столам. Главное – всем посмотреть, что получилось. Проводим миниэкскурсии
по «картинной галерее».
3 этап
В ходе работы выписана метафора. Пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть
совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек индивидуальность,
одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.
Предлагаю написать несколько слов о метафоре В. И. Петрова, как она строится. (Этот этап вызывает
затруднение, но все пишут – кто – удачно, кто не очень).
4 этап
При чтении получившихся анализов лирических произведений идет взаимообогащение, самокоррекция,
поскольку никому не возбраняется чтото по ходу дела добавлять к уже написанному.
Раздать тексты стихотворений других поэтов об оренбургском дожде. По одному стихотворению на группу,
потому что работать на слух очень трудно. Ребята письменно анализируют предложенные тексты, находят в них
изобразительно – художественные средства, делают сравнительный анализ. После написания зачитывают друг
другу получившиеся анализы лирических произведений.
5 этап
Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность.
Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники,
художественные тексты, позволяющие ответить на возникшие вопросы.
Ребята пишут минисочинения о творчестве оренбургского поэта В.И. Петрова, используя принцип работы над
коллажем – на основе выписок, сделанных в течение урока.
2. Рефлексия
1. Что было важно в сегодняшней встрече?
2. Какие этапы «Мастерской» особенно понравились, запомнились?
3. Что вам более всего удалось во время работы, какие виды деятельности были выполнены успешно?
4. О чем пришлось задуматься?
5. Какие вопросы и пожелания себе, другим ученикам, учителю появились у вас?
3. Домашнее задание (творческое)
Выполнить презентацию в программе Pover Point по теме: «Оренбургский дождь».
Творческие работы учащихся
Дождь в Оренбурге – красота!
Лишь избранный поймет.
Понять ты сможешь лишь тогда,
Как дождик к нам придет.
Услышать, полюбить, узнать
Все капли до одной.
И мы хотим дождя опять,
Он нас всегда поймет.
Бывает, выйдешь на крыльцо,
Дождь тебе стучит в лицо,
С неба падают дождинки,
Словно мокрые слезинки.
И будет лить он долго, звонко.
Он будет нагонять тоску.И будут падать капли громко,
Несущие с собой беду.