Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства" Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы. Ход мероприятия. I. Чтение стихотворения. В чудетство откроешь окошки- Счастливень стучит по дорожке, Цветет Веселютик у речки, И звонко поют Соловечки. А где-то по дальним дорогам Бредут Носомот с Бегерогом… Мы с ними в Чудетство скорее пойдем- Спешит торопинка под самым окном, Зовет нас глядеть- заглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство! Учитель: Детство - бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда-то ребенком. Не случайно есть такое утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети, еще не взрослые, а уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие Все начинается с детства.doc
Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства" Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о  детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы. I. Чтение стихотворения. Ход мероприятия. В чудетство откроешь окошки­ Счастливень стучит по дорожке, Цветет Веселютик у речки, И звонко поют Соловечки. А где­то по дальним дорогам Бредут Носомот с Бегерогом… Мы с ними в Чудетство скорее пойдем­ Спешит торопинка под самым окном, Зовет нас глядеть­ заглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство! Учитель: Детство ­ бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни  человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда­то ребенком. Не случайно есть такое  утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети,  еще не взрослые, а уже что­то осталось позади. Это что­то ­ детство. II. Формулировка целей мероприятия. 2. Учитель: ­ Что такое детство? Дайте свое определение. (Ответы уч­ся) ­ Я предлагаю вашему вниманию высказывания писателей о детстве. Каждый писатель по­своему отображает  этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задается вопросом, как помочь детям увидеть  этот мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства. А) Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания  о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Б) Ф.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как  хорошее какое­нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома». В) В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и  почувствовать все то, что дает ему право потом взяться за перо». ­ Какое высказывание показалось вам знакомым? ­ Да, в этом учебном году мы познакомились с замечательным произведением­повестью «Детство». Впервые в  русской литературе Лев Толстой сказал, как трудно быть ребенком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить, сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же  время открыта для любви, добра и счастья. ­ Какое впечатление произвела на вас эта повесть? ­ Какие эпизоды запомнились? 3. Ведущий 1: Произведения великого русского писателя входят в мир ребенка с самого раннего детства. Дети­ любимые персонажи его произведений, а тема детства ­ одна из важнейших в его творчестве. Писатель считал  ребенка верхом совершенства, а детский характер­ образцовым соединением положительных черт. В главном  герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора,  протекает в дворянской усадьбе, Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением,  постоянно анализирует свои мысли и поступки.4. Инсценирование ­ монолог героя. 5. Ведущий 2: Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким  кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей  своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего, исправить самого себя. Но реальная жизнь, то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному  влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще  жестоким отношением к слугам и крепостным. Вот Николенька, став невольным свидетелем спора отца с приказчиком из­за денег, интуитивно чувствует, что  отец его не столь идеален, как представлялось ему раннее. А потом появляется юродивый Гриша, и возникают  разногласия между отцом и матерью, двумя самыми любимыми людьми, и это куда сильнее ранит мальчика. Для  него именно мать делала жизнь счастливой, а с ее смертью «…окончилась для меня счастливая пора детства»,­  печально сообщает автор. Учитель: ­ А кто еще из писателей создал произведение под названием «Детство»? Для писателя дети ­ это тоже самая трогательная тема. 6. Ведущий 1: В повести «Детство» автор заставляет всех задуматься: «А какая она жизнь?» И описывает  жизнь со всеми плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами. Повесть дает возможность поразмышлять, поговорить о дружбе, о взаимоотношениях детей и взрослых, чести, доброте и человечности. Образцом  мудрости можно назвать бабушку Акулину Ивановну. И к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она  добра. И все тянутся к ней, в том числе и Алеша, найдя в бабушке советчика, учителя, доброго друга и  защитника. 7. Ведущий 1: Судьба самого Алеши – типичная история детства мальчика из народа. Характерно, что первая  часть повести обрамлена двумя эпизодами: смертью отца Алеши, которой начинается произведение, и смертью  матери, которой произведение заканчивается. Этим самым автор подводит нас к мысли о неблагополучии в  жизни ребенка, поскольку он изначально лишен того «счастливого, невозвратимого», что было у маленького  героя Л. Толстого, т. е. Горький изображает детство без детства. Читая эту книгу, мы могли проследить, как постепенно формируется характер Алеши, его ведущая черта ­ не  покорность, а способность противостоять несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности  человека вообще. 8. Инсценирование эпизода из 4 гл. ­ Ну­ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это­ аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это ­ что? ­ Буки. ­ Попал! Это? ­ Веди. ­ Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,­ это что? ­ Добро. ­ Попал! Это? ­ Глаголь. ­ Верно! А это? ­ Аз. ­ Лежал бы ты, отец, смирно… ­ Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! ­ Земля! Люди!­ кричал внук. ­ Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего? ­ Это вы кричите…­ Да будет вам надрываться­то!­ смеялась бабушка. ­ А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Будет! Держи  книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак… 9. Сравнение детства двух героев. Сходство и различия:      разные семьи и взаимоотношение в них; умение рассуждать; наблюдательность; умеют оценивать поступки; умеют сострадать и раскаиваться в содеянном. 10. Ведущий 1: Совсем другое детство было у Ивана Алексеевича Бунина. В раннем детстве он жил в  небольшом поместье, 10 лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился 4,5 года, а затем был  исключен в связи с неуплатой денег за обучение и вернулся в деревню, где и получил домашнее образование. Отец будущего писателя был алкоголиком и однажды в состоянии невменяемости выстрелил в жену, которая,  спасаясь, забралась на дерево и упала с него за мгновение до выстрела, чем и сохранила себе жизнь. А Ваня,  несмотря на все это, восхищался отцом. 11. Ведущий 2: События детской и юношеской жизни способствовали в будущем пристальному вглядыванию в  окружающий природный и деревенский мир. Летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, в глубочайшей  полевой тишине, а зимой среди высоких сугробов пробуждалась у мальчика жизнь ума и сердца, развивалась  необычайная зоркость глаза, обостренность слуха и обоняния. В рассказах «Лапти» и «Цифры» повествуется о красоте, одухотворенности русского человека, о  взаимоотношениях взрослых и детей. 12. Инсценирование эпизода из рассказа «Цифры». ­ Перестань, Женя,­ сказала мама. ­ Перестань же, деточка, когда мама просит,­ сказала бабушка. ­ Да перестань,­ сказал дядя. ­ Сам перестань!­ звонко крикнул мальчик, подпрыгнул и еще сильнее ударил в пол. Дядя дернул за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты. ­ А! ­ крикнул мальчик. Мальчик на полу сидит и расставляет коробочки от спичек.  ­ Теперь я больше никогда не буду любить тебя. И никогда ничего не куплю тебе. ­ Пожалуйста!­ ответил, пожимая плечами.­ Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего. ­ Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму!­ крикнул дрогнувшим голосом. ­ А вот это уж совсем нехорошо! Дарить, а потом отнимать. Впрочем, это твое дело. ­ Попроси у дяди прощение, а то дядя рассердится и уедет в Москву. И никогда больше не приедет к нам,­  грустно говорит бабушка. ­ И пускай не приедет!­ ответил едва слышно. ­ Ну, я умру,­ говорила еще печальнее. ­ И умирай,­ отвечал шепотом. ­ Хорош!­ сказал я.­ Хорош! Вот так мальчик! ­ Да не обращай на него внимания. Охота тебе с такой злючкой разговаривать! Учитель: ­ Чем же закончилась эта история?­ Какие еще произведения о детстве вы знаете? (Распутин «Уроки французского», Астафьев «Конь с розовой гривой», Искандер «Тринадцатый подвиг  Геракла».) 13. Ведущий 1: Сегодня мы с вами вспомнили замечательные произведения литературы, в которых авторы  передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со  своим детством и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца неисчерпаемое  вдохновение». 14. Ведущий 2: Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг, и вы еще раз  откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в милое, доброе, незабвенное детство. 15. Чтение стихотворения О. Дриз «Семицветная страна». Есть такая страна, Заветная, Необычная, Семицветная. Если в ней не бывали Раньше вы, Знайте: Леса там оранжевые, Море сладкое там,­ Не соленое, Как веселое небо Зеленое! Эта страна Заветная­ Детство мое Семицветное.

Посмотрите также