Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства"
Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы.
Ход мероприятия.
I. Чтение стихотворения.
В чудетство откроешь окошки-
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет Веселютик у речки,
И звонко поют Соловечки.
А где-то по дальним дорогам
Бредут Носомот с Бегерогом…
Мы с ними в Чудетство скорее пойдем-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть- заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
Учитель: Детство - бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда-то ребенком. Не случайно есть такое утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети, еще не взрослые, а уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.
Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства"
Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о
детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы.
I. Чтение стихотворения.
Ход мероприятия.
В чудетство откроешь окошки
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет Веселютик у речки,
И звонко поют Соловечки.
А гдето по дальним дорогам
Бредут Носомот с Бегерогом…
Мы с ними в Чудетство скорее пойдем
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
Учитель: Детство бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни
человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когдато ребенком. Не случайно есть такое
утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети,
еще не взрослые, а уже чтото осталось позади. Это чтото детство.
II. Формулировка целей мероприятия.
2. Учитель: Что такое детство? Дайте свое определение. (Ответы учся)
Я предлагаю вашему вниманию высказывания писателей о детстве. Каждый писатель посвоему отображает
этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задается вопросом, как помочь детям увидеть
этот мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
А) Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания
о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Б) Ф.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какоенибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».
В) В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и
почувствовать все то, что дает ему право потом взяться за перо».
Какое высказывание показалось вам знакомым?
Да, в этом учебном году мы познакомились с замечательным произведениемповестью «Детство». Впервые в
русской литературе Лев Толстой сказал, как трудно быть ребенком. И как важно вовремя прийти ему на помощь,
защитить, сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же
время открыта для любви, добра и счастья.
Какое впечатление произвела на вас эта повесть?
Какие эпизоды запомнились?
3. Ведущий 1: Произведения великого русского писателя входят в мир ребенка с самого раннего детства. Дети
любимые персонажи его произведений, а тема детства одна из важнейших в его творчестве. Писатель считал
ребенка верхом совершенства, а детский характер образцовым соединением положительных черт. В главном
герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора,
протекает в дворянской усадьбе, Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением,
постоянно анализирует свои мысли и поступки.4. Инсценирование монолог героя.
5. Ведущий 2: Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким
кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей
своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего, исправить самого
себя. Но реальная жизнь, то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному
влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще
жестоким отношением к слугам и крепостным.
Вот Николенька, став невольным свидетелем спора отца с приказчиком изза денег, интуитивно чувствует, что
отец его не столь идеален, как представлялось ему раннее. А потом появляется юродивый Гриша, и возникают
разногласия между отцом и матерью, двумя самыми любимыми людьми, и это куда сильнее ранит мальчика. Для
него именно мать делала жизнь счастливой, а с ее смертью «…окончилась для меня счастливая пора детства»,
печально сообщает автор.
Учитель: А кто еще из писателей создал произведение под названием «Детство»?
Для писателя дети это тоже самая трогательная тема.
6. Ведущий 1: В повести «Детство» автор заставляет всех задуматься: «А какая она жизнь?» И описывает
жизнь со всеми плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами. Повесть дает возможность поразмышлять,
поговорить о дружбе, о взаимоотношениях детей и взрослых, чести, доброте и человечности. Образцом
мудрости можно назвать бабушку Акулину Ивановну. И к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она
добра. И все тянутся к ней, в том числе и Алеша, найдя в бабушке советчика, учителя, доброго друга и
защитника.
7. Ведущий 1: Судьба самого Алеши – типичная история детства мальчика из народа. Характерно, что первая
часть повести обрамлена двумя эпизодами: смертью отца Алеши, которой начинается произведение, и смертью
матери, которой произведение заканчивается. Этим самым автор подводит нас к мысли о неблагополучии в
жизни ребенка, поскольку он изначально лишен того «счастливого, невозвратимого», что было у маленького
героя Л. Толстого, т. е. Горький изображает детство без детства.
Читая эту книгу, мы могли проследить, как постепенно формируется характер Алеши, его ведущая черта не
покорность, а способность противостоять несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности
человека вообще.
8. Инсценирование эпизода из 4 гл.
Нука, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это аз. Говори: аз! Буки!
Веди! Это что?
Буки.
Попал! Это?
Веди.
Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, это что?
Добро.
Попал! Это?
Глаголь.
Верно! А это?
Аз.
Лежал бы ты, отец, смирно…
Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!
Земля! Люди! кричал внук.
Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Это вы кричите… Да будет вам надрыватьсято! смеялась бабушка.
А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Будет! Держи
книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
9. Сравнение детства двух героев.
Сходство и различия:
разные семьи и взаимоотношение в них;
умение рассуждать;
наблюдательность;
умеют оценивать поступки;
умеют сострадать и раскаиваться в содеянном.
10. Ведущий 1: Совсем другое детство было у Ивана Алексеевича Бунина. В раннем детстве он жил в
небольшом поместье, 10 лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился 4,5 года, а затем был
исключен в связи с неуплатой денег за обучение и вернулся в деревню, где и получил домашнее образование.
Отец будущего писателя был алкоголиком и однажды в состоянии невменяемости выстрелил в жену, которая,
спасаясь, забралась на дерево и упала с него за мгновение до выстрела, чем и сохранила себе жизнь. А Ваня,
несмотря на все это, восхищался отцом.
11. Ведущий 2: События детской и юношеской жизни способствовали в будущем пристальному вглядыванию в
окружающий природный и деревенский мир. Летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, в глубочайшей
полевой тишине, а зимой среди высоких сугробов пробуждалась у мальчика жизнь ума и сердца, развивалась
необычайная зоркость глаза, обостренность слуха и обоняния.
В рассказах «Лапти» и «Цифры» повествуется о красоте, одухотворенности русского человека, о
взаимоотношениях взрослых и детей.
12. Инсценирование эпизода из рассказа «Цифры».
Перестань, Женя, сказала мама.
Перестань же, деточка, когда мама просит, сказала бабушка.
Да перестань, сказал дядя.
Сам перестань! звонко крикнул мальчик, подпрыгнул и еще сильнее ударил в пол.
Дядя дернул за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.
А! крикнул мальчик.
Мальчик на полу сидит и расставляет коробочки от спичек.
Теперь я больше никогда не буду любить тебя. И никогда ничего не куплю тебе.
Пожалуйста! ответил, пожимая плечами. Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.
Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму! крикнул дрогнувшим голосом.
А вот это уж совсем нехорошо! Дарить, а потом отнимать. Впрочем, это твое дело.
Попроси у дяди прощение, а то дядя рассердится и уедет в Москву. И никогда больше не приедет к нам,
грустно говорит бабушка.
И пускай не приедет! ответил едва слышно.
Ну, я умру, говорила еще печальнее.
И умирай, отвечал шепотом.
Хорош! сказал я. Хорош! Вот так мальчик!
Да не обращай на него внимания. Охота тебе с такой злючкой разговаривать!
Учитель: Чем же закончилась эта история? Какие еще произведения о детстве вы знаете?
(Распутин «Уроки французского», Астафьев «Конь с розовой гривой», Искандер «Тринадцатый подвиг
Геракла».)
13. Ведущий 1: Сегодня мы с вами вспомнили замечательные произведения литературы, в которых авторы
передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со
своим детством и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца неисчерпаемое
вдохновение».
14. Ведущий 2: Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг, и вы еще раз
откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в милое, доброе, незабвенное детство.
15. Чтение стихотворения О. Дриз «Семицветная страна».
Есть такая страна,
Заветная,
Необычная,
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там оранжевые,
Море сладкое там,
Не соленое,
Как веселое небо
Зеленое!
Эта страна
Заветная
Детство мое
Семицветное.