Внеклассное занятие по литературному чтению. 2 класс.
Учитель начальных классов Скворцова Л.Д.
Тема: Устный журнал по произведениям И.А. Крылова.
Цели:
1) расширить знания детей по теме - познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова,
расширить представления детей о басне, обогащать словарный запас;
2) воспитывать любовь к чтению, любознательность, самооценку, умение
распознавать в себе плохие качества;
3) развивать мышление, речь, память.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация занятия, портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, книги с произведениями И.А.Крылова.
Ход занятия:
Слайд №1.
- Ребята, приглашаю вас на внеклассное занятие по литературному чтению. Оно пройдёт в виде устного журнала. Обещаю, что занятие будет интересным, и скучать вам не придётся. Вы готовы к занятию?
- Готовы!
- Тогда начинаем!
Слайд №2.
- Это было давным-давно. Однажды в тяжёлой толстой книге, которую не открывали, должно быть, несколько десятилетий, дети обнаружили маленький, аккуратно сложенный конвертик из тонкой бумаги. Надпись на листке гласила: «От Ивана Андреевича лично дадено, как подарок в незабвенный день 2-го фебруария года 1838-го». Осторожно развернув конвертик, ребята обнаружили в нём сухой лавровый листок. Эта находка их очень взволновала. От своей бабушки дети узнали, что этот лавровый листочек, часть лаврового венка, подарил умнейший человек, удивительный и таинственный, человек-загадка.
Из глубины веков дошли до нас его короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками, написанные языком иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками, в стихотворной форме. Догадались, кто это был?
- Это был И.А.Крылов.
- Кем был И.А. Крылов? Что он писал?
- И.А.Крылов был великим баснописцем.
- Кто помнит, что такое басня?
-
- Ребята, мы здесь прочитали о лавровом венке. А кто знает, кому вручали лавровые венки?
- Героям, победителям.
- Кто будет внимателен, узнает, о каком лавровом венке шла речь в этих строчках.
Слайд №3.
- И.А.Крылов – философ и мудрец, любимец царей и народа, талант и самородок земли русской, гордость России. Ему и будет посвящён наш устный журнал.
Слайд №4.
- И сейчас мы с вами открываем первую страницу этого журнала. Как она называется?
- Первая страница биографическая.
- Прочитаем первое задание этой страницы.
- Расскажите о семье Крыловых.
1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
- Прочитаем второй вопрос.
- Как прошло его детство?
2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.
- 1782 год – переезд в Петербург, литературная деятельность. Расскажите, как И.А.Крылов создавал свои басни.
3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились.
5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже цари. Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.
- Выполним последнее задание этой страницы. Расскажите о праздновании юбилея Крылова (Памятник в летнем саду Санкт-Петербурга).
Слайд №5.
- А теперь открываем следующую страницу нашего журнала. Что вы здесь видите?
- Мы видим сундучок.
- Эта страница так и называется «Заветный сундучок». А помните ли вы, ребята, у кого был такой ларец? Что в нём лежало?
6 ученик. Такой ларец был у Вани Крылова. Когда умер его отец, после него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. Мальчик в свободное время часто их перечитывал.
- Как вы думаете, а что лежит в нашем сундучке?
- Книги с баснями И.А.Крылова.
- А какие басни здесь лежат? Вы их знаете? (Выслушиваются ответы детей)
- А сейчас проверим себя, откроем наш волшебный сундучок и посмотрим, что там лежит.
- Стрекоза и Муравей.
- Лебедь, Рак и Щука.
- Ворона и лисица.
- Слон и Моська.
- Мартышка и очки.
- Чиж и Голубь.
- Квартет.
- Волк и Ягнёнок.
- Кот и Повар.
- Зеркало и Обезьяна.
- Кукушка и Петух.
- Эти басни вам знакомы. Вы читали на уроках и когда готовились к занятию.
- Все дальнейшие задания покажут, хорошо ли вы знаете басни Крылова. Ещё мне бы хотелось напомнить вам слова Ивана Андреевича:
- Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше.
- Почему он так сказал? (Выслушиваются мнения детей).
- К этим словам мы ещё вернёмся в конце урока.
Слайд №6.
- А сейчас мы с вами отправимся в зверинец, но зверинец этот не простой, а фразеологический. Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, яркие и выразительные средства языка.
- Многие высказывания этого мудрого человека стали фразеологизмами. Их часто можно услышать в нашей речи, хотя эти басни были написаны много лет назад. Вспомним же эти «живые» синонимы. А что такое синонимы?
- Это близкие по значению слова. Здесь будут пары слов – сравнения.
Работа по странице:
- Голоден, как… Волк.
- Хитёр, как…Лиса.
- Труслив, как…Заяц.
-Здоров, как…Бык.
- Изворотлив, как…Уж (змея).
- Надут, как Индюк.
- Нем, как…Рыба.
- Упрям, как…Осёл.
- Болтлив, как…Сорока.
- Смелый, как…Лев.
- Верный, как…Собака.
- Беспечный, как…Стрекоза.
- Трудолюбивый, как…Муравей.
- Скользкий, как…Налим.
- Кровожадный, как…Волк.
- Ребята, а как вы думаете, почему мы эти фразеологические обороты до сих пор используем в речи?
- Потому что они взяты из жизни.
Слайд №7.
- Переворачиваем страницу нашего журнала. Какое же задание ждёт вас здесь?
- Узнай басню по цитате.
- «Известно, что слоны в диковинку у нас».
- «Слон и Моська».
- «И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный?»
- «Стрекоза и Муравей».
- «Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок».
- «Чиж и Голубь».
- «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё чуть была похожа».
- «Зеркало и Обезьяна».
- «А вы. Друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь».
- «Квартет».
- «Всё прошло, с зимой холодной нужда, голод настаёт…»
- «Стрекоза и Муравей».
- «Очков с полдюжины она себе достала».
- «Мартышка и Очки».
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Открываем следующую страничку нашего журнала.
Слайд №8.
- Сегодня на занятии мы узнали, что «живые синонимы» - это слова Крылова, которые живут в нашей речи до сих пор.
- А как вы понимаете «крылатые выражения»?
- Они тоже часто употребляются в нашей речи до сих пор.
- Некоторые из них, ребята, уже стали пословицами. Нужно вспомнить, из какой басни это «крылатое» выражение и привести свой пример из жизни.
- «Что ты посеял, то и жни».
- Это выражение из басни «Трудолюбивый медведь». Если ты делаешь людям добро, то и они тебе отплатят тем же.
- «У сильного всегда бессильный виноват».
- Эти слова из басни «Волк и ягнёнок». Нельзя сваливать свою вину на другого, более слабого человека, который не может за себя постоять.
- «Воз и ныне там».
- Это «крылатое» выражение из басни «Лебедь, Рак и Щука». Любое дело нужно выполнять дружно, тогда всё получится.
- «Вперёд чужой беде не смейся, голубок».
- Это басня «Чиж и Голубь». Нельзя смеяться над неудачей другого человека, ведь с тобой может случиться то же самое, и тогда будут смеяться над твоей бедой.
Слайд №9.
- А сейчас поиграем и проверим, хорошо ли вы знаете героев басен И.А.Крылова. Каждому герою нужно найти пару.
- Мартышка и Очки. - Волк и Ягнёнок.
- Стрекоза и Муравей. - Лиса и Ворона.
Слайд №10.
- К знаньям всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь. Следующая страница у нас «Конкурс знатоков». Посоревнуемся между рядами – какой ряд лучше знает басни Крылова.
1. Я буду читать по очереди каждому ряду задание, а вам нужно продолжить строчку из басни.
1. Ты всё пела. Это дело…(Так пойди же попляши).
2. Когда в товарищах согласья нет…(На лад их дело не пойдёт).
3. Уж сколько раз твердили миру…(Что лесть гнусна, вредна).
4. Ай, Моська, знать она сильна…(Что лает на слона).
5. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха…(За то, что хвалит он кукушку).
6. Голубушка, как хороша...(Ну что за шейка, что за глазки)
Задания на внимание
7. Вспомните, сколько очков достала Мартышка? Полдюжины (6).
8. На каком инструменте играл в квартете медведь? (На басе).
9. Сколько всего басен написал Крылов? (Он написал 205 басен).
Подведение итогов, чей ряд лучше знает басни Крылова.
2. Басня-путаница Догадайтесь, из каких басен эти строки?
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.
На тысячу ладов тянул, переливался,
Увидевши
Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и драться.
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа!
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их, что только брызги засверкали!
Прощай, хозяйские горшки.
Слайд №11.
- Открываем следующую страницу. Нужно узнать басню по иллюстрации. Эти иллюстрации рисовали художники и ребята нашего класса.
Слайды №12, №13, №14.
Коллективно выполняют задание: учитель показывает иллюстрации, называет авторов, а ребята угадывают, к какой басне нарисована иллюстрация.
Слайд №15.
- А сейчас самая долгожданная страничка нашего журнала «Да здравствует театр!» Как вы думаете, что вас здесь ждёт?
- Выступление артистов.
- Правильно!
И этими артистами будете вы сами:
1). Чтение басни «Лебедь, рак и щука» наизусть
2). Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».
3). Чтение по ролям басни «Ворона и лисица»
Понравилось ли вам выступление?
Вспомните слова Крылова, которые звучали в начале урока: «Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше». Вы, наверное, не только смотрели, но и размышляли?
- Да!
- Чему учат эти басни? Выслушиваются ответы ребят.
Вывод: нужно всегда подумать, прежде, чем совершить какой-нибудь поступок.
Слайд №16.
- Прочитайте название этой страницы.
- «Чёрный конверт».
- Как вы думаете, что сегодня на нашем уроке должно быть в чёрном конверте?
Ответы детей.
- Пороки высмеивает Крылов в своих баснях и сейчас мешают нам жить. Так давайте положим их в чёрный конверт и забудем о них навсегда.
«Кладут» в чёрный конверт ложь, жадность, трусость, лесть, хитрость, эгоизм, лень, глупость, жестокость.
- Ребята, посоветуете ли вы своим знакомым и друзьям читать басни Крылова? Зачем их нужно читать?
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Слайд №17.
- Наше занятие подошло к концу. Поняли ли вы, что было сегодня главным?
- Сегодня мы попробовали взглянуть на себя со стороны. Назвали человеческие пороки, которые мешают нам жить достойно. Наверное, для этого и писал свои басни дедушка Крылов, философ и мудрец.
Чтение с доски слов Исаковского:
- Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
И.А.Крылов мечтал видеть нас счастливыми и свободными. Очень непросто дать себе оценку, помочь другу избавиться от лени, лжи, зависти, очень непросто делать великие дела без шума. Помните: «Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше».
Спасибо всем. Занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.