ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Клуб « Школа вежливости» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данной кружковой работы- формирование навыков общения и культуры их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю (в каждом классе), всего 66 часов в год в 1 классе и 68 часов в год во 2 классе.
Содержание кружковой работы предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
-формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
-« Я среди людей»;
-«Речевой этикет»;
-«Культура поведения»;
-«В мире сказок».
Воспитательные идеи программы:
- старайся делать добро;
- бойся обидеть человека;
- люби и прощай людей;
- поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;
- познай мир и себя;
- не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм-заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Изменения в модели поведения школьника:
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправление.
Тематическое планирование курса
1 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание, методические приемы |
|
Я среди людей |
|
1 |
Кто я и как выгляжу? |
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость- уважение человека к себе. Личная гигиена. |
2 |
Что в нашем имени? |
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. |
3 |
Плохо одному. |
Необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения. |
4-5 |
Товарищи и друзья. |
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. |
6-7 |
Как завоевывать друзей. |
Правила общения с товарищами и друзьями. |
8-9 |
Бескорыстие в дружбе. |
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. |
10 |
Верность слову. |
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным слову. |
|
Речевой этикет |
|
11 |
Что такое этика и этикет |
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. |
12-13 |
О вежливых словах и их применении |
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении. |
14 |
Правила знакомства, представления и обращения. |
Правила знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. |
15-16 |
Правилаи приветствия и прощания |
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Разыгрывание ситуаций |
17-18 |
Правила благодарности и отказа. |
Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. |
|
Культура поведения |
|
19-20 |
Отношение к старшим. |
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. |
21-22 |
Отношение к учителю. |
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. |
23-24 |
Отношение к малышам. |
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. |
25 26 27 |
Как вести себя в школе, на переменах. |
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. |
28-29 |
Правила поведения в столовой, за столом. |
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». |
30-31 |
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. |
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». |
32-33 |
Искусство делать подарки. |
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. |
34-35 |
Как правильно разговаривать по телефону. |
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» |
36-37 |
Правила поведения в общественном транспорте. |
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе» |
38-39 |
Как вести себя в общественных местах. |
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. |
40-41 |
Правила поведения в театре и кино |
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. |
42-43 |
Поведение в библиотеке и музее. |
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в музей. |
44-45 |
Как вести себя в Храме. |
Знакомство с правилами поведения в Храме. |
46-47 |
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. |
Понятие « Люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. |
|
В мире сказок |
|
48-52 |
Добро и зло в сказках |
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках- победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. |
53-57 |
Сказки-волшебство, чудо и правда |
Волшебство, чудеса и правда в сказках. В сказках воплощаются мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда, которая побеждает. |
58-64 |
Сказка – ложь, да в ней намек. |
Лгать, врать, говорить неправду- плохо. Победа правды над кривдой в сказках. |
|
Итоговые занятия |
|
65-66 |
Что мы узнали и чему научились |
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». |
|
|
Праздник вежливых ребят. |
2 класс
1. |
Я среди людей.
|
2ч. |
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
|
||||
2. |
Кто я и как выгляжу.
|
2ч. |
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются дру гот друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. |
||||
3. |
Я – личность
|
2ч. |
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. |
||||
4. |
Я и мои роли.
|
2ч. |
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. |
||||
5. |
Добро и зло в сказках
|
2ч. |
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.
|
||||
6. |
Что за прелесть эти сказки!
|
2ч. |
Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
|
||||
7. |
Сказка – волшебство, чудо и правда
|
2ч. |
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
|
||||
8. |
Сказка ложь – да в ней намёк.
|
2ч. |
Выдумка, фантазиявсказках. Добраяложь («святаяложь», ложьвоспасение). Лгать, врать, говоритьнеправду - тожезло. Победаправдынадкривдойвсказках.
|
||||
9. |
Кто сочиняет сказки?
|
2ч. |
А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братьяГримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро идругиеписалисказкидлядетей. Сказкислагаетнарод. Зачемсочиняют сказкидлядетей. Надолииможнолиучитьсяугероевсказок?
|
||||
10. |
Русские народные сказки.
|
3ч. |
Русскиесказки - этопредставлениянародаодобреизле, надеждыимечтанияобудущейжизни. Волшебныесказки - предания стариныглубокой. Сказка - этознакомствосбытомрусскогонарода, егомечтами, атакжедушевнойкрасотойпростыхлюдей, ихготовностьюиумениемпостоятьзадобропротивзла.
|
||||
11. |
Праздники в жизни человека.
|
2ч. |
Понятия«праздник», «праздничный». Правилаэтикетапраздничногообщения. Школьныеиклассныепраздники. Подаркииихзначениевжизничеловека. Церковныепраздникиитрадицииихпроведения. Каквестисебявхраме. |
||||
12. |
Отношение к старшим
|
3ч. |
Семья, родители, родные (братья, сестрыбабушки, дедушки). Отношенияпоколенийвсемье. Проявлениялюбвииуважения, заботы, сострадания, помощивсемье. Обида. Почемунадоуважатьстаршеепоколение? Необходимостьучитьсядобру, чуткости, вниманию. Русскиеикавказскиетрадицииотношениякстаршим.
|
||||
13. |
Отношение к учителю.
|
2ч. |
Учительиегообязанностившколе. Какдолжныотноситьсяученикикучителюипочему? Этикетвобщениисучителем. НациональныетрадицииРоссиивобщенииучителяиученика.
|
||||
14. |
Плохо одному.
|
3ч. |
Необходимостьчеловекавобщенииижестокостьодиночества. Раскрытьвдоступнойформемысльотом, чторечьявляетсяважнейшимсредствомобщения.
|
||||
15. |
Речевой этикет
|
3ч. |
Понятия«тонголоса», «речь», «общение». Спецификаречевого общения. Отличиеустнойречиотписьменной. Речьиотношениечеловекаклюдям. Уважительноеречевоеобщение. Шутки. Отражениехарактеравречи. Мимика, жесты, позаиповедениечеловека. Отражение вмимике, жестах, позахчеловекаегохарактераиотношенияклюдям.
|
|
|||
16. |
Вежливость и этикет
|
2ч.
|
Содержаниепонятий«вежливость», «этикет». Зачемнужнылюдямправилавежливостииэтикета. Какчеловекформирует«личный» этикет. Основныеправилавежливостивобщении.
|
|
|||
17. |
Товарищи и друзья
|
4ч.
|
Понятия«товарищ», «друг», «господин». Особенностиихиспользованиявобщениимеждулюдьми. Товариществоидружбав традицияхрусскогонарода. Верностьибескорыстиевдружбе.
|
|
|||
18. |
Удовольствие – в игре.
|
2ч |
Понятия«игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этическиеправилаповедениявигре. Делу - время, апотехечас. Играй, аделонезабывай. Вздоровомтеле - здоровыйдух.
|
|
|||
19. |
Что в имени твоём?
|
2ч.
|
Понятия«имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношениепоименикодноклассникамидрузьям. Имяиотношениек человеку. |
|
|||
20. |
Ты – это я
|
2ч.
|
Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними.
|
|
|||
21. |
Другой человек.
|
2ч
|
Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека.
|
|
|||
22. |
Настроение другого человека
|
2ч.
|
Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей.
|
|
|||
23. |
Моя мама
|
2ч.
|
Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.
|
|
|||
24. |
Наша семья.
|
3ч.
|
Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга.
|
|
|||
25. |
Наш класс.
|
2ч.
|
Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ»
|
|
|||
26. |
Мы договариваемся.
|
3ч.
|
Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …»
|
|
|||
27.
|
Я-ТЫ-МЫ.
|
3ч.
|
Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).
|
|
|||
28. |
Повторительно – обобщающий урок |
5ч. |
Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. |
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.