Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Обобщить полученные знания о таком литературном жанре, как «сказ». Систематизировать имеющиеся знания о прочитанных произведениях. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование читательских интересов. Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к чтению. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Иконка файла материала 1 (99).docx
Направление внеурочной деятельности,  название курса Класс Тема Тема раздела Тема занятия Цели: Планируемые результаты: Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления 4 Виртуальная экскурсия на Урал Удивительный мир сказов П. П. Бажова.  Интеллектуальная игра «В гостях у Хозяйки Медной горы»  Обобщить полученные знания о таком литературном жанре, как «сказ». Систематизировать имеющиеся  знания о прочитанных произведениях.  Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование читательских интересов.  Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и  устойчивый интерес к чтению.  Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос,  формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Универсальные учебные действия: Планируемые результаты деятельности: Личностные  ­   потребность   в   самовыражении   и   самореализации.   Устойчивый   познавательный   интерес. Эмпатия.  Имеют   потребность   к   постоянному   обогащению   своего   словарного   запаса,   демонстрируют уважительное   отношение   и   интерес   к   художественным   произведениям;   проявляют   чувство   гордости   за родной язык и стремятся освоить его лексическое богатство,  воспитание чувства гордости и уважения к культурному   наследию   своей   страны;  научатся  осваивать   новые   виды   деятельности,   нравственные ориентации   на   распознание   истинных   и   ложных   ценностей,   участвовать   в   творческом   и   созидательном процессе; метапредметные:  ­мотивация к осознанному, беглому, выразительному чтению; ­знакомство с легендами Урала и диалектными особенностями языка сказов П. Бажова; ­осознание географического положения Урала; ­богатство природных ресурсов России, в частности Урала; ­ осознание чувства гордости за мастеров горнодобывающей промышленности, а П. П. Бажов – мастер в области   литературы,   писатель,   который   первый   художественно   обработал     и   представил   жанр   сказа   в литературе; ­лечебные и магические свойства камней, их энергетика; ­ практическое применения полученных знаний (как называются камни в украшениях мамы или бабушки) – связь с жизнью.   р е г у л я т и в н ы е  – научатся выполнять учебные действия, руководствуясь правилами и в соответствии с   выбранным   алгоритмом   или   инструкциями   учителя;   получат   возможность   научиться   оценивать выполнение задания по следующим параметрам:  выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.  Обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; развитие   внимания,   наблюдательности,   умения   слушать,   делать   выводы;   развитие   фантазии   инаблюдательности.    п о з н а в а т е л ь н ы е   –  получат   возможность   научиться  овладеть   навыками смыслового чтения, структурировать знания и представлять разными способами; к о м м у н и к а т и в н ы е  – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе; получат возможность научиться   задавать   вопросы,   уточняя   непонятное   в   тексте,  строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество; уметь применять основы коммуникативной рефлексии; предметные: Учащиеся научатся различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки выборочного   чтения.   Оказание   помощи   и   поддержки   сверстникам   при   выполнении   заданий.  Знать биографию писателя, знать, где находится Урал, чем богат этот край, какие камни добывают на Урале; знать содержание прочитанных  произведений, воспринимать, анализировать новую информацию, узнавать героев   прочитанных   произведений   по   словесной   характеристике,   давать   характеристику   героям, расшифровывать названия прочитанных сказов. Обобщение и повторение полученных знаний, интеллектуальная игра групповая игра; парная.   фронтальная;    мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска)      шкатулка с книжкой­раскладушкой  загадок «Самоцветы Урала» и книжка­раскладушка  загадок  художественные издания сказов П. П. Бажова (выставка) творческие работы учащихся (рисунки, поделки, загадки, кроссворды и т. д.) лепбук «Сказы Бажова» Тип занятия  Формы организации занятия: Оборудование Дата проведения занятия Автор  занятия «Герои сказов П. П. Бажова» ­ коллективные проекты учащихся 14 февраля 2018 г. Есина Татьяна Ивановна ­ учитель начальных классов, МБОУ Одинцовская гимназия  № 14 город Одинцово Московской областиВрем я мин. 2 мин. Этап урока 1.Организационный  этап. Цель: мотивация к  познавательной   деятельности 2.Основной этап. Ход занятия: Деятельность учителя Приветствует учащихся, гостей, создаёт  доброжелательную атмосферу. ­  Появляется     Хозяйка Медной горы: Много тайн, богатств несметных Хранит уральская земля. Всё это в подарок детям Принесла сегодня я. Подходите, посмотрите И подарок мой примите. Деятельность учащихся УУД на этапах урока Приветствуют  учителя,  гостей,  проверяют  свою  готовность к  занятию Личностные: ­ формирование  навыков  самоорганизации Коммуникативные:  умение объяснять  свой выбор,  аргументировать Результат  совместной деятельности Готовность  учащихся к  совместной  дальнейшей  деятельности. В шкатулке лежат вопросы для команд. ­   Ребята,   скажите,   пожалуйста,   что   за   гостья   к   нам пожаловала? ( Хозяйка Медной горы) ­ Почему она пришла сегодня к нам? (Сегодня итоговое занятие   по   сказам   Бажова.   Хозяйка   желает проверить,   насколько   хорошо   мы   прочитали   сказы Павла Петровича) ­ Сегодня на занятии нам предстоит разгадать не одну  тайну, которую приготовила нам Хозяйка Медной горы.  Давайте  улыбнёмся и пожелаем удачи друг другу.  Интеллектуальная игра ­ Отгадайте загадку:  1. На Урале жил писатель,               Он писал про мастеров,              Про богатства недр уральских Слушают  учителя  и   отвечают на  его вопросы,  отгадывают  загадки. Личностные: ­ развитие речи,  формирование  умения правильно  формулировать  мысль Создание  условий для  общего  восприятия  литературного  жанра сказа  через несколькоI тур  ЗАГАДКИ . прочитанных  произведений  П. П. Бажова Познавательные:  выделение  необходимой  информации,  передача отобранной информации устным  или письменным  способом. Отвечают вопросы   на Регулятивные:  адекватно  воспринимать  предложения  учителя и товарищей по исправлению  допущенных ошибок Коммуникативные: ­ умение работать в  группе Познавательные:  контролировать и  оценивать процесс и  результат  деятельности              И зовут его….(Бажов)  (ПОРТРЕТ П.  БАЖОВА) (Слайд 2, 3) ­ На каком фоне изображён П. П. Бажов? Что изображено на втором плане? (Горы – какие? – Уральские. Чем они  интересны? Делят Евразию на Европу и Азию, богаты  самоцветами Камни – какие? Предположите – горный хрусталь,  малахит Кого видим на вершине Уральских гор – козлика, оленя, Серебряное копытце)) 7  мин. Хозяйка Медной горы: Наша литературно­познавательная игра ­ по сказам  Павла Петровича Бажова.  Всем успехов пожелаем, И игру мы начинаем. ­ Первый тур мы начинаем, Победителей узнаем. О героях здесь загадки. Ждем от вас мы к ним разгадки.                      (Слайд 4) Я читаю загадку, кто быстрее   догадается и  поднимет руку, тому и право отвечать. 1 вопрос: Сборник сказов есть, ребята, Он про дивный горный край, Все истории чаруют!  Догадался? Называй!                                                     Малахитовая шкатулка 2 вопрос: Есть на Земле богатый край, Для горняков не край, а рай! Камней там множество лежит,  (Слайд 5)И жизнь размеренно бежит Как край зовётся, отгадал? Как «пояс» переводится…                         Урал (Слайд 6) 3 вопрос: Девчонка сидит у окошка в избушке, А маленький козлик стоит на опушке. Ударит копытцем ­ каменья летят, И россыпи их под луною блестят. С козликом рядом кошка Мурёнка, И смотрит на них из окошка...                             Дарёнка  (Слайд 7) 4 вопрос: Сироткой рос мальчишечка:  Голубеньки глазёнки,  Волосики кудрявеньки,  А сам, наверно, в маменьку.  У мастера Прокопьича  Малахитову делу обучался  И с самой Хозяйка медной,  Говорят в народе, знался.                             Данила –  мастер                                                                                          (Слайд  8) 5 вопрос: Махонька девчоночка­ Сама вроде куклёночка­ Резвёхонько так пляшет, В руке платочком машет.        Огневушка ­ поскакушка. (Слайд 9) 6 вопрос: Небольшого росту девка,  И сама вся статная,  И коса ее чернява,  Да такая ладная.Платье цвета малахита,  В косе ленты красные, Глаза, словно изумруды, Волшебные, ясные.                                   Хозяйка Медной  горы (Слайд 10) 8 вопрос: Козлик тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет ­ Камень дорогой появится. Дарёнка всё смотрит и удивляется… Издалека­ то его не разглядишь И не разберешь, а близко к нему, Как ни старайся, не подойдешь.        Серебряное копытце 7 мин. (Слайд 12)  : 9 вопрос   В глубине большой горы Есть волшебные дары: Самоцветы разные –  Яркие, прекрасные. Мастер малахит берёт,  Инструменты достаёт. Трудится, старается… Что же получается? II тур ОПИСАНИЕ  ГЕРОЯ Работа в группе.   .  Правильное  написание  отгаданных слов, словосочетаний Познавательные:  умение извлекать  информацию из  текста, определение  героя по его  описанию,  сопоставления героя  и произведения Коммуникативные: ­ умение работать в  группе; умение  договариваться и  приходить к общему  решению в  совместной  деятельности с  одноклассниками, в  том числе в ситуации столкновения  интересов. Личностные: ­ развитие речи,    По   портретной характеристике и описанию определяют героя, указывают название Каменный цветок (Слайд 13) 10 вопрос: Круглое окошко, ­ как в ключе, водица.  Возле той водицы старушонка злится.  Синенькая, тощая: дунь ­ и нет её,  Охраняет старая сокровище своё.            Бабка Синюшка Хозяйка Медной горы Тур второй: пусть всякий знает,  Кто же вдумчиво читает. Мне описанье прочитать, (Слайд 14)Вам – героя угадать!                                                 (Слайд 15) Зачитываются описания персонажей сказов, команда пишет  ответ и сдаёт лист. (ВРЕМЯ 1 МИНУТА) 1.   Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка  легонькая. Рожки­то у него отменные, на пять веточек. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках  подъедает,  а шерстка летом,  буренькая,  а зимой серенькая. Он лесом пахнет. (Серебряное копытце) 2.Глядит, а из того… окошка она вышла. Ростом не больше  трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове  синий, и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот  подует ветерок – и разнесёт её. Глаза у ней молодые, синие  да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Руки  протянула, а руки всё растут да растут… Руки ровно  жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей  нет, а страшно. (Бабка Синюшка) 3. Ну вот.. вынырнула из костра девчонка махонькая, вроде  куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие,  сарафанчик  голубенький и в руке платочек тоже сголуба. Поглядела  девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками,  подбоченилась, платочком махнула и давай плясать. И так у неё легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У  старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами  молчат, будто задумались. Девчонка сперва по уголькам  круги давала, потом, видно, ей тесно стало – пошире  пошла… (Огневушка ­ поскакушка) 7  мин. формирование  умения правильно  формулировать  мысль произведения   Выразительно дети зачитывают текст (отрывок) (или аудиозапись) Коммуникативные: ­ участвовать в  учебном диалоге,  формулировать и  выражать свои мысли Личностные: ­ развитие речи,  формирование  умения правильно  изъясняться Хозяйка Медной горы Третий тур мы начинаем, Знатоков всех приглашаем, Будут трудные задачи, (Слайд 16) Кто быстрее    догадается и  III тур КОНКУРС  «КЛЮЧЕВЫЕ  СЛОВА» ПРАВИЛАПожелаем им удачи! (Слайд 17) ВОПРОСЫ 1.  Как можно было отличить Серебряное копытце от  других козликов? (на правой передней ножке серебряное  копытце, рожки с пятью веточками, другие козлы зимой  безрогие ходят, а этот всегда с рожками) – за каждый  вариант ответа по 1 баллу 2.  Какого цвета камни находили люди по тем покосным  ложкам, где козёл скакал?  Как они назывались?  (Зелёные хризолиты) 2 балла поднимет  руку, тому и  право  отвечать. Определяют название   сказа по   ключевым словам ­ Что же, наступила очередь для быстрых да находчивых. Я  буду называть ключевые слова, а вы по ним попытаетесь  угадать сказ, о котором я говорю. 1.Зимний балаган, дорогие камни, кошка, сиротка. "Серебряное копытце" 2.Огонь, дым, снежок, лопата, филин, угольки, девчонка "Огневушка ­ поскакушка" 3.Ящерки, Медная гора, приказчик, шкатулка, Хозяйка "Хозяйка Медной горы" 4.Решето, болотце, пёрышки, ветер, дорогие каменья "Синюшкин колодец" 5. Перстень, серьги, шкатулка, наголовник, бисер. "Малахитовая шкатулка" 6. Крыжовник, черёмуха, вишня, плитка змеевика, веточка "Хрупкая веточка" Актуализация  знаний. IV тур «КОТ В  МЕШКЕ» ИЗ КАКОГО  5 мин. Хозяйка Медной горы Вы, ребята, все устали? Много думали, играли. Предмет угадывать пора. Итак – четвёртый тур, «Ура!» Вещь наощупь угадай,  Из какого сказа называй. (Слайд 18) «Угадай сказ по вещи»                                            (Слайд Определяют  предмет  наощупь,  соотносят  предмет и  литературное  произведение. По тактильным ощущениям  определить  предмет,  сопоставить  предмет с  произведением Регулятивные:  ­ целеполагание. Коммуникативные:  ­ планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками;  умение объяснять  свой выбор.СКАЗА ВЕЩЬ Цель: повторение  изученного материала   19) Дети вытаскивают из шкатулки  или  из волшебного  мешочка вещь и называют сказ, в котором она встречается.   На сцену приглашаем 3 человека, тех, кто хорошо знает  сказы П. Бажова или капитаны команды. 1. Кошка. («Серебряное копытце») 2. Голубенький платочек. («Огневушка – поскакушка») 3. Лопатка. («Огневушка – поскакушка») 4. Ящерка. («Медной горы Хозяйка») 5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка») 6. Шкатулка. («Малахитовая шкатулка») 7. Молоток. («Каменный цветок») 8. Козлик. («Серебряное копытце») 9. Цветок («Каменный цветок») 10. Книга (сборник «Малахитовая шкатулка») 11. Три пёрышка («Синюшкин колодец») V тур  ПЕРЕВЁРТЫШИ 7 мин. Хозяйка Медной горы: Пятый тур мы начинаем, Перевёртыши предлагаем. Перевёртыш разгадай, Названье сказа называй! 1. «Владелец алюминиевого поля» («Медной горы  Хозяйка») 2. «Бронзовый коготок» («Серебряное копытце») 3. «Янтарный ларец» («Малахитовая шкатулка») (Слайд 20) 4. «Ватный бутон» («Каменный цветок») 5. «Зеленушкин родник» («Синюшкин колодец») 6. «Водяная побегушка» («Огневушка­поскакушка») (Слайд 21) 22) 7. «Прочное бревно» («Хрупкая веточка») 8. «Зелёный крокодильчик» («Голубая змейка») 9. «Одна змейка» («Две ящерки») (Слайд  Угаданный  предмет  отдаётся  команде Познавательные:  способность и  умение производить  простые логические  действия (анализ,  сравнение) Обобщение,  закрепление и  усвоение  изученного  материала 1.Синяя бейсболка.  («Красная Шапочка»)  2. Квадратик.  («Колобок»)  3. Мышка в  босоножках. («Кот в  сапогах»)  8. Мышка­домоседка.  («Лягушка­ путешественница»)  9. Собачья конура.  («Кошкин дом»)  10. Солнечный принц.  («Снежная королева»)  11. Красные усы.  («Синяя борода»)  12. Белый петух.  («Черная курица»)  13. Петушок  одноцветный.  («Курочка Ряба»)  14. Девочка с ладошку. («Мальчик­с­пальчик»)  19. Прекрасный  лебедь. («Гадкий  утенок»)  Регулятивные: ­контроль, оценка и  коррекция Общеучебные: ­ умение  структурировать  знания, умение  осознанно и  произвольно строить  речевое  высказывание,  умение  противопоставить  слова по  определённым  признакам, чтобы  расшифровать  название  литературного  произведения10  мин. Кроссворд по сказу «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» (Слайд 23) 3.Закрепление и  обобщение  изученного  материала КРОССВОРД   Личностные: ­ развитие  творческого  мышления,  воображения,  понимание причин  успеха в учебной  деятельности Успешное   усвоение  материала,  поддержание  интереса к учёбе,  отгадывание  кроссворда Задания кроссворда Вопросы по горизонтали: 1. Цвет шерсти Серебряного копытца зимой 2. Фамилия отца Дарёнки 3. Горный край, который с башкирского переводится  как 'пояс' 4. Имя писателя, автора Уральских сказов5. Временная лёгкая постройка для размещения  рабочих в летнее время 6. Какая ножка была с серебряным копытцем 7. Цвет шерсти Мурёнки 8. Имя сиротки, которую взял к себе Кокованя 9. Фамилия писателя, автора сборника сказов  'Малахитовая шкатулка' 10. Чем хотела поймать Дарёнка Серебряное копытце 11. Дарёнка взяла лоскуточков кукле платье шить, ниток клубок и ещё… 12. Ребёнок, оставшийся без родителей 13. Сколько камней набрал Кокованя, когда Серебряное  копытце бил ножкой 14. Цвет камней, которые попадались на покосных  ложках после Серебряного копытца 15. Как назывался зелёный камень, который потом  находили на покосных ложках 16. Ножка волшебного козлика 17. Отчество Дарёнки Пока идёт подсчёт голосов,  ребёнок    выразительно читает стих. Сказы Бажова Татьяна Фролова  Сказы Бажова, Уральские сказы Слушают  выразительное  чтение  стихотворения  ученицей Личностные: ­ проявление учебно­ познавательного  интереса к  изучаемому  материалу,  эмоциональный  Осознание и  понимание  образного языка  художественног о произведенияотклик на  прочитанное. Коммуникативные:  слушать и понимать  речь других Старых старателей горных рассказы, Что родились у костра вечерами, Глядя на звезды, глядя на пламя. Речка Сысерть вьется, как змейка, Только лопата, кайло, душегрейка, Сизая дымка, чаща лесная, К месту заветному тропка глухая. Выйдет на солнышко ящерок стайка, Редкостный камень подарит Хозяйка, Вечер уложит, ночь приголубит, Утро разбудит, авось не погубит. Пляшет опять на углях Огневушка, Клад стережет бабка Синюшка,  Кольцами Полоз в Землю уходит, Черная Кошка по лесу бродит. Медной хозяйки дивные залы, Маркова Камня гранитные скалы, Чудные сказы собраны в книжку Их рассказал нам дедушка Слышко.  Итог занятия  Рефлексия 5 мин. Хозяйка Медной горы: А теперь мне пришёл черёд Узнать, кто с каким настроением уйдёт. Камень нужного цвета берите, И в шкатулку мою кладите! ­ Давайте поделимся нашим настроением с Хозяйкой Медной горы. Все загадки разгадали,  На вопросы ответы дали, Вот шкатулка вам, держите, Что запомнилось, скажите. Высказываются  о том, что взяли  для себя  ценного, в чём  польза занятия,  какова связь с  жизнью Высказывают  свои  впечатления от  занятия. Каждый оценивает свой  вклад в  достижение  поставленных  целей, свою  активность,  эффективность  работы класса. Личностные:  ­ уметь выказывать  своё мнение,  выражать свои  эмоции;  Познавательные: ­ воспроизводить   полученную  информацию; делать  выводы в результате  совместной работы.Украшения,  Целебные  свойства  самоцветов Анализ ситуации на занятии  ­ Дети передают шкатулку из рук в руки, говорят, что  запомнили про Бажова, Урал, самоцветы, какие чувства  испытывают по завершении серии занятий. Что из  полученных знаний пригодится им в жизни?  Кем или чем можно гордиться и почему? (природные  богатства, мастера­каменотесы, мастер слова Бажов) Есть у Уральских самоцветов ещё она тайна, кроме  своей красоты, они обладают положительной  энергетикой, помогают в лечении многих болезней. Домашнее задание – узнать, есть ли у ваших мам,  бабушек украшения с самоцветами, и какой камень  помогает лечить какие­либо недуги, ведь каждый из  нас хочет быть здоров 2 мин. Хозяйка Медной горы: Организует рефлексию.  (Слайд 23) Осуществляют самооценку  собственной  учебной  деятельности. ­ Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы  вам было интересно на занятии, чтобы урок принес вам  полезные знания в области литературного чтения,  окружающего мира,  чтобы был полезен для общего  развития, для вашей эрудиции,  чтобы вам на уроке было  хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. Я  рада за вас!  Личностные: ­ развитие  способности к  самооценке. Познавательные:  ­ рефлексия своей  деятельности на  занятии,  самокритичность. Коммуникативные: ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью выражать  свои мысли.          (Слайд 24) Перед вами камни разных цветов. Вам нужно выбрать ОДИНи положить в шкатулку к Хозяйке Медной горы. (Хозяйка  собирает камешки поочерёдно у каждой команды)    ­ если всё удалось, кладите в шкатулку зелёный  камешек;    ­ если не всё получилось, что­то можно было сделать  лучше, кладите жёлтый камешек.    ­ если игра не удалась, кладите красный камешек. Показать, что получилось. Кто положил красный камешек? Почему? Кто положил жёлтый камешек? Почему? Занятие завершено. Спасибо за игру. НАГРАЖДЕНИЕ Приходите в гости к нам, Были рады мы всем Вам! ДО СВИДАНИЯ! ВСЕМ СПАСИБО! ПУСТЬ БУДЕТ ВСЁ У ВАС КРАСИВО!               (Слайд 25)

Посмотрите также