Учитель: Л. П. Попова
Класс: 4
Риторика 20 января 2017 год
Тема: «Информационные жанры».
Цель: – повторить изученные информационные жанры: хронику, заметку, репортаж;
– познакомить с информационными жанрами – интервью, рекламой;
– развивать речь, творческие способности учащихся;
– создать атмосферу комфортного речевого общения.
Оформление:
– плакат с высказыванием Антуана де СентЭкзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»;
– эпиграф на доске: «Твоя речь – бесценное богатство. Владей им!»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
Оформлять свои мысли в устной форме. Развивают умение слушать и понимать других.
Личностные УУД. Учащиеся научатся:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формирование УУД
Познавательные УУД
Выявлять сущность,
особенности объектов.
Регулятивные УУД
Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в
устной форме.
Этапы урока
Актуализация
знаний.
Постановка
учебной
задачи.
Учитель: Приглашаю вас, ребята, в храм науки «Риторика», которая учит говорить так, чтобы вас
слушали и понимали.
Деятельность учителя и учащихся
Итак, «В начале было слово...».
Слово! Как много смысла в нем заключено.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
1й ученик: Священное уменье
говорить,
2й ученик: Произносить слова и строить фразу, –
3й ученик: Как просто это: стоит рот раскрыть,
4й ученик: И чудо слова возникает сразу.
5й ученик: Как ты проста, осмысленная речь!
6й ученик: Слова умеют плакать и смеяться, 7й ученик: Приказывать, молить и заклинать,
8й ученик: И, словно сердце, кровью обливаться
9й ученик: И равнодушно холодом дышать.
10й ученик: На доброе слово не надо скупиться,
11й ученик: Сказать это слово – что дать напиться.
12й ученик: Со словом обидным нельзя торопиться,
13й ученик: Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Открытие
новых знаний.
. Тема нашего урока – «Информационные жанры». Сегодня мы познакомимся с новыми видами
информационных жанров, такими как интервью и реклама. А главным событием нашего урока
станет выпуск классной газеты.
Давайте вспомним, что такое информация и откуда люди получают ее.
Ученик: Информация – это то, что один человек сообщает другому.
Ученик: Информацию можно передавать по телефону, радио, телевидению, через газету.
Учитель: Давайте вспомним, какие виды информационных жанров вы уже знаете. Мы выслушаем
сообщения ребят по каждому виду (это было домашним заданием).
Ученик: Мы уже знакомы с такими видами информационных жанров, как хроника, заметка,
Познавательные УУД
Выявлять сущность,
особенности объектов.
Регулятивные УУД.
Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в
устной форме.
На основе анализа
объектов делать выводы.
Ориентироваться на
развороте учебника. репортаж.
Учитель: Что такое хроника?
Ученик: Хроника – это самый малый газетный жанр, где сжато и кратко сообщается о чемто
важном.
Ученик: Пример хроники: 18 января в актовом зале школы № 3 прошел праздник "Крещенские
колядки". Участие в празднике приняли все ребята нашего класса. Праздник прошел весело, с
песнями, танцами, играми».
Учитель: Что такое заметка?
Ученик: Заметка – это краткое сообщение о какомто факте или событии, в котором автор
выказывает свое отношение к этому событию.
Ученик: Ну, например: «20 марта в спортивном зале средней школы № 23 состоялось веселое
соревнование "Папа, мама, я – спортивная семья". Родители учеников с большим удовольствием
участвовали в конкурсах. Победителями стали: семья Антоновых, 4 "б" класс, и семья Борисовых,
4 "в" класс. Мне и всем присутствующим очень понравились эти соревнования».
Учитель: А в чем особенность репортажа по сравнению с заметкой?
Ученик: В репортаже сообщается о событиях, очевидцем которых был сам автор. Журналистов,
которые пишут репортажи, называют репортерами.
III. Введение новых понятий
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым информационным жанром – интервью. Как часто мы слышим слово «интервью». Вы смотрите телевизор, слушаете радио или
просматриваете газету и везде слышите или читаете слова: предлагаем вашему вниманию интервью
нашего корреспондента, взятое у известного актера, певца или у прохожих на улице. Почему же
интервью стало таким распространенным жанром массовой информации? Наверное, потому, что в
нашем современном обществе возрос интерес к мнению каждой личности, к человеку вообще.
Интервью – как вы уже, наверное, догадались, – это встреча, беседа двух или нескольких человек.
А интервьюер – это человек, ведущий беседу. Интервью состоит из вопросов и ответов. Вопросы
должны быть четкими, продуманными. Обращайтесь к своему собеседнику по имени и отчеству
или по имени. Общение должно быть свободным, не скованным. Постарайтесь очень внимательно
слушать собеседника, не перебивать его и смотреть ему в глаза. Говорите уважительным тоном.
К интервью обращаются журналисты, психологи, социологи. Сегодня у нас премьера. Наши юные
корреспонденты (называются фамилии) берут первое в своей жизни настоящее интервью.
Пожелаем им удачи. Платон, ученик известного древнегреческого философа Сократа, обращаясь к
нему, говорил: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и
отвечать
1й корреспондент: Мы решили взять интервью у ребят, которым осталось совсем немного до
окончания начальной школы. Ребята, меня интересует ваше мнение, с каким чувством вы покинете
свой класс, своего первого учителя
(Ответы детей.)
2й корреспондент: Ребята, как вы думаете, что дала вам начальная школа?
(Ответы детей.)
3й корреспондент: Вспомните, пожалуйста, самый веселый эпизод в вашей жизни.
(Ответы детей.)
Развитие
умений.
Применение
знаний.
Познавательные УУД
Выявлять сущность,
особенности объектов.
Личностные УУД
Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать
и понимать других. 2й корреспондент: Большое спасибо за откровенную беседу. Желаем вам успешно закончить
4й класс.
3й корреспондент: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Надеюсь, они не откажут нам в
интервью?
Уважаемая (имя, отчество), я очень признателен, что Вы согласились дать интервью. Нам очень
интересно узнать Ваше мнение о нашем классе.
(Ответы гостей.)
1й корреспондент: Нам также интересно узнать Ваше мнение о нашем уроке. Ваши замечания,
пожелания?
(Ответы гостей.)
2й корреспондент: Большое спасибо за приятные слова.
3й корреспондент: Надеемся, что вы еще проведете много приятных минут в нашем классе.
Учитель: Следующий вид информации – реклама.
Реклама – необычное объявление, главная цель которого – создать широкую известность чему
либо, привлечь потребителей к чемунибудь. Реклама бывает устная и письменная, часто она
начинается с хвалебных слов. С рекламой мы достаточно часто встречаемся, и, надеюсь, с
составлением ее справимся.
IV. Речевая разминка Конкурс скороговорок.
V. Групповая работа.
Учитель: Итак, школа – это наш второй дом. Включим скороговорки в рекламный текст и
посвятим рекламу своей школе.
Лучшей будет признана реклама той группы, которая:
наиболее уместно употребит скороговорку в своём тексте;
в немногих словах, но ярко сумеет представить то, что он рекламирует;
произнесёт текст выразительно, заинтересованно.
Учитель: А сейчас конкурс на лучшую рекламу.
Каждая группа выступает со своим «рекламным роликом».
VI. Проектная работа «Классная газета» в группах
Перед вами лист, вы – редколлегия. Хорошо бы выпустить классную газету! Мы так и назовём её
«Классная газета».
Дома все готовились к этому заданию. Ктото написал хронику или информационную заметку о
событиях, ктото – стихи или объявление.
Рефлексия
Обсуждение страниц выпущенной «Классной газеты».
Итак, наш урок подошел к концу. Я хочу поблагодарить всех ребят за юмор, изобретательность,
оригинальность, артистичность. Мы подарили друг другу радость человеческого общения. Что запомнили?
Что нового узнали?
Что было самым интересным?
Спасибо всем за урок.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
С. 146147
Итог урока.
Домашнее
задание.
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Внеурочная деятельность по теме "Информационные жанры" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.