Внеурочное мероприятие в 1 классе
Тема: «Сувенирные
пасхальные яйца»
Цель: научить
составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
Задачи:
учебные: познакомить с историей возникновения пасхальных яиц, углубить
знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными
особенностями росписи
пасхальных яиц с использованием символики писанки;
метапредметные: развивать познавательную активность, воспитывать
любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту
на радость людям;
личностные: развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища, развивать самовыражение посредством художественных символов.
Оборудование: презентация «Сувенирные пасхальные яйца», сувенирные пасхальные яйца, для учащихся - лист бумаги, шаблон яйца, карандаш, краски, кисти, банки с водой.
Конспект мероприятия
I. Организационный момент.
Действия учителя
Приветствие учащихся. Проверка наличия рабочего материала.
Действия учащихся
Проверяют готовность школьных принадлежностей, посадку.
Действия учителя
- Сегодня нам предстоит преодолеть много преград, столкнуться с трудностями.
- Тему нашего мероприятия вы назовёте сами, опираясь на предложенные рисунки. (Каждому ребёнку выдан рисунок с изображением сувенирного пасхального яйца.)
Действия учащихся
Дети рассматривают рисунки и называют тему (Сувенирные пасхальные яйца).
Слайд 1
II. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию.
Действия учителя
- Что такое пасхальные яйца?
Слайд 2
Действия учащихся
Работа в группах. Дети делятся на 3 группы по желанию.
Дети обсуждают в группах и высказывают свои мнения.
Действия учителя
- Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Вот и славяне его так же видели. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.
Из
яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе…
- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?
Действия учащихся
Дети высказывают свои мнения.
Действия учителя
- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?
Действия учащихся
Дети высказывают свои мнения.
Действия учителя
- Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
- Что символизировала красная окраска яиц?
Действия учащихся
Дети высказывают свои мнения.
Действия учителя
- Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.
III. Определение деятельности.
Действия учителя
- Теперь вы знаете, что такое пасхальные яйца и почему принято дарить друг другу на Пасху расписанные яйца.
1) Постановка цели и задач.
У каждого ребёнка на парте лежит шаблон яйца.
- Какую цель мы ставим перед собой?
Действия учащихся
Ответы детей (цель: создать эскиз пасхального яйца).
Действия учителя
- Какие задачи? Что нужно сделать, чтобы добиться цели?
Действия учащихся
Ответы детей (задачи: познакомиться с обычаями и традициями пасхальных яиц, познакомиться с особенностями росписи, научиться составлять эскизы росписи пасхальных яиц).
Действия учителя
2) Постановка проблемы.
- Какая проблема стоит перед нами? На какой вопрос мы должны ответить?
Действия учащихся
Ответы детей (проблема: как правильно расписать своё сувенирное пасхальное яйцо?)
Действия учителя
3) Формулировка гипотезы.
Действия учащихся
Дети высказывают свои гипотезы.
Действия учителя
- Если не знаешь обычаи и традиции, связанные с пасхальным яйцом, а также особенности росписи, нельзя составить эскизы росписи сувенирных пасхальных яиц – писанок.
IV. Практическая работа - исследование.
Действия учителя
1) Подведение к пониманию детей о недостаточности знаний по теме.
- Какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, вы знаете?
Слайд 3
Действия учащихся
Ответы детей.
Действия учителя
- Какие виды росписи пасхальных яиц вы знаете?
Действия учащихся
Ответы детей. Дети осознают нехватку знаний.
Действия учителя
- Можем ли мы сейчас, на данном этапе мероприятия, узнать об обрядах?
Действия учащихся
Ответы детей.
Действия учителя
2) Сбор информации.
- Где можно добыть недостающие знания?
Действия учащихся
Ответы детей: в дополнительной литературе или в интернете.
Действия учителя
- Используя электронные ресурсы интернет, найдите ответ на вопрос: какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, существовали?
Действия учащихся
Работа в группах. У каждой группы свой ноутбук с выходом в интернет. Анализ собранной информации.
Действия учителя
3) Выступление.
-Выберите 1 члена группы для того, чтобы рассказать или зачитать тот материал, который вы нашли.
Действия учащихся
Выбирают 1 выступающего, учащийся из каждой группы с места рассказывает или зачитывает ответ.
Действия учителя
4) Сравнение и обобщение полученной информации.
- Посмотрите на экран, давайте сравним, все ли обычаи мы назвали.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Действия учащихся
Дети смотрят на экран и сравнивают свои ответы с предложенными учителем.
Действия учителя
5) Знакомство с видами росписи пасхальных яиц.
Игра «Угадай - ка».
- Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и взял один эскиз.
Действия учащихся
Выбирают и посылают одного члена группы к доске.
К доске выходят 3 учащихся. Каждый выбирает эскиз яйца, не видя как эскиз раскрашен с обратной стороны.
Действия учителя
- Вернитесь к своей группе и посмотрите, как расписано яйцо.
- Обсудите в группе и ответьте на вопрос: «К какому виду росписи относится пасхальное яйцо?»
Действия учащихся
(У 1 группы – крашенка, у 2 – крапанка, у 3 – писанка)
Обсуждают в группах, у кого какой эскиз пасхального яйца, выдвигают предположения.
Действия учителя
- Сравним ваши предположения с эталоном.
Слайд 8
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Действия учащихся
Дети сравнивают и делают выводы по видам росписи пасхальных яиц (крашенка, крапанка, писанка).
6) Изучение теоретического материала.
Действия учителя
- Какой вид росписи самый сложный? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Действия учащихся
Ответы детей.
Действия учителя
- Послушайте небольшое сообщение на тему «Писанки».
Действия учащихся
Рассказывает заранее подготовленный ученик.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет.
Действия учителя
- Можем ли мы сейчас составить эскиз писанки?
Действия учащихся
Ответы детей (не можем составить эскиз, так как не знаем, какие цвета и символы нужно использовать).
Действия учителя
- Попробуйте определить основные цвета орнамента писанки и символы, используя пасхальные яйца (каждой группе выдаётся 1 пасхальное яйцо – писанка).
Слайд 9
Действия учащихся
Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки. Обобщают. Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный.
Действия учителя
- Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:
Сосна
— символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок.
Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.
7) Практическая работа.
Действия учителя
- Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз для росписи писанки.
- Форму яйца обведите по шаблону. Рисунок попробуйте составить самостоятельно.
- По каким параметрам будут оцениваться ваши работы? (Как они должны выглядеть? Что работы должны доказать?)
Действия учащихся
Ответы детей (работы должны быть выполнены аккуратно с использованием основных цветов и символов росписи писанок).
Каждый ребёнок создаёт свой эскиз пасхального яйца.
V. Итог. Выставка работ.
Действия учителя
- Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.
- Писанка
до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в
Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка
2000 года).
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной
звездой – Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит
огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.
На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8, а ширина – 5 м.
1) Проверка выдвинутой гипотезы.
- Подтверждается ли гипотеза, которую мы выдвинули?
-Докажите.
Действия учащихся
Ответы детей. Доказывают, опираясь на свои эскизы.
Действия учителя
2) Рефлексия.
- Трудно ли было выполнять данный эскиз?
-В чем были затруднения?
-Как вы оцениваете свою работу (эскиз «Пасхальные яйца»)?
Действия учащихся
Самооценка. Ученики внизу альбомного листа красным карандашом рисуют рот с улыбкой или без улыбки.
Действия учителя
- Хотели бы вы выполнить ещё эскиз или расписать пасхальное яйцо?
Действия учащихся
Ответы детей.
Действия учителя
- На следующем занятии, вы будете расписывать пасхальные яйца, используя свои эскизы.
Результат исследовательской деятельности
Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.
В ходе исследовательской деятельности дети познакомились с историей возникновения пасхальных яиц, узнали об обычаях и традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.