ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
03.05.2020
ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Исследовательская работа ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Федерация детских и подростковых объединений Костромской области.doc

Федерация детских и подростковых объединений Костромской области

Костромской областной Дворец творчества детей и молодёжи

Областная программа

 «Пионерская организация и детское движение: связь времён», посвященная 90-летию Пионерии

 

Конкурс исследовательских работ «Мы историей славной едины»

Номинация  «Разговор у пионерского костра»

 

ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Автор работы: Чичагова Мария

ученица 10 а кл. МБОУ Судиславской СОШ

Руководитель: Лебедева Лариса Геннадьевна,

учитель методики воспитательной работы

 

 

2012

 

 

45-летнему юбилею посвящается

Актуальность проблемы патриотического воспитания

в современных условиях

 

Во все времена, начиная от древней Руси и до нынешних дней, теневой стороной духовного единства государства российского был и остается патриотизм. С особой силой проявляется он в самые тяжелые для Отечества годы. Так было в периоды Отечественных войн 1812, 1941-1945 годов и при восстановлении народного хозяйства в последние годы.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. Оно направлено на глубокое понимание каждым гражданином значимости военной службы, своей роли и места в служении Отечеству, проявление ими высокой личной ответственности при прохождении военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил.

          В этих условиях очевидна неотложность решения проблем патриотического воспитания детей и  молодежи.

 

Из истории военно-патриотической игры «Зарница»

Еще в 1943 г., когда советские войска готовились к форсированию Днепра, «Пионерская правда» опубликовала призыв воинов к пионерам принять участие в военной игре «На разгром!». Тогда, после первых тяжелых лет войны фронтовики наставляли будущих юнармейцев: чтобы побеждать в бою, мало одной храбрости, требуется еще и уменье. Мало иметь вооружение, надо с толком его использовать; чтобы разбить врага, нужно уметь перехитрить его, проявить военную смекалку, ловко вести разведку, образцово держать связь.

К середине 60-х выросло и повзрослело первое послевоенное поколение. Для патриотического воспитания подрастающего поколения, не нюхавшего войны, недостаточно было историй о подвигах и встреч с ветеранами. Нужно было практическое погружение в материал: полу-игра, полу-учения. Так в 1967 в светлых головах комсомольских вожаков родилась и началась история «Зарницы».

Официально игра значилась как военно-спортивная. Первым командующим игрой был Герой Советского Союза, маршал артиллерии Василий Казаков - все было серьезно. В том же году на Сапун-горе в Севастополе прошел финал Всесоюзной военно-патриотической игры «Зарница».

По правилам игры участники назывались юнармейцы, из них формировались батальоны. Цели в «Зарнице» были разные: срывание бумажных погон с противника, тактические учения с бронетехникой и взрывпакетами и захват вражеского штаба. Если с человека срывали оба погона, то по правилам его считали убитым. Если только один - раненым, и игрок уже не мог бегать, а только ходить.

Обычно в военно-спортивной игре «Зарнице» участвовали ученики 4-7 классов, отдыхающие в летних пионерских лагерях. Для старшеклассников существовал свой вариант военно-патриотической игры под названием «Орленок». Только за первые пять лет в СССР в патриотических играх боролись за победу, срывали погоны, брали пленных, захватывали вражеский флаг больше 20 миллионов школьников. Патриотическое воспитание подростков шагало по стране.

В последующие годы игра не знала перерывов, она проводилась круглый год. Участники игры — юнармейцы, составляющие отряд или батальон, в который входили стрелки, связисты, разведчики, основательно готовились к генеральным сражениям. Этому способствовало введение в школах предмета НВП.

«Зарница» стала для советских школьников игрой смелых, ловких и дружных. Она давала  возможность выполнять по всем правилам воинского устава приказы командира, вырабатывать у себя находчивость, расторопность, быструю ориентировку.

«Зарница» была не просто игрой, она составляла  целый комплекс пионерских дел. «Зарница» стала формой активного участия юных ленинцев во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, на знаменах которого начертан немеркнущий девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

Структура военно-патриотической игры «Зарница»

и особенности ее проведения  в МБОУ Судиславская СОШ

 

Игра начинается  обычно за неделю перед Днем защитника Отечества (плюс-минус пять дней). В понедельник после 4-го урока проводим две линейки: одну для учащихся 1-4-х классов, вторую для 5-11-х. На этой линейке директор  зачитывает приказ о введении в школе военного положения, о преобразовании школы в гарнизон, о проведении военно-спортивной игры «Зарница» для 5-8-х классов и «Зарнички» для 1-4-х классов, о назначениях.

Каждый класс преобразуется в роту и имеет своего командира, флаг и знаменосца.  Все юнармейцы носят погоны, у каждой роты - свой цвет.

Игрой руководит генштаб. В его состав входят ученики педагогических 10-11-х классов, а руководит генштабом замполит гарнизона, учитель НВП. На каждое направление работы назначается ответственный учитель и ученик, член генштаба.

          Начальником гарнизона становится директор школы. Он осуществляет общее руководство игрой, проводит два заседания для педагогов: перед началом игры и перед генеральным сражением.  Координируют работу генштаба замполит гарнизона и комбат- учащийся (глава детского самоуправления).

 

 

Другие должности:

- председатель трибунала - зам. директора по учебно-воспитательной работе средней школы (осуществляет контроль за отработкой штрафных очков);

-начальник разведки – учитель ОБЖ  (руководит разведгруппой учащихся, выполняющей «секретные» задания);

-комендант гарнизона – начальник хозчасти  (координирует деятельность генштаба по проверке выполнения режима гарнизона);

-начальник стрелкового взвода - учитель физкультуры (проводит обучение стрелков и организует стрельбы во время генерального сражения);

-начальник топографического отдела - учитель русского языка и литературы (обучает командиров рот ориентированию по карте, разминированию минного поля);

-начальник службы связи - учитель истории (отвечает за обучение юнармейцев азбуке Морзе, составляет задания исторического плана);

-начальник музыкального взвода - учитель музыки (готовит с каждой ротой музыкальное приветствие - военную песню, разучивает с детьми гимн «Зарницы»);

- начальник медсанбата - фельдшер школы (отвечает за проведение учебы по оказанию медпомощи, организует санбат в полевых условиях при генеральном сражении, проверяет аптечки у всех рот);

-заместитель начальника гарнизона по тылу - учитель обслуживающего труда (организует полевую кухню во время генерального сражения);

-начальник корреспондентской службы - учитель информатики (отражает информацию на сайте школы).

 

Начало игры

 

Военное положение действует ежедневно с 8.00 до 15.00. Каждое утро (вторник, среда, четверг) начинается с поверки гарнизона. Ротные строят свои роты на линейках перед генштабом (только дети), замполитом и начальником гарнизона. Поверка начинается со сдачи рапортов командиров рот комбату, те  рапортуют  командиру гарнизона. Члены генштаба проверяют наличие погон, флагов. За отсутствие юнармейцев на линейке по неуважительным причинам штраф - 5 баллов за каждого. За отсутствие флага роты - 20 баллов, за отсутствие погон - 5 баллов и т.д.

Ежедневно оценивается уборка кабинетов, проведение зарядки, полученные на уроках оценки (баллы соответственно минусуются или плюсуются). Ежедневно после уроков члены генштаба проводят учения. Для этого в классах-ротах выбираются разведчики, саперы, санитары, связисты, корреспонденты и т.д. Детей без поручений и должностей нет.

 

 

 

 

Генеральное сражение

 

В конце недели проходят два генеральных сражения: для начальных классов и для основной школы. Сражения проходят на Лобанке (парк около школы). Сначала идет общее построение. Ротные сдают рапорт замполиту гарнизона. Участники игры расходятся по специальностям (санитары, разведчики, связисты, снайперы, саперы). После выполнения заданий на станциях отряды собираются на полосе препятствий, которую нужно преодолеть на время. Фактически всю игру взрослые только наблюдают и страхуют, а играют и организуют все дети.

На минном поле                                  Станция «Санитары»                              

 

Затем замполит  строит гарнизон, раздает каждому ротному пакет с заданием: маршрутной картой и планом местности. Проводится игра «Найди флаг».

Получение маршрутной карты                                 Игра «Найди флаг»

Итогом сражения является возвращение с найденным флагом. Потом – полевая кухня на стадионе школы, общее построение.

 

На следующий день каждая рота вывешивает свой боевой листок, который также оценивается.

 

В понедельник на общем построении объявляются победители игры и отдельных номинаций.

 

Зачем нам нужна «Зарница»?

Во-первых, это игра. А какое же детство без игры? Во-вторых, это соревнование. В-третьих, выявление лидеров. Можно провести сотню тестов и исследований, но  одна «Зарница» покажет сразу, кто на что способен. В-четвертых, это глубокое познание истории Родины, которое стимулируется игрой, а не требованиями учителя. В-пятых, это овладение многими навыками (азбука Морзе, стрельба, оказание медпомощи и т.д.). В-шестых, это такие здоровьесберегающие технологии, которые не воплотить в жизнь ни на одном уроке! В-седьмых, это море положительных эмоций! И т.д. и т.д., можно продолжать до бесконечности.


Федерация детских и подростковых объединений

Федерация детских и подростковых объединений

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современных условиях

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современных условиях

Обычно в военно-спортивной игре «Зарнице» участвовали ученики 4-7 классов, отдыхающие в летних пионерских лагерях

Обычно в военно-спортивной игре «Зарнице» участвовали ученики 4-7 классов, отдыхающие в летних пионерских лагерях

Другие должности: - председатель трибунала - зам

Другие должности: - председатель трибунала - зам

Итогом сражения является возвращение с найденным флагом

Итогом сражения является возвращение с найденным флагом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020