Цель:
Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И.Я. Билибина.
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
2. Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.
3. Обучение технике работы с гуашью.
Тема урока: « ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ »
Урок – путешествие.
Цель:
Сформировать представление о сказочнобылинном жанре в живописи на примере
творчества В. Васнецова и И.Я. Билибина.
Задачи:
1. Воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру, любовь и интерес к
искусству.
2. Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое
отношение к выполнению задания.
3. Обучение технике работы с гуашью.
Оборудование и материалы:
1. Подбор репродукций работ И.Я. Билибина по сказкам, а так же книг с его
иллюстрациями.
2. Автопортрет В. М. Васнецова.
3. Подбор репродукций картин В.М. Васнецова.
4. Книжная выставка с иллюстрациями русских народных сказок «Удивительный
мир сказок ».
5.Художественные материалы.
Х о д у р о к а:
Организация класса.
Проверка домашнего задания. (Слайды 3 – 5)
1. Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте вспомним
все жанры, которые вы знаете.
Какой жанр живописи мы рассматривали на предыдущем уроке? Назовите
особенности этого жанра.
Назовите автора следующих картин. Вспомните, как они называются.
III. Беседа об особенностях сказочнобылинного жанра.
IV. Выступления учащихся.
V. Выполнение творческого задания учащимися.
VI. Подведение итогов и анализ творческих работ.
Учитель: Сегодня мы поговорим об особом жанре жанре сказки и былины. Со
сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их
героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников
писателей. ( Слайд 6, 7)
Вспомните народные сказки и их героев.
Вспомните писателейсказочников и героев их книг.
Учитель: «…Красота – это любовь, это добро, она живёт в душе человека, в душе
народа. А душу свою он раскрывает в сказке, в песне, в предании…» В.М.Васнецов.
А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство туда,
где живут эти герои. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками
сказочниками. Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто сегодня
приготовили свои сообщения. Они, как и в любой сказке, подготовили вам загадки и
задания и, конечно же, расскажут об авторах сказочных картин. Еще в раннем
1.
2.
2.
3.детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и
мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем? (С
иллюстрациями.) Именно такими, как нарисовал их художник, мы и будем себе
представлять героев этих книг. Давайте попутешествуем по книгам детства, многие
из которых проиллюстрировали великие русский художники В. Васнецов и И.
Билибин.
(Учащиеся выступают с результатами своей творческой поисковой работы,
демонстрируют книги и книжные иллюстрации).
III. Сообщение о творчестве В. Васнецова.
1 ученик :ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (Слайд 8)
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848, село Лопьял, ныне в
Кировской области, российский художник. Выходец из семьи сельского
священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (18621867),
затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском
Обществе поощрения художеств, где в 18671868 гг, учился под руководством И. Н.
Крамского. В 38681875 гг. совершенствует мастерство в петербургской
Академии художеств, 1878 г. член Товарищества передвижных художественных
выставок. Среди его популярных полотен стали картины «После побоища Игоря
Святославича с половцами» (1880 ) (Слайд 9) (по мотивам «Слова о полку
Игореве»), «Аленушка» (1881 г) (Слайд 10),
(1897)(Слайд 11). Наибольшую известность получила картина «Три
богатыря» (Слайд 12) (18811998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца,
Добрыни Никитича Алеши Поповича охраняющих границы отечества. Все четыре
картины в Третьяковской галерее. В 1953 году московский дом Васнецова
(построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Доммузей. Музей имени
братьев Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926,
Москва.
1 ученик: Гамаюн, птица вещая ( Слайд 13)
(Картина В. Васнецова)
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
«Царь Иван Васильевич Грозный»
А. Блок, 23 февраля 1899 г.
2Гамаюн по древнерусским поверьям, сказочная птица вещунья с человеческим
лицом. Трус землетрясение.
IV. Краткое сообщение о творчестве И. Билибина.
2 ученик: СКАЗОЧНЫЙ МИР БИЛИБИНА (Слайд 18 29)
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача.
Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин
кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно
занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель
поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств.1898 году он едет в Мюнхен,
чтобы работать в мастерской продюсера Ашбе. Лето 1899 года Иван Билибин
проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней
и народным творчеством. В 1899 году Экспедиция Заготовления Государственных
Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. В этой
серии были «Василиса Прекрасная», «Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»,
«Белая уточка», «ЦаревнаЛягушка» . Также были изданы с рисунками Билибина
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Песнь о купце Калашникове» М. Ю.
Лермонтова и «Петр Первый» А. Н. Толстого. Умер художник в ночь с 7го на 8е
февраля 1942 года.
Вопросы для беседы после прослушивания сообщений.
1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника?
Почему?
2. Чем отличаются иллюстрации И.Я. Билибина от иллюстраций таких же сказок
другими художниками?
Учитель: По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю дивную русскую
землю. А вот и жители этой земли. Кто они? Какие это сказки? А теперь давайте
узнаем, кто увидел их такими.
Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:
1. Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?
2. Кто основные герои картин В.М. Васнецова? (люди или сказочные герои)?
3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?
V. Получение творческого задания.
Выполнение работы.
Задание: А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет
нас к новому городу. Но в этом сказочном городе живут герои, которых вы сами
нарисуете. Они такие, какими вы их видите. В выполнении работы вам помогут
представленные перед вами иллюстрации. Можете рисовать любимых сказочных
героев, героев новых сказок...
Целевые обходы учителя во время выполнения работы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненных рисунков.
VI. Подведение итогов и анализ творческих работ. (Слайд 30)
3В конце урока проводится экспрессвыставка «Что за прелесть эти сказки».
Работы вывешиваются на доску.
А теперь давайте угадаем, кто есть кто?
Авторы рисунков нам помогут.
VII. Заключительное слово учителя. (Слайд31)
Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни
покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь
только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого
человеку всегда не хватает в жизни.
4