Вопросы с ответами по роману “Дубровский” Пушкина, анализ произведения
Вопросы с ответами по роману “Дубровский” Пушкина, анализ произведения
Роман “Дубровский” является одним из самых известных произведений
в прозе великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
В этой статье представлены некоторые вопросы с ответами по роману “Дубровский”,
анализ произведения и т.д.
Смотрите:
– Краткое
содержание романа
– Все материалы
по роману “Дубровский”
О Владимире Дубровском
В каком городе жил и воспитывался Владимир Дубровский?
До 7 лет Владимир Дубровский живет в имении Кистеневка вместе со
своим отцом. В 7-летнем возрасте мальчика привозят в Петербург, и там он учится
в Кадетском корпусе.
Цитаты из текста:
“Сын Дубровского воспитывался в Петербурге…”
“Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен
был корнетом в гвардию…”
В каком городе служил
Владимир Дубровский?
Закончив учебу, Владимир Дубровский служил в гвардии в Петербурге.
Какой образ жизни ведет Владимир Дубровский в Петербурге?
В Петербурге Владимир Дубровский ведет расточительную и
беззаботную жизнь.
Цитата из текста:
“Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.”
Шабашкин и чиновники
Почему Шабашкин взялся выполнить просьбу Троекурова?
Шабашкин охотно взялся выполнить просьбу Троекурова, чтобы угодить ему и,
вероятно, в будущем получить какую-то выгоду.
Почему Шабашкин – “продажная душонка”?
Шабашкина можно назвать “продажной душонкой”, потому что он знает, что Троекуров неправ, но все равно помогает ему в его подлом деле – помогает отобрать имение у Дубровских.
Какие черты Шабашкина подчеркиваются автором?
Автор подчеркивает такие черты Шабашкина, как подлость, отсутствие
чувства собственного достоинства.
Какую роль сыграл Шабашкин в конфликте Троекурова и Дубровских?
Шабашкин играет очень важную роль в конфликте героев, так как
именно Шабашкин помогает Троекурову нечестным способом уладить все дела
(подкупает судей и т.д.).
Цитата из текста:
“…Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.”
Как встречают чиновники уездного суда господина Андрея
Дубровского?
Когда старик Дубровский является в суд, чиновники не обращают на него внимания
в отличие от господина Троекурова, которого они встречают с особой
почтительностью.
Цитата из текста:
“…Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него, и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности…”
Возраст героев
Сколько лет младшему сыну Троекурова?
Младшему сыну господина Троекурова – Саше – около 9 лет.
Сколько лет Троекурову?
Возраст Троекурова не указан в тексте романа. Судя по всему, ему 50-60 лет.
Сколько лет Владимиру Дубровскому?
Ему около 23 лет.
Другие цифры из романа
Сколько крепостных душ у Троекурова?
У господина Троекурова около 3000 крепостных душ.
Сколько собак содержит у себя Троекуров?
Он содержит в своем имении 500 охотничьих собак.
Это были вопросы с ответами по роману “Дубровский” А. С. Пушкина, анализ
произведения и т.д.
Анализ «Дубровский» Пушкин
В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы.
Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания.
Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Год написания – 1833 год.
История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.
Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.
Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского заграницу.
Жанр – Социальный роман.
Направление – Реализм.
Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.
По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.
Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.
Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский». Смысл названия достаточно прост – так звали главного героя романа.
Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы.
Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.
Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.
Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.
Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.
Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.
Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.
Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.
Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.
Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.
В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.
Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дубровского».
При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.
Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.
Будь в числе первых на доске почета
Викторина по содержанию романа А.С. Пушкина “Дубровский”
Вопросы викторины (на знание текста) по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
1) Покровское, Кистеневка, Арбатово — Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
2) «Всегдашние занятия его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
3) Как звали отца Владимира Дубровского?
4) Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
5) Какой чин был у Троекурова?
6) Что отвечал отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
7) Кто такой Тимошка?
8) Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
9) «.. .я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а …». Вставьте в письмо Дубровского пропущенное слово.
10) Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
11) Узнайте героев по описаниям:
а) «маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»;
б) «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
в) «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах »;
г) «толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
д) «человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, сущий портрет Кульнева».
12) Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
13) Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
14) «Приезд Троекурова и прием, ему оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия». О каком событии идет речь и правы ли были «тамошние политики»?
15) «…я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на … . Как увидишь его, страх и трепет клонят ниц, а спина сама так и гнется, так и гнется». Кто и о ком это говорит?
Вставьте недостающее имя.
16) Основное занятие Маши Троекуровой.
17) Чему должен был учить француз Сашу?
18) «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
19) Как звали Спицына?
20) «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
21) Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маше в то время, на которое приходятся основные события романа?
22) «…красная шкатулка была точно пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли…».
Куда подевались деньги? Чья это была шкатулка?
23) Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
24) Сколько лет было Верейскому?
25) Какую песню любил насвистывать Троекуров?
26) «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
27) «Славная весть, — сказал ему Кирила Петрович, — я поймал Дубровского».
О каком эпизоде идет речь?
Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения миниатюры)
1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:
Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.
1. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?
1. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?
Ключ к вопросам викторины:
1) Покровское —Троекуров; Кистеневка —Дубровский; Арбатово —Верейский.
2) О Кириле Петровиче Троекурове.
3) Андрей Гаврилович.
4) Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский.
5) Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
6) «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
7) Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
8) Псарь Парамошка.
9) …старинный дворянин…
10) «Дубровский… решился… проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту».
11) а) заседатель Шабашкин; б) Андрей Гаврилович Дубровский; в) мать Владимира Дубровского; г) Спицын; д) Дубровский, под видом генерала явившийся к Анне Савишне Глобовой.
12) Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
13) Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
14) Событие, о котором идет речь, — приезд Троекурова в Кистеневку и изгнание его Владимиром Дубровским. Последствия этого события — приезд в Кистеневку приказных и пожар.
15) «…на Кирила Петровича…» Дьячок говорит это о Троекурове.
16) Чтение романов.
17) Грамматике и географии.
18) О «шутке» с медведем.
19) Антон Пафнутьевич.
20) Троекуров Спицыну.
21) Дубровскому 22 года (23-й), Маше — 17 лет.
22) «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
23) Три недели.
24) Около пятидесяти.
25) «Гром победы раздавайся».
26) Митя.
27) Эпизод, связанный с Митей.
Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения-миниатюры)
1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:
Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.
Возможный вариант ответа:
«Я считаю, что главное слово в романе — любовь. Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила сына. Потом он полюбил Машу и тоже ее потерял.
Второе место, мне кажется, занимает слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову, но любовь к Маше пересиливает ненависть.
Третьим важным словом я считаю «благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за нее он даже пощадил князя Верейского. Он дает слово своей любимой и не нарушает его».
1. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?
Возможный вариант ответа:
«Воля — способность человека решать, какой жизненный шаг предпринять; судьба — необходимость поступить так, как вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский — беззаботный офицер, его ждет блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится.
Однако уже первое жизненное испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники — попытка изменить судьбу, которая несла ему бедность и унижение.
Чувство любви к Маше заставляет его подчиниться ее воле, ее чувство долга перед нелюбимым мужем создает обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его попытки бороться с судьбой».
1. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?
Возможный вариант ответа:
«Мне кажется, потому что Дубровский совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но все равно грех. Владимир должен был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми людьми. «Мы живем в несправедливом мире» — мне кажется, на эту мысль опирался Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая развязка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.