Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные социально-экономические процессы, система образования кардинально обновляется. В сегодня большое внимание уделяется формированию социально-гражданской компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения обществознания. Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Иконка файла материала Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.doc
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания В современных условиях в России складывается новая парадигма образования,  ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет  глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на  уровне региона. Несмотря на сложные социально­экономические процессы, система  образования кардинально обновляется. В сегодня большое внимание уделяется формированию социально­гражданской  компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного  возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения  обществознания. Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные  отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и  большое воспитательное значение. Привлекая знания из курсов истории, социологии, литературы учитель подводит учащихся  к пониманию диалектики национального развития, помогает осознать опасность  национального чванства и национальной нетерпимости, связывает любовь к отечеству с  уважением к другим культурам и цивилизациям. В процессе работы над этой темой учитель воспитывает у учащихся чувство национальной российской идентичности и социальной  ответственности, осознание принадлежности к своему народу и чувство любви к отечеству. Невозможно обойтись без характеристики понятия «национальное самосознание», которое  включает и такие сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная  гордость», «гражданственность». Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Любовь к своему  народу также природна, как и любовь к своей семье. Поэтому целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа. При изучении темы «Нации и  межнациональные отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно  предложить темы эссе «Почему патриотизм нельзя предписать?» или «Патриотизм –  состояние духовное». Воспитывая чувство ответственности за судьбу Отечества и боли за него, критическое  отношение к недостаткам, можно предложить учащимся изготовить прокаты на тему  «Чем мы должны гордиться и чего стыдиться», «Если ты патриот».l&p> Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной.  Учащиеся одиннадцатого класса охотно принимают участие в работе по составлению  коллективных и индивидуальных проектов «Возродим Отечество», «Шаг в будущее». Знания, полученные на уроках истории, литературы помогут при организации «Круглого  стола» по проблеме «Почему для патриота важны честность и мужество». Ученики  должны будут доказать, что А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Солженицын, солдаты  Великой Отечественной были истинными патриотами своей Родины. При проведении урока­практикума по данной теме можно обратиться и к народной  мудрости. Учащиеся могут изготовить альбом, в котором будут собраны пословицы,  поговорки, крылатые изречения о Родине, любви к ней, гордости за нее.В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30  наций. В последние годы в нашей стране просматривается две взаимосвязанные тенденции.  Одна проявляется в сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в  конечном счете, к интеграции. С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление  ряда народов к сепаратизму. Это ведет к обострению межнациональных отношений,  серьезным проявлением которого стал военный конфликт в Чечне. Можно предложить  учащимся заняться обсуждением этой проблемы и попытаться найти пути ее разрешения. С этой целью можно использовать педагогические технологии А.К. Колеченко и М.В.  Кларина «Атака мыслей», «Мозговой штурм» и выработать общее мнение но данному  вопросу. Во внеурочное время организовать выставку рисунков на тему «Родина – наш общий дом», «Нация – это тоже семья». Таким образом, используя формы работы на уроке обществознания и во внеурочное время,  можно повысить воспитательный потенциал гражданственности и патриотизма у учащихся  старших классов. Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом». Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких  вариантов может быть три: а) с этим можно согласиться; б) это – спорная мысль; в) с этим невозможно согласиться. 1. Иди... Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда... (Л. Ахматова) 2. Она меня с годами В своей державной высоте. И мы гордимся все упрямей: «И Русь не та, и мы не те!» (Н. Старшинов) 3. Отечества и дым нам сладок и приятен. (Г. Г. Державин) 4. На чужой стороне и весна не красна. (Народная мудрость) 5. В России две беды: дураки и дороги. (П. В. Гоголь) 6. Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие  ­ Таким законом наши предки жили. (О. Фокина) 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (Народная мудрость)8. Родина там, где больше платят. (Современные СМИ) 9. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. (М. Цветаева) 10. Чужая сторона прибавит ума. (Народная мудрость) В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 А 1 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 5 1 0 Б 5 5 5 5 1 0 5 5 5 1 0 5 В 1 0 1 1 1 5 1 1 1 0 1 1 Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне  Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть. Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных  планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм.  Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне». Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем  последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо. Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон». Поделиться страницей: