Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания
В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные социально-экономические процессы, система образования кардинально обновляется.
В сегодня большое внимание уделяется формированию социально-гражданской компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения обществознания.
Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках
обществознания
В современных условиях в России складывается новая парадигма образования,
ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет
глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на
уровне региона. Несмотря на сложные социальноэкономические процессы, система
образования кардинально обновляется.
В сегодня большое внимание уделяется формированию социальногражданской
компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного
возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения
обществознания.
Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные
отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и
большое воспитательное значение.
Привлекая знания из курсов истории, социологии, литературы учитель подводит учащихся
к пониманию диалектики национального развития, помогает осознать опасность
национального чванства и национальной нетерпимости, связывает любовь к отечеству с
уважением к другим культурам и цивилизациям. В процессе работы над этой темой учитель
воспитывает у учащихся чувство национальной российской идентичности и социальной
ответственности, осознание принадлежности к своему народу и чувство любви к отечеству.
Невозможно обойтись без характеристики понятия «национальное самосознание», которое
включает и такие сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная
гордость», «гражданственность».
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Любовь к своему
народу также природна, как и любовь к своей семье.
Поэтому целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся почувствовали
себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа. При изучении темы «Нации и
межнациональные отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно
предложить темы эссе «Почему патриотизм нельзя предписать?» или «Патриотизм –
состояние духовное».
Воспитывая чувство ответственности за судьбу Отечества и боли за него, критическое
отношение к недостаткам, можно предложить учащимся изготовить прокаты на тему
«Чем мы должны гордиться и чего стыдиться», «Если ты патриот».l&p>
Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной.
Учащиеся одиннадцатого класса охотно принимают участие в работе по составлению
коллективных и индивидуальных проектов «Возродим Отечество», «Шаг в будущее».
Знания, полученные на уроках истории, литературы помогут при организации «Круглого
стола» по проблеме «Почему для патриота важны честность и мужество». Ученики
должны будут доказать, что А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Солженицын, солдаты
Великой Отечественной были истинными патриотами своей Родины.
При проведении урокапрактикума по данной теме можно обратиться и к народной
мудрости. Учащиеся могут изготовить альбом, в котором будут собраны пословицы,
поговорки, крылатые изречения о Родине, любви к ней, гордости за нее.В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30
наций. В последние годы в нашей стране просматривается две взаимосвязанные тенденции.
Одна проявляется в сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в
конечном счете, к интеграции. С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление
ряда народов к сепаратизму. Это ведет к обострению межнациональных отношений,
серьезным проявлением которого стал военный конфликт в Чечне. Можно предложить
учащимся заняться обсуждением этой проблемы и попытаться найти пути ее разрешения. С
этой целью можно использовать педагогические технологии А.К. Колеченко и М.В.
Кларина «Атака мыслей», «Мозговой штурм» и выработать общее мнение но данному
вопросу.
Во внеурочное время организовать выставку рисунков на тему «Родина – наш общий дом»,
«Нация – это тоже семья».
Таким образом, используя формы работы на уроке обществознания и во внеурочное время,
можно повысить воспитательный потенциал гражданственности и патриотизма у учащихся
старших классов.
Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом».
Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких
вариантов может быть три:
а) с этим можно согласиться;
б) это – спорная мысль;
в) с этим невозможно согласиться.
1. Иди...
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...
(Л. Ахматова)
2. Она меня с годами
В своей державной высоте.
И мы гордимся все упрямей:
«И Русь не та, и мы не те!»
(Н. Старшинов)
3. Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Г. Г. Державин)
4. На чужой стороне и весна не красна.
(Народная мудрость)
5. В России две беды: дураки и дороги.
(П. В. Гоголь)
6. Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили.
(О. Фокина)
7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Народная мудрость)8. Родина там, где больше платят.
(Современные СМИ)
9. Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
(М. Цветаева)
10. Чужая сторона прибавит ума.
(Народная мудрость)
В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
А 1 1
0
1
0
1
0
1 1
0
1
0
1 5 1
0
Б 5 5 5 5 1
0
5 5 5 1
0
5
В 1
0
1 1 1 5 1 1 1
0
1 1
Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие
люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне
Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.
Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных
планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм.
Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».
Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем
последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.
Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».
Поделиться страницей: