Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методической службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.
По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов. Поэтому хотелось бы сосредоточить ваше внимание:
- на эффективности деятельности школьных методических объединений;
- на повышении качества планирования работы методических объединений, поскольку роль МО в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.
Методические объединения являются основными структурными подразделениями методической службы школы, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Основная функция методического объединения - практико-ориентированная деятельность.
Направления деятельности методических объединений:
1.Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в систему повышения квалификации.
2.Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
3.Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов деятельности.
4.Поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа деятельности.
5.Создание и апробирование программ, учебно-методических комплексов, дидактических материалов.
6.Организация работы по проведению всех форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
7.Изучение и распространение опыта педагогов объединения через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, презентаций успехов, публикаций разработок в периодической печати различного уровня.
В нашей школе семь методических объединений: МО начальных классов (руководитель Калмыкова Надежда Валентиновна), МО математика, физика и информатики (руководитель Ахметова Нязиля Джафяровна), МО учителей иностранных языков (руководитель Беспалова Нина Алексеевна), МО учителей русского языка, литературы и истории (руководитель Каледина Наталья Владимировна), МО учителей биологии, химии и географии (руководитель Краснова Альбина Павловна), МО учителей технологии, ИЗО, физической культуры и ОБЖ (руководитель Альшина Людмила Васильевна) и МО классных руководителей (руководители Павлова Лариса Викторовна- начальная школа и Уханова Ольга Владимировна- основная и средняя школы).
Каждое МО работает над своей методической проблемой, тесно связанной с методической проблемой школы «Управление качеством образования как основа учебно-воспитательной работы» и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию помощи учителю. Каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход.
Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Курсы
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.
В нашей отрасли сложилась и развивается профессиональная поддержка учительских кадров через институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых на базе МРИО, на базе МГУ им. Н.П. Огарева. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе в других городах. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации. Курсы повышения квалификации учителя проходят своевременно (Альшина Л.В., Хальзова Н.С.).
Задачи модернизации сферы образования со всей остротой поставили вопрос о необходимости изменения системы повышения квалификации и переподготовки учителей начальной школы. На базе Мордовского института образования по проблеме внедрения государственных образовательных стандартов прошли обучение все учителя начальной школы.
Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.
Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы.
Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами МО темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы стали выступления на МО, педсоветах, на конференциях с последующей публикацией ( Ахметова Н.Д., Романова О.М, Калмыкова Н.В., Руженкова Т.В и ряд др. учителей.)
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.
Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования и их влияние на профессиональное мастерство учителей– залог успеха при обучении учащихся.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИКТ-технологиями.
Наличие компьютерных классов и компьютеров в кабинетах учителей позволяет организовать проведения уроков с использованием информационных технологий. Начинает интенсивно развиваться в обучении и управлении образованием в школе использование информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. В настоящее время, компьютерные технологии стали инструментом в достижении нового современного качественного образования. Положительным моментом является создание компьютерной поддержки в виде web-презентаций учителями, школьниками для проведения уроков и участия в конференциях, семинарах, педсоветах. В школе создан свой WEB-сайт, который входит в Республиканский портал, через который пользователи входят в информационный контакт друг с другом, имеются личные сайты учителей, где особое место отведено методической работе. Ведется электронный дневник, позволяющий своевременно доводить информацию до родителей. Учителя осваивают применение в своей работе интерактивных досок. Для учителей в настоящее время этот вопрос является приоритетным.
Научно-методическая работа в школе немыслима без тесного сотрудничества с МГУ им. Н. П. Огарева, с педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, с МРИО, с методическим кабинетом ГУО, поэтому ведется работа по заключению договоров с данными учреждениями.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед ОУ необходимы высококвалифицированные педагогические кадры. Каким же педагогическим потенциалом обладает наша школа 96% с высшим профессиональным образованием,37% награждены государственными и отраслевыми наградами, 37% учителей имеют высшую квалификационную категорию,33% имеют первую квалификационную категорию. Более 68% педагогов имеют достаточно высокий уровень креативности и работают в режиме творческого саморазвития.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
• личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
• личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
• личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
• личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
• личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
• личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.
Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Образ выпускника основной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Образ выпускника средней школы
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Познавательный интерес школьника развивается и формируется в деятельности, и прежде всего, в учении. Именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решить сложнейшие вопросы педагогической теории и практики. Чем больше мы будем разбираться в этих вопросах, тем скорее мы создадим то мастерство, которым без теоретической выучки никак не овладеешь. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. При подготовке к уроку перед учителем постоянно встает вопрос: Как сделать урок более продуманным и интересным и добиться того, чтобы учащиеся были конкурентоспособными и смогли бы использовать полученные знания на практике?
Каждому из нас, уважаемые коллеги, необходимо, глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса.
Урок-это зеркало общей педагогической культуры, культуры учителя,- как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Посещая уроки, складывается ясная картина и представление о том:
-каковы отношения учителя с учениками;
-глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
-как он мотивирует познавательную деятельность своих учащихся;
-кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
-обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
-формирует ли он УУД;
-умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Урок - не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать в совершенстве, освоить управление им.
Анализируя посещенные уроки учителей школы (Ахметовой Н.Д., Хальзовой Н.С., Воробъевой В.В., ,) можно отметить логичную последовательность при изучении материала, системность в работе, учет возрастных особенностей учащихся, смену видов деятельности, развитие исследовательских навыков, использование игровых моментов, сотрудничество учителя и ученика.
Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в своих предметных МО, но и в методическом объединении классных руководителей. Очевидно, что совершенствование профессионального мастерства учителя происходит через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки, проведение «дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы «Учитель года», «круглые столы» по обмену опытом.
С 1 января 2011 года была введена новая модель аттестации педагогических работников, включающая два направления: соответствие занимаемым должностям; соответствие квалификационным категориям (первой или высшей). Новая модель аттестации позволяет педагогу провести глубокий анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, умение применять теоретические знания на практике, и что самое главное, новая модель аттестации способствует диссеминации (тиражированию) инновационного педагогического опыта.
В 2012-2013 учебном году процедуру аттестации на соответствие квалификационным категориям проходят, и будут проходить учителя:
• На высшую квалификационную категорию:
Воробъева В.В., Каледина Н.В., Хальзова Н.С. , Куршева Н.А, Малышкина Н.В. , Алексина Е.В.
Руководители методических объединений имеют рейтинговые листы членов МО, которые каждый педагог заполнять в межаттестационный период. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а администрация лицея, руководители МО будут видеть и «предвидеть» деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе.
Хочется отметить работу руководителей методических объединений учителей, которые проявляют заинтересованность, помогают при подготовке и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего объединения.
Приоритетный национальный проект стал важным фактором модернизации российского образования. За годы его реализации Грантами различного уровня удостоены 7 педагогов школы. Ежегодно учителя школы участвуют в профессиональных конкурсах лучших учителей общеобразовательных учреждений:
• Мартынова Г.П. (учитель начальных классов )- )- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2012-2013.
• Ахметова Н.Д. (учитель физики)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
• Альшина Л.В. (учитель технологии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
• Воробъева В.В..(учитель химии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск».
• Калмыкова Н.В.- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
• Ларина (на пенсии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
• Бабина Н.В.- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения ».
Ценный опыт работы этих учителей необходимо довести до каждого учителя школы через проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, через знакомство с опытом этих учителей на страницах их личных сайтов.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» могут присуждаться так же премии и учащимся школы. Результаты их труда могут быть отмечены и премией Главы РМ, и Грантами разного уровня. А это результаты научно-методической работы учителей, которые с ними работают, повышая их уровень.
Распространение педагогических инноваций способствует также повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно-методической работ учителей представляются в виде докладов на научно - практических конференциях, как внутри школы, так и на республиканских научно-практических конференциях.
представляют в сетевых сообществах.
Публикации по итогам инновационной работы
Опыт некоторых учителей нашей школы известен на уровне республики. Материалы «Из опыта работы учителей» опубликованы в журналах «Народное образование Республики Мордовия», в Федеральных научно-методических журналах «Интеграция образования», выпускаемых Региональным учебным округом МГУ им. Н.П. Огарева, в сборниках выпускаемых Министерством образования РМ совместно с МРИО по итогам научно-практических конференций. Учителя нашей школы делятся результатами своей работы с коллегами, публикуя в ИНТЕРНЕТЕ на своих электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, выступления по итогам семинаров и конференций разного уровня, программы элективных курсов, рабочие программы.Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методической службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.
По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов. Поэтому хотелось бы сосредоточить ваше внимание:
- на эффективности деятельности школьных методических объединений;
- на повышении качества планирования работы методических объединений, поскольку роль МО в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.
Методические объединения являются основными структурными подразделениями методической службы школы, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Основная функция методического объединения - практико-ориентированная деятельность.
Направления деятельности методических объединений:
1.Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в систему повышения квалификации.
2.Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
3.Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов деятельности.
4.Поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа деятельности.
5.Создание и апробирование программ, учебно-методических комплексов, дидактических материалов.
6.Организация работы по проведению всех форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
7.Изучение и распространение опыта педагогов объединения через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, презентаций успехов, публикаций разработок в периодической печати различного уровня.
В нашей школе семь методических объединений: МО начальных классов (руководитель Калмыкова Надежда Валентиновна), МО математика, физика и информатики (руководитель Ахметова Нязиля Джафяровна), МО учителей иностранных языков (руководитель Беспалова Нина Алексеевна), МО учителей русского языка, литературы и истории (руководитель Каледина Наталья Владимировна), МО учителей биологии, химии и географии (руководитель Краснова Альбина Павловна), МО учителей технологии, ИЗО, физической культуры и ОБЖ (руководитель Альшина Людмила Васильевна) и МО классных руководителей (руководители Павлова Лариса Викторовна- начальная школа и Уханова Ольга Владимировна- основная и средняя школы).
Каждое МО работает над своей методической проблемой, тесно связанной с методической проблемой школы «Управление качеством образования как основа учебно-воспитательной работы» и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию помощи учителю. Каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход.
Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Курсы
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.
В нашей отрасли сложилась и развивается профессиональная поддержка учительских кадров через институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых на базе МРИО, на базе МГУ им. Н.П. Огарева. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе в других городах. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации. Курсы повышения квалификации учителя проходят своевременно (Альшина Л.В., Хальзова Н.С.).
Задачи модернизации сферы образования со всей остротой поставили вопрос о необходимости изменения системы повышения квалификации и переподготовки учителей начальной школы. На базе Мордовского института образования по проблеме внедрения государственных образовательных стандартов прошли обучение все учителя начальной школы.
Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.
Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы.
Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами МО темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы стали выступления на МО, педсоветах, на конференциях с последующей публикацией ( Ахметова Н.Д., Романова О.М, Калмыкова Н.В., Руженкова Т.В и ряд др. учителей.)
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.
Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования и их влияние на профессиональное мастерство учителей– залог успеха при обучении учащихся.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИКТ-технологиями.
Наличие компьютерных классов и компьютеров в кабинетах учителей позволяет организовать проведения уроков с использованием информационных технологий. Начинает интенсивно развиваться в обучении и управлении образованием в школе использование информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. В настоящее время, компьютерные технологии стали инструментом в достижении нового современного качественного образования. Положительным моментом является создание компьютерной поддержки в виде web-презентаций учителями, школьниками для проведения уроков и участия в конференциях, семинарах, педсоветах. В школе создан свой WEB-сайт, который входит в Республиканский портал, через который пользователи входят в информационный контакт друг с другом, имеются личные сайты учителей, где особое место отведено методической работе. Ведется электронный дневник, позволяющий своевременно доводить информацию до родителей. Учителя осваивают применение в своей работе интерактивных досок. Для учителей в настоящее время этот вопрос является приоритетным.
Научно-методическая работа в школе немыслима без тесного сотрудничества с МГУ им. Н. П. Огарева, с педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, с МРИО, с методическим кабинетом ГУО, поэтому ведется работа по заключению договоров с данными учреждениями.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед ОУ необходимы высококвалифицированные педагогические кадры. Каким же педагогическим потенциалом обладает наша школа 96% с высшим профессиональным образованием,37% награждены государственными и отраслевыми наградами, 37% учителей имеют высшую квалификационную категорию,33% имеют первую квалификационную категорию. Более 68% педагогов имеют достаточно высокий уровень креативности и работают в режиме творческого саморазвития.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
• личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
• личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
• личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
• личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
• личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
• личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.
Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Образ выпускника основной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Образ выпускника средней школы
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Познавательный интерес школьника развивается и формируется в деятельности, и прежде всего, в учении. Именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решить сложнейшие вопросы педагогической теории и практики. Чем больше мы будем разбираться в этих вопросах, тем скорее мы создадим то мастерство, которым без теоретической выучки никак не овладеешь. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. При подготовке к уроку перед учителем постоянно встает вопрос: Как сделать урок более продуманным и интересным и добиться того, чтобы учащиеся были конкурентоспособными и смогли бы использовать полученные знания на практике?
Каждому из нас, уважаемые коллеги, необходимо, глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса.
Урок-это зеркало общей педагогической культуры, культуры учителя,- как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Посещая уроки, складывается ясная картина и представление о том:
-каковы отношения учителя с учениками;
-глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
-как он мотивирует познавательную деятельность своих учащихся;
-кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
-обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
-формирует ли он УУД;
-умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Урок - не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать в совершенстве, освоить управление им.
Анализируя посещенные уроки учителей школы (Ахметовой Н.Д., Хальзовой Н.С., Воробъевой В.В., ,) можно отметить логичную последовательность при изучении материала, системность в работе, учет возрастных особенностей учащихся, смену видов деятельности, развитие исследовательских навыков, использование игровых моментов, сотрудничество учителя и ученика.
Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в своих предметных МО, но и в методическом объединении классных руководителей. Очевидно, что совершенствование профессионального мастерства учителя происходит через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки, проведение «дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы «Учитель года», «круглые столы» по обмену опытом.
С 1 января 2011 года была введена новая модель аттестации педагогических работников, включающая два направления: соответствие занимаемым должностям; соответствие квалификационным категориям (первой или высшей). Новая модель аттестации позволяет педагогу провести глубокий анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, умение применять теоретические знания на практике, и что самое главное, новая модель аттестации способствует диссеминации (тиражированию) инновационного педагогического опыта.
В 2012-2013 учебном году процедуру аттестации на соответствие квалификационным категориям проходят, и будут проходить учителя:
• На высшую квалификационную категорию:
Воробъева В.В., Каледина Н.В., Хальзова Н.С. , Куршева Н.А, Малышкина Н.В. , Алексина Е.В.
Руководители методических объединений имеют рейтинговые листы членов МО, которые каждый педагог заполнять в межаттестационный период. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а администрация лицея, руководители МО будут видеть и «предвидеть» деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе.
Хочется отметить работу руководителей методических объединений учителей, которые проявляют заинтересованность, помогают при подготовке и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего объединения.
Приоритетный национальный проект стал важным фактором модернизации российского образования. За годы его реализации Грантами различного уровня удостоены 7 педагогов школы. Ежегодно учителя школы участвуют в профессиональных конкурсах лучших учителей общеобразовательных учреждений:
• Мартынова Г.П. (учитель начальных классов )- )- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2012-2013.
• Ахметова Н.Д. (учитель физики)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
• Альшина Л.В. (учитель технологии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
• Воробъева В.В..(учитель химии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск».
• Калмыкова Н.В.- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
• Ларина (на пенсии)- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
• Бабина Н.В.- победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения ».
Ценный опыт работы этих учителей необходимо довести до каждого учителя школы через проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, через знакомство с опытом этих учителей на страницах их личных сайтов.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» могут присуждаться так же премии и учащимся школы. Результаты их труда могут быть отмечены и премией Главы РМ, и Грантами разного уровня. А это результаты научно-методической работы учителей, которые с ними работают, повышая их уровень.
Распространение педагогических инноваций способствует также повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно-методической работ учителей представляются в виде докладов на научно - практических конференциях, как внутри школы, так и на республиканских научно-практических конференциях.
представляют в сетевых сообществах.
Публикации по итогам инновационной работы
Опыт некоторых учителей нашей школы известен на уровне республики. Материалы «Из опыта работы учителей» опубликованы в журналах «Народное образование Республики Мордовия», в Федеральных научно-методических журналах «Интеграция образования», выпускаемых Региональным учебным округом МГУ им. Н.П. Огарева, в сборниках выпускаемых Министерством образования РМ совместно с МРИО по итогам научно-практических конференций. Учителя нашей школы делятся результатами своей работы с коллегами, публикуя в ИНТЕРНЕТЕ на своих электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, выступления по итогам семинаров и конференций разного уровня, программы элективных курсов, рабочие программы.
ю.docx
Воспитать человека с современным мышлением,
способного
самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким
профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не
только предметные, дидактические, методические, психологопедагогические
знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят
система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На
развитие всего перечисленного направлена деятельность методической
службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым
активным субъектом процесса совершенствования.
По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных
функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так,
благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и
закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней
способствует решению проблемы профессионального самосохранения,
преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым
уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение
помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более
восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его
конкурентоспособность.
стимулирует
профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации,
решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее
удовлетворение от работы.
Методическая
работа
основными
учебновоспитательной,
В желании чтото изменить и двигать идеи вперед определенная роль
отводится методическим объединениям педагогов. Поэтому хотелось бы
сосредоточить ваше внимание:
на эффективности деятельности школьных методических объединений;
на повышении качества планирования работы методических объединений,
поскольку роль МО в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.
структурными
Методические объединения являются
методической службы школы, осуществляющими
подразделениями
опытно
проведение
экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким
родственным учебным предметам.
Основная функция методического
объединения практикоориентированная деятельность.
Направления деятельности методических объединений:
1.Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы,
вне школы, включение педагогов в систему повышения квалификации.
2.Формирование методологической культуры педагогов как средства
повышения качества образования.
3.Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных
и программных типов деятельности.
4.Поддержка инновационных поисков педагога, развитие
самоанализа деятельности.
методической,
культуры 5.Создание и апробирование программ, учебнометодических комплексов,
дидактических материалов.
6.Организация работы по проведению всех форм учебных занятий,
предусмотренных учебным планом.
7.Изучение и распространение
через
проведение открытых уроков с использованием современных педагогических
технологий, презентаций успехов, публикаций разработок в периодической
печати различного уровня.
опыта педагогов объединения
В нашей школе семь методических объединений: МО начальных классов
(руководитель Калмыкова Надежда Валентиновна), МО математика, физика и
информатики (руководитель Ахметова Нязиля Джафяровна), МО учителей
иностранных языков (руководитель Беспалова Нина Алексеевна), МО
учителей русского языка, литературы и истории (руководитель Каледина
Наталья Владимировна), МО учителей биологии, химии и географии
(руководитель Краснова Альбина Павловна), МО учителей технологии, ИЗО,
физической культуры и ОБЖ (руководитель Альшина Людмила Васильевна)
и МО классных руководителей (руководители Павлова Лариса Викторовна
начальная школа и Уханова Ольга Владимировна основная и средняя школы).
Каждое МО работает над своей методической проблемой, тесно
связанной с методической проблемой школы «Управление качеством
образования как основа учебно-воспитательной работы» и в
своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию помощи
учителю. Каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе,
свой подход.
Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог
живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает
особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему
непрерывного педагогического образования.
профессиональной компетенции педагогов.
Курсы
Достижение нового качества образования невозможно без повышения
Залогом
уровня
профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в
жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя
ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно
находить решения и их успешно реализовывать.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является
предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели
профессионального совершенствования.
В нашей отрасли сложилась и развивается профессиональная
поддержка учительских кадров через институты повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования. Действующее
законодательство РФ и нормативноправовые документы обеспечивают
государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в
пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие
курсов повышения квалификации, организуемых на базе МРИО, на базе МГУ
им. Н.П. Огарева. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные
с использованием современных информационнокоммуникационных
технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе в других
городах. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа
педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной
поддержки при выборе направления повышения квалификации. Курсы
повышения квалификации учителя проходят своевременно (Альшина Л.В.,
Хальзова Н.С.).
Задачи модернизации сферы образования со всей остротой поставили
вопрос о необходимости изменения системы повышения квалификации и
переподготовки учителей начальной школы. На базе Мордовского института
образования по проблеме внедрения государственных образовательных
стандартов прошли обучение все учителя начальной школы.
Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших
взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в
конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога,
способствует его самореализации, решению профессиональных и личных
проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
профессиональнопедагогическое
Системообразующий компонент всей методической работы
индивидуальное
самообразование.
Самообразование занимает особое место в системе организации научно
теоретической,
психологопедагогической подготовки учителей.
Самообразование управленческий процесс, плановый, который строится на
основе анализа деятельности.
Выбор учителем школы методической темы по самообразованию
определяется потребностью учителя в повышении своей научно
теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и
навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении
вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и
синтезом научнопрактической деятельности.
В системе повышения
профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является
сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного
процесса школы.
Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает
обзор предметных газет и журналов это помогает учителю сориентироваться
в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над
своей темой. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех
учителей. Педагогами МО темы выбраны в соответствии с методической
темой школы. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой
самообразования. Результатом данной работы стали выступления на МО,
педсоветах, на конференциях с последующей публикацией ( Ахметова Н.Д.,
Романова О.М, Калмыкова Н.В., Руженкова Т.В и ряд др. учителей.)
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель
сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать
значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами
педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только
теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией,
наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность.
Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что
педагогическая культура совокупность умений учителя проявлять образцы
личностноценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам,
детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями
и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв.
Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами
профессиональной переподготовки, которую принято называть методической
культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены
основные причины, породившие отставание практики от теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание
приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как
методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость
овладевать педагогической культурой, где методическая культура является
только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах
образования, информационная культура, которая является одной из целей
работы методического объединения учителей, формируется исходя из
приоритета количества информации о новейших технологиях.
Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление
педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять
содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с
учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным,
недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию
нестандартных технологий в обучении.
Новые технологии обучения в контексте современной концепции
образования и их влияние на профессиональное мастерство учителей– залог
успеха при обучении учащихся.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы
претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного
образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИКТтехнологиями.
образованием в школе
Наличие компьютерных классов и компьютеров в кабинетах учителей
проведения уроков с использованием
позволяет организовать
информационных технологий. Начинает интенсивно развиваться в обучении и
управлении
использование информационно
коммуникационных технологий и сети Интернет. В настоящее время,
компьютерные технологии стали инструментом в достижении нового
современного качественного образования. Положительным моментом
является создание компьютерной поддержки в виде webпрезентаций
учителями, школьниками для проведения уроков и участия в конференциях,
семинарах, педсоветах. В школе создан свой WEBсайт, который входит в
Республиканский портал,
через который пользователи входят в
информационный контакт друг с другом, имеются личные сайты учителей,
где особое место отведено методической работе. Ведется электронный
дневник, позволяющий своевременно доводить информацию до родителей.
Учителя осваивают применение в своей работе интерактивных досок. Для
учителей в настоящее время этот вопрос является приоритетным.
Научнометодическая работа в
школе немыслима без тесного
сотрудничества с МГУ им. Н. П. Огарева, с педагогическим институтом им.
М.Е. Евсевьева, с МРИО, с методическим кабинетом ГУО, поэтому ведется
работа по заключению договоров с данными учреждениями.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед ОУ необходимы
высококвалифицированные педагогические кадры. Каким же педагогическим
потенциалом обладает наша школа 96% с высшим профессиональным
образованием,37% награждены государственными и отраслевыми наградами,
37% учителей имеют высшую квалификационную категорию,33% имеют
первую квалификационную категорию. Более 68% педагогов имеют
достаточно высокий уровень креативности и работают в режиме творческого
саморазвития.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
личность, устойчивая в сложных социальноэкономических условиях;
самоопределению;
личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному
личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на
человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными
принципами;
психологическим здоровьем;
личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и
личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к
самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного
самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
и ответственностью.
личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью
Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря
созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих
образа выпускника каждой ступени обучения.
Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа»,
«учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к
старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать
хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и
поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и
общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в
процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом,
элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля
учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по
предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения
образования на ступени основного общего образования. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый
интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной
деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями
говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня
культуры поведения и речи.
Сформированность первичных навыков
саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и
социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального)
эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение
режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким
и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и
спортом.
Образ выпускника основной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность»,
«труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение
традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я»,
овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация
на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения.
Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и
действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в
жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и
анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых
учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными
процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на
уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и
отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения;
способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим
признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей
и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке,
литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и
выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками;
знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность
разработать и реализовать индивидуальную программу физического
совершенствования.
Образ выпускника средней школы
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество»,
«культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.
Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих
людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких
качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей,
уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению,
самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими
школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах
деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в
углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными
коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально
устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность
корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить
прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях
с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и
созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести
подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших
школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и
умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального
состояния.
Познавательный интерес школьника развивается и формируется в
деятельности, и прежде всего, в учении. Именно от качества урока в
наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком
знаний.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем
дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему
приходится решить сложнейшие вопросы педагогической теории и
практики. Чем больше мы будем разбираться в этих вопросах, тем скорее
мы создадим то мастерство, которым без теоретической выучки никак не
овладеешь. С урока начинается учебновоспитательный процесс, уроком он и
заканчивается. Все остальное
хотя и важную, но
в школе играет вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе
уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика,
новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. При
подготовке к уроку перед учителем постоянно встает вопрос: Как сделать
урок более продуманным и интересным и добиться того, чтобы учащиеся
были конкурентоспособными и смогли бы использовать полученные знания на
практике?
Каждому из нас, уважаемые коллеги, необходимо, глубоко изучить эту
«живую клеточку» учебновоспитательного процесса.
Урокэто зеркало общей педагогической культуры, культуры учителя,
как писал В.А. Сухомлинский, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции.
Посещая уроки, складывается ясная картина и представление о том:
каковы отношения учителя с учениками;
глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
как он мотивирует познавательную деятельность своих учащихся;
кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения
детей;
обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
формирует ли он УУД;
умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по
предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном
процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Урок не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И
если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в
совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально
его использовать в совершенстве, освоить управление им.
Анализируя посещенные уроки учителей школы (Ахметовой Н.Д.,
Хальзовой Н.С., Воробъевой В.В.,
логичную
последовательность при изучении материала, системность в работе, учет
возрастных особенностей учащихся, смену видов деятельности, развитие
исследовательских навыков,
использование игровых моментов,
сотрудничество учителя и ученика.
,) можно отметить
Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в
своих предметных МО, но и в методическом объединении классных
руководителей. Очевидно, что совершенствование профессионального
мастерства учителя происходит через организацию учебнопознавательной
деятельности учащихся.
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в
нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами
работников это далеко не простая задача. Нужно создать такую
образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им
передовой педагогический опыт, а другие возможность самовыражения,
раскрытия профессионального и творческого потенциала.
Создать
необходимую среду помогают такие формы методической работы, как
творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки,
проведение «дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы
«Учитель года», «круглые столы» по обмену опытом.
С 1 января 2011 года была введена новая модель аттестации
педагогических работников, включающая два направления: соответствие
занимаемым должностям; соответствие квалификационным категориям
(первой или высшей). Новая модель аттестации позволяет педагогу провести
глубокий анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы,
поставить дальнейшие цели, умение применять теоретические знания на
практике, и что самое главное, новая модель аттестации способствует
диссеминации (тиражированию) инновационного педагогического опыта.
В 20122013 учебном году процедуру аттестации на соответствие
квалификационным категориям проходят, и будут проходить учителя:
На высшую квалификационную категорию:
Воробъева В.В., Каледина Н.В., Хальзова Н.С. , Куршева Н.А,
Малышкина Н.В. , Алексина Е.В.
Руководители методических объединений имеют рейтинговые листы
членов МО, которые каждый педагог заполнять в межаттестационный
период. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и
пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а администрация
лицея, руководители МО будут видеть и «предвидеть» деловые качества,
достоинства учителя и использовать их в работе.
Хочется отметить работу руководителей методических объединений
учителей, которые проявляют заинтересованность, помогают при подготовке
и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего
объединения.
Приоритетный национальный проект стал важным фактором модернизации
российского образования. За годы его реализации Грантами различного
уровня удостоены 7 педагогов школы. Ежегодно учителя школы
участвуют
конкурсах лучших учителей
общеобразовательных учреждений:
профессиональных
в Мартынова Г.П. (учитель начальных классов ) ) победитель
конкурса
«Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о.
Саранск», 20122013.
Ахметова Н.Д. (учитель физики) победитель конкурса «Лучший
учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 20112012.
Альшина Л.В. (учитель технологии) победитель конкурса «Лучший
учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 20112012.
Воробъева В.В..(учитель химии) победитель конкурса «Лучший учитель
общеобразовательного учреждения г.о. Саранск».
Калмыкова Н.В. победитель конкурса
общеобразовательного учреждения РФ».
Ларина (на пенсии) победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
Бабина Н.В. победитель конкурса «Лучший учитель общеобразовательного учреждения ».
Ценный опыт работы этих учителей необходимо довести до каждого
учителя школы через проведение мастерклассов, семинаров, открытых
уроков, через знакомство с опытом этих учителей на страницах их личных
сайтов.
«Лучший учитель
В рамках реализации приоритетного национального проекта
«Образование» могут присуждаться так же премии и учащимся школы.
Результаты их труда могут быть отмечены и премией Главы РМ, и Грантами
разного уровня. А это результаты научнометодической работы учителей,
которые с ними работают, повышая их уровень.
Распространение педагогических инноваций способствует
также
повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно
методической работ учителей представляются в виде докладов на научно
практических конференциях, как внутри школы, так и на республиканских
научнопрактических конференциях.
представляют в сетевых сообществах.
Публикации по итогам инновационной работы
Опыт некоторых учителей нашей школы известен на уровне республики.
Материалы «Из опыта работы учителей»
опубликованы в журналах
«Народное образование Республики Мордовия», в Федеральных научно
методических журналах «Интеграция образования»,
выпускаемых
Региональным учебным округом МГУ им. Н.П. Огарева, в сборниках
выпускаемых Министерством образования РМ совместно с МРИО по итогам
научнопрактических
Учителя нашей школы делятся
результатами своей работы с коллегами, публикуя в ИНТЕРНЕТЕ на своих
электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых
уроков, выступления по итогам семинаров и конференций разного уровня,
программы элективных курсов, рабочие программы.
конференций.
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Воспитание личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.