Воспитание на основе потребностей человека
Оценка 4.8

Воспитание на основе потребностей человека

Оценка 4.8
Лекции +2
docx
математика +2
Взрослым
26.11.2017
Воспитание на основе потребностей человека
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены авто¬ром в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педаго¬гический поиск» б 2000 году. Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против суще¬ствовавшей многие годы социоцентрической модели воспита¬тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб¬ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра¬стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най¬ти в мире свое место, единственное, но законное
Vospitanie_na_osnove_potrebnostey_cheloveka.docx
Воспитание на основе потребностей человека1 Эту   концепцию   разработал   ижевский   ученый   Валерий   Петрович   Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» б 2000 году. Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы   социоцентрической   модели   воспитательной   деятельности.   Он   пишет: «Предлагаю   другой   подход   к   воспитанию:   не   от   общества,   а   от   ребенка,   не   от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое   сообщество   и   страстно   стремится   познать   себя,   непонятного   и непокорного,   найти   в   мире   свое   место,   единственное,   но   законное,   выразить, реализовать   себя,   уникального   и   неповторимого.   И   не   надо   его   "формировать", пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе». В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он   убежден,   что   успех   работы   воспитателя   во   многом   обусловлен   поиском   и установлением взаимосвязи  процессов  реализации  базовых потребностей растущего человека   и   воспитательной   деятельности   педагога.   Базовые   потребности,   по   его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого­педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002.  – С.77­82. 1 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении. Цель   и   принципы   воспитания.  Рассматривая   человека   как   существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости   физических   и   духовных   сил.   Отсюда   становится   очевидной   цель  обеспечивать   необходимые   условия   для воспитательной   деятельности: удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Воспитание,   в   основе   которого   лежат   потребности   человека,   может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах: 1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил. 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.  Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. 3. Деятельностный принцип.  Постараемся осознать: воспитывает не только педагог  и не столько нравоучениями, сколько организацией  живого  опыта бытия, отношений членов сообщества. 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания   —   здоровая   «Я­концепция»,   гармония   внутреннего   мира   ребенка, 2 чувство собственного достоинства. 5. Возрастной принцип:  подбор  видов, содержания  и  форм  деятельности  в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста. 6.   Принцип   гуманизма:  всестороннее   взаимодействие   воспитателя   и воспитанника на объективном единстве целей. Содержание   воспитательного   процесса.  Оно   должно   служить   целям   жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно­потребностной сферы личности   ребенка.   К   числу   основных   направлений     воспитательной   деятельности Валерий Петрович относит следующие: — организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе (группе) как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитан­ ника (реализация потребности в творческой деятельности); —   создание   условий   для   сохранения   и   укрепления   здоровья   воспитанников (реализация потребности быть здоровым); —   формирование   благоприятного   нравственно­психологического   климата, здоровых   межличностных   отношений   в   коллективе,   т.е.   обеспечение   условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности); — создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения   каждым   необходимого   социального   статуса   в   среде   сверстников (реализация потребности в уважении, признании); — обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни); —   психолого­педагогическое   просвещение   воспитанников,   обучение   их 3 способам   делать   правильный   выбор,   принимать   решения;   обучение   приемам самопознания,   саморегуляции,   самоуправления   и   самовоспитания   как   основопо­ лагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации); — воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение   (и   собственным   примером)   радостному   проживанию   жизни,   каждой   ее минуты (реализация потребности в  удовольствии, наслаждении). Механизм   воспитания.  При   осуществлении   процесса   воспитания   педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют: а)   определенная   общность   людей,   в   которой   ребенок   пребывает   и   осваивает социальный опыт; б)   определенная   ведущая   деятельность,   благодаря   которой   происходит психическое и социальное развитие воспитанника; в)   определенные   психические   новообразования,   которые   как   краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека. Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно­потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования: 1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими:   младший   школьник   нуждается   в   психологическом   комфорте,   игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных   ситуациях;   юноша   занят   поисками   себя,   он   любит   помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое; 2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели,   ход   и   ожидаемые   результаты   с  позиции   значимости   для   себя,   ибо   ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой; 3) опираться  на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не 4 противоречить   его   установкам,   уже   имеющимся   нравственным   ценностям   и эмоциональной памяти;  если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что   способно   убедить   в   своей   правоте,   нарисовать   новые   перспективы, порепетировать,   потренироваться   (выработать   новые   установки),   исключить   риск, замешательство, поражение; 4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию; 5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней   радости»   от   самопроявления,   преодоления   трудностей;   все   это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы. Критерии   и   показатели   эффективности   воспитательного   процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания. В.   П.   Созонов   предлагает   два   пути   оценивания   результатов   воспитательной деятельности. Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий   для   жизнедеятельности   воспитанников.   В   роли   критериев   оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат   интеллектуальный   и   эмоциональный   фон   жизни, коллектива, психологической   защищенности   и   свободы   каждого   ребенка,   уровень   характер взаимоотношений   ученика   и   учителя,   детей   между   собой,   степень   доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива. Второй путь  связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки   личности   воспитанника,   когда   характеризуются   не   поступки,   не   внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести: 5 —   самоприятие   (подтверждение   перед   собой   ответственности   и   законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»; — способность к рефлексии, умение оценивать  и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; — знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни; — признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»;   позитивное   мироощущение   (уверенность   в   том,   что   окружающий   мир целесообразен, гармоничен, гуманен); — способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность); — чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений); — активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление   жизненных   проблем,   оптимизм,   стрессоустойчивость,   стремление   к достижению поставленных целей; — признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни; —   эмоциональная   и   интеллектуальная   независимость,   готовность   к самостоятельному жизненному выбору; —  включенность   в  настоящее,  способность   получать   удовольствие   от   жизни, радоваться, быть счастливым. Таким   образом,   перечисленные   качества   личности   и   комплекс   необходимых условий   для   их   развития   должны   находиться,   по   мнению   В.П.   Созонова,   в   поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога 6

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017