Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены авто¬ром в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педаго¬гический поиск» б 2000 году.
Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против суще¬ствовавшей многие годы социоцентрической модели воспита¬тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб¬ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра¬стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най¬ти в мире свое место, единственное, но законное
Воспитание на основе потребностей человека1
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов.
Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация
воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический
поиск» б 2000 году.
Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие
годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет:
«Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от
коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей,
а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в
человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и
непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить,
реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать",
пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый
стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка
ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека.
Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и
установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего
человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его
мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности
воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает
определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание
психологопедагогических условий для удовлетворения базовых потребностей
школьника:
1 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера,
2002. – С.7782.
11) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо
саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок
— существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний,
слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель
обеспечивать необходимые условия для
воспитательной деятельности:
удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может
базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:
1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка.
Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности
с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития;
поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.
2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его
как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного,
сознания и самосознания, рационального и иррационального.
3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только
педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия,
отношений членов сообщества.
4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие
чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности
воспитания — здоровая «Яконцепция», гармония внутреннего мира ребенка,
2чувство собственного достоинства.
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в
соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.
6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и
воспитанника на объективном единстве целей.
Содержание воспитательного процесса. Оно должно служить целям жизни
воспитанника и быть связано со становлением мотивационнопотребностной сферы
личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной деятельности
Валерий Петрович относит следующие:
— организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой
деятельности детей в классе (группе) как модели, образа будущей достойной жизни,
в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитан
ника (реализация потребности в творческой деятельности);
— создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников
(реализация потребности быть здоровым);
— формирование благоприятного нравственнопсихологического климата,
здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий
защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в
защищенности, безопасности);
— создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в
формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения,
обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников
(реализация потребности в уважении, признании);
— обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным
примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных
целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле
жизни);
— психологопедагогическое просвещение воспитанников, обучение их
3способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам
самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основопо
лагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в
грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);
— воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия,
научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее
минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).
Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу
необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности
ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает
социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит
психическое и социальное развитие воспитанника;
в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные
камни ложатся в основание личности растущего человека.
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления
личности ребенка, этапах развития его мотивационнопотребностной сферы, педагог
должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются
ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре,
участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток
жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда
экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать,
пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;
2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его
цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок
всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не
4противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и
эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того,
что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы,
порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск,
замешательство, поражение;
4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести
дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;
5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей
«завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это
развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и
практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания.
В. П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной
деятельности.
Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им
условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки
результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат
интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
коллектива,
психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
уровень
характер
взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия,
взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества;
возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в
формах жизнедеятельности данного коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для
оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние
формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки.
К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к
саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:
5— самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности
собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;
— способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами,
выбирать поведение, управлять собой;
— знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций,
влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и
тактики собственной жизни;
— признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа
мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир
целесообразен, гармоничен, гуманен);
— способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);
— чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне
зависимости от особых личных достижений и приобретений);
— активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на
преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к
достижению поставленных целей;
— признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших
надличностных ценностей и смыслов жизни;
— эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к
самостоятельному жизненному выбору;
— включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни,
радоваться, быть счастливым.
Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых
условий для их развития должны находиться, по мнению В.П. Созонова, в поле
зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога
6