Воспитание на основе потребностей человека

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 26.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены авто¬ром в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педаго¬гический поиск» б 2000 году. Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против суще¬ствовавшей многие годы социоцентрической модели воспита¬тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб¬ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра¬стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най¬ти в мире свое место, единственное, но законное
Иконка файла материала Vospitanie_na_osnove_potrebnostey_cheloveka.docx
Воспитание на основе потребностей человека1 Эту   концепцию   разработал   ижевский   ученый   Валерий   Петрович   Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» б 2000 году. Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы   социоцентрической   модели   воспитательной   деятельности.   Он   пишет: «Предлагаю   другой   подход   к   воспитанию:   не   от   общества,   а   от   ребенка,   не   от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое   сообщество   и   страстно   стремится   познать   себя,   непонятного   и непокорного,   найти   в   мире   свое   место,   единственное,   но   законное,   выразить, реализовать   себя,   уникального   и   неповторимого.   И   не   надо   его   "формировать", пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе». В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он   убежден,   что   успех   работы   воспитателя   во   многом   обусловлен   поиском   и установлением взаимосвязи  процессов  реализации  базовых потребностей растущего человека   и   воспитательной   деятельности   педагога.   Базовые   потребности,   по   его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого­педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002.  – С.77­82. 11) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении. Цель   и   принципы   воспитания.  Рассматривая   человека   как   существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости   физических   и   духовных   сил.   Отсюда   становится   очевидной   цель  обеспечивать   необходимые   условия   для воспитательной   деятельности: удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Воспитание,   в   основе   которого   лежат   потребности   человека,   может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах: 1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил. 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.  Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. 3. Деятельностный принцип.  Постараемся осознать: воспитывает не только педагог  и не столько нравоучениями, сколько организацией  живого  опыта бытия, отношений членов сообщества. 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания   —   здоровая   «Я­концепция»,   гармония   внутреннего   мира   ребенка, 2чувство собственного достоинства. 5. Возрастной принцип:  подбор  видов, содержания  и  форм  деятельности  в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста. 6.   Принцип   гуманизма:  всестороннее   взаимодействие   воспитателя   и воспитанника на объективном единстве целей. Содержание   воспитательного   процесса.  Оно   должно   служить   целям   жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно­потребностной сферы личности   ребенка.   К   числу   основных   направлений     воспитательной   деятельности Валерий Петрович относит следующие: — организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе (группе) как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитан­ ника (реализация потребности в творческой деятельности); —   создание   условий   для   сохранения   и   укрепления   здоровья   воспитанников (реализация потребности быть здоровым); —   формирование   благоприятного   нравственно­психологического   климата, здоровых   межличностных   отношений   в   коллективе,   т.е.   обеспечение   условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности); — создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения   каждым   необходимого   социального   статуса   в   среде   сверстников (реализация потребности в уважении, признании); — обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни); —   психолого­педагогическое   просвещение   воспитанников,   обучение   их 3способам   делать   правильный   выбор,   принимать   решения;   обучение   приемам самопознания,   саморегуляции,   самоуправления   и   самовоспитания   как   основопо­ лагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации); — воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение   (и   собственным   примером)   радостному   проживанию   жизни,   каждой   ее минуты (реализация потребности в  удовольствии, наслаждении). Механизм   воспитания.  При   осуществлении   процесса   воспитания   педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют: а)   определенная   общность   людей,   в   которой   ребенок   пребывает   и   осваивает социальный опыт; б)   определенная   ведущая   деятельность,   благодаря   которой   происходит психическое и социальное развитие воспитанника; в)   определенные   психические   новообразования,   которые   как   краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека. Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно­потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования: 1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими:   младший   школьник   нуждается   в   психологическом   комфорте,   игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных   ситуациях;   юноша   занят   поисками   себя,   он   любит   помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое; 2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели,   ход   и   ожидаемые   результаты   с  позиции   значимости   для   себя,   ибо   ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой; 3) опираться  на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не 4противоречить   его   установкам,   уже   имеющимся   нравственным   ценностям   и эмоциональной памяти;  если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что   способно   убедить   в   своей   правоте,   нарисовать   новые   перспективы, порепетировать,   потренироваться   (выработать   новые   установки),   исключить   риск, замешательство, поражение; 4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию; 5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней   радости»   от   самопроявления,   преодоления   трудностей;   все   это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы. Критерии   и   показатели   эффективности   воспитательного   процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания. В.   П.   Созонов   предлагает   два   пути   оценивания   результатов   воспитательной деятельности. Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий   для   жизнедеятельности   воспитанников.   В   роли   критериев   оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат   интеллектуальный   и   эмоциональный   фон   жизни, коллектива, психологической   защищенности   и   свободы   каждого   ребенка,   уровень   характер взаимоотношений   ученика   и   учителя,   детей   между   собой,   степень   доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива. Второй путь  связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки   личности   воспитанника,   когда   характеризуются   не   поступки,   не   внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести: 5—   самоприятие   (подтверждение   перед   собой   ответственности   и   законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»; — способность к рефлексии, умение оценивать  и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; — знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни; — признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»;   позитивное   мироощущение   (уверенность   в   том,   что   окружающий   мир целесообразен, гармоничен, гуманен); — способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность); — чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений); — активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление   жизненных   проблем,   оптимизм,   стрессоустойчивость,   стремление   к достижению поставленных целей; — признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни; —   эмоциональная   и   интеллектуальная   независимость,   готовность   к самостоятельному жизненному выбору; —  включенность   в  настоящее,  способность   получать   удовольствие   от   жизни, радоваться, быть счастливым. Таким   образом,   перечисленные   качества   личности   и   комплекс   необходимых условий   для   их   развития   должны   находиться,   по   мнению   В.П.   Созонова,   в   поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога 6

Посмотрите также