Воспитательный процесс на уроках математики
Оценка 4.9

Воспитательный процесс на уроках математики

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
Взрослым
02.04.2023
Воспитательный процесс на уроках математики
Приемы проведения отдельных этапов урока математики в школе
Трофименко Г П .- статья.doc

Воспитательный процесс на уроках математики

 

Трофименко Г.П.

учитель математики МБОУ школы № 3

г. Озёры,  Г.о. Коломна

 

      Весь период обучения в школе учащиеся изучают математику. Уроков за это время проводится очень много. Но успеваемость по предмету оставляет желать лучшего. Во все времена математика считалась одной из самых сложных для освоения наук.

     Большинство школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. А слабый интерес (возможно и отсутствие всякого интереса) к предмету - одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики - с первого урока пробуждать и поддерживать интерес к предмету.

       Такой интерес к предмету вызывают задания с использованием сведений из других предметов (например, из биологии, географии, физики, истории), умение находить верные решения в сложных ситуациях , в которых можно оказаться в реальной жизни. Чтобы решать такие задачи, необходимо подумать, использовать все свои знания, опыт, находчивость и воображение.

     Например, урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые  дадут возможность создать проблемную ситуацию. Хорошо при изучении темы формулы сокращенного умножения, организовать самостоятельное открытие формул куб суммы и куб разности двух выражений. Какой потенциал несет такой прием? При  умственном напряжении, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула выведена и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.

    А еще урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, изучая тему «Сумма углов треугольника»,  в начале урока  каждому ученику выдать вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложить с помощью транспортира измерить все углы треугольника. А затем  найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая - появляется прпедположение, которое нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

      При обучении ребят возникают как простые , так и сложные проблемы. Более сложные проблемы следует разделить на более простые. И предложить ребятам их последовательное решение. Такая работа поможет учащимся ощутить радость маленького открытия. При этом возникает чувство удовлетворения от творческого труда, которое оказывает сильное воспитательное воздействие , так как формирует у человека  потребность в таком творческом труде. Например, изучаем тему «Площадь треугольника» в курсе геометрии 8-го класса.

        Перед ребятами ставлю задачу: Вывести формулу площади произвольного треугольника.

      Сначала предлагаю: найти площадь прямоугольного треугольника, если один из его катетов равен 4 см, а другой — 5 см. Подумав, некоторые учащиеся догадываются, что они смогут решить эту задачу, используя формулу площади прямоугольника. Обязательно повторяем теорему о нахождении площади прямоугольника.

        Ребята предлагают достроить треугольник до прямоугольника. Объясняют, почему: достроив прямоугольный треугольник до прямоугольника, получаем два равных треугольника; равны они по двум катетам. Так как площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон, то площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

        Объясняю, что решена только часть проблемы. Предлагаю ребятам решить следующую задачу: найти площадь остроугольного треугольника.

  По предыдущему способу решения задачи нахождения площади  прямоугольного треугольника, ребята предлагают достроить остроугольный треугольник до параллелограмма. Дополняем остроугольный треугольник до параллелограмма. Доказываем, что два полученных треугольника равны по трём сторонам.

      Прошу ребят сделать вывод: чему равна площадь любого остроугольного треугольника? Они отвечают, что площадь остроугольного треугольника равна  половине произведения его основания на высоту. Это очень хорошо! Умнички!  Решаем следующую задачу: найти площадь тупоугольного треугольника.  Вот эту задачу ребята решают довольно быстро. И, наконец, отвечаем  на поставленный глобальный вопрос: найти площадь произвольного треугольника. Ребята справляются с этой задачей самостоятельно. Мы вывели формулу для вычисления площади произвольного треугольника, следствие из этой формулы о нахождении площади прямоугольного треугольника.

   Решая поставленную задачу, ребята применяли все свои знания, воображение. Проявляли упорство, настойчивость, сообразительность. Общий интерес учащихся класса к решению данной задачи очевиден. Знания по данной теме добыты самими учениками. Ребята научились находить верные решения в сложных ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Это ориентирует на развитие личности учащегося, на достижение результатов , которые помогут принимать верные решения и в различных жизненных ситуациях.

     Это один из способов вовлечь весь класс в решение общей проблемы. Но заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполняет учебные упражнения, решает задачи. Средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету являются задания, которые побуждают ребят искать применение изучаемых явлений и понятий на практике. Например, составлять на этой основе новые задачи. Составление задач нравится ребятам. Особенно если учитель организует затем их коллективное обсуждение, решение лучших задач.

      В наше время существует множество источников с интересной и полезной информацией, которую можно использовать для составления тех или иных математических заданий. Многотомная популярная энциклопедия для детей «Я познаю мир». Содержание её томов позволяет обратиться практически к любой области знания и может быть использована для работы с учащимися разных возрастов. У ребят развивается кругозор.  Они получают знания из различных областей жизни. Они учатся работать с книгой. Вот несколько примеров задач, составленных ребятами.

      Задача 1. Всего за год взрослый лось съедает 7 тонн пищи, из которой  60%- побеги лиственных и хвойных пород,  30% - листья деревьев и кустарников, 10% - трава. Сколько тонн корма каждого вида съедает взрослый лось за один год?

    Задача 2. Одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся ещё в языческие времена,  — блины. Считалось, что выпекая круглые, как Солнце, блины, люди тем самым воздают ему почести. Праздник Масленицы сопровождается забавами, угощениями, потехами. В воспоминаниях жителей  одного из городов описывается такое угощение: в праздник Масленицы на городской площади был выпечен блин необычных размеров. Для этого специально, по заказу одного из купцов , была изготовлена сковорода, длина окружности которой составила 4 аршина. Каких же размеров (площадью) выпекали блин на этой сковороде? Считать диаметр сковороды равным 21 см, так как 1 аршин приблизительно равен 711,2 мм.

     Урок — часть жизни ребёнка, неотделимый элемент его воспитания. Каждое слово, предложение,  произнесённое на уроке, должно становиться наглядным образом жизни достойного человека. Если на уроке царит обстановка справедливости,  понимания и уважения, то ребёнок учится понимать и уважать других, верить в свои силы, верить в людей, быть честным во всём.

    За долгие годы обучения в школе каждый ученик приобретает множество  всевозможных знаний и умений. Но  одной из самых важных задач остается задача воспитания настоящего Человека, гармоничной Личности. В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения — такой же целенаправленный , специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

Список использованной литературы:

1.  Учебник для общеобразовательных организаций «Геометрия 7-9 классы» . Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Издание подготовлено под научным руководством академика А.Н. Тихонова.

2.  Издательская группа АСТ . Серия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи».  Автор: Истомин Сергей Михайлович.

3.  Издательская группа АСТ . Серия «Я познаю мир. Живая природа от А до Я» Авторы:  Васильева Е.Д., Целлариус А.Ю., Любарский Г.Ю., Волцит О.В., Павлинов И.Я., Иваницкий В.В.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


Воспитательный процесс на уроках математики

Воспитательный процесс на уроках математики

При обучении ребят возникают как простые , так и сложные проблемы

При обучении ребят возникают как простые , так и сложные проблемы

Решая поставленную задачу, ребята применяли все свои знания, воображение

Решая поставленную задачу, ребята применяли все свои знания, воображение

Каких же размеров (площадью) выпекали блин на этой сковороде?

Каких же размеров (площадью) выпекали блин на этой сковороде?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023