Конспект урока музыки
Дата:30.03.2023
Студент: Андриянова Арина Анатольевна
Методист: Головина Людмила Анатольевна
Учитель: Полушкина Елена Борисовна
Класс: 4 «Г»
Предмет: Музыка
Тема урока: «Русский Восток. Восточные мотивы»
Цель урока: Повторение оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, знакомство с музыкой Арама Хачятуряна, с симфонической сюитой «Шехераза́да» Н. А. Римского-Корсакова
Задачи урока:
Обучающие –познакомиться с музыкой А. Хачатуряна, с симфонической сюитой «Шехераза́да» Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие - развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию;
Воспитательные - пробудить у обучающихся интерес к прослушиванию композиций в оркестровом исполнении.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляет интерес, слушая музыкальные произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: умеет принимать цель деятельности на уроке и регулировать учебный процесс.
Познавательные: умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеет сотрудничать с учителем и одноклассниками, внимательно слушать и слышать учителя.
Предметные: знает биографию Арама Ильича Хачатуряна, симфоническую сюиту «Шехераза́да» Н. А. Римского-Корсакова
Оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, конспект урока
Использованная литература: программа о «Музыке» 1-4 класс, учебник «Музыка» 4 класс под ред. Е. Критской, календарно-тематический план 4 класс
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Организация и мотивация деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь. Садитесь. -Руки положите на стол правильно, ножки вместе, всё внимание на меня. Меня зовут, Арина Анатольевна сегодня урок музыки проведу у вас я. |
Здороваются, садятся
Слушают |
|
Актуализация знаний |
- Давайте вспомним, что мы слушали на прошлом уроке. Я предлагаю вам послушать фрагмент. (ария Марфы «Исходила младёшенька»».
1. Кто такой М. П. Мусоргский? 2. Что такое опера? Ария? 3. Почему опера «Хованщина» так называется? 4. Кто такие Хованский и Марфа? 5. Как называлась ария, которую мы слушали?
1. Моде́ст Петро́вич Му́соргский — русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры 2. Опера–это спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Ария- это вокальное произведение одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу; партия для одного голоса 3. В честь князя Хованского 4. У князя Хованского был сын, его звали Андрей. В опере есть героиня Марфа. Она была влюблена в сына Хованского Андрея. Но они были разного происхождения. Она спела в песни- арии обо всех своих страданиях, о своей любви к Андрею. 5. ария Марфы «Исходила младёшенька»». - Отлично, ребята, я вижу, что вы усвоили тему прошлого урока! |
Слушают отрывок из оперы
|
Л К |
Формулирование темы урока |
- Сегодня мы с вами пройдём не менее интересную тему, а чтобы узнать какую, посмотрите на доску. На листочках 3 темы, вам необходимо выбрать нужную. Ту, которую вы еще не проходили. - Правильно, тема нашего урока «Музыка А. И. Хачатуряна и Н.А.Римского-Корсакова» |
Слушают
Делают предположения
|
Р |
Постановка целей и задач урока |
- Вы верно определили тему, попробуйте сформулируйте мне цель урока, чем мы с вами сегодня будем заниматься? - Верно, цель нашего урока: познакомиться с композитором А.И. Хачатуряном и вспомнить биографию Н.А. Римского-Корсакова |
Познакомимся с композитором А.И. Хачатуряном |
Р |
Планирование |
-Чтобы начать урок, необходимо определить план. Внимание на экран, (имя) прочитай план урока вслух. 1.Вспомним биографию Арама Ильича Хачатуряна и Н.А. Римского-Корсакова 2. Познакомимся с музыкальными произведениями «Танец с саблями» и «Шехераза́да» 3.Начнём изучать песню «Дорога добра»
|
Читают |
|
Практическая деятельность учащихся |
- Арам Хачатурян – это имя хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. - 24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем. С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что отец Арама много работал с библиотекой хозяйки пансиона. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Из биографии Хачатуряна мы узнаём, что подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице. - Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. В 1939 году он поставил свой первый армянский балет, который назывался «Счастье». Он оказался настолько удачным, что сразу принёс ему популярность и славу. Но вскоре, балет был переработан, и поставлен под новым называнием «Гаянэ». Этот балет был написан в годы Великой Отечественной войны, а его первая премьера состоялась в г. Перми. - Ребята, а вы знаете что такое балет? - Балет — музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы. Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. - Этот балет рассказывает нам о Гаянэ - простой колхознице и главной героине балета. Её муж Гико – не хочет работать в колхозе вместе со всеми, и хочет уйти, и зовёт с собой Гаянэ, но она не соглашается. После этого народ изгоняет Гико. Тогда он решает отомстить и поджигает склады колхоза. Но начальник пограничного отряда Казаков и друзья Гаянэ узнают об этом уже после поджога. Но виновник наказан. Одной из главных тем балета является дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского командира пограничного отряда Казакова. Счастливая Гаянэ находит своё счастье в новой семье. Балет заканчивается национальным праздником. - Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна, написанное для последнего действия балета «Гаянэ» (1942). Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.
- А сейчас давайте послушаем отрывок «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». - Что вы можете сказать об этом произведении? Какие эмоции она вызывает? Какая она по характеру?
- А теперь вспомним биографию Римского-Корсакова - Римский-Корсаков родился в семье дворян и получил музыкальное образование в рамках своего воспитания. Когда ему исполнилось 12 лет он стал кадетом морского корпуса, а в 1862 году, будучи морским офицером, он отправился в кругосветное путешествие. Первые музыкальные «шаги» Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане. Свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте. Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие. Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино. - Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада». Шахерезада — старшая дочь царского визиря, девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра: пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин; Напросившись в царский дом в качестве очередной жены, Шахерезада применила всё своё красноречие, каждую ночь до утра рассказывая царю сказки. При этом восход прерывал повествование на самом интересном месте, и Шахрияр давал Шахерезаде отсрочку до следующей ночи, желая услышать окончание сказки. Однако, хитроумная Шахерезада, окончив одну сказку, сразу начинала следующую, которую вновь не успела рассказать до восхода. Таким образом, она рассказывала истории тысячу и одну ночь, пока наконец её запас сказок не иссяк. Однако Шахрияр к тому времени полюбил Шахерезаду и женился на ней.
- А теперь давайте послушаем отрывок из произведения Николая Андреевича Римского – Корсакова «Шехерезада» - А что вы можете сказать об этом произведении? Какими чувствами оно наполнено? Какое настроение оно вызывает? - Ребята обратите внимание на экран, как вы думаете где русский национальный костюм, а где костюм восточного народа? - Верно. Костюмы восточных народов сильно отличаются от русских. Характерные элементы одежды востока – длинное платье с расклешенными рукавами, кафтан, пояс с узорами, туники, шаровары и головной убор. На одежде присутствуют яркие цвета, разнообразные узоры. |
Слушают
Смотрят
Сильная, мужественная. Ранимая, нежная.
Высказывают свои предположения
|
Л |
Осуществление контроля
|
- Ребята, а сейчас проведем музыкальную викторину. Я буду включать разные произведения, а вы должны будете сказать, какое оно, русское или восточное? 1. Калинка-Малинка 2. Танец с саблями 3. Светит месяц 4. Шехерезада - Верно, ребята! - Скажите, кто написал «Шахерезаду»? А балет «Гаянэ»? - Отлично ребята, вы большие молодцы, вы узнали все песни, а значит, хорошо меня слушали и запомнили новый материал. |
Слушают Отвечают
|
К П |
Физическая минутка |
- Предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку. Встаем со своих мест немного расходимся друг от друга, чтобы не мешаться. Смотрим на экран и повторяем движения. |
Повторяют |
|
Песня |
- Ребята, а какую песню вы разучивали на прошлом уроке? Верно, песню «Крылатые качели». - А сегодня мы начнем разучивать новую песню, которая называется «Дорога добра». - Сейчас я включу вам песню, вы внимательно слушаете и следите за текстом песни на слайде. - Отлично, а теперь давайте подпевать, читайте слова со слайда |
Крылатые качели
Поют, читают |
Л |
Домашнее задание |
- Открываем дневники и записываем домашнее задание. Повторить песню «Дорога добра» |
Открывают, записывают |
|
Подведение итогов |
- Как звучала тема нашего урока? - О чем сегодня на уроке шла речь? - Что интересного вы узнали? - Что вам понравилось? -Покажите большой палец, если вам понравился урок и то, что мы сегодня пели. - Мне было приятно работать с вами, до свидания. |
Отвечают |
П |
Учитель _________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.